ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5245/2021 от 23.09.2021 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

КОПИЯ

дело № 2-5245/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего (судьи) Липковой Г.А.,

при секретаре Вороновой Т.Д.,

с участием:

представителя истца Федорук И.Ю.,

представителя ответчика Беливской Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Камчатского края к ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 41» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Камчатскому краю о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Истец Заместитель прокурора Камчатского края (далее – заместитель прокурора) обратился в суд с иском к ответчику ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 41» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Камчатскому краю (далее – ФКУЗ МСЧ - 41 ФСИН России) о возложении обязанности.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что по результатам проведенной проверки соблюдения законодательства при организации медико-санитарного обеспечения осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, установлено, что для непосредственного оказания медицинской помощи осужденным на территории ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю функционирует медицинская часть № 1, являющаяся филиалом ФКУЗ МСЧ - 41 ФСИН России.

При проверке помещений указанной медицинской части выявлены нарушения прав осужденных на охрану здоровья, получения первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи, предусмотренных п.6 ст.12 УИК РФ, ст.ст. 37,46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 56 ФЗ от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Так, в кабинете врача – фтизиатра отсутствует шкаф для лекарственных средств и препаратов, негатоскоп на 2 снимка, персональный компьютер с программным обеспечением, принтер. В оториноларингологическом кабинете отсутствует рабочее место врача – оториноларинголога, аппарат электрохирургический высокочастотный, лупа бинокулярная, воронка «Зигле», сканер ультразвуковой для носовых пазух, негатоскоп, аудиометр, набор камертонов медицинских, кресло вращающееся (Барани), набор для трахеотомии с трахеотомическими трубками. Стоматологический кабинет не оборудован автоматическим дефибриллятором, аппаратом для диагностики жизнеспособности пульпы (электроодонтометр), аппаратом для снятия зубных отложений, ультразвуковым дентальным рентгеновским аппаратом с цифровым приемником изображения (радиовизиограф), инъектором стоматологическим для карпульной анестезии, лампой стоматологической для фотополимеризации (светоотверждения), холодильником фармацевтическим для хранения медикаментов. Рентгеновский кабинет не оснащен аппаратом рентгеновским для внутриротовых снимков (аналоговый или цифровой).

Отсутствие противомикробных, антисептических и лечебных препаратов для местного лечения заболеваний полости рта, препаратов для фторирования твердых тканей зубов, препаратов для местной анестезии, лишает возможности оказывать осужденным надлежащую первичную медико – санитарную помощь при стоматологических заболеваниях.

Кроме того, в медицинской части №1 ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России отсутствуют необходимые для проведения контролируемой химиотерапии или превентивного лечения туберкулеза и ВИЧ-инфекции лекарственные препараты – изониазид, рифабутин, этамбутол.

Непринятие должностными лицами ФКУЗ МСЧ-41 УФСИН России эффективных мер, направленных на устранение выявленных прокуратурой края нарушений, свидетельствует о длительном их бездействии.

Также указал, что ФСИН России является главным распорядителем бюджетных средств применительно к медицинской части №1 ФКУЗ МСЧ-41 и в соответствии со ст. 157 Бюджетного кодекса РФ осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания, обеспечивает соблюдение получателеми межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных БК РФ, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Просил суд обязать ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России в срок до 01 ноября 2021 года обеспечить медицинскую часть № 1 ФКУЗ МСЧ-41 УФСИН России следующими оборудованием и медикаментами: кабинет врача – фтизиатра шкафом для лекарственных средств и препаратов, негатоскопом на 2 снимка, персональным компьютером с программным обеспечением, принтером; оториноларингологический кабинет рабочим местом врача – оториноларинголога, аппаратом электрохирургическим высокочастотным, лупой бинокулярной, воронкой «Зигле», сканером ультразвуковым для носовых пазух, негатоскопом, аудиометром, набором камертонов медицинских, креслом вращающимся (Барани), набором для трахеотомии с трахеотомическими трубками; стоматологический кабинет автоматическим наружным дефибриллятором, аппаратом для диагностики жизнеспособности пульпы (электроодонтометр), аппаратом для снятия зубных отложений, ультразвуковым дентальным рентгеновским аппаратом с цифровым приемником изображения (радиовизиограф), инъектором стоматологическим для карпульной анестезии, лампой стоматологической для фотополимеризации (светоотверждения), холодильником фармацевтическим для хранения медикаментов, противомикробными, антисептическими и лечебными препаратами для местного лечения заболеваний полости рта, препаратов для фторирования твердых тканей зубов, препаратами для местной анестезии, лишает возможности оказывать осужденным надлежащую первичную медико-санитарную помощь при стоматологических заболевания; рентгеновский кабинет аппаратом рентгеновским для внутриротовых снимков (аналоговый или цифровой); лекарственными препаратами – изониазид, рифабутин, этамбутол.

