ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5236/2021 от 22.11.2021 Свердловского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

№ 2-5236/2021

24RS0046-01-2021-006147-40

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 ноября 2021 года г. Красноярск

Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи – Казаковой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Любецкой А.А.,

при участии:

с участием прокурора Беляевской Н.Л.,

представителя истца по первоначальному иску, ответчика по встречному иску, третьего лица Никоновой Т.Д., ответчика по первоначальному иску, истца по встречному иску ФИО2, его представителя ФИО3,

при секретаре Любецкой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального образования город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска к ФИО2 об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности, встречному иску ФИО2 к муниципальному образованию город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска о возложении обязанности предоставить в собственность равнозначное помещение взамен изымаемого,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное образование город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска обратилось в суд с иском к ФИО2 с требованием об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, определив размер возмещения в сумме 1 078 5360 рублей, выселении и снятии с регистрационного учета ФИО2, после выплаты истцом возмещения ответчику, прекращении права собственности ФИО1 на жилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>, признании права собственности на указанную квартиру за муниципальным образованием город Красноярск.

Требования мотивированы тем, что ответчику на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 20,2 кв.м. Ответчик проживает и состоит на регистрационном учете в указанном жилом помещении. Многоквартирный жилой дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии от 16.02.2015 №348 и включен в перечень домов, подлежащих сносу в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Российской Федерации» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением администрации г. Красноярска от 29.03.2019. № 144-п. Земельный участок, на котором расположен дом, признан подлежащим изъятию для муниципальных нужд. Жилые помещения, расположенные в указанном доме, подлежат изъятию для муниципальных нужд. Поскольку между сторонами не достигнуто соглашение об условиях и порядке изъятия принадлежащей ответчику квартиры, истец обратился в суд.

ФИО2 обратился в суд со встречными исковыми требованиями к муниципальному образованию город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска о возложении обязанности предоставить в собственность равнозначное помещение взамен изымаемого.

Требование мотивировано тем, что ФИО2 является собственником квартиры, по адресу: <адрес> в <адрес>, ему предложено подписать соглашение о выплате возмещения за изымаемое помещение со стоимостью объекта недвижимости 1 078 536 руб. Данная оценка является заниженной, за такую стоимость невозможно приобрести равнозначное жилое помещение. Истец имеет право на предоставление жилого помещения площадью 33,2 кв.м. Просит суд возложить на ответчика обязанность предоставить ФИО2 равнозначное жилое помещение общей площадью 33,2 кв.м., расположенное в границах города Красноярск, отвечающее санитарно-техническим нормам взамен принадлежащего на праве собственности жилого помещения по <адрес> в <адрес>.

В судебном заседании представитель МО г.Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г.Красноярска, третьего лица МКУ города Красноярска «УСК» Никонова Т.Д., исковые требования первоначального искового заявления поддержала, указав, что ФИО2 предложено жилое помещение взамен изымаемого, однако, от его получения и заключения мирового соглашения по делу он отказался, в связи с чем просила иск удовлетворить. В удовлетворении встречного иска просила отказать по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.

ФИО2 в судебном заседании встречный иск поддержал, пояснил, что акт подписывал, отказался от предложенной студии, квартира ничем не оборудована, ее площадь меньше, чем заявлено во встречном исковом заявлении. Указал, что постоянно в спорном жилом помещении не проживает, однако, продолжает им пользоваться в течение теплого сезона, поскольку данное жилое помещение благоустроенным не является, не подключено к централизованному отоплению, водоотведению, водопроводу, вместе с тем, у него в собственности помимо изымаемой квартиры также находился земельный участок. Также пояснил, что не согласен с размером выкупной цены, определенной истцом.

Представитель ФИО2 – ФИО3 судебном заседании поддержала позицию своего доверителя.

Представитель третьего лица, Управление Ростреестра по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о дате времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил в адрес суда письменные пояснения, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав участвующих в деле лиц, с учетом заключения помощника прокурора Свердловского района г. Красноярска полагавшего первоначальные исковые требования подлежащими удовлетворению, в удовлетворении встречного иска отказать, огласив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Из содержания положений ст. 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени.

