Дело 2-523/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 сентября 2020 года г. Николаевск-на-Амуре
Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Федоренко Н.В.,
с участием Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора Кулыгина Г.В.,
при секретаре судебного заседания Бутусовой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» о возложении обязанности принять меры для приведения котельных в соответствие с действующим законодательством об охране атмосферного воздуха,
УСТАНОВИЛ:
Истец Николаевский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Коммунальщик» о возложении обязанности принять меры для приведения котельных в соответствие с действующим законодательством об охране атмосферного воздуха.
В обоснование требований истец указал, что Николаевской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой по заданию Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры проведена проверка соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства, выразившегося в следующем. ООО «Коммунальщик» осуществляет выработку тепловой энергии на 3 котельных в п. Лазарев Николаевского района Хабаровского края. В соответствии со статьей 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. При этом нахождение (поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение. В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов. Частью 1 статьи 14 Закона № 96-ФЗ предусмотрено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Разрешением устанавливаются перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, а также иные условия, соблюдение которых является обязательным для юридических лиц, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Вместе с тем, в результате проведенной проверки установлено, что ООО «Коммунальщик» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (котельными) осуществляется со следующими нарушениями: предприятие не обеспечено средствами контроля за выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух (часть 7 статьи 16 Закона № 96-ФЗ); не определены должностные лица или подразделения, на которые возложены обязанности по контролю за газоочистным оборудование и проведением природоохранных мероприятий, не утверждены их должностные инструкции, производственный контроль за охраной атмосферного воздуха не осуществляется, специальная служба для контроля за выбросами не создана, не назначено ответственное лицо (части 1, 3 статьи 25 Закона № 96-ФЗ); не получено комплексное экологическое разрешение (часть 9 статьи 15 Закона № 96-ФЗ); на предприятии не утверждены программы (планы) по охране атмосферного воздуха, в том числе по снижению выбросов загрязняющих веществ (часть 4 статьи 16 Закона № 96-ФЗ); санитарно-защитная зона котельных не организована (часть 3 статьи 16 Закона № 96-ФЗ); плата за негативное воздействие на окружающую среду не вносится (статьи 28 Закона № 96-ФЗ); стационарные источники выбросов загрязняющих веществ не оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, а также техническим средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (часть 4 статьи 25 Закона № 96-Ф). Таким образом, ООО «Коммунальщик» не обеспечено исполнение требований законодательства об охране атмосферного воздуха и санитарно-эпидемиологического законодательства. Несоблюдение указанных требований противоречит принципам законодательства об охране окружающей среды, влечет загрязнение атмосферного воздуха и ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки в п. Лазарев Николаевского района Хабаровского края. С учетом уточненных требований истец просил суд обязать ответчика принять следующие меры на пяти котельным городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» Николаевского муниципального района Хабаровского края (котельная № 1 – <...>; котельная № 2 – <...>; котельная № 3 – <...> «а»; котельная № 4 – <...>; котельная № 5 – <...> «б») для приведения в соответствие с действующим законодательством об охране атмосферного воздуха: обеспечить котельные средствами контроля за выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух; определить должностных лиц или подразделения, на которые возложить обязанности по контролю за газоочистным оборудованием и проведением природоохранных мероприятий, утвердить их должностные инструкции; организовать производственный контроль за охраной атмосферного воздуха, для чего создать специальную службу для контроля за выбросами, назначить ответственное должностное лицо; организовать санитарно-защитную зону всех эксплуатируемых котельных; оснастить стационарные источники выбросов загрязняющих веществ автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; получить комплексное экологическое разрешение; внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год.
В судебном заседании Николаевский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор Кулыгин Г.В. исковые требования, за исключением требования о возложении обязанности утвердить программы (планы) по охране атмосферного воздуха, в том числе по снижению выбросов загрязняющих веществ, поддержал по основаниям, изложенным в иске. Просил установить ответчику срок для исполнения исковых требований в течение 2-х лет с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание представитель ответчика ООО «Коммунальщик» не явился, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом. Директор ООО «Коммунальщик» ФИО1 просил рассмотреть дело без участия представителя, о чем предоставил заявление. Также в данном заявлении указал, что просит учесть сложное финансовое положение ООО «Коммунальщик» и предпринимаемые меры по приведению объектов в соответствие с действующим законодательством.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лицо, участвующее в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 39 указанного Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу статьи 1 Федерального закона Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух устанавливается предельно допустимый выброс радиоактивных веществ.
Вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 14 указанного Федерального закона).
В силу пункта 9 стать 15 Федерального закона Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляются на основании комплексного экологического разрешения, выданного в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ в проектах строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, должны предусматриваться меры по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и другими федеральными органами исполнительной власти.