В судебном заседании представитель истца Федорук И.Ю., действующая на основании доверенности, уменьшила исковые требования в части возложения обязанности на ответчика обеспечить медицинскую часть №1 медикаментами: «Изониазид», «Рифампицин», «Этамбутол». В оставшейся части требования поддержала, и просила суд обязать ответчика обеспечить медицинскую часть №1 указанным оборудованием в срок до 01 ноября 2022 года.

В судебном заседании представитель ответчика Беливская Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Представила письменные возражения на иск, в которых указала и суду пояснила, что необходимость в обеспечении кабинета врача-фтизиатра в медицинской части № 1 персональным компьютером с программным обеспечением и принтером отсутствуют, поскольку согласно трудового договора от 11 мая 2021 года, заключенного с врачом - фтизиатром ФИО5, внешним совместителем на 0,25 ставки, ее рабочая неделя составляет 7 часов 30 минут, из них 1,5 часа рабочего времени 1 раз в неделю определено для медицинского осмотра туб больных (назначение лечения, заполнение медицинской документации, экстренных извещений и другое). Местом работы является <адрес> (режимный корпус ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю). В остальные рабочие дни фтизиатр занимается медицинской деятельностью (ведение Федерального регистра туб больных, представление осужденного на центральной врачебной комиссии Тубдиспансера, формирование статистических отчетов (03-ТБ/у, 2-ТБ, 7-ТБ, 8-ТБ, 10-ТБ) и направление их в Минздрав Камчатского края, Росстат, национальному координатору по сбору данных эпидемиологического надзора по турберкулезу; формирование статистического отчета ТУБ-4 и направление его в ФКУ НИИИ ФСИН России г. Тверь) в здании ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России, расположенном по адресу: г<адрес>, где ей предоставлен персональный компьютер с доступом к сети «Интернет». Для исполнения требования прокуратуры в части приобретения шкафа для лекарственных средств и препаратов, негатоскопа на два снимка, ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России направлена заявка на выделение денежных средств. Медицинская часть № 1 не подлежит комплектованию рабочим местом врача-оториноларинголога, ввиду того, что штатным расписанием в медицинской части №1 ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России не предусмотрен оториноларингологический кабинет, медицинская помощь населению по профилю «оториноларингология» в учреждении не оказывается, а при необходимости оказания таковой, организуется консультация и лечение в государственных учреждениях здравоохранения Камчатского края. В силу изложенного, медицинская часть № 1 не подлежит комплектованию рабочим местом врача-оториноларинголога и сопутствующим оборудованием. Относительно требований в части стоматологического кабинета, указала, что в медицинской части № 1 оказывается первичная доврачебная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях по стоматологии, и в соответствии с п. 6 приказа Министерства здравоохранения РФ от 31.07.2020 №786н «Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях» оказывается фельдшером, который в свою очередь, при наличии медицинских показаний к оказанию медицинской помощи при стоматологических заболеваниях, после проведения мероприятий, направленных на устранение боли, направляет пациента в медицинскую организацию для оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи врачом-стоматологом, врачом-стоматологом-терапевтом, врачом-стоматологом-хирургом, врачом-стоматологом-ортопедом, врачом-ортодонтом.

