ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-523/20 от 13.01.2020 Гагаринского районного суда (город Севастополь)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Дело № 2-523/2020

УИД 92RS0002-01-2020-005687-96

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Матюшевой Е.П.,

при помощнике Ильине Д.В.,

с участием:

истца – Лапицкой С.С.

представителя истца Эльберг Н.Ю.

представителей ответчика - Шидловского В.В., Кураковой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лапицкой Светланы Сергеевны к Публичному акционерному обществу «Севастопольгаз» о признании незаконным отказа в опломбировке и принятии в эксплуатацию прибора учета газа, обязании совершить действия

установил:

Лапицкая С.С. обратилась в суд с исковыми требованиями к ПАО «Севастопольгаз» о признании незаконным отказа в опломбировке и принятии в эксплуатацию прибора учета газа, обязании совершить действия и просила признать незаконными действия ПАО «Севастопольгаз», выраженные в отказе истице ФИО1 произвести опломбировку и принять в эксплуатацию прибор учета газа СГБ-1,8, установленный в <адрес>, в г.Севастополь; обязать ПАО «Севастопольгаз» произвести опломбировку и принять в эксплуатацию принадлежащий истице Лапицкой С.С. прибор учета газа СГБ-1,8, установленный в <адрес> в г.Севастополь.

Исковые требования мотивированы тем, что Лапицкая С.С. является собственником квартиры по адресу: г.Севастополь, <адрес>. Указанный дом является газифицированным, газоснабжением занимается ПАО «Севастопольгаз». 12 сентября 2019 года в квартире истца установлен бытовой газовый счетчик работниками ООО «Городская газовая служба». Истец обратилась в ПАО «Севастопольгаз» о выполнении работ по опломбировке газового счетчика, однако на заявку истца ответчиком направлено письмо с указанием на то, что установка прибора газового учета произведена неспециализированной организацией, до настоящего времени пломба на месте присоединения прибора учета газа по заявке абонента не установлена, истец считает отказ ответчика незаконным, поскольку поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, а ссылка ответчика на то, что организация, установившая прибор учета не имеет статуса «специализированной организации», а также свидетельства СРО о допуске к выполнению опасных видов работ, является необоснованной.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

В судебном заседании представитель истца Эльберг Н.Ю. исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, указанным в иске.

Представители ответчика ПАО «Севастопольгаз» Шидловский В.В., Куракова Н.В. просили в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях на иск.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.

Судом установлено, что Лапицкая С.С. является собственником квартиры по адресу: г.Севастополь, г.Севастополь, <адрес>. Указанный дом является газифицированным, газоснабжением занимается ПАО «Севастопольгаз».

В сентябре 2019 года истец обратилась к работникам ООО «Городская Газовая Сужба» по вопросу установки прибора учета газа – бытового счетчика газа СГБ-1,8. Данный счетчик имеет паспорт, в котором имеется отметка о первичной проверке счетчика перед вводом в эксплуатацию. 12.09.2019г. ООО «Городская Газовая Служба» проведены работы по установке счетчика в квартире истца.

15.10.2019г. Лапицкая С.С. обратилась в ПАО «Севастопольгаз» по вопросу проведения работ по опломбировке газового счетчика.

Письмом ПАО «Севастопольгаз» от 28.10.2019г. исх. №22-12255 Лапицкой С.С. отказано в опломбировке счетчика газа, поскольку организация, осуществившая данные работы – ООО «Городская Газовая Служба» не является специализированной службой, входящей в состав местной газораспределительной организации, не является членом саморегулируемых организаций и не имеет допуска на проведение работ, связанных с монтажом или демонтажем приборов учета газа для населения города Севастополя, в связи с чем не имеет свидетельство (СРО) на проведение работ по установке газовых счетчиков.

С таким отказом согласиться нельзя по следующим основаниям.

В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

В соответствии со ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

В соответствии со ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В силу ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. До 1 января 2015 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2021 года собственники объектов, указанных в части 5 настоящей статьи, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В силу пунктов 8, 9 статьи 13 указанного Закона, действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

В силу пп. "т", "у" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 (далее Правила), исполнитель обязан не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений; осуществлять по заявлению потребителя, за исключением предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика (сетевую организацию - в отношении жилого дома (домовладения), ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, в том числе установленного гарантирующим поставщиком (сетевой организацией - в отношении жилого дома (домовладения) в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Пунктом 81 указанных Правил предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.

В пункте 81(4) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в опломбировке прибора учета, согласно которому в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); г) работоспособность прибора учета.

Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию (п.81.5 указанных Правил).

Согласно п.п. «б» п.22 «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утвержденных Постановлением Правительства РФ № от 21.07.2008г., поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом.

В силу п.27 указанных Правил, определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется со дня установки поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу. Установка пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку.

Таким образом, собственники помещений в многоквартирных жилых домах обязаны произвести установку приборов учета газа, а газоснабжающие организации - осуществлять установку, замену, эксплуатацию приборов учета газа, в случае обращения к ним собственника помещения на основании заключенного договора, а также произвести опломбировку прибора учета газа по заявке абонента.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627, изданным в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утверждены Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета; Форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета; Порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

Нормами Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», в части эксплуатации приборов учета газа не предусмотрено такое основание для отказа в опломбировке прибора учета газа как - установление прибора учета организацией без допуска СРО и членства в такой организации.

Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 утверждены «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» (далее по тексту также Правила и нормы), которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда. Согласно пункту 1.2 указанных Правил к жилищному фонду относятся в т.ч. жилые дома.

Согласно п.п. 5.5.1, 5.5.2, 5.5.3 указанных Правил и норм, пользователь обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых внутренних устройств газоснабжения. Монтаж и демонтаж газопроводов, установка газовых приборов, аппаратов и другого газоиспользующего оборудования, присоединение их к газопроводам, системам поквартирного водоснабжения и теплоснабжения производится специализированными организациями. Самовольная перекладка газопроводов, установка дополнительного и перестановка имеющегося газоиспользующего оборудования не допускаются. Работы по установке дополнительного оборудования выполняет специализированная организация по согласованию с газоснабжающей организацией.

При этом Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и иные нормативные акты, принятые в области газопотребления и предоставления коммунальных услуг гражданам, не ограничивает установку приборов учета только энергоснабжающими организациями и специализированными организациями; такие действия вправе осуществлять иные лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Установка прибора учета газа неспециализированной организацией не может являться основанием для отказа в опломбировке правильно установленного прибора учета, отвечающего всем предъявляемым к нему требованиям, прошедшего необходимую первичную проверку и признанного пригодным к применению заводом-изготовителем.

При этом действующее законодательство не содержит положений о том, что при установке индивидуального прибора учета газа, как внутриквартирного оборудования, специализированной организации в обязательном порядке необходимо иметь свидетельство СРО на выполнение опасных видов работ.

Так, согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009г. N 624, раздел 3 которого предусматривает исчерпывающий перечень видов работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом, с 1 июля 2017 года Федеральным законом №372-ФЗ от 03.07.2016г. отменено получение допуска СРО на выполнение работ, включенный в перечень.

Кроме того суд отмечает, что в силу части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений; между тем, установка приборов учета газа не является строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства.

Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, сформулированы следующие понятия: "внутридомовое газовое оборудование" - газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа; "специализированная организация" - газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.

В силу пункта 21 Правил абонент обязан: а) оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме; б) незамедлительно извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, повреждении пломбы (пломб) прибора учета газа, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей поверку, а также о возникшей неисправности прибора учета газа; д) устанавливать и эксплуатировать газоиспользующее оборудование, соответствующее установленным для него техническим требованиям, незамедлительно уведомлять поставщика газа об изменениях в составе газоиспользующего оборудования.

Согласно пункту 22 Правил поставщик газа обязан: а) обеспечивать круглосуточную подачу абоненту газа надлежащего качества в необходимом количестве; б) осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом.

Основной целью опломбирования прибора учета газа является обеспечение достоверного учета потребляемого энергоресурса и недопущение несанкционированного вмешательства в процесс измерения, в чем должен быть заинтересован именно ответчик, как исполнитель коммунальных услуг. Потребность потребителя в опломбировании фактически отсутствует.

Основанием для определения объемов потребленного истицей газа по показаниям спорного прибора учета является установка ответчиком соответствующей пломбы, бездействие ПАО «Севастопольгаз» в указанной части, отказ в опломбировании прибора учета, не позволяет истцу использовать имеющийся газовый счетчик, что приводит к нарушению ее прав потребителя и влечет дополнительные расходы по оплате за газ по нормам потребления, а не по фактическому расходу.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части признания незаконным отказа Публичного акционерного общества «Севастопольгаз» от 28 октября 2019 года исх. №22-12255 произвести опломбировку и принять в эксплуатацию прибор учета газа СГБ-1,8, установленный в <адрес> в г.Севастополе.

Поскольку, как установлено в судебном заседании, ПАО «Севастопольгаз» действий по проведению проверки соответствия заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; соответствия прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; наличия знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); работоспособности прибора учета, предусмотренные пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов проведено не было, правильность установки прибора учета проверена не была, заявление Лапицкой С.С. подлежит повторному рассмотрению с проведением необходимых действий.

В соответствии со статьей 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным отказ Публичного акционерного общества «Севастопольгаз» от 28 октября 2019 года исх. №22-12255 Лапицкой Светилане Сергеевне произвести опломбировку и принять в эксплуатацию прибор учета газа СГБ-1,8, установленный в <адрес> в г.Севастополе.

Обязать Публичное акционерное общество «Севастопольгаз» повторно рассмотреть заявление Лапицкой Светланы Сергеевны о проведении опломбировки и принятии в эксплуатацию прибора учета газа СГБ -1,8, установленный в <адрес> в г.Севастополе.

Взыскать с Публичного акционерного общества «Севастопольгаз» в пользу Лапицкой Светланы Сергеевны государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд г. Севастополя.

Решение принято в окончательной форме 19 января 2020 года.

Председательствующий

Судья Е.П.Матюшева