ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-524(2021 от 15.02.2021 Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-524(2021)

УИД: 59RS0005-01-2020-008717-11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 февраля 2021г. г. Пермь

Мотовилихинский районный суд г. Перми

в составе: председательствующего судьи Кондратюк О.В.,

при секретаре Погодиной Ю.В.,

с участием представителя истца Кондрашина Д.Л., представителей ответчиков Сусловой Л.Г., Шмыковой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Мотовилихинского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Пермская сетевая компания», ООО «Тепло-М» о признании действий незаконными, возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

Прокурор Мотовилихинского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Пермская сетевая компания», ООО «Тепло-М» о признании действий по переключению зоны теплоснабжения ВК-2 на зону теплоснабжения ВК-3, ТЭЦ-6 в период прохождения отопительного периода 2020-2021г., незаконными, возложении обязанности осуществлять поставку тепловой энергии потребителям зоны ВК-2 по действующей схеме теплоснабжения до окончания отопительного периода 2020-2021г.г. В обоснование иска указал, что прокуратурой района обобщена информация об изменении в ноябре 2020 г. части схемы теплоснабжения Мотовилихинского района г. Перми путем перевода потребителей зоны теплоснабжения от ВК-2 в зону теплоснабжения ВК-3, ТЭЦ-6. В настоящий момент в соответствии со схемой теплоснабжения в административных границах города Перми на период до 2035 года (актуализация 2020 год), утвержденной Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 22.11.2019 (далее - Схема теплоснабжения на 2020 год), теплоснабжение части Мотовилихинского района г. Перми (глава 8) - микрорайоны ВИСИМ, Рабочий поселок, Городские горки, Садовый, предусмотрено от 3 источников теплоснабжения: ВК-2 (ООО «Тепло-М), ВК-3, ТЭЦ-6; тепловые сети принадлежат ООО «ПСК». В соответствии со Схемой теплоснабжения на 2020 год в перспективе на последующие отопительные периоды в целях минимизации удельных переменных расходов на производство тепловой энергии планируется перевести городскую зону теплоснабжения котельной ВК-2 (включает в себя микрорайоны ВИСИМ и Рабочий поселок, а также частично микрорайон Горки) на зону теплоснабжения от ВК-3 и ТЭЦ-6. В соответствии с положениями Схемы теплоснабжения на 2020 год в процессе моделирования тепло-гидравлических режимов работы систем централизованного теплоснабжения левобережной части г. Перми, была определена возможность поставки тепловой энергии в зону городских потребителей ВК-2 от ВК-3 при условии строительства насосной станции ПН-500, реконструкции существующей насосной станции ПН-18. Из ответа департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми следует, что содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города г.Перми, департаментом выдано разрешение от 25.08.2020 на строительство объекта: «Строительство понижающей насосной станции ПН-500 по адресу: <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, сроком действия до 31.01.2021 (застройщик - ООО «Пермская сетевая компания», <адрес>). В соответствии со сведениями, содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Перми, разрешение на ввод в эксплуатацию вышеуказанного объекта, расположенного по адресу: <адрес>, департаментом не выдавалось. Заявления о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта: «Строительство понижающей насосной станции ПН-500 по адресу: <адрес>» в Департамент не поступали. Эксплуатация объекта капитального строительства понижающей насосной станции ПН-500 без ее ввода в эксплуатацию противоречит требованиям ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что является грубым нарушением установленного порядке строительства. Кроме того, прокуратурой района установлено, что под переключение зон теплоснабжения подпадает 585 объектов теплопотребления (в том числе многоквартирные жилые дома, социальные объекты) находящихся в левобережной части Мотовилихинского района г. Перми (микрорайоны ВИСИМ, Городские горки, Садовый, Рабочий поселок). Прокуратурой района изучены сводные заявки вывода в ремонт объектов тепловых сетей, установлено, что они не содержат сведения о производстве работ, связанных с вводом в эксплуатацию ПН-500. Согласно п. 11.6 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок для проверки готовности систем отопления и системы теплоснабжения в целом к работе в отопительном периоде перед его началом проводятся пробные топки. Пробные топки проводятся после окончания работ по подготовке системы теплоснабжения к осенне-зимнему периоду. Начало и продолжительность пробных топок определяются графиком теплоснабжающей организацией, который следует согласовывать с органом местного самоуправления и доводить до сведения потребителей не позднее чем за трое суток до начала пробной топки. Таким образом, на территории Мотовилихинского района г. Перми работы по подготовке тепловых сетей с учетом ввода в эксплуатацию ПН-500 ООО «ПСК» не производились, как и пробные топки для проверки готовности систем отопления и системы теплоснабжения в целом. Требования ООО «ПСК» к управляющим организациям об изменении технических характеристик принимающих систем теплоснабжения многоквартирных домов об изменении диметров шайб, сопла, приведет к нарушению разработанных эксплуатационных режимов. Учитывая письмо ООО «ПСК» от 11.09.2020 о выполнении необходимых работ по подготовке тепловых сетей к отопительному периоду, повлекших существенные нарушения прав потребителей на получение качественной услуги по горячему водоснабжению в летний период 2020 года, а также положения п. 104 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808, оснований для ограничения жилищных прав граждан на проживание в комфортных и безопасных условиях в целях минимизации удельных переменных расходов ООО «ПСК» на производство тепловой энергии недопустимо в условиях запущенного отопительного периода 2020-2021 годов. Принципы обеспечение безопасности и надежности теплоснабжения потребителей в соответствии с требованиями технических регламентов, а также соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей закреплены в п. 9 Требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154. Прокуратурой района изучены существующие и перспективные балансы тепловой мощности источников тепловой энергии и тепловой нагрузки потребителей (глава 4 Схемы теплоснабжения на 2020, а также проект Схемы теплоснабжения на 2020 год), установлено, что снижение договорной нагрузки потребителей ВК-2 (стр. 38), а также расчетной нагрузки на коллекторах не предусмотрено. В соответствии с письмом ООО «Тепло-М» от 16.11.2020 переключения с зоны теплоснабжения ВК-2 на зону теплоснабжения ВК-3, ТЭЦ-6 может повлечь возникновение негативных последствий в виде аварийных ситуаций, отключения тепла в зимний период потребителям тепловой энергии на территории Мотовилихинского района г. Перми, в том числе медицинским учреждениям, школам, детским садам и жителям домов. В том числе данное переключение не согласовано с теплоснабжающей организацией ООО «Тепло-М». Поскольку обязанность по обеспечению бесперебойного теплоснабжения закреплена за теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а включение зоны теплоснабжения ВК-2 на зону теплоснабжения ВК-3, ТЭЦ-6 может повлечь возникновение негативных последствий в виде аварийных ситуаций, отключения тепла в зимний период потребителям тепловой энергии на территории Мотовилихинского района г. Перми, разбалансировке системы отопления в целом, то интересы неопределенного круга лиц могут быть защищены в исковом порядке посредством заявления иска об обязании исполнять требования законодательства о теплоснабжении. Истец просит признать действия ООО «Пермская сетевая компания» по переключению зоны теплоснабжения ВК-2 на зону теплоснабжения ВК-3, ТЭЦ-6 в период прохождения отопительного периода 2020-2021 гг. незаконным. Обязать ООО «Пермская сетевая компания», ООО «Тепло-М» осуществлять поставку тепловой энергии потребителям зоны ВК-2 по действующей схеме теплоснабжения до окончания отопительного периода 2020-2021 гг.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования, дал пояснения аналогичные исковому заявлению.