Согласно пункту 7 статьи 16 Федерального закона Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4 статьи 25 Федерального закона Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор. На объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, образующихся при эксплуатации технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО «Коммунальщик» является юридическим лицом, дополнительным видом деятельности которого является производство пара и горячей воды (тепловой) энергии котельными, том числе пяти котельных городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» Николаевского муниципального района Хабаровского края (котельная № 1 – <...>; котельная № 2 – <...>; котельная № 3 – <...> «а»; котельная № 4 – <...>; котельная № 5 – <...> «б»), что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, договором аренды муниципального недвижимого имущества от 31.07.2020, договором аренды муниципального движимого имущества от 31.07.2020.
04.03.2020 Николаевской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес ООО «Коммунальщик» было вынесено представление об устранении нарушений законодательства РФ об охране атмосферного воздуха, из которого следует, что в результате проведенной проверки установлено, ООО «Коммунальщик» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (котельными) осуществляет с нарушениями: предприятие не обеспечено средствами контроля за выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух; не определены должностные лица или подразделения, на которые возложить обязанности по контрою за газоочистным оборудованием и проведением природоохранных мероприятий, не утверждены их должностные инструкции; не осуществляется производственный контроль за охраной атмосферного воздуха, не создана специальная служба для контроля за выбросами, не назначено ответственное должностное лицо; не получено комплексное экологическое разрешение; санитарно-защитная зона котельных не организована; плата за негативное воздействие на окружающую среду не вносится.
Как следует из ответа ООО «Коммунальщик» от 27.03.2020 на указанное представление в настоящее время ведутся переговоры по заключению договора на проведение работ по замерам предельно допустимых выбросов. ООО «Коммунальщик», как единственный поставщик услуг в области теплоснабжения, действительно осуществляет деятельность по выработке тепловой энергии котельными, принадлежащими на праве собственности администрации городского поселения «Рабочий поселок Лазарев». Объем выбросов от сжигания природного газа в котельных составляет 31 тонну в год. Учитывая отсутствие большого парка автомобилей и других вредных производств, концентрация вредных веществ при выбросах в атмосферный воздух от производственной деятельности предприятия незначительная и не может оказывать большой нагрузки на окружающую среду. Работа по оформлению необходимых регламентирующих документов будет возобновлена при стабилизации финансового положения предприятия. Для разработки проекта санитарно-защитной зоны и программы производственного контроля привлечен сторонний специалист. Таким образом, в ближайшие сроки допущенные нарушения будут устранены. С мая 2020 года уволен специалист по охране окружающей среды, в период работы на предприятии он привлекался к административной ответственности за слабую работу по исполнению требований законодательства в области охраны окружающей среды. В настоящее время штат предприятия специалистом в области охраны окружающей среды не укомплектован.
Выявленными нарушениями требований в области охраны окружающей среды ответчиком нарушаются интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также гарантированные государством права граждан на благоприятную окружающую среду.
Учитывая, что ответчиком в нарушение указанных правовых норм при использовании указанных стационарных источников воздействия на окружающую среду предприятие не обеспечено средствами контроля за выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не определены должностные лица или подразделения, на которые возложены обязанности по контролю за газоочистным оборудование и проведением природоохранных мероприятий, не утверждены их должностные инструкции, не осуществляется производственный контроль за охраной атмосферного воздуха, не создана специальная служба для контроля за выбросами, не назначено ответственное лицо, не получено комплексное экологическое разрешение, не организована санитарно-защитная зона котельных; стационарные источники выбросов загрязняющих веществ не оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, а также техническим средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; не вносится плата за негативное воздействие на окружающую среду, суд приходит к выводу о том, что требования Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом мнения истца, принципа разумности, объема возложенных обязанностей, суд считает необходимым установить срок для исполнения ответчиком возложенных на него обязанностей в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче в суд искового заявления, с ответчика подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» о возложении обязанности принять меры для приведения котельных в соответствие с действующим законодательством об охране атмосферного воздуха удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу принять следующие меры на пяти котельных городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» Николаевского муниципального района Хабаровского края (котельная № 1 – <...>; котельная № 2 – <...>; котельная № 3 – <...> «а»; котельная № 4 – <...>; котельная № 5 – <...> «б») для приведения в соответствие с действующим законодательством об охране атмосферного воздуха:
- обеспечить котельные средствами контроля за выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- определить должностных лиц или подразделения, на которые возложить обязанности по контролю за газоочистным оборудованием и проведением природоохранных мероприятий, утвердить их должностные инструкции;
- организовать производственный контроль за охраной атмосферного воздуха, для чего создать специальную службу для контроля за выбросами, назначить ответственное должностное лицо;
- организовать санитарно-защитную зону всех эксплуатируемых котельных;
- оснастить стационарные источники выбросов загрязняющих веществ автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
- получить комплексное экологическое разрешение;
- внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11.09.2020.
Судья Н.В. Федоренко