ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-524/14 от 14.03.2014 Северского районного суда (Краснодарский край)

 Дело № 2-524/14

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 ст. Северская.                         14 марта 2014 года.

     Северский районный суд Краснодарского края в составе:

 Председательствующего – судьи Маслака В.Г.,

 при секретаре Чиковой И.А.,

 с участием: прокурора – помощника прокурора Северского района Ереджибоковой В.Н.,

 представителя ответчика – главы Львовского сельского поселения Северского района ФИО1,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Северского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации Львовского сельского поселения о признании незаконным бездействия по ненадлежащему содержанию систем и сооружений коммунального хозяйства,

 У С Т А Н О В И Л:

     Прокурор Северского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределённого круга лиц к администрации Львовского сельского поселения о признании незаконным бездействия по ненадлежащему содержанию систем и сооружений коммунального хозяйства.

     Свои требования прокурор в заявлении обосновал следующим:

 Прокуратурой района в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства в жилищно-коммунальной сфере проведена проверка органов местного самоуправления при содержании систем и сооружений коммунального хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, в результате которой выявлены нарушения законодательства в указанной сфере при организации ремонтно-восстановительных работ данных объектов.

 В ходе проверки установлено, что на территории Львовского сельского поселения расположены коммунальные системы холодного водоснабжения, водоотведения, а также теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности Львовского сельского поселения.

 В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

 В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

 Аналогичные положения содержит п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

 Проверка показала, что для организации на территории Львовского сельского поселения водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения администрацией Львовского сельского поселения Северского района на основании концессионных соглашений, системы водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения переданы организациям коммунального комплекса, а именно: ООО «Северское ЖКХ» и ООО «Тепловые сети».

 Однако переданное вышеназванным хозяйствующим субъектам муниципальное имущество коммунальных систем находится в ненадлежащем техническом состоянии.   

 Технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и их соответствия санитарным нормам регламентируются Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденными приказом Госстроя России от 30.12.1999 № 168 (далее - Правила).

 Пунктами 2.10.1, 2.10.20, 2.10.23 Правил закреплено, что водоводы и водопроводная сеть (далее - сеть) должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта, К капитальному ремонту на сети относятся работы по сооружению новых либо полной или частичной реконструкции колодцев (камер); прокладке отдельных участков линий с полной или частичной заменой груб; замене гидрантов, водоразборных колонок, задвижек, поворотных затворов, вантузов, другого оборудования или их изношенных частей; ремонту отдельных сооружений на сети, устройств и оборудования по очистке и защите трубопроводов от обрастания внутренней поверхности труб; защите сети от коррозии и электрокоррозии блуждающими токами и др. Поврежденные трубопроводы подлежат немедленному выключению, как при повреждениях, носящих бедственный характер, так и при повреждениях, не носящих бедственный характер, но вызывающих необходимость выключения трубопровода в целях прекращения утечки воды, хотя и без нарушения нормального водоснабжения.

 Приказ Госстроя РФ от 13.12.2000 № 285 «Об утверждении Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения» (далее Типовая инструкция) устанавливает технические требования к тепловым сетям, тепловым пунктам и насосным станциям, критерии проведения капитального ремонта, а также примерный перечень работ по ремонту тепловых сетей. Так, например, капитальные ремонт включает в себя восстановление поврежденных или смена пришедших в негодность строительных конструкций, каналов, камер, смотровых колодцев, павильонов и опор надземных прокладок; полная или частичная смена гидроизоляции каналов и камер; вскрытие и очистка каналов от заиливания с восстановлением изоляции; смена пришедших в негодность трубопроводов с увеличением, в необходимых случаях диаметра труб (не более чем на два типоразмера); отклонение при необходимости от существующей трассировки на отдельных участках тепловой сети с сокращением ее протяженности при смене пришедших в негодность трубопроводов; полная или частичная замена тепловой изоляции, восстановление и нанесение вновь антикоррозионного покрытия и гидроизоляции на действующие трубопроводы; применение более совершенных типов теплоизоляционных и гидроизоляционных конструкций и материалов с изменением способа прокладки тепловой сети (переход с канальной на бесканальную прокладку по той же трассе); смена или ремонт со сменой деталей электрических, электромагнитных, гидравлических и других приводов задвижек, авторегуляторов, насосов, вентиляторов, а также пусковой аппаратуры к ним; смена или ремонт со сменой деталей силовой и осветительной аппаратуры и шкафов рабочего освещения в камерах, каналах, коллекторах, павильонах, на эстакадах и насосных станциях; ремонт, дооборудование и смена тепловых щитов и теплоизмерительных приборов и др.