В ч. 3 ст. 6 ЖК РФ установлено, что в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03 ноября 2009 года N 1368-О-О, положения части 3 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут рассматриваться как не совместимая с конституционными принципами правового регулирования владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями и как не обеспечивающая защиту конституционных прав на жилище.

Установление того, какие отношения существовали между сторонами спора, в какой период возникли эти отношения и подверглись ли они правовой трансформации, относятся к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств.

Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" (далее Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ) статья 32 ЖК РФ дополнена частью 8.2.

В соответствии с ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности, у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ вступил в действие 28 декабря 2019 года, при этом указанный закон не содержит положения о придании ему обратной силы.

Как установлено судом, ФИО2 на праве собственности принадлежит жилое помещение площадью 20,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>

Многоквартирный жилой <адрес><адрес><адрес> расположен на земельном участке с кадастровым номером , находящемся в общей долевой собственности собственников жилых помещений многоквартирного дома.

В соответствие с заключением от 16.02.2015 многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением администрации города Красноярска №35-арх от 12.03.2021 для муниципальных нужд изъят земельный участок с кадастровым номером , находящийся под многоэтажным домом, по адресу: <адрес>.

МО город Красноярск направило в адрес ФИО2 соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения от 12.04.2021 для его подписания, в соответствии с которым гражданин передает, а администрация г. Красноярска принимает в муниципальную собственность квартиру по адресу: Российская Федерация, <адрес>, общей площадью 20,2 кв.м., с выплатой возмещения в размере, состоящем из рыночной стоимости изымаемого жилого помещения, определенной с учетом стоимости изымаемого жилого помещения, определенной с учетом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество, включая долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, а также из стоимости убытков, связанных с изъятием, составляющем в соответствии с отчетом от 07.04.2021 №6/21-Г об оценке размера возмещения – 1 078 536 руб.

В адрес администрации города Красноярска 11.05.2021 поступило уведомление от ФИО2 об отказе в подписании Соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения в размере 1 078 536 руб. со ссылкой на несоответствие его стоимости рыночной стоимости объекта недвижимости и земельного участка.

Как следует из выписки из домовой книги (финансово-лицевого счета) № ФИО2 состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес>.

ФИО4, ФИО5 на дату рассмотрения дела с регистрационного учета по указанному адреса сняты, о чем представлены копии паспортов.

По сведениям, представленным АО «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ», Управление Ростреестра по Красноярскому краю ФИО2 иных объектов недвижимости в собственности не имеет.

ФИО2 в судебном заседании пояснил, что предлагаемый муниципальным образованием размер возмещения за спорное жилье не позволит ему приобрести равноценное жилье взамен выкупаемого, представив заключение эксперта о рыночной стоимости недвижимого имущества, изымаемого для муниципальных нужд от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рыночная стоимость <адрес> общей площадью 20,2 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> учетом доли в праве общей долевой собственности на общее имущество, включая долю в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 2103 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> убытками, понесенными собственником при изъятии объекта муниципальных нужд города на дату оценки составляет 1 398 307,60 руб.

Администрацией г. Красноярска предоставлен акт от 16.11.2021 осмотра жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> предлагаемого ФИО2 для переселения из аварийного жилого дома по адресу: <адрес>, с котором последний выразил не согласие, в связи с неудобным расположением, и маленькой площадью предлагаемого жилого помещения.

Принимая во внимание, что дом, в котором расположено спорное аварийное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в реализацию региональных адресных программ по переселению граждан в Красноярском крае, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований администрации г.Красноярска в части изъятия у ФИО2 для муниципальных нужд жилого помещения площадью 20,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, признании права собственности на указанное жилое помещение за муниципальным образованием г. Красноярск после предоставления другого жилого помещения.

