ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5246/2021 от 20.07.2022 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

2-959/2022

УИД 18RS0001-02-2021-001253-38

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июля 2022 года г. Ижевск УР

Октябрьский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Маштаковой Н.А.,

при секретаре Кирякове А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Устиновского района города Ижевска к Обществу с ограниченной ответственностью «Кирпичный завод Чайковский», Администрации муниципального образования «город Ижевск» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Устиновского района г.Ижевска обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Кирпичный завод Чайковский», просил обязать ответчика в срок до 30.09.2021г. ликвидировать несанкционированную свалку отходов, размещенную вблизи здания по ул.на земельном участке кадастровый .

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Устиновского района г.Ижевска проведена проверка по факту несанкционированного складирования отходов производства и потребления вблизи здания по ул.на земельном участке , находящемся в пользовании ООО «Кирпичный завод Чайковский».В ходе проведения проверки установлено, что на указанном земельном участке расположена несанкционированная свалка строительных отходов, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.Данная свалка состоит из полиэтиленовых пакетов, стеклянной тары, отходов полиэтилена в виде пленки и пакетов при изготовлении упаковки из него, упаковка из бумаги и/или картона, отходов строительных материалов. по фактам выявленных нарушений ООО «Кирпичный завод Чайковский» было выставлено требование об устранении свалки, однако до настоящего времени оно не исполнено. Наличие несанкционированной свалки является нарушением ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 12 Федерального закона РФ "Об отходах производства и потребления", ч.1 и ч.2 ст. 13 Земельного кодекса РФ.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика была привлечения Администрация муниципального образования город «Ижевск», также были изменены исковые требования в части сроков ликвидации несанкционированной свалки до 30.09.2022г.

Помощник Прокурора Устиновского ФИО4 в судебном заседании исковые требования к ООО «Кирпичный завод Чайковский» поддержала, пояснила, что данная несанкционированная свалка образовалась в период действия договора аренды земельного участка, заключенного с ООО «Кирпичный завод Чайковский», соответственно обязанность по ликвидации данной свалки должна быть возложена на ООО «Кирпичный завод Чайковский». Требования к Администрации муниципального образования «» не поддержала.

Представитель Администрации муниципального образования «» ФИО5, действующая на основании доверенности, против удовлетворения требований к ООО «Кирпичный завод Чайковский» не возражала, пояснила, что администрацией было направлено заявление в ФНС о приостановлении ликвидации юридического лица ООО «Кирпичный завод Чайковский», в связи с чем, данное юридическое лицо является действующим.

Также представителем Администрации муниципального образования «» представлены письменные возражения на иск, согласно которым земельный участок с кадастровым номером по адресу (адресному ориентиру): , в в ФИО1 предоставлен ФИО2 на основании договора аренды от .

Земельный участок предоставлен на основании п. 21 ст. 3 Федерального закона от N 137-ФЭ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» однократно для завершения строительства объекта с кадастровым номером без проведения торгов. Срок действия договора аренды земли - до .

В соответствии с соглашением к договору от арендатором земельного участка с кадастровым номером по договору стало ООО «Кирпичный завод Чайковский» (ИНН ).

Согласно сведениям ЕГРН на земельном участке с кадастровым номером расположен объект незавершенного строительства с кадастровым номером , принадлежащий ООО «Кирпичный завод Чайковский». Таким образом, фактическим пользователем указанного земельного участка является ООО «Кирпичный завод Чайковский».

Согласно п. 4.2.4 договора от на арендатора возложена обязанность не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик земельного участка, экологической обстановки на арендуемой территории, а также к загрязнению прилегающих земель. В случае, если деятельность арендатора привела к деградации земель, арендатор обязан осуществить разработку проекта рекультивации и рекультивацию земель за счет собственных средств.

Договор аренды земельного участка от заключен до .

В силу п. 2 ст. 616, абз. 1 ст. 622 Гражданского кодекса РФ бремя содержания арендованного имущества в надлежащем состоянии возлагается на арендатора, при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии обусловленном договором.

сотрудником отдела муниципального земельного контроля Управления имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации был проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером , по результатам которого был составлен акт осмотра . В соответствии с актом осмотра установлено, что на территории земельного участка складируются бытовые отходы.

Актами осмотра от , от также подтверждается факт наличия бытового мусора на территории земельного участка с кадастровым номером: .

Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «Кирпичный завод Чайковский» не исполнил обязательство, возложенное на него законом, по возврату арендодателю земельного участка с кадастровым номером в надлежащем состоянии.

Таким образом, именно на арендаторе земельного участка лежит обязанность по приведению в надлежащее состояние земельного участка после прекращения срока действия договора. Учитывая вышеизложенное, Администрация является ненадлежащим ответчиком в рассматриваемом деле.

Третье лицо Администрация ФИО1 , будучи надлежащим образом извещенной, на рассмотрение дела не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Ответчик ООО «Кирпичный завод Чайковский»,третье лицо Управление имущественных и земельных отношений Администрации , будучи надлежащим образом извещенными, на рассмотрение дела не явились.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Рассмотрев материалы гражданского дела, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему:

Прокуратурой ФИО1 была проведена проверка земельного участка в 50 метрах на восток от здания по ул.кадастровый .