Представитель ответчика ООО «Пермская сетевая компания» в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, представлял письменные возражения по иску. Указали, что ООО «ПСК» считает заявленные исковые требования незаконными, не обоснованными на основании следующего. В соответствии с подпунктом "а" пункта 18 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и подпунктом «б» пункта 4 Основ ценообразования теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 реализация тепловой энергии, теплоносителя является регулируемым видом деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию. Согласно ч. 3 с. 7 Закона № 190-ФЗ регулирование указанных тарифов отнесено к полномочиям в исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования (тарифов). В силу п. 3 ст. 8 Закона о теплоснабжении подлежащие регулированию цены (тарифы) на услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 190-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере снабжения в соответствии с данным Федеральным законом и другими федеральными законами. К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере снабжения относится утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, с применением установленных этими органами плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, по согласованию с органами местного самоуправления поселений, городских округов (п. 5 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 190-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 № 410 «О порядке согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергетике)»). Согласно пункту 1.1. Постановления Правительства Пермского края от 26.10.2018 № 631-п «Об утверждении Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Пермского края», Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края является исполнительным органом государственной власти Пермского края, который утверждает инвестиционные программы субъектов электроэнергетики, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются и контролируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и осуществляет контроль за реализацией таких программ (пункт 3.1.8 Постановления № 631-п). 20.11.2020 Приказом Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края № 46-01-06-39, утверждена корректировка инвестиционной программы ООО «ПСК» в сфере теплоснабжения на 2019-2023г.г. Согласно инвестиционной программе, утверждены мероприятия, в том числе по проектированию и строительству понизительной насосной станции ПН-500, со сроком реализации строительства до 2020 года ( п.3.2.215 мероприятий инвестиционной программы). Законодательство прямо не предусматривает юридическую ответственность за неисполнение теплоснабжающими организациями утвержденных инвестиционных программ. Такое неисполнение обусловлено негативными финансовыми последствиями: корректировкой (уменьшением) тарифов организации в следующем периоде тарифного регулирования с учётом степени реализации инвестиционной программы. Данная мера следует из содержания п. 50 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения №1075, которым предусмотрено следующее: в случае если на момент установления тарифов на очередной период регулирования производственные объекты, ввод которых в эксплуатацию был предусмотрен в предыдущий расчетный период регулирования в соответствии с утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой регулируемой организации, не были введены в эксплуатацию и при этом регулируемая организация не осуществляет их фактическое использование, из необходимой валовой выручки, определяемой на очередной период регулирования, исключаются расходы, связанные с созданием (реконструкцией, модернизацией) таких объектов, в части, финансируемой за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам). Исключенные в соответствии с настоящим абзацем расходы подлежат включению в необходимую валовую выручку на расчетный период регулирования, следующий за периодом ввода производственных объектов в эксплуатацию. Отсутствие прямо предусмотренной юридической ответственности за неисполнения инвестиционной программы, не исключает вероятность уголовно-правовых рисков: неисполнение инвестиционной программы может быть квалифицировано правоохранительными органами в качестве мошенничества (ст. 159 УК РФ). Мошенничество определяется как хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество обмана или злоупотребления доверием (ст. 159 УК РФ). Мошеннические действия могут в себя включать следующие неправомерные действия: включение в тариф затрат, утвержденных в инвестпрограмме; последующий сбор платы с потребителей энергии с применением тарифа; использование средств, собранных с потребителей, на цели, не соответствующие целям, изначально заявленным организацией при формировании инвестпрограммы. Таким образом, ООО «ПСК», осуществляя действия по переводу теплоснабжения из зоны ВК-2 в зону снабжения ВК-3, исполняет обязательства законодательства, а также условия утвержденной инвестиционной программы на 2019-2023 года. Согласно ч. 1. ст. 23 Федерального закона № 190-ФЗ, развитие систем теплоснабжения поселений, их округов осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий. Развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании теплоснабжения (ч. 2 ст. 22 ФЗ № 190-ФЗ4). Согласно п. 3. Раздела I Постановления Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения», схема теплоснабжения утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения. Согласно