№ 2-5243/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 ноября 2016 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону А.В.Лепетюх,
при секретаре Трушниковой В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Ростова-на-Дону, Администрации Ленинского района <...> лица – ДИЗО г. Ростова-на-Дону, МСУПпоРСиЭИС, ДАДиОДД г. Ростова-на-Дону, об обязании принять в собственность и зарегистрировать бесхозяйное имущество,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Ростова-на-Дону обратился в суд с указанным иском в его обоснование указав, что прокуратурой г. Ростова-на-Дону по поручению прокуратуры ростовской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о безопасности дорожного движения, надлежащей организации водоотведения на территории муниципального образования. Проверкой установлено, что в центральной части г. Ростова-на-Дону между улицами Большая Садовая и Красноармейская водоотведение ливневых вод осуществляется в генеральный коллектор, который согласно топосъемке проходит от пр.Ворошиловского по парку Горького, пр. Буденновский, 33-35, пер. Островскому, пер. Халтуринскому, пер. Братскому, пер. Доломановскому, пер. Согласия и до р. Темерник, однако в реестре муниципального имущества он не значится, на балансе, в хозяйственном ведении или оперативном управлении отраслевых (функциональных) подразделений администрации города и иных организаций не числится. Дождепрееники, примыкающие к шахтам генерального коллектора по пер. Доломановскому, пер. Братскому, пер. Халтуринскому в парке им. Горького, в реестре систем ливневой, дренажной канализации, систем водопонижения и очистных сооружений ливневых стоков, находящихся в ведении муниципального специализированного унитарного предприятия по ремонту, строительству и эксплуатации искусственных сооружений, а также в реестре систем водоотвода в составе автомобильных дорог не значатся. На основании изложенного просит обязать Администрацию Ленинского района г. Ростова-на-Дону в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу инициировать процедуру принятия генерального коллектора и дождепреемником, примыкающих к шахтам генерального коллектора в муниципальную собственность как бесхозяйного имущества, предусмотренную постановлением мэра г. Ростова-на-Дону от 20.08.2008 г. № 830 «Об утверждении Положения о порядке принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и вымороченного имущества в виде жилых помещений» и обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества – генерального коллектора и дождепреемников, примыкающих к шахтам генерального коллектора, а также обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону с момента подачи заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок, о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, принять меры к передаче генерального коллектора и дождепреемников, примыкающих к шахтам генерального коллектора во временное управление отраслевому органу или организации, осуществляющей эксплуатацию данного вида объекта.
В ходе судебного разбирательства поступил отказ истца от части заявленных требований в связи с их добровольным удовлетворением ответчиком – в части требований о возложении на ответчика обязанности в 1 течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу инициировать процедуру принятия генерального коллектора и дождепреемником, примыкающих к шахтам генерального коллектора в муниципальную собственность как бесхозяйного имущества, предусмотренную постановлением мэра г. Ростова-на-Дону от 20.08.2008 г. № 830 «Об утверждении Положения о порядке принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и вымороченного имущества в виде жилых помещений».
Определением суда производство по делу в данной части прекращено.
Старший помощник прокурора г. Ростова-на-Дону Кононенко О.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований в части возложения на Администрацию г. Ростова-на-Дону обязанности в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества – генерального коллектора и дождепреемников, примыкающих к шахтам генерального коллектора, а также обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону с момента подачи заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок, о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, принять меры к передаче генерального коллектора и дождепреемников, примыкающих к шахтам генерального коллектора во временное управление отраслевому органу или организации, осуществляющей эксплуатацию данного вида объекта.
Явившаяся в судебное заседание представитель ответчика Администрации г. Ростова-на-Дону ФИО1, действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении требований.
Явившаяся в судебное заседание представитель ответчика Администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону - ФИО2, действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении требований.
Явившиеся представители 3-х лиц ДАДиОДД г. Ростова-на-Дону ФИО3 и ДИЗО г. Ростова-на-Дону - Потеря О.В. просили отказать в удовлетворении требований.
