Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации дело № 2 - 5244/13
город Омск 31 октября 2013 года
Ленинский районный суд города Омска
председательствующий Небольсин Л.В.
секретарь Абилова М.З.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Департаменту жилищной политики администрации города Омска о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, суд
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику о признании за ним право пользования квартирой <адрес>, обязать Департамент жилищной политики администрации г.Омска заключить с ним договор социального найма.
Свои требования истец мотивировал тем, что на основании выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии ОТИИ ему предоставлена однокомнатная квартира <адрес>, общей площадью 33 кв.м., жилой площадью 19 кв.м. на состав одного человека по решению Главнокомандующего СибВО. В квартиру он вселился в ДД.ММ.ГГГГ после освобождения квартиры семьей Г.Д.А. и членов его семьи, что подтверждается выпиской из лицевого счета о снятии их с регистрационного учета. С 2005 года он постоянно проживает в квартире, оплачивает коммунальные услуги, делает текущий и капитальный ремонт, выполняет обязанности нанимателя по оплате коммунальных услуг. Решением Омского Горсовета от 25.12.2003 года № 127 « О согласовании перечня объектов Омской КЭЧ СибВО Министерства обороны РФ, передаваемых в муниципальную собственность г. Омска» жилое помещение, расположенного по адресу: <адрес> передано в муниципальную собственность г. Омска. В настоящее время, при обращении в Департамент жилищной политики Администрации г. Омска по вопросу заключения договора социального найма на квартиру <адрес>, ему было отказано, виду отсутствия регистрации по вышеуказанному адресу отсутствии решения уполномоченного органа о предоставлении жилого помещения, а также при принятии решения о предоставлении ему квартиры, данная квартира не освобождена прежним нанимателем жилого помещения. С данным отказом не согласен, так как приобрел право пользования квартирой на условиях социального найма, в связи с тем, что вселен в квартиру на законных основаниях, что подтверждается справкой Министерства Обороны РФ от 23.05.2002 года № о наличии решения командующего войсками округа о предоставлении жилой площади из фонда Минобороны РФ, в связи с решением суда о расторжении брака и его увольнением с военной службы по достижении предельного возраста. В связи с отказом заключения с ним договора социального найма жилого помещения, он не может воспользоваться правом бесплатной приватизации жилого помещения.
ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представители Департамента жилищной политики, Департамента имущественных отношений администрации г.Омска, ООО «Коммунсервис», в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Заслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 10 ЖК РФ Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Из материалов дела следует, что на основании выписки из протокола № от 08.10.2002 года заседания жилищной комиссии ОТИИ ФИО1 предоставлена однокомнатная квартира <адрес>, общей площадью 33 кв.м., жилой площадью 19 кв.м. на состав одного человека по решению Главнокомандующего СибВО.
Истец вселился в квартиру в ДД.ММ.ГГГГ после освобождения квартиры семьей Г.Д.А. и членов его семьи, что подтверждается выпиской из лицевого счета о снятии их с регистрационного учета.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 постоянно проживает в квартире, оплачивает коммунальные услуги, делает текущий и капитальный ремонт, выполняет обязанности нанимателя по оплате коммунальных услуг.
Решением Омского Горсовета от 25.12.2003 года № 127 « О согласовании перечня объектов Омской КЭЧ СибВО Министерства обороны РФ, передаваемых в муниципальную собственность г. Омска» жилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>, дом <адрес> передано в муниципальную собственность г. Омска.
Департамент жилищной политики Администрации г. Омска отказал истцу в заключении договора социального найма на квартиру № <адрес>, виду отсутствия регистрации по вышеуказанному адресу отсутствии решения уполномоченного органа о предоставлении жилого помещения, а также при принятии решения о предоставлении ему квартиры, данная квартира не освобождена прежним нанимателем жилого помещения (л.д.16-17)
В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона « О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 № 76-ФЗ в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим.
Положения данной нормы конкретизируются в абз. 3 п. 34 Инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации», утвержденных приказом Министра Обороны РФ № 80 от 15.03.2000 г.: жилые помещения, освобождаемые за выездом военнослужащих, распределяются между военнослужащими воинских частей, в которых они проходили службу. В случае отсутствия в воинских частях военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), жилые помещения распределяются между воинскими частями, дислоцированными в гарнизоне, пропорционально количеству военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Определением Конституционного суда РФ от 25.12.2003 г. № 435-0, а так же Постановлением Президиума Верховного Суда РФ об утверждении Обзора законодательства и судебной практики за второй квартал 2007 года, даны разъяснения о применении пункта 5 статьи 15 Федерального закона « О статусе военнослужащих» от 17.05.1998 года о правах на повторное заселение жилых помещений. В этих документах указано, что реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному или муниципальному жилищному фонду, принадлежащему на праве собственности муниципальным образованиям.
Определением Конституционного суда РФ от 25.12.2003 г. № 435-0 установлено, что, возлагая на органы местного самоуправления обязанностью Определением Конституционного суда РФ от 25.12.2003 г. № 435-0 по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения п.5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих,- не исключает участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано, гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении собственностью не нарушается. Однако, несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное значение, а потому должны решаться совместно с государственными органами и органами местного самоуправления. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.
Факт принятия решения о передаче жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утратили статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Таким образом, в силу вышеприведенной правовой позиции следует, что статус служебного жилья при передаче жилого дома, ранее находившегося в государственном жилищном фонде в муниципальную собственность, в силу закона автоматически был снят, соответственно жилищным правоотношениям применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие самого договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома или квартиры из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.
Конкретизируя на основе Конституции РФ принцип самостоятельности местного самоуправления и его компетенцию ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» такие вопросы местного значения, как содержание и использование муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, относит к ведению муниципальных (подпункты 5 и 10 ст. 6).
Военная служба, по смыслу ст. 59 и 71 (п. «т») Конституции РФ, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.
В развитие названных конституционных положений ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан РФ, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (ст. 40 Конституции РФ), в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения Жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.
Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и зашита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.
Однако, не смотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления в обеспечении жилье военнослужащих составляет прерогативу законодателя.
Свидетели Б.В.А., Б.С.А. пояснили, что ФИО1 вселился в квартиру <адрес> в соответствии со списком распределения жилой площади на основании решения жилищной комиссии Омского танкового инженерного института. В этой квартире истец проживание по настоящее время. Ни о каких спорах по праву пользования истцом указанной квартиры с иными лицами или муниципалитетом не известно. Кроме того, Б.С.А. пояснил, что проходил службу вместе с истцом, который не самовольно занимает указанную квартиру. Данную квартиру истец получил в связи с увольнением с военной службы, он оплачивает коммунальные платежи за содержание квартиры.
Учитывая собранные по делу доказательства, доводы истца, показания свидетелей, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать за ФИО1 право пользования квартирой <адрес> на условиях договора социального найма.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Л.В.Небольсин
Мотивированное решение составлено 05 ноября 2013 года