п. 10. раздела I Постановления № 154, схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации. Согласно схеме теплоснабжения, в административных границах г. Перми на период до 2035 года (актуализация на 2020 год), утвержденной приказом Министерства Энергетики РФ от 22.11.2019 № 1246, теплоснабжение части Мотовилихинского района г. Перми - микрорайоны ВИСИМ, Рабочий посёлок, горки, Садовый, предусмотрено от ВК-2, ВК-3, ТЭЦ-6. Таким образом, предусмотренные схемой теплоснабжения г. Перми мероприятия, обязаны быть выполнены теплоснабжающей организацией, что и было сделано ООО «ПСК», в части реализации проекта строительства ПН-500. Ни в одном из документов, имеющихся в материалах дела, не указана дата начала эксплуатации ПН-500, так же как такая дата отсутствует и в схеме теплоснабжения г. Перми. Переключение зоны теплоснабжения ВК-2 на зону теплоснабжения ВК-3, ТЭЦ-6 невозможно без строительства понизительной насосной станции ПН-500 (далее ПН-500). В материалах дела имеется письмо департамента градостроительства и архитектуры от 16.11.2020 № 4), согласно которому, разрешение на ввод в эксплуатацию ПН-500, отсутствует. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие факт проведения работ по переходу с ВК-2 на ВК-3, ТЭЦ-6. Доводы из письма ПАО «Мотовилихинские заводы» от 16.11.2020 № 454-1247, в части поступления письма без подписи, без печати от диспетчера ТС о планируемом переводе тепловой нагрузки с ВК-2 на ТЭЦ-3, являются несостоятельными, а доказательством недопустимым. На сегодняшний день ВК-2, находящаяся во владении ООО «Тепло-М», является действующей, из эксплуатации не выведена, договор поставки между ООО «Тепло-М» и ООО «ПСК» - действующий. До настоящего времени, объект ПН-500 не введен в эксплуатацию. ООО «ПСК» дано временное разрешение на проведение пуско-наладочных работ ПН-500 с 16.11.2020, а так же разрешение на электроснабжение ПН-500 для проведения пусконаладочных работ до 30.04.2021г. Пусконаладочные работы - комплекс работ, выполняемых в период подготовки и проведения индивидуальных испытаний и комплексного опробования оборудования. Работы по более тонкой и детальной настройке, выполняемые на смонтированном оборудовании, перед вводом в эксплуатацию. Пусконаладочные работы являются необходимым, обязательным этапом подготовки оборудования к вводу в эксплуатацию, и совершенно не означают начало перевода тепловой нагрузки с ВК-2 на ВК-3, ТЭЦ-6. Таким образом, ООО «ПСК» действует на основании закона, исполняя требования законодательства в реализации схемы теплоснабжения г. Перми, инвестиционной программы, при этом, не предпринимая действий, направленных на перевод (отказ от перевода) зоны теплоснабжения от ВК-2 на ВК-3. Все действия ООО «ПСК» по строительству, пусконаладочным работам носят плановый, законный характер. Материалами дела так же не подтвержден факт переключения (попытки переключения) зоны снабжения ВК-2 на зону теплоснабжения ВК-3. Исковые требования, в случае их удовлетворения, препятствуют реализации схемы теплоснабжения, инвестиционной программы, а также своевременному в эксплуатацию ПН-500 после проведения пусконаладочных работ, в связи с безосновательными заявлениями ООО «Тепло-М», прокуратуры Мотовилихинского района г. Перми о негативных последствиях, а теплоснабжения ВК-2 в зону теплоснабжения ВК-3 в отопительный период 2020-2021 г. Просят отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представители ответчика ООО «Тепло-М» в судебном заседании поддержали заявленные требования, представили письменный отзыв по иску. Указали, что ООО «Тепло-М» считает исковые требования обоснованными, заявленные истцом требования признают в полном объеме. 12.11.2020 на электронные почтовые ящики сотрудников ООО «Тепло-М», в чьи должностные обязанности входит обеспечение работы котельной ВК-2, с электронных адресов диспетчерской службы ООО «ПСК» и начальника ЦДС ООО «ПСК» Цыденжапова С.Б. поступили письма с вложениями в виде документа word с названием: <данные изъяты>, содержащего сведения о планируемом переводе тепловой нагрузки с ВК-2 на ТЭЦ-6, ЛВК-3. Указанный персонал имеет право ведения оперативных переговоров в соответствии с письмом от 16.01.2020. «Программа производства переключений М1-06» имеет своей целью «перевод тепловой нагрузки с ВК-2 на ТЭЦ-6, ЛВК-3» с окончательным результатом переключений – расход теплоносителя от ВК-2 0 т/ч., то есть с полным отключением от тепла, поставляемого от Вк-2. Учитывая, что программа производственных переключений М1-06 подоразумевает выполнение переключений, относящихся к разряду сложных и редко выполняемых, существует высокий риск возникновения аварийных ситуаций, что так же отражено в данной программе переключений. Учитывая опыт работы последних лет и текущий низкий коэффициент надежности тепловых сетей аварийные ситуации могут привести к серьезным сбоям в теплоснабжении потребителей 1-й категории ( школы, детские сады, учреждения здравоохранения и т.д.). Так же предусмотренный «<данные изъяты>» перевод тепловой нагрузки с ВК-2 на ТЭЦ-6 и ЛВК-3 подразумевает под собой опорожнение участка тепловой сети (слив воды) протяженностью около 1,5 км от ВК-2 до ПН-18. В случае необходимости возобновления подачи теплоносителя от ВК-2 понадобится не менее суток на заполнение трубопроводов и восстановление теплоснабжения. Учитывая изложенные, очевидно, что отсутствует необходимость выполнения данных переключений в зимний период.

