ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-523/2014 от 06.03.2014 Тюменского районного суда (Тюменская область)

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 г.Тюмень,                              06 марта 2014 года

                                       № 2-523/2014

 Тюменский районный суд Тюменской области в составе:

 председательствующего судьи Шаерман Ю.В.

 при секретаре Жданкиной Е.С.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области к Администрации Тюменского муниципального района, ФИО1 ФИО9 о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка,

                      УСТАНОВИЛ:

 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее ТУ Росимущества в Тюменской области) обратилось в суд с иском к Администрации Тюменского муниципального района, ФИО1 о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ. Требования мотивирует тем, что на основании полученной информации из прокуратуры Тюменского района по факту строительства жилых домов на земельных участках № по <адрес> специалистами Департамента лесного комплекса Тюменской области осуществлен выезд на местность, в результате чего, на основании информации по материалам лесоустройства, истцу стало известно о нарушении права собственности РФ на участок лесного фонда, расположенный в выделах № <адрес>, а также в выделах № <адрес>. Согласно Справке о содержании правоустанавливающих документов от ДД.ММ.ГГГГ истцом было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Тюменского муниципального района и ФИО1 был заключен договор № № купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящегося по адресу: <адрес>. Однако, по полученным данным из Управления Росреестра по Тюменской области, вышеуказанный земельный участок находится на землях лесного фонда в границах выдела № <адрес>. Департаментом лесного комплекса Тюменской области как уполномоченным органом по ведению лесного реестра, в результате совмещения координатных характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № с цифровыми лесными картами, разработанными на основе материалов государственного картографического фонда и топографических карт при проведении лесоустройства установлено, что имеются наложения его на земли лесного фонда, площадь незаконного занятия лесного участка составила <данные изъяты> га. Таким образом, данный земельный участок не мог быть предоставлен ФИО1 в собственность Администрацией Тюменского муниципального района, поскольку он не является муниципальной собственностью, а также не является участком, отнесенным к землям, государственная собственность на которые не разграничена, следовательно, Администрация не вправе была им распоряжаться. Земли лесного фонда находятся в собственности РФ. Земельные участки, относящиеся к землям лесного фонда, не могут быть предоставлены гражданам для строительства. Согласно Свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, Российская Федерация является собственником лесного участка, категория земель: земли лесного фонда, общей площадью <данные изъяты> га, кадастровый номер №, находящегося по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Тюменский лесхоз, в который на основании материалов лесоустройства входит в квартал № <адрес>. Истец также обращает внимание, что для проведения государственной регистрации прав на лесные участки, если ранее не был осуществлен кадастровый учет таких лесных участков, регистрирующему органу предоставляется план лесных участков, заверенный органом, осуществляющим ведение государственного лесного реестра. Поскольку договор купли-продажи был заключен лицом, не обладающим правом на передачу имущества в аренду, данный договор в силу ст.168 ГК РФ является ничтожной сделкой. В связи с чем, ТУ Росимущества просило восстановить нарушенное право РФ на лесной земельный участок.

     Представитель истца – ФИО2, действующая на основании доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.49), в судебном заседании иск поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

     Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной повестки (л.д.48), об уважительных причинах сведений не представила.

 Судом в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ, вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствии ответчика.

 Представитель третьего лица Департамента лесного комплекса Тюменской области – ФИО3, действующий на основании доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.43), иск просил удовлетворить, поддержав доводы, указанные в Отзыве на исковое заявление (л.д.51-54).

 Представитель ответчика Администрации Тюменского муниципального района – ФИО4, действующая на основании доверенности № 08 от 22.01.2014 (л.д.50) возражала против исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.40-42), суду пояснила, что земельный участок земель лесного фонда не поставлен на кадастровый учет, его границы не установлены, он имеет условный номер, тогда как при постановке спорного земельного участка на кадастровый учет по результатам межевания, наложений границ на земли лесного фонда выявлено не было, проданный ФИО1 земельный участок весь расположен на землях населенных пунктов.

 Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, находит иск ТУ Росимущества в Тюменской области не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

 ДД.ММ.ГГГГ года между Администрацией Тюменского муниципального района и ФИО1 заключен Договор № № купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящегося по адресу: <адрес> (л.д.55), который был зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ, № государственной регистрации № что подтверждается Справкой о содержании правоустанавливающих документов от ДД.ММ.ГГГГ № № (л.д.16).

 На основании ст.8 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ, Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области № 210/03 от 04.07.2012, за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на лесной участок, категории земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, площадь <данные изъяты> га, адрес (местонахождение) объекта: Тюменская область, <адрес>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права №, выданным ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).

