ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-523/2013 от 27.11.2013 Ульяновского районного суда (Ульяновская область)

дело № 2-523/2013

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

р.п. Ишеевка 27 ноября 2013 года

Ульяновской области

Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Трубачевой И.Г.,

при секретаре Ивановой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ульяновской области об отмене решения об отказе в государственной регистрации юридического лица, обязании провести государственную регистрацию юридического лица, взыскании денежных сумм,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ульяновской области (Межрайонной ИФНС России №2 по Ульяновской области) об отмене решения об отказе в государственной регистрации юридического лица, обязании провести государственную регистрацию юридического лица, взыскании денежных сумм. В обоснование иска указал, что он является одним из учредителей, 20 сентября 2013 года он обратился в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №2 по Ульяновской области с пакетом документов для регистрации юридического лица, а именно: ООО «Бюро Ремонта». Через некоторое время получил решение об отказе в государственной регистрации юридического лица по причине непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов. В решении были указаны ошибки в заполнении формы Р11001, а именно: в разделе 2 заявления указан следующий адрес юридического лица: <...>, однако, согласно Классификатору адресов России (КЛАДР) г. Новоульяновск не относится к Ульяновскому району. Таким образом, заявление содержит недостоверные сведения. В обоих листах «Н», содержащих сведения о заявителях, заполнен раздел 4, тогда как согласно пункту 2.20.4 требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, в случае, если лист «Н» заявления заполняется в отношении учредителя юридического лица - физического лица, в разделе 4 заполняется только пункт 4.1. Таким образом, нарушены требования к документам, представленным на государственную регистрацию. После получения данного решения об отказе в государственной регистрации юридического лица. Устранив ошибки, указанные в данном решении, он представил новый пакет документов в регистрирующий орган. *** он получил опять решение об отказе в государственной регистрации юридического лица. Отказ мотивирован следующим: в листе «В» заявления, содержащем сведения о заявителе ФИО1, а также в листе «Е», содержащим сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, указан следующий адрес: <...>, тогда как согласно классификатору адресов России (КЛАДР) г. Новоульяновск не относится к Ульяновскому району. То есть, при вынесении решения об отказе в государственной регистрации юридического лица от *** Межрайонная ИФНС России №2 по Ульяновской области указание адреса Истца на листе «В» и «Е» ранее не посчитала за ошибку, так как в решении отсутствует данное основание. Истец, не имеющий должных знаний и навыков, понадеявшись на квалификацию сотрудников Межрайонной ИФНС России №2 по Ульяновской области, исправил недочеты согласно решению об отказе в государственной регистрации юридического лица от 27.09.2013 г., снова оплатил услуги нотариуса и государственную пошлину, сумма которых составила 5000 рублей, и заново подал пакет документов. Но 14.10.2013 г. также получил решение об отказе. Просит отменить решение об отказе в государственной регистрации юридического лица Межрайонной ИФНС России №2 по Ульяновской области от 14.10.2013 г.; обязать Межрайонную ИФНС России №2 по Ульяновской области провести государственную регистрацию юридического лица, а именно: ООО «Бюро Ремонта», взыскать стоимость услуг нотариуса в размере 1000 рублей, стоимость уплаченной госпошлины в размере 4000 рублей, стоимость уплаченной госпошлины в размере 200 рублей, стоимость услуг нотариуса за удостоверение доверенности в размере 800 рублей.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в представленном суду заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Суду дала пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России №2 по Ульяновской области Миги Л.А. в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что в листе Б. и Е заявления был указан недостоверный адрес, заявление считается не принятым, если в нем имеются ошибки. Было отказано, так как не полный пакет документов был предоставлен. В решении все основания не стали указывать, так как все ошибки были аналогичными. Первоначально было указано, что в разделе 2 указан недостоверный адрес, истец должен был знать, что и на листе Б и Е аналогичные ошибки. Сотрудники Межрайонной ИФНС России №2 по Ульяновской области не вправе сами отступать от сведений, которые указаны в заявлении.

Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России №2 по Ульяновской области ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, доводы Миги Л.А. поддержала в полном объеме.

Суд, на месте, определил, рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет представленные заявителем учредительные документы в электронной форме, подписанные электронной подписью регистрирующего органа. В случае представления учредительных документов в электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган;

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Как установлено в судебном заседании, 20 сентября 2013 года в Межрайонную ИФНС России №2 по Ульяновской области представлено заявление о государственной регистрации юридического лица при создании ООО «Бюро Ремонта», в том числе: заявление о государственной регистрации юридического лица при создании Р1 1001; протокол общего собрания общества с ограниченной ответственностью «БЮРО РЕМОНТА» №1 от 13.09.2013г.; Устав ООО «БЮРО РЕМОНТА» в двух экземплярах; квитанция об оплате государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц в размере 4000 рублей.

В соответствии со ст.13 вышеуказанного Федерального закона государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона.

В силу ст.8 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N. 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

При рассмотрении пакета документов, представленных в Межрайонную ИФНС России №2 по Ульяновской области, были выявлены следующие ошибки: в разделе 2 заявления указан следующий адрес юридического лица: <...>, однако, согласно Классификатору адресов России (КЛАДР) г. Новоульяновск не относится к Ульяновскому району. Таким образом, заявление содержит недостоверные сведения. В обоих листах «Н», содержащих сведения о заявителях (ФИО1. К.Б.Р.), заполнен раздел 4, тогда как согласно подпункта 2.20.4 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденных Приказом ФНС от 25.01.2012г. №ММВ-7-6/25@, в случае, если лист «Н» Заявления заполняется в отношении учредителя юридического лица - физического лица (в разделе 1 проставлено значение 1), в разделе 4 заполняется только пункт 4.1.