Представитель 3-го лица Администрации Мотовилихинского района г. Перми в суд не явился, извещен о времени и месте судебного слушания, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, поддерживает ранее представленный письменный отзыв на иск, в котором указано, что заявленные исковые требования поддерживают, просят удовлетворить.

Представитель 3-го лица Администрации г. Перми и Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми в суд не явился, извещен о времени и месте судебного слушания. В письменном отзыве по иску указали, что согласны с требованиями истца в полном объеме. Зона действия ВК-2 распространятся на левобережную часть Мотовилихинского района. Зона действия источника ограничена р.Кама, Мотовилиха, <адрес> и составляет 4 км 2. Переключение нагрузок от ВК-2 к ЛВК-3 обеспечивается следующими мероприятиями на тепловых сетях. Возможность поставки тепловой энергии в зону городских потребителей ВК-2 как от самой ВК-2, так и от ЛВК-3 может быть обеспечена при условии: 1) Реконструкции понизительной насосной <данные изъяты>; 2) Строительство понизительной насосной ПН-500. Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми представлены сведения, содержащиеся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Перми, на основании которых выдано разрешение от 25.08.2020 на строительство объекта «Строительство понижающей насосной станции ПН-500 по адресу: <адрес>, Мотовилихинский район, на пересечении <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, сроком действия до 31.01.2021(застройщик – ООО «Пермская сетевая компания», <адрес>). Разрешение на ввод в эксплуатацию вышеуказанного объекта, расположенного по адресу : <адрес> не выдавалось. Принимая во внимание вышеизложенное, мероприятия по переключению зоны теплоснабжения ВК-2 на зону теплоснабжения ВК-3, ТЭЦ-6 возможно произвести только после получения разрешения на ввод объекта понизительной насосной ПН-500 в эксплуатацию.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО16 (главный инженер ООО «УК Мастер Комфорта») пояснил, что в администрации Мотовилихинского района г. Перми проводились 8-7 ноября совещания, по переключению ВК-2 на ВК-3 лично с ним не один раз, второй раз с УК. Консультировались, чем грозит переключение станции ВК-2 на станцию ВК-3. Под зону переключения попадал в ООО «УК «Мастеру комфорта» 41 дом, предварительно под 1 этап 25 домов. Если замену шайб необходимо производить в летний период, то это не проблематично, но в отопительный сезон проблематично, дом осаживается, температура падает. На замену необходимо примерно 5 часов из расчета на один дом. В информационном письме для переключения по этапам на совещании конкретное время указано не было. На совещании в администрации района от 13.11.2020 указывалось 2 этапа. По первому этапу - 15 домов, недели полторы заняло бы при хорошем раскладе, при плохом раскладе могли бы возникнуть технические неполадки, при плохом раскладе ушло бы недели 2-3. Для граждан грозило бы тем, что в домах была бы температура не более 13 градусов, если бы дом не пошел бы с предложенными шайбами, то 10 градусов. На сегодняшний день ни в одном доме не менялись. В информационном письме от 05.11.2020 указан срок до 16.11.2020. Переход с ВК -2 на ВК -3 согласно расчета Т- плюс нецелесообразно, такое же мнение было высказано на совещании. На собрании 13.11.2020 обсуждалось пробное переключение с ВК- 2 на ВК- 3, в которое должны были попасть 3 дома, если бы что то не пошло, должен был сообщить в администрацию, но шайбы на них не устанавливал. Пробное переключение планировалось во вторник 17.11.2020. Пробное переключение планировалось, поскольку на совещании сообщили, что переключения должны быть плановые и должны были отследить гидравлику. На данном совещании представители всех управляющих компаний были возмущены. Ввиду того чтобы была построена новая насосная станция, ее должны были запустить.

