ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5243 от 11.08.2010 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

                                                                                    Центральный районный суд г. Сочи                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Центральный районный суд г. Сочи — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

К делу № 2-5243/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ город Сочи

Центральный районный суд города Сочи в составе:

председательствующего Ващенко Н.П.,

при секретаре Коржемановой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Центрального района города Сочи в интересах Российской Федерации о признании незаконными действий администрации Центрального района города Сочи по изданию распоряжения № 733-р от 11.08.2010 года о создании рабочей группы по подготовке заключений по объектам самовольного строительства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального района города Сочи обратился в интересах Российской Федерации в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации Центрального района города Сочи по изданию распоряжения № 733-р от 11.08.2010 года о создании рабочей группы по подготовке заключений по объектам самовольного строительства, просил о понуждении администрации Центрального района города Сочи отменить указанное распоряжение.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Центрального района города Сочи проведена проверка соблюдения законодательства при узаконивании самовольных построек в деятельности органов местного самоуправления.

В ходе проверки установлено, что распоряжением главы администрации Центрального района города Сочи Савиным И.Л. вынесено распоряжение № 733-р от 11.08.2010 года о создании рабочей группы по подготовке заключений по объектам самовольного строительства, которым утверждено соответствующее положение о рабочей группе по подготовке заключений по объектам самовольного строительства.

Указанным положением предусмотрено, что рабочая группа по подготовке заключений является коллегиальным органом, созданным в целях качественной подготовки заключений по объектам самовольного строительства, расположенным на территории Центрального района города Сочи, для последующего принятия городской межведомственной комиссии по пресечению самовольного строительства решений о степени нарушений при несанкционированном строительстве таких объектов.

Указанным распоряжением не определено, на основании каких критериев члены группы, а также глава района занимает ту или иную позицию по объектам самовольного строительства, также не утверждена должным образом форма заключения и данные об объекте, которые должны содержаться в заключении.

Кроме того, при издании указанного распоряжения нарушена компетенция органа местного самоуправления в лице администрации Центрального района города Сочи, в части принятия решений о сохранении либо сносе объектов самовольного строительства, которое согласно действующему законодательства принимается в судебном порядке.

В судебном заседании старший помощник прокурора Центрального района города Сочи Коган Я.М. заявленные требования поддержала и мотивировала их тем, что в ходе выборочного изучения заключений, подготовленных в 2011 году по объектам самовольного строительства, расположенным по улице  установлено, что позиция по вопросу сноса либо сохранения объектов самовольного строительства принимается главой администрации района на основании фактических данных об объекте самовольного строительства, таких как этажность объекта, место расположения, сведения о правах на земельный участок, отступление от параметров, указанных в разрешении, информация о нарушении прав третьих лиц, а также иных данных. По мнению старшего помощника прокурора района, распоряжение № 733-р от 11.08.2010 года с приложением в виде соответствующего положения содержит коррупционные факторы и, в том числе, дает возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению членов группы, а также главы района, что подтверждается приложенными к заявлению заключениями, по двум объектам заключение «возможно сохранить» в одном случае «снос», критерии принятия решений не определены.

Представитель администрации Центрального района города Сочи, Круглов К.М. действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признал, просила в их удовлетворении отказать, пояснив при этом, что выявленные нарушения будут устранены, рабочая группа создана для представления Главе Центрального района г. Сочи более объективной информации об объектах самовольного строительства.

Заслушав доводы и возражения сторон, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования являются обоснованными, исходя из следующего.

В соответствии с ч.1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а также судом.

Главой администрации Центрального района города Сочи Савиным И.Л. вынесено распоряжение № 733-р от 11.08.2010 года о создании рабочей группы по подготовке заключений по объектам самовольного строительства, которым утверждено соответствующее положение о рабочей группе по подготовке заключений по объектам самовольного строительства.

Указанным положением предусмотрено, что рабочая группа по подготовке заключений является коллегиальным органом, созданным в целях качественной подготовки заключений по объектам самовольного строительства, расположенным на территории Центрального района города Сочи, для последующего принятия городской межведомственной комиссии по пресечению самовольного строительства решений о степени нарушений при несанкционированном строительстве таких объектов.

В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Таким образом, при издании указанного распоряжения нарушена компетенция органа местного самоуправления в лице администрации Центрального района города Сочи, в части принятия решений о сохранении либо сносе объектов самовольного строительства, которое согласно действующему законодательства принимается в судебном порядке.

Кроме того, указанным распоряжением не определено, на основании каких критериев члены группы, а также глава района занимает ту или иную позицию по объектам самовольного строительства, также не утверждена должным образом форма заключения и данные об объекте, которые должны содержаться в заключении.

Согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», коррупционными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:

1) широта дискреционных полномочий - отсутствие или
неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие
дублирующих полномочий органов государственной власти или органов
местного самоуправления (их должностных лиц);

выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

принятие нормативного правового акта за пределами компетенции -нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.

Таким образом, суд находит доводы прокурора Центрального района города Сочи о том, что распоряжение № 733-р от 11.08.2010 с приложением в виде соответствующего положения содержит коррупционные факторы и, в том числе, дает возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению членов группы, а также главы района, обоснованны.

Согласно ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О противодействии коррупции», правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах признания, обеспечении и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; законности; публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; приоритетном применении мер по предупреждению коррупции.

Указанные факты свидетельствуют об игнорировании администрацией района требований действующего законодательства, что, как следствие, снижает эффективность государственной политики в данной сфере правоотношений и способствует возникновению коррупционных проявлений в деятельности органа местного самоуправления.

С учетом изложенных обстоятельств, оспариваемым прокурором Центрального района города Сочи распоряжения № 733-р от 11.08.2010 года о создании рабочей группы по подготовке заключений по объектам самовольного строительства гражданам Российской Федерации созданы препятствия, которые повлекут нарушение их гражданских прав и свобод, а потому требуют судебного пресечения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199,254,206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Центрального района города Сочи в интересах Российской Федерации о признании незаконными действий администрации Центрального района города Сочи по изданию распоряжения № 733-р от 11.08.2010 года о создании рабочей группы по подготовке заключений по объектам самовольного строительства, признать обоснованным.

Признать незаконными действия администрации Центрального района города Сочи по изданию распоряжения № 733-р от 11.08.2010 года о создании рабочей группы по подготовке заключений по объектам самовольного строительства.

Обязать администрацию Центрального района города Сочи отменить распоряжение № 733-р от 11.08.2010 года о создании рабочей группы по подготовке заключений по объектам самовольного строительства

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение 10 дней, со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: Н.П. Ващенко

Мотивированное решение составлено судом ДД.ММ.ГГГГ