ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-523/13 от 31.01.2013 Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2-523\13 [ ДД.ММ.ГГГГ ]

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Автозаводский районный суд города Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Дуцевой Н.Е., с участием помощника прокурора Автозаводского района г. Н.Новгорода Костиной О.А., при секретаре судебного заседания Савиновой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Прокурора Автозаводского района

г. Н.Новгорода в защиту интересов

неопределенного круга лиц

к

ООО [ "П" ]

о возложении обязанности устранить

нарушения Законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику об обязании устранить нарушения. В обоснование иска указал, что Прокуратурой Автозаводского района г.Н.Новгорода проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Установлено, что на территории Автозаводского района г.Н.Новгорода имеется потенциально опасный объект - ООО [ "П" ], находящийся по адресу: [ Адрес ]. При этом, администрацией Общества не выполнены предусмотренные федеральным законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а именно не создана локальная система оповещения населения, проживающего вблизи объекта и работников организаций, расположенных вблизи объекта, отвечающая нормативным требованиям. В ходе проведенной проверки установлено, что локальная система оповещения населения в случае чрезвычайной ситуации на потенциально-опасном объекте ООО [ "П" ] по адресу: [ Адрес ], отсутствует, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, снижает антитеррористическую защищенность объекта.

Просит: Обязать ООО [ "П" ] устранить нарушения требований законодательства, а именно обеспечить потенциально-опасный объект ООО [ "П" ], расположенный по адресу: [ Адрес ]

, локальной системой оповещения населения в случае чрезвычайной ситуации. В соответствии со ст.206 ГПК РФ установить срок для совершения указанных действий.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Автозаводского района г. Н.Новгорода - Костина О.А., поддержала заявленные требования в полном объеме.

Ответчик в судебное заседание не явился, о явке извещен надлежащим образом.

Представитель 3-го лица - ОНД [ ... ] -Миронов Д.Г., действующий на основании доверенности, пояснил, что отсутствует информация, что данная система установлена. Срок предписания истекает в июне 2013 года. Просил удовлетворить заявленные требования.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав, перечисленных в ст.35 ГПК РФ, неявку лиц в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. В случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается. В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными

При указанных обстоятельствах, суд находит, что отложение слушания дела приведет к его необоснованному затягиванию и с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Суд с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав стороны, участвующие в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.

Статьи 7,18 Конституции РФ определяют, что РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; права и свободы человека и гражданина являются непосредственна действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с п.2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст.ст. 20, 41 Конституции РФ, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

В соответствии с п. 5, 7 ст. 2, п.4 ст.З Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму», противодействие терроризму основывается на принципе приоритета меры предупреждения, то есть выявления и последующего устранения причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

В соответствии с п.9 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ от 05.10.2009 (далее -Концепции), правовую основу общегосударственной системы противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года Концепция внешней политики Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, настоящая Концепция, а также нормативные правовые акты* Российской Федерации, направленные на совершенствование деятельности в данной области (ч.9 Концепции).

В соответствии с ч.ч. 5, 6, 7 Концепции общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения: а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

В соответствии с требованиями ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон №68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуации; в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности.

Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Исходя из требований ст.1 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон №28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относятся к задаче гражданской обороны (ст. 2 Федерального закона №28-ФЗ).

Согласно ст.9 Федерального закона «О гражданской обороне» к полномочиям организаций в области гражданской обороны относится создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

В силу п. «г» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ организации обязаны создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Аналогичные нормы содержит Закон Нижегородской области от 04.01.1996 №17-3 «О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 01.03.1993 № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» (далее - Постановление Правительства РФ №178) организациям Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения), необходимо обеспечивать начиная с 1993 года проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах.

Установить зоны действия локальных систем оповещения: в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе до 2,5 км вокруг объектов, финансирование работ по созданию локальных систем оповещения осуществлять на действующих потенциально опасных объектах за счет собственных средств этих объектов (п.2, п.п. б п. 3 Постановления Правительства РФ №178).