Согласно п. 1 Приложения № 3 к приказу № 786н утвержден «Стандарт оснащения кабинета стоматологии общей практики». В стандарт оснащения кабинета стоматолога общей практики (зубного врача, оказывающего доврачебную стоматологическую помощь) входит дентальный рентгеновский аппарат с цифровым приемником изображения. В случае его отсутствия предусматривается наличие договора с медицинской организацией, имеющей лицензию на работы (услуги) по рентгенологии. По требованию об оборудовании стоматологического кабинета рентгеновским аппаратом, а также оборудование рентгеновского кабинета аппаратом рентгеновским для внутриротовых снимков (аналоговый или цифровой), указала на наличие заключенного между ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России и ГБУЗ «Камчатская краевая больница им. А. С. Лукашевского» государственного контракта, и при необходимости проведения рентгенологических снимков осужденный может быть направлен в Камчатскую краевую больницу, в рамках постановления Правительства РФ от 28.12.2012 г. № 1466 «Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультации врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы».

Заявка на выделение денежных средств для приобретения медицинского оборудования для стоматологии и противомикробными, антисептическими и лечебными препаратами для местного лечения заболеваний полости рта, препаратами для фторирования твердых тканей зубов, препаратами для местной анестезии направлена во ФСИН России за исх. № 139/МСЧ41/2-752 от 03 июня 2021 года и повторно направлена за исх. № 139/МСЧ41/12-1149 от 17 августа 2021 года. Потребность в ЛБО составляет 5 879,868 тыс. рублей, поступило 700 тыс. рублей (расходное расписание № 320/72088/012).

Согласно приказу 786н дентальным рентгеновским аппаратом с цифровым приемником изображения (радиовизиограф) оснащается кабинет стоматологии общей практики, при отсутствии рентгеновского кабинета либо договора с медицинской организацией, имеющей лицензию на работы (услуги) по рентгенологии. Между ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России и ГБУЗ «Камчатская краевая больница им. А.С. Лукашевского», которая имеет лицензию на рентгенологию заключен государственный контракт. При необходимости проведения рентгенологических снимков осужденный может быть направлен в Камчатскую краевую больниц, в рамках постановления Правительства РФ от 28.12.2012 г. № 1466 «Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультации врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Считала, что оснований для обеспечения рентгеновского кабинета аппаратом рентгеновским для внутриротовых снимков (аналоговый или цифровой) не имеется. В ходе судебного разбирательства выразила согласие с исковыми требованиями в части оборудования кабинета врача-фтизиатра шкафом для лекарственных средств и препаратов, а также в части отсутствия оборудования стоматологического и рентгеновского кабинетов.

Третье лицо ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю о времени и месте судебного заседания извещено, представителя в суд не направило.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

По смыслу п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Из содержания ст. 45 ГПК РФ следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Согласно п.п. 1,2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.

Статья 46 указанного Федерального закона содержит определение понятия медицинского осмотра, диспансеризации, диспансерного наблюдения.

Согласно ст. 18 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на охрану здоровья (ч.1).

Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи (ч.2).

Статьей 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определена организация оказания медицинской помощи.

Как следует из статьи 13 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» к обязанностям учреждения, исполняющих наказания, относится обеспечение исполнения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; обеспечивать охрану здоровья осужденных.

Согласно ч. 6 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

В соответствии с ч. 5 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Вопросы, связанные с организацией медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, регулируются приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 285 от 28.12.2017 года «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы» (далее – Порядок).

В силу пункта 13 Порядка для оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинскими работниками осуществляется медицинский осмотр перед переводом осужденных в ПКТ, ЕПКТ, одиночные камеры, водворением в ШИЗО, ДИЗО, а также перед водворением лиц, заключенных под стражу, в карцер, по результатам которого выдается медицинское заключение о возможности содержания в карцере, запираемом помещении строгих условий отбывания наказания, одиночной камере, ШИЗО или ДИЗО, ПКТ, ЕПКТ (далее – Порядок).

В соответствии со ст. 15 Порядка, организация проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза осуществляется на основании приказа территориального органа УИС с указанием сроков и графика его проведения, подготовительных мероприятий и ответственных лиц. Результаты проведенных исследований и флюорографические снимки приобщаются к медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях.

