ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5241/2016 от 27.10.2016 Иркутского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 октября 2016 года г. Иркутск Иркутской области

Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Куреновой А.В., при секретаре судебного заседания Хозяиновой Т.А.,

с участием истца ФИО1, представителей ответчика МОУ ИРМО «Оёкская средняя общеобразовательная школа» - директора Тыртышной, действующей на основании прав по должности, ФИО2, действующего на основании доверенности от **/**/****, действительной один год,

в отсутствие представителя третьего лица Управления образования Администрации Иркутского районного муниципального образования,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5241/2016 по иску ФИО3 к Муниципальному общеобразовательному учреждению Иркутского районного муниципального образования «Оёкская средняя общеобразовательная школа» о предоставлении учебно-методических материалов, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование иска истец указал о том, что его сын ФИО, обучаясь в МОУ ИРМО «Оёкская СОШ» на протяжении четырех лет не был обеспечен рабочими тетрадями. Семья истца относится к категории малообеспеченных семей, поэтому приобрести необходимые учебно-методические материалы самостоятельно не имеет возможности. Личное заявление от **/**/**** на имя директора школы оставлено без внимания. Просит обязать ответчика предоставить в пользование на время получения образования учебно-методические материалы: атласы, контурные карты по географии и истории, рабочие тетради в полном объеме, взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования.

Представители ответчика с исковыми требованиями не согласились по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель третьего лица Управления образования Администрации Иркутского районного муниципального образования в судебное заседание не явился. Извещены надлежащим образом. Доказательств уважительности причин неявки суду не представил.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об отказе ФИО3 в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Аналогичные положения закреплены в ч. ч. 1, 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ). В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.

В силу п. п. 3, 8 ст. 2 Закона N 273-ФЗ обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни; федеральные государственные требования - обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с Законом N 273-ФЗ уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона N 273-ФЗ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона N 273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с рассматриваемым Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона N 273-ФЗ), а также определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ.

Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, в силу п. 26 которого учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать в том числе укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой. Фонд дополнительной литературы должен включать: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.

Приведенные нормы корреспондируют статье 35 Закона N 273-ФЗ, согласно которой обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Буквальное толкование данной нормы свидетельствует о праве обучающегося получить в пользование бесплатно на время получения образования учебники и учебные пособия в четко установленных пределах.

Согласно ГОСТу 7.60-2003 собственно учебное пособие - это учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. В свою очередь, рабочая тетрадь, атласы и контурные карты определены как учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.

Согласно СанПиН 2.4.7.1166-02 в зависимости от функционального назначения в процессе обучения издания подразделяются на: учебник; учебное пособие; практикум.

Учебные издания нового поколения - учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т.п. - следует относить к практикумам.

Таким образом, и ГОСТ 7.60-2003, и СанПиН 2.4.7.1166-02 выделяют рабочую тетрадь в самостоятельный раздел ("рабочая тетрадь" и "практикум" соответственно), поскольку она используется только для индивидуальной самостоятельной работы.

Рабочие тетради, атласы и контурные карты являются самостоятельным видом учебного издания. Их использование в образовательном процессе направлено на качественное преподавание учебной дисциплины, оказание помощи учителю в планировании и подготовке к урокам, повышение методического уровня преподавания. Кроме того, они способствуют повышению познавательной активности ребенка, формированию и развитию его интеллектуальной деятельности, успешному и творческому освоению знаний и служат хорошим подспорьем для закрепления и повторения пройденного материала (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 13 июня 1997 года N 740/14-12).

Таким образом, оснований полагать, что рабочие тетради, атласы и контурные карты являются составной частью учебника, дополняют или заменяют его, не имеется, поэтому к учебному пособию по смыслу вышеприведенных нормативных актов их отнести нельзя. Кроме того, учебное пособие должно быть официально утверждено учебным заведением в качестве данного вида издания.

Более того, образовательное учреждение самостоятельно в выборе образовательных программ и используемых в образовательном процессе учебных изданий, заявка на приобретение за счет государственных средств учебной литературы формируется школой с учетом утвержденных перечней, куда рабочие тетради, атласы и контурные карты не включены, и их использование в образовательном процессе зависит от усмотрения самого образовательного учреждения. Действующее законодательство не содержит нормы, предусматривающей обеспечение учащегося всем комплексом учебной литературы и вспомогательным материалом.

Так, согласно ч. 4 ст. 18 Закона N 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Педагогическими работниками школы в образовательном процессе могут использоваться различные методики обучения, которые позволяют достичь освоения учащимися образовательной программы и без использования рабочих тетрадей.

Таким образом, рабочие тетради, атласы и контурные карты не предназначены для многократного использования, поскольку ученики работают непосредственно в данных тетрадях, в связи с чем, они не могут использоваться на возвратной основе, являться предметом заказа и входить в состав библиотечного фонда школьной библиотеки, в связи с чем суд не может согласиться с доводами истца об обязательным обеспечением его сына учебными тетрадями, контурными картами и атласами.

Вместе с тем, как следует из пояснений истца, учебное заведение выдало сыну истца **/**/**** рабочую тетрадь по английскому языку, **/**/**** были выданы иные рабочие тетради. Учебники были выданы еще **/**/****, то есть до начала учебного года.

Таким образом, на момент обращения истца в суд **/**/****, не усматривалось нарушения законных прав и интересов сына истца, а также самого истца, как законного представителя своего несовершеннолетнего сына.

Доводы истца о том, что учебное заведение не предоставило сыну учебники «Байкаловедение», «Иркутсковедение», «Психология» суд во внимание не принимает, поскольку данные издания не включены в перечень обязательных учебных предметов от **/**/****, утвержденных директором МОУ ИРМО «Оёкская СОШ», и как следует из пояснений директора образовательного учреждения занятия по указанным предметам носят факультативный характер, направленный на дополнительное развитие ребенка. Выполнение по указанным факультативам обязательных работ не требуется. Данные обстоятельства истцом не опровергнуты.

Доводы истца о том, что его исковые требования направлены на предупреждение нарушения прав его сына на будущее, не могут быть приняты во внимание, поскольку судебной защите подлежат нарушенные права и законные интересы.

При изложенных обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных истцом исковых требований о предоставлении учебно-методических материалов.

Требования о взыскании судебных расходов также не подлежат удовлетворению, поскольку производны от вышеуказанных требований, в удовлетворении которых истцу отказано.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Муниципальному общеобразовательному учреждению Иркутского районного муниципального образования «Оёкская средняя общеобразовательная школа» о предоставлении учебно-методических материалов, взыскании судебных расходов отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья: А.В. Куренова

~~~

~~~