ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-524/14 от 05.02.2013 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Копия                                                                                              дело №2-524/14    РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 05 февраля 2013 года                                                                           г.Казань

 Приволжский районный суд г. Казани РТ в составе:

 председательствующего судьи Зариповой Л.Н.,

 при секретаре Николаеве А.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МРИ ФНС № 18 по Республике Татарстан о признании незаконной ликвидации жилищно-строительного кооператива «Строитель»,

 У С Т А Н О В И Л:

 Истец обратился с исковым заявлением к ответчику о признании незаконной ликвидации жилищно-строительного кооператива «Строитель», указав в обоснование, что решением Приволжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № удовлетворен встречный иск и установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ вместо задолженности в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки перед ЖСК «Строитель» у истца имеется переплата в общей сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек. В августе 2013 года на дверях <адрес> появились объявления относительно ликвидации ЖСК «Строитель» от ООО УК «Слобода». Ликвидация кооператива происходит в порядке, установленном законом, при этом создается ликвидационная комиссия, которая разрешает все вопросы, связанные с ликвидацией юридического лица. Сведения о ликвидации публикуются в газетах для всеобщего сведения. Истец просит суд признать ликвидацию ЖСК «Строитель» незаконной, поскольку решением суда на ЖСК «Строитель» в отношении истца возложены определенные обязанности, которые должны быть в процессе ликвидации, но не исполнены, а также в виду того, что истец, как член ЖСК имеет право на получение части имущества ЖСК при его ликвидации. На основании изложенного истец просит признать незаконной ликвидацию ЖСК «Строитель».

 В судебном заседании истец увеличил исковые требования, к заявленному ранее требованию просил также признать не соответствующими закону организацию и проведение общих собраний членов ЖСК «Строитель» от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №56), от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №58) и от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №58), а их решения и протоколы недействительными.

 Представитель ответчика иск не признал в полном объеме.

 Третье лицо-председатель ликвидационной комиссии ЖСК «Строитель» ФИО2, привлеченная судом в ходе разбирательства, пояснила, что считает исковые требования необоснованными, просила отказать в их удовлетворении

 Представитель третьего лица -МРИ ФНС № по РТ не явился, извещен, пояснения не представил.

 Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

 В силу статьи 123 Жилищного кооператива Российской Федерации жилищный кооператив может быть ликвидирован по основаниям, которые предусмотрены гражданским законодательством.

 В соответствии с ч.2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

 Согласно статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом вуполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

 Статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен порядок ликвидации юридического лица. Частями 1,2,4,5,8 указанной статьи предусмотрено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

 После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

 Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

 После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

 Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

 Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ проведено общее собрание членов и собственников квартир ЖСК «Строитель», расположенных по адресу: <адрес>, по результатам которого принято решение о ликвидации юридического лица -ЖСК «Строитель» (л.д. 195-201 том1). ДД.ММ.ГГГГ на общем собрании членов и собственников квартир ЖСК «Строитель» утвержден промежуточный ликвидационный баланс ЖСК «Строитель» (л.д.156-157 том1), ДД.ММ.ГГГГ утвержден ликвидационный баланс (лю.<адрес> том 1).

 Решение о ликвидации ЖСК «Строитель» и создании ликвидационной комиссии опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» №44(402) часть 1 от ДД.ММ.ГГГГ года.

 Из материалов регистрационного дела ЖСК «Строитель», представленного ответчиком, следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонную ИФНС России № по РТ от ЖСК «Строитель» поступило уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме Р15001 от ДД.ММ.ГГГГ года, подлинность подписи участника ЖСК «Строитель» ФИО2 удостоверена нотариусом. При этом представлены: протокол № общего собрания членов и собственников квартир ЖСК «Строитель» от ДД.ММ.ГГГГ года, голосование членов ЖСК «Строитель» от ДД.ММ.ГГГГ года, листы регистрации собственников дома, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.173-203 том1).

 ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонную ИФНС России № по РТ от ЖСК «Строитель» поступило уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении руководителем ликвидационной комиссии ФИО2, подпись которой удостоверена нотариусом, протокол № общего собрания членов и собственников квартир ЖСК «Строитель» от ДД.ММ.ГГГГ года, сведения о публикации в журнале «Вестник государственной регистрации» решения о ликвидации ЖСК «Строитель» (л.д.160-172 том 1).

 ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонную ИФНС России № по РТ от юридического лица поступило уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса ЖСК «Строитель», промежуточный ликвидационный баланс на ДД.ММ.ГГГГ года, в котором указано, что на момент составления ликвидационного баланса ЖСК «Строитель» в установленные сроки требования от кредиторов не предъявлялись, протокол № общего собрания членов и собственников квартир ЖСК «Строитель», на котором принято решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 151-158 том 1).

 На запрос ответчика от Межрайонной ИФНС России № по РТ поступило сообщение, что баланс, представленный ЖСК «Строитель», является промежуточным ликвидационным (л.д. 149 том 1).

 В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России № по РТ принято решение о внесении изменений в ЕГРЮЛ о составлении ЖСК «Строитель» промежуточного ликвидационного баланса (л.д.148 том 1).

 ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонную ИФНС России № по РТ от юридического лица поступило заявление о государственной регистрации ликвидации ЖСК «Строитель», ликвидационный баланс с указанием, что на момент составления ликвидационного баланса требования от кредиторов не поступали, доверенность, протокол № общего собрания членов и собственников квартир ЖСК «Строитель» об утверждении ликвидационного баланса от ДД.ММ.ГГГГ года, справка о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам (л.д.137-147)

 Межрайонная ИФНС России № по РТ подтвердила, что представленный ЖСК «Строитель» баланс является ликвидационным (л.д.134 том1).

 Решением от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России № по РТ внесены в ЕГРЮЛ сведения о ликвидации ЖСК «Строитель» (л.д.133 том1)

 В соответствии с п.2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

 В силу ст.2 указанного Федерального закона государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".

 В соответствии с п.4 ст. 5 Федерального закона записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. Сведения, содержащиеся в государственных реестрах, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

 В соответствии со статьей 9 Федерального закона требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

 Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

 Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

 Физическое лицо вправе направить в регистрирующий орган письменные возражения относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц с указанием своих паспортных данных или в соответствии с законодательством Российской Федерации данных иного удостоверяющего личность документа и идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии). Такое возражение может быть направлено в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет. При направлении возражения почтовым отправлением подлинность подписи физического лица должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

 Согласно ст. 11 Федерального закона решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

 В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

 Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в единый государственный реестр юридических лиц записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации.

 Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

 Согласно статьи21 Федерального закона для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

 а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

 б) ликвидационный баланс;

 в) документ об уплате государственной пошлины;

 г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

 В соответствии со статьей 22Федерального государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. Документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица. Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9настоящего Федерального закона.

 Доводы истца о том, что ЖСК «Строитель» имел установленные судебными решениями обязательства перед ним, которые на момент ликвидации не были погашены, о проведении собраний членов кооператива, на которых принимались решения о ликвидации ЖСК «Строитель», об утверждении ликвидационного баланса, он не знал, на собрании не участвовал, из представленных регистрирующим органом листов регистрации и протоколов общего собрания видно, что не было кворума,номера протоколовне соответствуют порядковым номерам,не являются основанием для признания процедуры ликвидации недействительной, поскольку сведения о принятии 27.09.2012 года решения общим собранием членов ЖСК «Строитель» о ликвидации кооператива были опубликованы в журнале «Вестник государственной регистрации» часть 1 №44(402) от 07.11.2012/83.

 В судебном заседании установлено, что истец со своими требованиями в ликвидационную комиссию не обращался, имея возможность в двухмесячный срок со дня публикации сведения о принятии решения о ликвидации кооператива оспорить организацию и проведение общих собраний членов ЖСК «Строитель» от 27.09.2012 года (протокол №56), от 30.04.2013 года (протокол №58) и от 13.06.2013 года (протокол №58), их решения и протоколы, данным правом не воспользовался. В регистрирующий орган письменные возражения относительно регистрации изменений, связанных с ликвидацией юридического лица, не направлял. Доказательства обратного истцом суду не представлены.

 Третье лицо ФИО2 суду пояснила, что истец знал о том, что будет проводиться общее собрание, на котором будет решаться вопрос о ликвидации кооператива, однако срывал объявления, отказался подписывать список уведомленных.