В судебном заседании установлено, что в результате проведенной совместной проверки прокуратуры Камчатского края и Росздравнадзора по Камчатскому краю в отношении ФКУЗ «Медико-санитарная часть №41 ФСИН» о соблюдении прав и обязанностей осужденных, были выявлены нарушения, перечень которых оформлен письмом Территориального органа Росздравнадзора по Камчатскому краю № И41-302/21 от 25 марта 2021 года «Информация о нарушениях», направленным на имя заместителя прокурора Камчатского края.

Так, согласно данному письму, в кабинете врача–фтизиатра отсутствует шкаф для лекарственных средств и препаратов, негатоскоп на 2 снимка, персональный компьютер с программным обеспечением, принтер (пункт 3). В оториноларингологическом кабинете отсутствует рабочее место врача-оториноларинголога, аппарат электрохирургический высокочастотный, лупа бинокулярная, воронка «Зигле», сканер ультразвуковой для носовых пазух, негатоскоп, аудиометр, набор камертонов медицинских, кресло вращающееся (Барани), набор для трахеотомии с трахеотомическими трубками (пункт 4). Стоматологический кабинет не оборудован автоматическим дефибриллятором, аппаратом для диагностики жизнеспособности пульпы (электроодонтометр), аппаратом для снятия зубных отложений, ультразвуковым дентальным рентгеновским аппаратом с цифровым приемником изображения (радиовизиограф), инъектором стоматологическим для карпульной анестезии, лампой стоматологической для фотополимеризации (светоотверждения), холодильником фармацевтическим для хранения медикаментов (абзац 3 пункта 5). Рентгеновский кабинет не оснащен аппаратом рентгеновским для внутриротовых снимков (аналоговый или цифровой) (абзац 3 пункта 5).

31 марта 2021 года по результатам проведенной прокуратурой Камчатского края проверки соблюдения законности в ФКУ ИК №6 УФСИН России по Камчатскому краю была составлена соответствующая справка, в которой помимо указанных выше нарушений, указано на отсутствие противомикробных, антисептических и лечебных препаратов для местного лечения заболеваний полости рта, препаратов для фторирования твердых тканей зубов, препаратов для местной анестезии, лишает возможности оказывать осужденным надлежащую первичную медико-санитарную помощь при стоматологических заболевания, а также необходимых для проведения контролируемой химиотерапии или превентивного лечения туберкулеза и ВИЧ-инфекции лекарственные препараты: изониазид, рифабутин, этамбутол.

В адрес Врио начальника ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России было вынесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного и иного законодательства Российской Федерации в медсанчасти № 1 ФКУЗ МЧС-41 ФСИН России.

В подтверждение принятых мер по исполнению данного представления, ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России в прокуратуру Камчатского края были направлены письменные доказательства: пояснительная записка; сводная информация о потребности бюджетных ассигнований; запрос о предоставлении информации; сопроводительное письмо к заявке о дополнительном финансировании; протокол внепланового совещания.

Поскольку допущенные нарушения не были устранены, заместитель прокурора Камчатского края обратился в суд с настоящим иском.

Учитывая, что ответчиком в добровольном порядке предприняты меры к устранению части нарушений, а именно, из медицинской части №2 в медицинскую часть № 1 направлены препарат «изониазид» 21 упаковка, что подтверждается требованием – накладной, представленной в материалы дела, в отношении препарата «этамбутол» заключен государственный контракт на поставку, обеспечено наличие препарата «рифампицин», что подтверждается справкой за подписью Врио начальника ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России, исковые требования были уменьшены в указанной части.

