Дело №2-5236/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 сентября 2017 гада гор.Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Катюха А.А.,
при секретаре Аносовой Т.В.,
с участием истца ФИО1, представителя ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области ФИО2, действующей на основании доверенности от 27 марта 2017 года №,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки Сахалинской области» о признании отказа незаконным, признании права на меру социальной поддержи, возложении обязанности восстановить на учете по назначению ежемесячной денежной выплаты,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки Сахалинской области» (далее ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области») о признании отказа незаконным, признании права на меру социальной поддержи, возложении обязанности восстановить на учете по назначению ежемесячной денежной выплаты.
В обоснование исковых требований указано, что в целях улучшения жилищных условий планировала приобрести трехкомнатную квартиру с использованием средств единовременной социальной выплаты, расположенную по адресу: гор.Долинск Сахалинской области, ул.Октябрьская, 11-20. Цена указанной квартиры была определена в размере 3420000 рублей. В марте 2017 на расчетный счет была переведена единовременная выплата в размере 1710000 рублей, поскольку является матерью одиночкой и имеет на иждивении троих детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. За 2 недели до сделки собственник жилого помещения умер. В результате указанную сумму вынуждена была вернуть. Впоследствии получила уведомление от ответчика о прекращении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, поскольку в марте 2017 года на расчетный счет была переведена единовременная выплата, то есть произошло превышение дохода. Полагает, что прекращение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в размере величины прожиточного минимума и ежемесячного пособия на детей является незаконным. Действиями ответчика лишена мер социальной поддержки в виде выплаты, которая составляет 19000 рублей и является единственным доходом семьи, поскольку находится в декретном отпуске по уходу за ребенком. Дочь лишена бесплатного питания в школе.
Протокольным определением суда от 14 июля 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» отделение по Ногликскому району.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, в обоснование привела доводы, указанные в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области ФИО2, действующая на основании доверенности исковые требования не признала в полном объеме и пояснила, что ФИО1 являлась получателем ежемесячного пособия на каждого ребенка в соответствии с п.1 ч.1 ст.3 Закона №112-ЗО и ЕДВ в размере прожиточного минимума на дочь ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 10.03.2017 отделением по Ногинскому району ГКУ ЦСПСО удовлетворено заявление ФИО1 о назначении ей единовременной социальной выплаты многодетным семьям в размере 50 процентов стоимости приобретаемого жилого помещения или расходов на его строительство на территории Сахалинской области, но не более 2000000 рублей, и вынесено решение № о предоставлении ее семье указанной меры социальной поддержки. Платежным поручением №7763 от 29.03.2017 на счет ФИО1 была перечислена ЕСВ на приобретение жилья в размере 1710000 рублей. 03.04.2017 указанная сумма была возвращена, со слов истца в связи со смертью продавца жилого помещения. При этом, согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 20.08.2003 №512 «О перечне доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи т дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной поддержки» при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников. Сумма ЕСВ в размере 1710000 рублей была учтена при расчете среднедушевого дохода семьи ФИО1 и в виду того, что в расчетном периоде (3 месяца) произошло превышение размера среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума, определенной в соответствии с Законом области «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Сахалинской области» и превышение размера среднедушевого денежного дохода населения, 03.04.2017 решением отделения по Ногликскому району ГКУ ЦСПСО семье ФИО1 были обоснованно прекращены выплаты ежемесячного пособия на каждого ребенка.
В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (статья 38); каждому гарантируется социальное обеспечение (статья 39).
Из материалов дела суд установил, что семья истца ФИО1 является многодетной, в ней воспитываются: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
За счёт средств бюджета Сахалинской области истцу по месту её жительства в городе Долинске предоставлялась социальная помощь в виде следующих выплат:
- ежемесячное пособие на ребёнка,
- ежемесячная денежная выплата в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребёнка или последующих детей в семьях со среднедушевым доходом ниже среднедушевого денежного дохода населения, установленного Правительством Сахалинской области, в размере величины прожиточного минимума детей, установленной постановлением Правительства Сахалинской области в соответствии с Законом Сахалинской области «О прожиточном минимуме в Сахалинской области».
ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» - является действующим юридическим лицом, основным видом его экономической деятельности значится деятельность в области обязательного социального обеспечения населения Сахалинской области. В структуру данного казённого учреждения входят отделения, расположенные в районах Сахалинской области.
11 апреля 2017 года начальник отделения по Ногликскому району ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» уведомил ФИО1 о том, что с 01 апреля 2017 года истцу прекращены все выплаты на детей. Основанием для этого явилось предоставление многодетной семье истца единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения в размере 1710 000 рублей, что повлекло превышение среднедушевого денежного дохода семьи ФИО1 При этом, истцу было разъяснено, что в июле 2017 года при изменении среднедушевого денежного дохода ее семьи, ФИО1 вправе обратиться в отделение по Ногликскому району ГКУ ЦСПСО для назначения указанных мер социальной поддержки.
Оспаривая данное решение, истец ссылается на то обстоятельство, что ежемесячное пособие на ребёнка выплачивается независимо от уровня среднедушевого денежного дохода, поскольку установлено для всех многодетных семей в Сахалинской области, без исключения, а вторая денежная выплата выплачивается вне зависимости от предоставления иных мер социальной поддержки, кроме того указанная выплата истцом была возвращена.
Как установлено судом с 1 января 2011 года на территории Сахалинской области действует Закон «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Сахалинской области» от 6 декабря 2010 года № 112-ЗО.
Названный нормативный правовой акт принят в целях предоставления в Сахалинской области социальной поддержки семьям, имеющим детей. Закон устанавливает систему мер социальной поддержки семей, имеющих детей, в связи с рождением, обучением и воспитанием детей.
Статья 2 Закона № 112-ЗО определяет круг лиц, имеющих право на социальную поддержку.
Так, согласно пункту 1 статьи 2, социальная поддержка предоставляется семьям со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величины прожиточного минимума, определённой в соответствии с Законом Сахалинской области от 29 июня 2011 года № 56-ЗО «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Сахалинской области», на каждого рождённого, усыновлённого, принятого под опеку (попечительство), в приёмную семью, проживающего в семье ребёнка до достижения им возраста восемнадцати лет.
Согласно норме пункта 2 той же статьи, социальная поддержка предоставляется семьям, проживающим на территории Сахалинской области, имеющим трёх и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновлённых или принятых под опеку (попечительство), в приёмную семью и воспитывающим их до достижения ими восемнадцатилетнего возраста, детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, - до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет (далее - многодетные семьи).
Из статьи 3 Закона № 112-ЗО следует, что малоимущим семьям предоставляется социальная поддержка в виде ежемесячного пособия на ребёнка в сумме 300 рублей.
В статье 4 Закона № 112-ЗО перечислены виды социальной поддержки многодетных семей; таким семьям, в частности, предоставляется ежемесячная денежная выплата в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребёнка или последующих детей в семьях со среднедушевым денежным доходом ниже среднедушевого денежного дохода населения, установленного Правительством Сахалинской области за год, предшествующий году обращения за выплатой, в размере величины прожиточного минимума детей, установленной постановлением Правительства Сахалинской области в соответствии с Законом Сахалинской области от 24 июня 1998 года № 67 «О прожиточном минимуме в Сахалинской области».
Из положений части 1 статьи 11 Закона № 112-ЗО следует, что меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, предоставляются в соответствии с правилами, устанавливаемыми уполномоченным органом, за исключением мер социальной поддержки, предусмотренных частью 1 статьи 10 настоящего Закона.
Так, 29 мая 2012 года Министерством социальной защиты Сахалинской области издан приказ №, которым утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки семьям, имеющим детей. Из раздела 2 этих Правил следует, что малоимущим семьям социальная поддержка предоставляется в виде ежемесячного пособия на ребёнка. Назначение ежемесячного пособия осуществляется на основании заявления, представленного в учреждение социальной защиты, при этом к заявлению помимо прочих документов, прилагаются также документы о доходах гражданина, включая доходы членов его семьи за три последних календарных месяца, предшествующих дате подачи заявления, либо документы, подтверждающие отсутствие доходов.