Свидетель ФИО8 (технически директор ООО «ПСК») пояснил, что 13.11.2020 на совещании хотели получить понимание о времени, которое необходимо будет затратить на запуск сужающих устройств, ориентировочная дата была 17.11.2020, но не успели, до сих пор дата не определена. ПМ-500 не введена в эксплуатацию. Со стороны МРСК выданы технические условия, они же и являются исполнителями, сейчас они тянут кабель, в связи с этим затянулся запуск. После получения справки от МРСК, проводятся пуско-наладочные работы, готовятся все документы. Из-за этой справки сейчас все остановилось. Переключение ПК без ввода в эксплуатацию ПМ- 500 возможно, но качество будет ухудшено. 17.11.2020 не собирались переключать, необходимо было понимание сколько потребуется времени. Были намерения ООО «ПСК» о вводе в эксплуатацию ПМ-500 и переключения с ПК-2 на ПК-3, если бы получили все разрешительные документы. Фактического ввода в эксплуатацию не было, были только намерения. ПМ- 500 в настоящее время не запущено. Планируется в дальнейшем переключение после получения всей разрешающей документации. Ограничений по температуре нет. При переключении в зимний период были опасения в плане ухудшения гидравлических режимов. Так же планировалось выделение дополнительных сил в случае неполадок и будут выделены дополнительные бригады, поскольку даже без переключений, есть дефекты в сетях. Иные теплоснабжающие организации не пригласили, поскольку им была направлена программа.

Свидетель ФИО9 пояснил, что планируется перевод с ВК- 2 на ВК- 3 с целью улучшения теплоснабжения. По агентскому договору выполняли мероприятия, в рамках данного договора с учетом действующего законодательства, контролировали качество. Свидетель так же участвовал в совещании 13.11.2020г. по вопросу переключения зон теплоснабжения с ВК-2 на ВК-3, где рассматривались организационные вопросы, чтобы выполнить подготовительные мероприятия, чтобы клиенты не столкнулись с проблемами. Направлялись в адрес клиентов рекомендации подготовки сужающих устройств, у многих возникали вопросы, в частности у управляющей компании, поэтому договорились о встрече, чтобы ответить на все вопросы. На совещании конкретная дата не указывалась, возможно, называли примерную дату, о конкретной дате не мог сказать, так как не располагали информацией о готовности ресурсоснабжающих организаций. Был четкий вопрос - заготовить сужающие устройства. После того как была бы получена общую картина, после того как все вопросы с клиентами были бы отработаны, тогда бы определяли дату. Протокол собрания свидетель не видел. Здесь информация, которую проговаривал Колясников, все планы с 17.11.2020, к этому времени должны быть проведены мероприятия со стороны ООО «ПСК», к этому времени все мероприятия не были выполнены, запуск не был осуществлен. На сегодняшний день не предусматривался запуск, и ни при каких случаях не будет осуществляться. На сегодняшний день предусмотрена гидравлика на ПК- 2. Если будут выполнены все действия со стороны ресурсоснабжающих организаций, то все УК должны будут осуществить переход. Требование об изменении сужающих устройств возможны в настоящее время. У управляющих компаний регулярно возникают проблемы и они проводят работы в течение 1 часа. На собрании были представители ТСЖ, ЖСК и до каждого под роспись была доведена информация. Сужающие устройства изготавливают клиенты.

Свидетель ФИО10 ( ООО «УК «Стройком») пояснил, что в начале ноября участвовал в совещании по переключению ВК-2 на ВК-3, на котором обсуждались вопросы по переключению, по установке шайб на дома. Было предложено подготовить шайбы, по поводу переключения нас должны были уведомить. Вопрос по переключению 17.11.2020 обсуждался, но переключение перенесли, в связи с чем- не знает. В управлении их компании находится 5 домов, но под переключение попадал 1 дом. Технический персонал для проведения работ не предлагали. В отопительный сезон переключение нецелесообразно, поскольку необходимо делать это в подготовительный сезон. Мероприятия по переключению в отношении 1 дома не проводились.

Свидетель ФИО11 (главный инженер ООО «УК «ТехКомфорт») пояснил, что в ноябре 2020 года от ПАО «Энергосбыт» пришло письмо, что они просят переключения. Был составлен ответ, что есть условие, что будет завышенная обратка, ответ на письмо не последовал. Свидетель участвовал 13.11.2020г. в совещании при администрации Мотовилихинского района по вопросу переключения станций. Представитель ООО «ПСК» пояснял о планируемом мероприятии на ближайшее время. Данные мероприятия планировались по переключению после совещания. Если бы УК не были выполнены рекомендации, это бы привело к завышенной обратке. Это грозило потребителям повышенной температурой обратки. Не согласились с их расчетом, сделали свой расчет. Ресурсоснабжающая организация исходила из теории, а не из практики. Есть проблемные дома, поэтому при вводе в эксплуатацию этой подстанции параметры бы увеличились.

Свидетель ФИО12 (начальник отдела управления жилищного фонда- муниципальный жилищный инспектор) пояснил, что знает о том, что в ноябре, декабре проводились совещания в администрации Мотовилихинского района и администрации г. Перми по вопросу переключения ВК- 2 на ВК-3. В совещании при администрации района от департамента принимал участие Субботин. При переключении одной зоны теплоснабжения на другую имеют последствия, при подготовке устанавливаются сужающие устройства управляющими компаниями, при смене источника, всем управляющим компаниям придется поменять сужающие устройства на своих домах. Рекомендацию дает ресурсоснабжающая организация, потом они делают заявку на опломбировку. На практике данные сужающие устройства делаются по расчету, но они не соответствуют, люди начинают жаловаться на качество, делается перерасчет, делается новое сужающее устройство. Если был бы сделан расчет не правильно, то принимались бы меры на безопасные условия проживания. Узнал, что на совещании обсуждался вопрос о переключении, поскольку работает в департаменте и владеет информацией, что сетевая компания хочет переключится на ПН- 500, информация известна со слов работников Департамента. Знает, что было деление на 3 этапа переключения. Либо Кислякова, либо Белоусов сообщили, был составлен даже график переключения. При проверке установили, что у ООО «ПСК» были сделаны расчеты не точно.