 В соответствии с абз.2 ч.3 ст.166 ГК РФ, требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

 Согласно ст.168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

 Истец основывает свои требования на ничтожности договора купли-продажи земельного участка, во-первых, заключенного неуполномоченным лицом – Администрацией Тюменского муниципального района, во-вторых, в отношении земельного участка, входящего в состав лесного участка.

 Суд, оценив представленные сторонами доказательства, приходит к выводу, что истцом не представлено достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих нахождение земельного участка, предоставленного в собственность ФИО1, в границах лесного участка.

 Исходя из представленной истцом карты-схемы местоположения и границ лесного участка, совмещенной с информацией из Государственного кадастра об объектах недвижимости, подготовленной Департаментом лесного комплекса Тюменской области, земельный участок : 73 накладывается на земли лесного фонда в квартале 9 (л.д.21).

 Согласно ч.6 ст.47 Федерального закона РФ «О государственном кадастре недвижимости», участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

 В соответствии с ч.14 ст.45 этого же ФЗ (действовавшего на момент заключения оспариваемого Договора), орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

 Земельный участок, являющийся предметом Договора купли-продажи, входит в границы Червишевского сельского поселения и населенного пункта д.Черная речка, черта которого на основании Генерального плана, утвержденного Решением Думы Червишевского МО от ДД.ММ.ГГГГ № №, что подтверждается Информацией прокуратуры Тюменского района (л.д.10).

 Решение Думы, утвердившее Генеральный план, расширивший границы населенного пункта д.Черная речка, на момент рассмотрения дела, не оспорено, Генеральный план является действующим.

 Поскольку земельный участок с кадастровым номером №, по результатам межевания стоит на кадастровом учете с ДД.ММ.ГГГГ, категория земель – земли населенных пунктов; разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ № № (л.д.58-59), внесенные сведения в Государственный кадастр недвижимости не оспорены истцом, Межевой план, представленный в орган кадастрового учета при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, недействительным не признан, сведений о пересечении границ земельного участка с лесным участком не имеется, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

 Границы земельного участка, находящегося по адресу: Тюменская область, <адрес> установлены в соответствии с земельным законодательством, причем, до регистрации за РФ права собственности на лесной участок, соответственно, спорный земельный участок уже не может быть частью лесного участка, поскольку кадастровый инженер не выявил наложений на земли лесного фонда.

 Представленные истцом Карты-схемы (л.д.20-22) и Информацию о лесном участке (л.д.18-19) суд, в соответствии со ст.60 ГПК РФ, признает недопустимыми доказательствами, поскольку считает, что факт наложения границ одного земельного участка на границы другого земельного участка, может быть с достоверностью установлен только в том случае, если границы обоих земельных участков установлены в соответствии с земельным законодательством. Поскольку лесной участок, собственником которого является РФ не обладает уникальными характеристиками объекта недвижимости, позволяющими определить его точные координаты на местности, по мнению суда, истец не представил доказательств нарушения права собственности РФ действиями ответчиков.

 Факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является безусловным доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, поскольку, в соответствии с ч.1 ст.67 и ч.3 ст.23 Лесного кодекса РФ, лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

 Истцом не представлено доказательств тому, что лесоустройство, на сведения которого они ссылаются в обоснование иска, проведены с соблюдением требований ст.68 Лесного кодекса РФ, а лесохозяйственный регламент не превышает срок его действия, установленный п.4 ст.87 Лесного кодекса РФ.

 О проведении землеустроительной экспертизы, на предмет сопоставления условных границ лесного участка, находящегося в собственности РФ <адрес>), на что ссылается истец, предоставляя Карту-схему (л.д.21), представителем истца в судебном заседании ходатайство не заявлялось.

 Таким образом, основания, по которым истец просил признать сделку недействительной, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

 Руководствуясь ст.ст.166, 168 ГК РФ, ст.45, 47 Федерального закона РФ «О государственном кадастре недвижимости», ч.1 ст.67, ч.3 ст.23 Лесного кодекса РФ, ст.3,12,35,39,55-56,60,67,71,167, 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области в удовлетворении иска к Администрации Тюменского муниципального района, ФИО1 ФИО10 о признании недействительным договора от ДД.ММ.ГГГГ за № № купли-продажи земельного участка, находящегося по адресу: Тюменская область, <адрес> - отказать.

     Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.

     Мотивированное решение составлено 12.03.2014.

 Федеральный судья __________________ Ю.В. Шаерман