Поскольку, Межрайонной ИФНС России №2 по Ульяновской области были выявлены нарушения, то 27 сентября 2013г. Межрайонной ИФНС России №2 по Ульяновской области в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Закона 129-ФЗ было принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица ООО «БЮРО РЕМОНТА» на основании непредставления определенных статьей 12 вышеуказанного Закона необходимых для государственной регистрации документов.

Как усматривается из материалов дела, 07.10.2013г. от ООО «БЮРО РЕМОНТА» поступил на регистрацию новый пакет документов, содержащий: заявление о государственной регистрации юридического лица при создании Р11001; протокол общего собрания общества с ограниченной ответственностью №1 от 02.10.2013г.; Устав ООО «БЮРО РЕМОНТА» в двух экземплярах; квитанция об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц в размере 4000 рублей.

При рассмотрении пакета документов, представленных в Межрайонную ИФНС России №2 по Ульяновской области, вновь были выявлены следующие ошибки: в заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании Р1 1001 были выявлена следующая ошибка: в листе «В» заявления, содержащем сведения о заявителе ФИО1, а также в листе «Е», содержащем сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, указан следующий адрес: <...>, тогда как согласно Классификатору адресов России (КЛАДР) г. Новоульяновск не относится к Ульяновскому району.

Поскольку заявление о государственной регистрации юридического лица при создании содержало вновь недостоверные сведения, 14 октября 2013г. Межрайонной ИФНС России №2 по Ульяновской области в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Закона 129-ФЗ было принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица ООО «БЮРО РЕМОНТА» на основании непредставления определенных статьей 12 вышеуказанного Закона необходимых для государственной регистрации документов.

Нормы действующего законодательства (п. 4.1 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ) не обязывают регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе, достоверности данных об адресе вновь создаваемого юридического лица, за исключением соответствия их по форме и содержанию требованиям, установленным нормативными актами.

Вместе с тем сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в п. 1 ст. 21 Федерального закона N 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны.

Достоверность сведений об адресе вновь создаваемого юридического лица является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации юридического лица невозможно.

В связи с этим представление заявления о государственной регистрации юридического лица при создании содержало недостоверные сведения, и в данном случае следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что решение Межрайонной ИФНС России №2 по Ульяновской области от 14.10.2013 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица ООО «Бюро Ремонта» принято в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и оснований для его отмены по доводам истца суд не усматривает.

В связи с чем, в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №2 по Ульяновской области об отмене решения Межрайонной ИФНС России №2 по Ульяновской области от 14.10.2013 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица, обязании Межрайонную ИФНС России №2 по Ульяновской области провести государственную регистрацию юридического лица, а именно: ООО «Бюро Ремонта» следует отказать.

Суд полагает, что доводы представителя истца о том, что в решении Межрайонной ИФНС России №2 по Ульяновской области от 14.10.2013г. об отказе в государственной регистрации юридического лица отсутствовало указание на такое нарушение, как не указание на достоверность сведений листа «В» и листа «Е», в связи с чем у Межрайонной ИФНС России №2 по Ульяновской области не было оснований не принимать заявление, суд считает необоснованными, поскольку, заявление о государственной регистрации юридического лица, представляемое по установленной форме (Р11001) заполняется заявителем самостоятельно, ФИО1, получив решение Межрайонной ИФНС России №2 по Ульяновской области от 27.09.2013г, согласился с допущенными ошибками, исправив их в одном разделе, однако, аналогичные ошибки, имеющиеся в листе «В», а также в листе «Е», не исправил. Суд полагает, что при повторном заполнении заявления о государственной регистрации юридического лица ФИО1 должен был обеспечить достоверность сведений, содержащихся в листах «В» и «Е» заявления аналогично сведениям, содержащихся в разделе 2 заявления.

В силу ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Поскольку исковые требования ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №2 по Ульяновской области об отмене решения Межрайонной ИФНС России №2 по Ульяновской области от 14.10.2013 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица, обязании Межрайонную ИФНС России №2 по Ульяновской области провести государственную регистрацию юридического лица, а именно: ООО «Бюро Ремонта» удовлетворению не подлежат, то не подлежат и взысканию с Межрайонной ИФНС России №2 по Ульяновской области стоимость услуг нотариуса в размере 1000 рублей, уплаченная госпошлина в размере 4000 рублей, уплаченная госпошлина в размере 200 рублей, стоимость услуг нотариуса за удостоверение доверенности в размере 800 рублей.

Суд отмечает, что ФИО1 не лишен права повторно обратиться в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 2 по Ульяновской области с заявлением установленной формы о регистрации юридического лица, поскольку выявленное установленное несоответствие адреса, указанного в заявлении о регистрации юридического лица, фактическому и юридическому месту нахождения общества, само по себе является устранимым обстоятельством.

Дело рассмотрено в пределах заявленных исковых требований других требований стороны суду не заявили.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ульяновской области об отмене решения Федеральной налоговой службы № 2 по Ульяновской области от 14.10.2013 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица, обязании Федеральную налоговую службу № 2 по Ульяновской области провести государственную регистрацию юридического лица, а именно: ООО «Бюро Ремонта», взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ульяновской области стоимости услуг нотариуса в размере 1000 рублей, уплаченной госпошлины в размере 4000 рублей, уплаченной госпошлины в размере 200 рублей, стоимости услуг нотариуса за удостоверение доверенности в размере 800 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ульяновский районный суд Ульяновской области.

Судья: И.Г.Трубачева