Возражая против исковых требований, представитель ответчика в письменных возражениях на иск и в судебном заседании указал, на отсутствие необходимости в оборудовании стоматологического кабинета, оториноларингологическго кабинета и рентгеновского кабинета, а также кабинета врача-фтизиатра рабочим местом с компьютером с программным обеспечением и принтером, в связи с тем, что согласно трудового договора от 11 мая 2021 года, заключенного с врачом - фтизиатром ФИО5, внешним совместителем на 0,25 ставки, ее рабочая неделя составляет 7 часов 30 минут, из них 1,5 часа рабочего времени 1 раз в неделю определено для медицинского осмотра туб больных (назначение лечения, заполнение медицинской документации, экстренных извещений и другое). Местом работы является <адрес> (режимный корпус ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю). В остальные рабочие дни фтизиатр занимается медицинской деятельностью (ведение Федерального регистра туб больных, представление осужденного на центральной врачебной комиссии Тубдиспансера, формирование статистических отчетов (03-ТБ/у, 2-ТБ, 7-ТБ, 8-ТБ, 10-ТБ) и направление их в Минздрав Камчатского края, Росстат, национальному координатору по сбору данных эпидемиологического надзора по турберкулезу; формирование статистического отчета ТУБ-4 и направление его в ФКУ НИИИ ФСИН России г. Тверь) в здании ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России, расположенном по адресу: г<адрес>, где ей предоставлен персональный компьютер с доступом к сети «Интернет».

В подтверждением своих доводов ответчиком в лице его представителя представлены письменные доказательства: копия трудового договора от 11.05.2021 года заключенного между ФКУ «МСЧ № 41» ФСИН и ФИО7 по выполнению последней обязанности по должности врача-фтизиатра фтизиатрического кабинета на 0,25 ставки по внешнему совместительству медицинской части № 1 ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России; копия пояснительной записки с просьбой рассмотреть вопрос возможности выделения дополнительного финансирования, в том числе для приобретения медицинского оборудования; копию сводной информации о потребности в бюджетных ассигнованиях на 2021 год; информацию о потребности в бюджетных ассигнованиях на приобретение медицинского оборудования и основных средств медицинского назначения на 2021 год; копия государственного контракта № 42 на оказании медицинских услуг от 08.06.2021 года, заключенного между ГБУЗ «Камчатская краевая больница им. А.С. Лукашевского» и ФКУЗ «МСЧ № 41 ФСИН», согласно которому ГБУЗ «Камчатская краевая больница им. А.С. Лукашевского» обязуется оказать медицинскую помощь и иные медицинские услуги лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы в учреждениях уголовно-исполнительной системы Камчатского края; копию расходного расписания от 25.08.2021 года; справку (выписку) по наличию противотуберкулезных препаратов в филиале «МЧ №1» ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России.

Согласно положениям статьи 37 Закона № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя, в том числе, стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений.

На основании вышеуказанной нормы Закона № 323-ФЗ приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 932н утвержден Порядок оказания медицинской помощи больным туберкулезом (далее - Порядок № 932н).

Приложением № 7 к Порядку № 932н предусмотрено, что кабинет врача-фтизиатра должен быть оборудован: негатоскопом на 2 снимка, шкафом для лекарственных средств и препаратов; принтером и персональным компьютером с программным обеспечением.

Как определено пунктом 2 части 1 статьи 79 Закона № 323-ФЗ, медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи.

В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» оказание противотуберкулезной помощи больным туберкулезом гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав человека и гражданина, общедоступности в объемах, предусмотренных Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Таким образом, утвержденные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи обязательны для исполнения всеми медицинскими учреждениями; иного толкования из вышеуказанных норм Закона № 323-ФЗ не следует, поэтому довод представителя ответчика о том, что основное место работы врача-фтизиатра располагается по адресу: <адрес>, где ей предоставлен персональный компьютер с доступом к сети «Интернет», несостоятелен.

Также Приложением № 3 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю «оториноларингология», утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. N 905н, установлены требования к оснащению оториноларингологического кабинета, в нарушение которого в оториноларингологическом кабинете отсутствует рабочее место врача – оториноларинголога, аппарат электрохирургический высокочастотный, лупа бинокулярная, воронка «Зигле», сканер ультразвуковой для носовых пазух, негатоскоп, аудиометр, набор камертонов медицинских, кресло вращающееся (Барани), набор для трахеотомии с трахеотомическими трубками.