В ходе проведения проверки установлено, что на указанном земельном участке расположена несанкционированная свалка строительных отходов, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Данная свалка состоит из полиэтиленовых пакетов, стеклянной тары, отходов полиэтилена в виде пленки и пакетов при изготовлении упаковки из него, упаковка из бумаги и/или картона, отходов строительных материалов.(л.д. 10, л.д. 11).

При этом установлено, что вышеуказанный земельный участок объектом размещения отходов, внесенным в государственный реестр объектов размещения отходов, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" не является.

11.12.2017г. земельный участок с кадастровым номером по адресу (адресному ориентиру): , в 50 метрах на восток от здания по ул., 190 в ФИО1 был предоставлен ФИО2 на основании договора аренды .

Земельный участок был предоставлен на основании п. 21 ст. 3 Федерального закона от N 137-ФЭ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» однократно для завершения строительства объекта с кадастровым номером без проведения торгов. Срок действия договора аренды земли - до .

04.03.2020г. в соответствии с соглашением к договору право аренды земельного участка с кадастровым номером было передано ООО «Кирпичный завод Чайковский» (ИНН ОГРН ).

Согласно сведениям ЕГРН на земельном участке с кадастровым номером расположен объект незавершенного строительства с кадастровым номером , принадлежащий ООО «Кирпичный завод Чайковский». Таким образом, фактическим пользователем указанного земельного участка является ООО «Кирпичный завод Чайковский».

Согласно п. 4.2.4 договора от на арендатора возложена обязанность не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик земельного участка, экологической обстановки на арендуемой территории, а также к загрязнению прилегающих земель. В случае, если деятельность арендатора привела к деградации земель, арендатор обязан осуществить разработку проекта рекультивации и рекультивацию земель за счет собственных средств.

30.09.2020г. Прокуратурой ФИО1 в адрес ООО «Кирпичный завод Чайковский» выставлено представление об устранении требования законодательства в части ликвидации несанкционированной свалки, которое до настоящего времени не исполнено, что и явилось основанием для подачи иска в суд.

Согласно Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1 статьи 9), владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2 статьи 36).

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На федеральном уровне правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В силу ст. 3 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться," в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Частями 1 и 2 ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

На основании ст. 13 Земельного Кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель,

В соответствии с требованиями ст. 42 Земельного Кодекса Российской РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

При прекращении действия договора аренды у арендатора отпадают какие-либо основания для использования арендованного имущества, при этом наступает обязанность по возврату его арендодателю на основании норм статьи 622 ГК РФ.

В силу приведенной нормы при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки. В случае, когда указанная плата не покрывает причиненных арендодателю убытков, он может потребовать их возмещения.

Положения статьи 622 ГК РФ не предполагают возможность передачи арендатором (возврата арендодателю) ранее арендованного имущества в неосвобожденном состоянии. При прекращении договора аренды недвижимого имущества общество обязано было освободить его от всех временных объектов и только после этого - передать (возвратить) объект аренды.

Согласно технического отчета о проведении аэрофотосъемочных работ по объекту: услуги по созданию геоинформационной системы анализа структуры землепользования, создания цифровой модели территории , анализу структуры землепользования (муниципальный контракт от 13.09.2019г.) наличие несанкционированной свалки строительных отходов на земельном участке в 50 метрах на восток от здания по ул.кадастровый было зафиксировано еще 13.09.2019г., то есть в период действия договора аренды с ООО «Кирпичный завод Чайковский».

На момент проведения проверки 30.09.2020г. в период действия договора аренды (срок действия договора аренды до 31.10.2020г.) на земельном участке в 50 метрах на восток от здания по ул.кадастровый также было установлено наличие несанкционированной свалки.

Таким образом, суд приходит к выводу, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на арендатора земельного участка ООО «Кирпичный завод Чайковский», а не Администрацию Муниципального образования «».

Бездействие ответчика по неисполнению требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды влечет за собой нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и обязании ответчика ООО «Кирпичный завод Чайковский» ликвидировать несанкционированную свалку отходов, определив на основании ст. 206 ГПК РФ срок для исполнения принятого решения до 30.09.2022г.

На основании ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета в сумме 2000руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Прокурора Устиновского района города Ижевска (ИНН ) к Обществу с ограниченной ответственностью «Кирпичный завод Чайковский» (ИНН ), Администрации муниципального образования «» (ОГРН ) об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов удовлетворить частично.

Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Кирпичный завод Чайковский» обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов, размещенную вблизи здания по ул.на земельном участке до 30.09.2022г.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации муниципального образования «» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов- отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Кирпичный завод Чайковский» в доход муниципального образования «» государственную пошлину в размере 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме через районный суд.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 21.07.2022г.

Председательствующий судья: Маштакова Н.А.