МСУПпоРСиЭИС, ДИЗО г. Ростова-на-Дону представителя в судебное заседание не направили, судом извещены надлежаще, в связи с чем суд рассматривает дело в отсутствии представителя в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 3, 4, 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение
имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах. городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Статьей 50 Федерального закона определено, что в собственности городского округа может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения, то есть для водоснабжения населения, водоотведения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Ливневая система канализации также относится к категории канализационной сети.
Содержание термина «канализация» определяется нормами действующих Государственного стандарта СССР ГОСТ 25150-82 «Канализация. Термины и определения»», утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 24.02.1982 № 805, и Государственного стандарта СССР ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия».
В силу п.п. 7, 9 ГОСТ 19185-73 под «водоснабжением» понимается подача воды потребителям, а под «канализацией» - отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.
В названной связи, водоотведение включает в себя не только отвод бытовых стоков, но и отведение ливневых сточных вод.
Городская система ливневой канализации - это комплекс открытого и закрытого водоотвода, производящего сбор и отвод дождевых, талых вод и поливочно-моечных вод с прилегающей территории селитебных (жилой застройки) и промышленных зон, территорий автодорог и тротуаров.
Прокуратурой г. Ростова-на-Дону по поручению прокуратуры Ростовской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о безопасности дорожного движения, надлежащей организации водоотведения на территории муниципального образования, в том числе в период ливня, произошедшего 30.06.2016 г.
Установлено, что в центральной части г. Ростова-на-Дону между улицами Большая Садовая и Красноармейская водоотведение ливневых вод осуществляется в генеральный коллектор, который согласно топосъемке проходит от пр. Ворошиловский по парку Горького, пр. Буденновскому, 33-35, пер. Островскому, пер. Халтуринскому, пер. Братскому, пер. Доломановскому по пер. Согласия и до р. Темерник.
Общая протяженность сетевой ливневой канализации в г. Ростове-на-Дону составляет 120,1 км по 230 магистралям и улицам районного значения, в нее входят более 1816 дождепремных колодцев, 1456 смотровых колодцев, 9 очистных сооружений. Проверкой установлено, что в центральной части г. Ростова-на-Дону между улицами Большая Садовая и Красноармейская водоотведение ливневых вод осуществляется в генеральный коллектор, который согласно топосъемке проходит от пр.Ворошиловского по парку Горького, пр. Буденновский, 33-35, пер. Островскому, пер. Халтуринскому, пер. Братскому, пер. Доломановскому, пер. Согласия и до р. Темерник, однако в реестре муниципального имущества он не значится, на балансе, в хозяйственном ведении или оперативном управлении отраслевых (функциональных) подразделений администрации города и иных организаций не числится.
Дождепрееники, примыкающие к шахтам генерального коллектора по пер. Доломановскому, пер. Братскому, пер. Халтуринскому в парке им. Горького, в реестре систем ливневой, дренажной канализации, систем водопонижения и очистных сооружений ливневых стоков, находящихся в ведении муниципального специализированного унитарного предприятия по ремонту, строительству и эксплуатации искусственных сооружений, а также в реестре систем водоотвода в составе автомобильных дорог не значатся.
Содержание ливневой канализации осуществляется МСУП на основании договоров о предоставлении субсидии на возмещение понесенных затрат либо подрядной организацией, в рамках исполнения муниципальных контрактов, заключенных с Департаментом автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону.
В 2016 году в рамках заключенных муниципальных контрактов наряд- задание от Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения на промывку и очистку ливневых канализаций по пр. Семашко; Соборный; в парке Горького; Халтуринский; Братский, Доломановский; Пушкинская (кроме адреса ул. Пушкинская, 181) подрядной организации не поступали.
Таким образом, генеральный коллектор, дождеприемники в муниципальную собственность не приняты, никем не содержатся и не обслуживаются. Дождеприемник, примыкающий к шахте генерального коллектора и расположенный в парке им. М. Горького, был засыпан землей и находился под клумбой.