Свидетель ФИО13 (глава администрации Мотовилихинского района г.Перми) пояснил, что 13.11.2020г. в 15:00 часов проводилось совещание при администрации Мотовилихинского района по вопросу переключения схемы теплоснабжения, этапы переключения – 3 этапа. На собрании присутствовали ресурсоснабжающие организации. Были все, кто указан в протоколе. На собрании обсуждались и возможные риски. В рамках протокола управляющим компаниям были даны поручения. В дальнейшем у ООО «ПСК» были действия, достигнута договорённость по итогам о том, что в понедельник должны были собрать всю информацию, потом ежедневно собираться до переключения для решения всех возникших вопросов. Возник вопрос, как будут вести себя сети. Силами компании ООО «ПСК» будет оказана помощь для устранения всех негативных ситуаций. Стоял вопрос по поводу устранения последствий и было четко оговорено, что в случае возникновении аварий, силами ООО «ПСК» эти аварии будут устраняться, что указано в протоколе. Все работы планировалось начать с понедельника - с 16 ноября 2020г. Работы по 1 этапу должны начаться с 16.11.2020г. Сведения в Протоколе от 13.11.2020г. соответствуют действительности, стоят подписи участников совещания. Приносили раздаточный материал из ООО «ПСК», где были указаны 3 этапа переключения. Производятся ли на сегодняшний день переключения, не известно, даже если они производятся, то видно количество аварий, которые увеличились. Связаны ли аварии с переключением свидетелю не известно.

Свидетель ФИО14 (заместитель начальника отдела ЖКХ и ЖО при администрации ) пояснил, что 13.11.2020 было инициировано собрание по вопросу ввода в эксплуатацию ПМ- 500. Обсуждался вопрос по переключению, на котором присутствовали представители ООО «ПСК». Выдавались рекомендации по установке сужающих устройств. Перед проведением мероприятий по переключению, необходимо было установить сужающие устройства. Обсуждалось 3 этапа, из них 1 этап – с 17.112020г., 2 этап – после того как будет реализован 1 этап. Планировали переключение зон теплоснабжения с 17.11.2020, но сначала необходимо было обсудить вопросы с управляющими компаниями. Сообщили 16.11.2020г., что не планируется переключение, в связи с чем- не сказали. Направили информацию 16.11.2020г. Параметры изменились в октябре, ООО «ПСК» подготавливают оборудование. Увеличилось количество аварийных ситуаций из-за технического состояния сетей. Количество жалоб тоже увеличилось. Связано ли это с переключением, не известно. Количество аварий увеличились, в прошлых годах аварии тоже были, но не в таких масштабах.

Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, опросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом, другими федеральными законами.

На основании ч. 3 ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно п. 11.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 (далее - Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок), при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей необходимо выполнить в установленные сроки комплекс мероприятий, основными из которых являются:

- устранение выявленных нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок;

- испытания тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери, максимальную температуру теплоносителя в соответствии со сроками, определенными настоящими Правилами;

- разработка эксплуатационных режимов систем теплоснабжения, а также мероприятий по их внедрению.

В соответствии с п. 11.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок при подготовке к предстоящему отопительному периоду выявляются дефекты в работе оборудования и отклонения от гидравлического и теплового режимов, составляются планы работ, подготавливается необходимая техническая документация и материально-технические ресурсы.

Графики подготовки к предстоящему отопительному периоду источников теплоснабжения, тепловых сетей и систем теплопотребления разрабатываются до окончания текущего отопительного периода, но не позднее мая текущего года.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

Материалами дела установлено, что 22.11.2019 Приказом Министерства энергетики РФ № 1246 утверждена схема теплоснабжения в административных границах г. Перми на период о 2035 года (актуализация на 2020 г.), а именно части теплоснабжения Мотовилихинского района г. Перми путем перевода потребителей зоны теплоснабжения от ВК-2 в зону теплоснабжения ВК-3, ТЭЦ-6.

В соответствии со схемой теплоснабжения в административных границах города Перми на период до 2035 года (актуализация 2020 год), утвержденной Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 22.11.2019 № 1246, теплоснабжение части Мотовилихинского района г. Перми (глава 8) - микрорайоны ВИСИМ, Рабочий поселок, Городские горки, Садовый, предусмотрено от 3 источников теплоснабжения: ВК-2 (ООО «Тепло-М), ВК-3, ТЭЦ-6; тепловые сети принадлежат ООО «ПСК».

В соответствии со Схемой теплоснабжения на 2020 год в перспективе на последующие отопительные периоды в целях минимизации удельных переменных расходов на производство тепловой энергии планируется перевести городскую зону теплоснабжения котельной ВК-2 (включает в себя микрорайоны ВИСИМ и Рабочий поселок, а также частично микрорайон Горки) на зону теплоснабжения от ВК-3 и ТЭЦ-6.

В соответствии с положениями Схемы теплоснабжения на 2020 год в процессе моделирования тепло-гидравлических режимов работы систем централизованного теплоснабжения левобережной части г. Перми, была определена возможность поставки тепловой энергии в зону городских потребителей ВК-2 от ВК-3 при условии строительства насосной станции ПН-500, реконструкции существующей насосной станции ПН-18.