При таком положении дел, мнение истца о том, что выплата ежемесячного пособия на ребенка не зависит от дохода семьи, является ошибочным, поскольку из приведенных норм следует, что при решении вопроса о назначении пособия малоимущей семье казенное учреждение обязано проверить доход гражданина и членов его семьи, следовательно, размер дохода влияет на принятие решения о назначении пособия либо отказе в его назначении.
Далее, в соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона «О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» от 05 апреля 2003 года № 44-ФЗ расчёт среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания, в который поступило письменное заявление гражданина или лица, являющегося его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В статье 5 названного нормативного правового акта указано, что при расчёте среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.
Доходы, полученные семьёй или одиноко проживающим гражданином от организаций, индивидуальных предпринимателей, использования земельных участков в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг, плодов, продукции), иного имущества, определяются как стоимость этих товаров (работ, услуг, плодов, продукции), иного имущества, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, установленном статьёй 40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации. В указанные доходы не включаются плоды и продукция, которые получены на земельном участке и использованы для личного потребления членов семьи или одиноко проживающего гражданина.
Перечень видов доходов, учитываемых при расчёте среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
20 августа 2003 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 512, которым утвердило Перечень видов доходов, учитываемых при расчёте среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
В подпункте «д» части 1 Постановления № 512 указано, что при расчёте среднедушевого дохода семьи учитываются социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся также надбавки и доплаты ко всем видам выплат, указанных в настоящем подпункте, и иные социальные выплаты, установленные органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
Из буквального толкования положений указанной нормы следует вывод о том, что перечень социальных выплат, подлежащих учёту при определении среднедушевого дохода семьи, не является исчерпывающим, видами социальных выплат и их размером не ограничен, следовательно, во внимание должна быть принята любая социальная выплата, полученная гражданином.
Распоряжением Правительства Сахалинской области от 05.12.2014 года № 699-р установлен размер среднедушевого денежного дохода населения по Сахалинской области за 2014 год – 44 410,30 рубля.
Из условий подпунктов 10) и 12) части 3 статьи 12 Закона № 112-ЗО, определяющей основания прекращения денежных выплат, следует, что основаниями для прекращения ежемесячных денежных выплат, установленных частью 1 статьи 3 (ежемесячное пособие на ребенка) и пунктом 4 части 1 статьи 4 (ежемесячная денежная выплата) являются:
- превышение размера среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума, определенной в соответствии с Законом области «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Сахалинской области», - для лиц, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Закона;
- превышение размера среднедушевого денежного дохода семьи среднедушевого денежного дохода населения, установленного Правительством Сахалинской области, - для лиц, указанных в пункте 2 статьи 2 настоящего Закона, обратившихся за назначением денежных выплат, установленных пунктом 4 части 1 статьи 4 настоящего Закона.
Согласно норме подпункта 3 части 1 статьи 4 Закона № 112-ЗО многодетным семьям предоставляется социальная поддержка в виде единовременной социальной выплаты в размере 50 процентов стоимости приобретаемого жилого помещения или расходов на его строительство на территории Сахалинской области, но не более 2000000 рублей, при рождении третьего ребёнка или последующих детей, начиная с 1 января 2013 года при условии регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Сахалинской области.
Судом достоверно установлено, что 29 марта 2017 года (платежное поручение №) семье ФИО1 из бюджета Сахалинской области была перечислена единовременная социальная выплата в сумме 1710 000 рублей на приобретение жилого помещения.
Указанная сумма, пополнив доход семьи, безусловно повлекла его увеличение и, как следствие, превышение размера среднедушевого денежного дохода Кашкавал, следовательно, единовременная социальная выплата обоснованно учтена казённым учреждением в лице его Ноглинского отделения в качестве дохода семьи истца, поэтому прекращение других социальных выплат, по поводу которых возник разрешаемый судом спор, было правомерным, поскольку предоставление данных выплат напрямую связано с доходом семьи и зависит от него.
При таких нормах законодательства и фактических обстоятельствах дела суд считает, что нарушения прав ФИО1 на социальное обеспечение допущено не было.
С учетом изложенного исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований ФИО1 к Государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки Сахалинской области» о признании отказа незаконным, признании права на меру социальной поддержи, возложении обязанности восстановить на учете по назначению ежемесячной денежной выплаты, отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий судья А.А. Катюха
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья А.А. Катюха