Так же суд полагает, подлежащими удовлетворению требования администрации города Красноярска о выселении ФИО2 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Рассматривая требования администрации о выплате взамен изымаемого жилого помещения ФИО2 размера возмещения в сумме 1 078 5360 рублей, встречные исковые требования ФИО2 о возложении обязанности предоставить в собственность равнозначное помещение взамен изымаемого, в их взаимосвязи, суд приходит к следующему.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

Обращаясь с иском, ФИО2 настаивал на выбранном им способе обеспечения своих жилищных прав путем предоставления иного жилого помещения взамен изымаемого аварийного и подлежащего сносу.

Доводы администрации г. Красноярска, о том, что действующим законодательством обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений при расселении аварийных домов предусмотрено путем выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение, а предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого допускается только по соглашению сторон и при отсутствии такого соглашения орган местного самоуправления не может быть обязан судом предоставить жилое помещение взамен изымаемого, подлежат отклонению в связи с неверным толкованием норм материального права.

Правоотношения, связанные с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также последующим расселением проживающих в нем лиц, являются длящимися. В процессе таких правоотношений, на различных их этапах возникают жилищные права и обязанности, при урегулировании которых необходимо учитывать изменения норм материального права

Из Письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.04.2020 года -МЕ/06 следует, что под действие ч.8.2 ст. 32 ЖК РФ подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным. Таким образом, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом до 28.12.2019 года, способ изъятия определяется без учета положений части 8.2 ст. 32 ЖК РФ.

Право собственности ФИО1 на изымаемое жилое помещение зарегистрировано 07.04.2008, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

В указанной связи, разрешая спор, суд приходит к о том, что к спорным правоотношениям не подлежит применению положения части 8.2 статьи 32 ЖК РФ, поскольку указанная норма была введена в действие уже после приобретения истцом жилого помещения, включения аварийного дома в региональную адресную программу и начала проведения процедуры расселения; в связи с чем право выбора способа реализации своих жилищных прав принадлежало собственнику изымаемого жилого помещения; следовательно, с учетом выраженного волеизъявления ФИО2 на предоставление ему в собственность равнозначного жилого помещения взамен изымаемого, имеются правовые основания для удовлетворения встречных исковых требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Красноярского края от 09.07.2020 №9-4060 "О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции" дополнительной мерой поддержки является обеспечение собственника, с его согласия жилым помещением, площадь которого не более площади, установленной настоящим пунктом, без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение, определенного соглашением с собственником (далее - разница). В случае изъятия жилого помещения площадью более 20 квадратных метров, без взимания разницы предоставляется равнозначное жилое помещение или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров.

При таких обстоятельствах суд удовлетворяет требования истца по встречному иску о возложении на Администрацию города Красноярска в лице департамента градостроительства администрации города Красноярска обязанности предоставить в собственность ФИО2 жилого помещения в виде отдельной квартиры, пригодного для проживания, благоустроенного, применительно к условиям города Красноярска, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся на территории города Красноярска, общей площадью равнозначной изымаемому жилому помещению или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров, взамен аварийного, подлежащего сносу жилого помещения по адресу: <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление муниципального образования город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации города Красноярска к ФИО2 об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности – удовлетворить частично.

Встречное исковое заявление ФИО2 к муниципальному образованию город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска о возложении обязанности предоставить в собственность равнозначное помещение взамен изымаемого – удовлетворить.

Изъять у ФИО2 для муниципальных нужд жилое помещение площадью 20,2кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Обязать Администрацию города Красноярска в лице департамента градостроительства администрации города Красноярска предоставить в собственность ФИО2 жилое помещение в виде отдельной квартиры, пригодное для проживания, благоустроенное, применительно к условиям города Красноярска, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся на территории города Красноярска, общей площадью равнозначной изымаемому жилому помещению или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров, взамен аварийного, подлежащего сносу жилого помещения по адресу: <адрес>.

Прекратить право собственности ФИО2 на жилое помещение площадью 20,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, после передачи в собственность ФИО2 равнозначного благоустроенного жилого помещения.

Выселить ФИО2 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение суда является основанием для снятия ФИО2 с регистрационного учета по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.В. Казакова

Мотивированное решение составлено 15 декабря 2021 года.

Председательствующий судья Н.В. Казакова