Организационно-техническое построение локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения, разрабатываемыми Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 24.12.2002 (далее - Методические рекомендации).

Согласно п. 1.5 Методических рекомендаций создание локальной системы оповещения - составная часть комплекса мероприятий гражданской обороны, проводимых с целью защиты персонала каждого потенциально опасного объекта, а также проживающего в районе его размещения населения.

В соответствии с п. 1.6 Методических рекомендаций локальная система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение дежурной службы потенциально опасного объекта, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи.

В силу п.П Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказами МЧС РФ №422, Мининформсвязи РФ №90, Минкультуры РФ №376 от 25.07.2006 (далее - Положение о системах оповещения населения), основной задачей локальных систем оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:

- руководителей, сил и служб, а также работников организаций;

- руководителей, дежурных служб других организаций, расположенных в

зоне действия локальной системы оповещения;

- оперативных дежурных служб органов, уполномоченных на решение

задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,

Нижегородской области, муниципальных образований Нижегородской области;

населения, проживающего в непосредственной близости от потенциально опасного объекта в зоне действия локальной системы оповещения.

Исходя из требований п.4 Положения о системах оповещения населения системы оповещения всех уровней (в том числе, региональная, местная, локальная системы оповещения) должны технически и программно сопрягаться.

В соответствии с требованиями Положения о территориальной подсистеме Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённого Постановлением Правительства Нижегородской области от [ ДД.ММ.ГГГГ ][ Номер ] МЧС России [ ... ] осуществляет контроль за созданием локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов, а также готовностью соответствующих звеньев территориальных и функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Одной из основных задач МЧС России является контроль за созданием локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов.

Согласно распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.10.2003 №1544-р в целях обеспечения своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и в военное время: на организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, возложена обязанность завершить до [ ДД.ММ.ГГГГ ] работы по созданию локальных систем оповещения.

В ходе рассмотрения дела установлено, что на территории [ ... ] района г.[ ... ] имеется потенциально опасный объект - ООО [ "П" ], находящийся по адресу: [ Адрес ].

Согласно сообщению, в связи со сменой собственника ООО [ "Л" ] переименовано в ООО [ "П" ]. На комбинате отсутствует локальная система оповещения [ ... ].

Установлено, что администрацией Общества не выполнены предусмотренные федеральным законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а именно не создана локальная система оповещения населения, проживающего вблизи объекта и работников организаций, расположенных вблизи объекта, отвечающая нормативным требованиям.

В ходе проведенной прокуратурой [ Адрес ] г.Н.Новгорода проверки установлено, что локальная система оповещения населения в случае чрезвычайной ситуации на потенциально-опасном объекте ООО [ "П" ] по адресу: [ Адрес ] отсутствует, что подтверждается сообщением генерального директора ООО [ "П" ][ ФИО ], в котором указано, что подана заявка на проектировку и установку ЛСО [ ... ], сведениями ХОО ООО [ "П" ] на [ ДД.ММ.ГГГГ ][ ... ].

Установлено, что отсутствие локальной системы оповещения населения в случае чрезвычайной ситуации на потенциально-опасном объекте ООО [ "П" ] по адресу: [ Адрес ]- отсутствует, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, снижает антитеррористическую защищенность объекта.

Доказательств обратного ответчиком суду не предоставлено.

На основании изложенного, требования истца о возложении обязанности на ответчика возложить обязанности устранить нарушения законодательства подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно п.п.8 п.1 ст.333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Взысканию с ответчика в местный бюджет подлежит госпошлина в сумме [ ... ] рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Автозаводского района города Нижнего Новгорода удовлетворить.

Обязать ООО [ "П" ] в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства, а именно обеспечить потенциально-опасный объект ООО [ "П" ], расположенный по адресу: [ Адрес ], локальной системой оповещения населения в случае чрезвычайной ситуации.

Взыскать с ООО [ "П" ] госпошлину в местный бюджет в сумме [ ... ] рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: Н.Е.Дуцева