 Доводы истца, что гражданским кодексом не предусмотрено опубликование сведений о ликвидации юридического лица в журнале «Вестник государственной регистрации» суд считает необоснованными, поскольку сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, предназначенные для публикации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации", что закреплено в Приказе Федеральной налоговой службы от 16 июня 2006 года №САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации», зарегистрированном в Минюсте РФ 04.07.2006 года N 8001.

 Доводы истца о том, что регистрирующий орган не проверил представленные ЖСК «Строитель» документы суд считает несостоятельными в силу следующего.

 Основания для отказа в государственной регистрации установлены в ст.23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ согласно которой отказ в государственной регистрации допускается в случае:

 а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;

 б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

 в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 настоящего Федерального закона;

 г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

 д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

 е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;

 ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона.

 Данный перечень является исчерпывающим.

 Суд считает, что действия регистрирующего органа соответствуют положениям Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". У Межрайонной ФНС № 18 России по РТ оснований для отказа в регистрации сведений о ликвидации юридического лица не имелось.

 Закон не содержит положений, закрепляющих права налоговых органов по проверке достоверности сведений, вносимых участниками юридического лица в учредительные документы.

 Регистрирующий орган при государственной регистрации не вправе осуществлять правовую экспертизу представленных документов. Обязанность указания достоверной информации возложена законом на заявителя.

 В случае предоставления соответствующих документов и при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных Федеральным законом от 08.08.2001 N129-ФЗ регистрирующий орган обязан в пятидневный срок произвести регистрацию юридического лица, так как он является лишь органом, уполномоченным внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц.

 Факт нарушения закона ответчиком при принятии решения о регистрации ликвидации ЖСК «Строитель» не установлен.

 При таких обстоятельствах суд полагает, что оснований для признания ликвидации недействительной не имеется.

 При рассмотрении требований истца о признании не соответствующими закону организации и проведение общих собраний членов ЖСК «Строитель» от 27.09.2012 года (протокол №56), от 30.04.2013 года (протокол №58) и от 13.06.2013 года (протокол №58), а их решения и протоколы недействительными суд исходит из следующего.

 В соответствии со ст. 115 Жилищного кодекса Российской Федерации органами управления жилищного кооператива являются: общее собрание членов жилищного кооператива; конференция, если число участников общего собрания членов жилищного кооператива более пятидесяти и это предусмотрено уставом жилищного кооператива; правление жилищного кооператива и председатель правления жилищного кооператива.

 Согласно ст. 116 ЖК РФ высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива (конференция), которое созывается в порядке, установленном уставом кооператива. Компетенция общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) определяется уставом кооператива в соответствии с настоящим Кодексом.

 Согласно части 1 статьи 117 Жилищного кодекса РФ общее собрание членов жилищного кооператива является правомочным, если на нем присутствует более пятидесяти процентов членов кооператива. Решение общего собрания членов жилищного кооператива считается принятым при условии, если за него проголосовало более половины членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании, а по вопросам, указанным в уставе жилищного кооператива, - более трех четвертей членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании.

 Истцом суду не представлено доказательств нарушения ответчиком прав истца при организации и проведении общих собраний членов ЖСК «Строитель». Предоставление Межрайонной ФНС № 18 России по РТ протоколов общего собрания, находящихся в регистрационном деле, не является основанием для удовлетворения исковых требований о признании не соответствующими закону организации и проведение общих собраний членов ЖСК «Строитель»), а их решений и протоколов недействительными. Как уже указывалось выше, у истца имелась возможность в двухмесячный срок оспорить действия и решения кооператива после публикации сведения о ликвидации ЖСК «Строитель», что им сделано не было.

 При установленных обстоятельствах требования истца являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

 На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 Р Е Ш И Л:

 Исковые требования ФИО1 к МРИ ФНС № 18 по Республике Татарстан о признании незаконной ликвидации жилищно-строительного кооператива «Строитель», о признании несоответствующими закону организации и проведение общих собраний членов жилищно-строительного кооператива «Строитель», признании решений и протоколов недействительными оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Приволжский районный суд г. Казани.

 Судья: подпись

 Копия верна

 Судья Приволжского

 районного суда г. Казани                                                                Л.Н. Зарипова