Доводы стороны ответчика об отсутствии в штатном расписании врача данного профиля, в связи, с чем медицинская часть № 1 не подлежит комплектованию рабочим местом врача-оториноларинголога и сопутствующим оборудованием, подлежит отклонению, поскольку согласно Уставу ФКУЗ «Медико-санитарная часть №41» ФСИН, предметом деятельности Учреждения является медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а также их лекарственное обеспечение, видом деятельности Учреждения является деятельность больничных организаций, без указания какого – либо профильного направления.

В нарушение требований Приложения № 1 и Приложения № 3 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 786н, стоматологический кабинет не оборудован автоматическим дефибриллятором, аппаратом для диагностики жизнеспособности пульпы (электроодонтометр), аппаратом для снятия зубных отложений, ультразвуковым дентальным рентгеновским аппаратом с цифровым приемником изображения (радиовизиограф), инъектором стоматологическим для карпульной анестезии, лампой стоматологической для фотополимеризации (светоотверждения), холодильником фармацевтическим для хранения медикаментов. Рентгеновский кабинет не оснащен аппаратом рентгеновским для внутриротовых снимков (аналоговый или цифровой).

В судебном заседании представитель ответчика выразила согласие с допущенными нарушениями в части отсутствия оборудования стоматологического и рентгеновского кабинетов.

В силу статей 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Доказательств того, что ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России устранены перечисленные нарушения, с учетом уменьшения исковых требований истца, суду не представлено, не добыто таких доказательств и в ходе судебного разбирательства.

Судом установлено, что ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России по Камчатскому краю (ОГРН 1032401494300), поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения 30 апреля 2003 года.

Согласно общим положениям Устава, являющегося приложением к приказу ФСИН России от 22 декабря 2020 года № 937, ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России является некоммерческой организацией, юридическим лицом, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств, имеет лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства в соответствии с законодательством Российской Федерации; правоспособность учреждения возникает с момента его регистрации в качестве юридического лица.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, медицинская часть № 1 ФКУЗ МСЧ - 41 ФСИН России является филиалом ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что требование заместителя прокурора Камчатского края о возложении на ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России обязанности обеспечить медицинскую часть № 1 ФКУЗ МСЧ - 41 ФСИН России оборудованием и медикаментами является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ч.1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Рассматривая требование истца об установлении срока исполнения решения суда, возложении на ответчика обязанности обеспечить медицинскую часть № 1 ФКУЗ МСЧ - 41 ФСИН России оборудованием в срок до 01 ноября 2022 года, суд находит заявленный срок разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора Камчатского края удовлетворить.

Обязать ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 41» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Камчатскому краю в срок до 01 ноября 2022 года обеспечить медицинскую часть № 1 ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 41» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Камчатскому краю следующим оборудованием:

- кабинет врача-фтизиатра шкафом для лекарственных средств и препаратов, негатоскопом на 2 снимка, персональным компьютером с программным обеспечением, принтером;

- оториноларингологический кабинет рабочим местом врача-оториноларинголога, аппаратом электрохирургическим высокочастотным, лупой бинокулярной, воронкой «Зигле», сканером ультразвуковым для носовых пазух, негатоскопом, аудиометром, набором камертонов медицинских, креслом вращающимся (Барани), набором для трахеотомии с трахеостомическими трубками;

- стоматологический кабинет автоматическим наружным дефибриллятором, аппаратом для диагностики жизнеспособности пульпы (электроодонтометр), аппаратом с цифровым приемником изображения (радиовизиограф), инъектором стоматологическим для карпульной анестезии, лампой стоматологической для фотополимеризации (светоотверждения), холодильником фармацевтическим для хранения медикаментов, противомикробными антисептическими и лечебными препаратами для местного лечения заболеваний полости рта, препаратами для фторирования твердых тканей зубов, препаратами для местной анестезии;

- рентгеновский кабинет аппаратом рентгеновским для внутриротовых снимков (аналоговый или цифровой).

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца с даты составления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 30 сентября 2021 года.

Судья Г.А. Липкова

подлинник решения находится в деле

Петропавловск-Камчатского городского суда

Камчатского края № 2-5245/2021

УИД № 41RS0001-01-2021-008007-09