Частью 5 статьи 8 Закона № 416-ФЗ определено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 Закона № 416-ФЗ), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В силу ст. 12 Закона № 416-ФЗ органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.
В этой связи органы местного самоуправления городского округа обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию, в том числе бесхозяйных систем водоотведения, а также обязаны обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.
Вместе с тем, названные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности принадлежности генерального коллектора и дождеприемников.
Согласно п. 4 ст. Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. На основании п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По смыслу указанной выше правовой нормы орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан принять меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
Постановлением мэра г. Ростова-на-Дону от 20.08.2008 № 830 утверждено Положение о порядке принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества в виде жилых помещений, которым определен порядок принятия бесхозяйного объекта недвижимого имущества в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону.
Так, администрация соответствующего района города в 10-дневный срок со дня получения информации о наличии на территории района бесхозяйного объекта недвижимого имущества дает в СМИ («Ростов официальный», «Вечерний Ростов») объявление о необходимости явки лица, считающего себя его собственником или имеющим на него права, с предупреждением о том, что в случае неявки вызываемого лица указанный объект будет передан в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону как бесхозяйный.
По согласованию с администрацией района, на территории которого находится бесхозяйный объект, изготовление технической документации на указанный объект может производить отраслевой орган управления администрации города или муниципальная организация, осуществляющая эксплуатацию данного вида объектов.
Департамент имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону в 10-дневный срок с момента поступления заявления администрации соответствующего района направляет запросы в уполномоченные органы о правовой принадлежности объекта.
После получения соответствующих ответов из организаций Департамент имущественно-земельных отношений г.- Ростова-на-Дону в 7-дневный срок готовит свое распоряжение о включении объекта в реестр бесхозяйного имущества города Ростова-на-Дону.
Департамент имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону в 5-дневный срок после сбора необходимой документации обращается: в уполномоченный орган по осуществлению государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по месту нахождения объекта недвижимого имущества с заявлением о постановке бесхозяйного объекта на учет.
После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, Департаменту имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону выдается выписка из Единого государственного реестра прав о принятии на учет указанного объекта.
По истечении одного года со дня постановки объекта недвижимого имущества на учет ДИЗО обращается в суд с иском о признании права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества.
В период между подачей заявления о постановке на учет и вынесением решения о признании права муниципальной собственности города Ростова-на- Дону временное управление объектом возлагается на отраслевой орган управления администрации города или муниципальную организацию, осуществляющую эксплуатацию данного вида объектов, в том числе: Муниципальное специализированное унитарное предприятие по ремонту, строительству и эксплуатации искусственных сооружений - сети и сооружения водопонижения и ливневой (дождевой) канализации.
В ходе судебного разбирательства суду представлен экземпляр газеты «Ростов официальный» от 09.11.2016 года № 46 (1145), где опубликовано объявление о начале Администрацией Ленинского района г. Ростова-на-Дону процедуры приема в муниципальную собственность бесхозяйного имущества – вышеуказанного ливневого коллектора.
С момента публикации в СМИ вышеуказанного объявления предусмотрены соответствующие этапы (процедура) принятия в муниципальную собственность бесхозяйного имущества.
Суд приходит к выводу о невозможности возложения обязанности принятия мер, оговоренных законодательно при отсутствии в настоящее время нарушений по их исполнению.
Кроме того, исполнение заявленных исковых требований в соответствии с Постановлением мэра г. Ростова-на-Дону от 20.08.2008 № 830 утверждено Положение о порядке принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества в виде жилых помещений, которым определен порядок принятия бесхозяйного объекта недвижимого имущества в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону, возлагается на ДИЗО г. Ростова-на-Дону, ответчиком же по настоящему исковому заявлению указана Администрация г. Ростова-на-Дону
На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд-
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <...> лица – ДИЗО г. Ростова-на-Дону, МСУПпоРСиЭИС, ДАДиОДД г. Ростова-на-Дону, об обязании принять в собственность и зарегистрировать бесхозяйное имущество – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 11 ноября 2016 года
Судья А. В. Лепетюх