Актом от 30.10.2020 -К установлена готовность источника тепловой энергии: <адрес> к отопительному периоду 2020-2021 годов.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 14.06.2019 удовлетворен иск ООО «Тепло-М» об урегулировании разногласия, возникшего при заключении договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя между ООО « Тепло-М» и ООО « Пермская сетевая компания», определив спорные пункты в следующей редакции: п.5.5.- «За нарушение сроков оплаты, предусмотренных Приложением № 4 к настоящему договору, покупатель уплачивает пени, предусмотренные Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ « О теплоснабжении». П.8.6. исключен из договора. Первый абзац п.1 приложения № 4 к договору –«Покупатель производит оплату Поставщику за фактически потребленную тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель в срок до 10-го числа месяца, следующего за расчетным».

16.07.2019 между ООО «Тепло-М» (поставщик) и ООО «Пермская сетевая компания» был заключен договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

Из ответа департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми от 16.11.2020 следует, что содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города г. Перми, департаментом выдано разрешение от 25.08.2020 на строительство объекта: «Строительство понижающей насосной станции ПН-500 по адресу: <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, сроком действия до 31.01.2021 (застройщик - ООО «Пермская сетевая компания», <адрес>).

В соответствии со сведениями, содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Перми, разрешение на ввод в эксплуатацию вышеуказанного объекта, расположенного по адресу: <адрес> департаментом не выдавалось.

13.11.2020 протоколом рабочего совещания Администрации Мотовилихинского района г. Перми, по вопросу перевода потребителей зоны теплоснабжения ВК-2 на зону теплоснабжения источника ТЭЦ-6(ЛВК-3) с включением в работу понизительных насосных станций ПН-500 и ПН-18 принято решение, которым принята к сведению информация заместителя директора Пермского филиала АО «Энергосбыт Плюс» ФИО9 о направленных в адрес управляющих организаций расчетах сужающих устройств, необходимых для дополнительной установки на системах теплопотребления МКД, в целях равномерной балансировки теплоносителя в схеме теплоснабжения; в случае возникновения аварийных ситуаций на инженерных сетях теплоснабжения, транзитно пролегающих через МКД, на бесхозяйных тепловых сетях, в ходе проведения комплекса мероприятий по запуску указанной схемы теплоснабжения, дефекты будут устраняться силами персонала ООО «ПСК»; ООО «ПСК» оказывать всестороннее содействие при реализации данной схемы теплоснабжения обслуживающему персоналу МКД, в том числе в части производства работ, в которых реализован способ управления ТСЖ, ЖСК, ЖК, непосредственное управление; ( п.1.1.). Управляющим организациям подготовить вопросы по графику расчета дополнительных сужающих устройств, в целях их проработки специалистами режимной группы АО «Энергосбыт» Плюс». Срок до 10-00 16.11.2020 (п.1.2.). Администрации Мотовилихинского района направить перечень сформированных вопросов в адрес АО « Энергосбыт Плюс». Срок-до 15-00 16.11.2020 (п.1.3.). Представителям АО «Энергосбыт Плюс», ООО «ПСК», управляющих организаций, администрации района после реализации перехода на новую схему теплоснабжения осуществлять взаимодействие при реализации указанных мероприятий (п.1.4.). ООО «ПСК» до приведения параметров теплоносителя, подаваемых с источника до потребителей, к нормативным, путем нормализации давления, температуры теплоносителя в соответствии с установленным температурным графиком, не приступать к реализации 2-го этапа по запуску новой схемы теплоснабжения ( п.1.5.).

Заявления о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта: «Строительство понижающей насосной станции ПН-500 по адресу: <адрес>» в департамент не поступали.

Из ответа ООО «ТЕПЛО-М» от 16.11.2020 следует, что ООО «Тепло-М» является владельцем газовой котельной ВК-2 на правах аренды, представленной арендодателем-ПАО «Мотовилихинские заводы».

ООО «Тепло-М» производит(генерирует) тепловую энергию и в соответствии с договором поставки тепловой энергии(мощности) и (или) теплоносителя от 16.07.2019 осуществляет поставку тепла с ВК-2 ООО «Пермская сетевая компания» (ООО «ПСК) и исполняет свои обязательства по договору надлежащим образом. Поставка тепловой энергии производится своевременно, бесперебойно, надежно и с соблюдением всех параметров качества. Поставка тепловой энергии на объекты ООО «Пермская сетевая компания» осуществляется ООО «Тепло-М» в соответствии с действующей схемой теплоснабжения г. Перми. В настоящее время (отопительный сезон) готово продолжать осуществлять поставку тепла по договору, заключенному с ООО «ПСК», в бесперебойном режиме. Так же обращают внимание на тот факт, что 12.11.2020 на почтовый ящик мастера котельной ООО «Тепло-М» ФИО15 от Диспетчера ТС Пермь поступило письмо с вложением в виде документа word с названием: Программа переключений М1-06, содержащего сведения о планируемом переводе тепловой нагрузки с ВК-2 на ТЭЦ-6, ЛВК-3. Ниподписей, ни печатей на документе нет. Сведения(мероприятия), которые указаны в данной программе, носят серьезный характер, могут повлечь возникновение негативных последствий в виде аварийных ситуаций, отключение тепла в зимний период потребителям тепловой энергии на территории Мотовилихинского района г. Перми, в том числе медицинским учреждениям школам, детским садам и жителям домов.

Эксплуатация объекта капитального строительства понижающей насосной станции ПН-500 без ее ввода в эксплуатацию противоречит требованиям ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что является грубым нарушением установленного порядке строительства.

Так же прокуратурой района установлено, что под переключение зон теплоснабжения подпадает 585 объектов теплопотребления (в том числе многоквартирные жилые дома, социальные объекты) находящихся в левобережной части Мотовилихинского района г. Перми (микрорайоны ВИСИМ, Городские горки, Садовый, Рабочий поселок).

Прокуратурой Мотовилихинского района г. Перми изучены сводные заявки вывода в ремонт объектов тепловых сетей, установлено, что они не содержат сведения о производстве работ, связанных с вводом в эксплуатацию ПН-500.

Согласно п. 11.6 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок для проверки готовности систем отопления и системы теплоснабжения в целом к работе в отопительном периоде перед его началом проводятся пробные топки. Пробные топки проводятся после окончания работ по подготовке системы теплоснабжения к осенне-зимнему периоду. Начало и продолжительность пробных топок определяются графиком теплоснабжающей организацией, который следует согласовывать с органом местного самоуправления и доводить до сведения потребителей не позднее чем за трое суток до начала пробной топки.

Таким образом, на территории Мотовилихинского района г. Перми работы по подготовке тепловых сетей с учетом ввода в эксплуатацию ПН-500 ООО «ПСК» не производились, как и пробные топки для проверки готовности систем отопления и системы теплоснабжения в целом.

Требования ООО «ПСК» к управляющим организациям об изменении технических характеристик принимающих систем теплоснабжения многоквартирных домов об изменении диметров шайб, сопла, приведет к нарушению разработанных эксплуатационных режимов.

Письмом ООО «ПСК» от 11.09.2020 о выполнении необходимых работ по подготовке тепловых сетей к отопительному периоду, повлекших существенные нарушения прав потребителей на получение качественной услуги по горячему водоснабжению в летний период 2020 года, а также положения п. 104 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808, оснований для ограничения жилищных прав граждан на проживание в комфортных и безопасных условиях в целях минимизации удельных переменных расходов ООО «ПСК» на производство тепловой энергии недопустимо в условиях запущенного отопительного периода 2020-2021 годов.

Принципы обеспечение безопасности и надежности теплоснабжения потребителей в соответствии с требованиями технических регламентов, а также соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей закреплены в п. 9 Требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154.

Прокуратурой Мотовилихинского района г. Перми были изучены существующие и перспективные балансы тепловой мощности источников тепловой энергии и тепловой нагрузки потребителей (глава 4 Схемы теплоснабжения на 2020, а также проект Схемы теплоснабжения на 2020 год), установлено, что снижение договорной нагрузки потребителей ВК-2 (стр. 38), а также расчетной нагрузки на коллекторах не предусмотрено.

В соответствии с письмом ООО «Тепло-М» от 16.11.2020 переключения с зоны теплоснабжения ВК-2 на зону теплоснабжения ВК-3, ТЭЦ-6 может повлечь возникновение негативных последствий в виде аварийных ситуаций, отключения тепла в зимний период потребителям тепловой энергии на территории Мотовилихинского района г. Перми, в том числе медицинским учреждениям, школам, детским садам и жителям домов. В том числе данное переключение не согласовано с теплоснабжающей организацией ООО «Тепло-М».

Поскольку обязанность по обеспечению бесперебойного теплоснабжения закреплена за теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а включение зоны теплоснабжения ВК-2 на зону теплоснабжения ВК-3, ТЭЦ-6 может повлечь возникновение негативных последствий в виде аварийных ситуаций, отключения тепла в зимний период потребителям тепловой энергии на территории Мотовилихинского района г. Перми, разбалансировке системы отопления в целом, то интересы неопределенного круга лиц могут быть защищены в исковом порядке посредством заявления иска об обязании исполнять требования законодательства о теплоснабжении.

Согласно ответа Департамента градостроительства и архитектуры Администрации г. Перми от 12.02.2021 на запрос суда, разрешение на ввод в эксплуатацию объекта «Понижающая насосная станция ПН-500 по адресу: <адрес>», расположенного по адресу <адрес>, в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г. Перми отсутствует.

На основании изложенного, действия ООО «Пермская сетевая компания» по переключению зоны теплоснабжения ВК-2 на зону теплоснабжения ВК-3, ТЭЦ-6 в период прохождения отопительного периода 2020-2021г.г. необходимо признать незаконным. Возложить на ответчиков ООО «Пермская сетевая компания» и ООО «Тепло-М» обязанность по осуществлению поставки тепловой энергии потребителям зоны ВК-2 по действующей схеме теплоснабжения до окончания отопительного периода 2020-2021г.г.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Пермская сетевая компания» по переключению зоны теплоснабжения ВК-2 на зону теплоснабжения ВК-3, ТЭЦ-6 в период прохождения отопительного периода 2020-2021г.г, незаконным.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Пермская сетевая компания», ООО «Тепло-М» осуществлять поставку тепловой энергии потребителям зоны ВК-2 по действующей схеме теплоснабжения до окончания отопительного периода 2020-2021г.г.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

С У Д Ь Я : подпись

КОПИЯ ВЕРНА

С У Д Ь Я :