 Более того, во исполнение подпункта «б» пункта 2 Перечня поручении Президента Российской Федерации Д.А. ФИО2 по итогам проверки эффективности использования организациями коммунального комплекса финансовых ресурсов, направляемых на модернизацию и развитие, от 17 марта 2011 г. № Пр-701 Министерство регионального развития Российской Федерации разработало единую методику определения технического состояния систем коммунальной инфраструктуры и определения показателей фактического износа. Данные рекомендации изложены в письме Министерства регионального развития Российской от 26 апреля 2012г. №9905-АП/14.

 Установлено, что системы водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения Львовского сельского поселения Северского района находятся в ненадлежащем техническом состоянии, о чем, в том числе, свидетельствуют систематически поступающие заявки потребителей по вопросам возникновения аварийных ситуаций. Эксплуатация вышеперечисленных систем и сооружений водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения осуществляется с 1965 года, при этом капитальный ремонт таких объектов не проводился, не смотря на то, что большинство объектов достигло предельного износа, который составляет до 100%.

 Ненадлежащее состояние систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, приводит к частому возникновению аварийных ситуаций на объектах водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения. Потери воды, тепловой энергии в процессе поставки конечному потребителю приводит к увеличению затрат и, как следствие, создают предпосылки к удорожанию коммунальных ресурсов для абонентов.

 Кроме того, в определении кассационной коллегии Верховного суда РФ от 18.12.2007 по делу № КАС07-660 Правила предоставления коммунальных услуг гражданам не регулируют правоотношения, в случае если инженерные сети по своему техническому состоянию или характеристикам не соответствуют требованиям по обеспечению круглосуточного бесперебойного режима предоставления коммунальных услуг.

 В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Таким образом, работы по капитальному ремонту коммунальных систем являются обязательством Львовского сельского поселения.

 Частью 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ закреплено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и порядке, которые предусмотрены кодексом и другими федеральными законами.

 В результате бездействия администрации Львовского сельского поселения Северского района нарушаются права граждан на получение коммунальных услуг надлежащего качества.

 В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса РФ способами защиты гражданских прав являются: присуждение к исполнению обязанности в натуре, пресечение действия, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

 В связи с чем, прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Львовского сельского поселения Северского района по выполнению ремонтно-восстановительных работ, находящихся в муниципальной собственности, систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, достигших предельного технического износа.

 Обязать администрацию Львовского сельского поселения Северского района произвести ремонтно-восстановительные работы, находящихся в муниципальной собственности Львовского сельского поселения Северского района, систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, достигших предельного технического износа.

 Установить срок исполнения решения суда (л.д. 1-5).

 В судебном заседании участвующий в рассмотрении дела прокурор настаивает на заявлении прокурора Северского района, просит его удовлетворить. Дополнительно суду пояснила, что срок исполнения решения суда просит установить 1 год.

 Представитель ответчика – глава Львовского сельского поселения Северского района ФИО1 в судебном заседании признал исковые требования прокурора.

 Прокурор в судебном заседании просит принять признание иска ответчиком.

 Согласно требованиям ч.1 ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

 Суд, принимает признание иска ответчиком – администрацией Львовского сельского поселения Северского района, поскольку оно не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы других лиц.

 В соответствии с абзацем 2 ч.4 ст.198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.   

 На основании изложенного, в связи с признанием ответчиком исковых требований, суд считает возможным удовлетворить заявленные прокурором Северского района требования в полном объёме.

 В силу требований Налогового кодекса РФ заявитель и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Иск прокурора Северского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Львовского сельского поселения о признании незаконным бездействия по ненадлежащему содержанию систем и сооружений коммунального хозяйства на территории Львовского сельского поселения Северского района удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие администрации Львовского сельского поселения Северского района по невыполнению ремонтно-восстановительных работ систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, достигших предельного технического износа, находящихся в муниципальной собственности Львовского сельского поселения Северского района.

 Обязать администрацию Львовского сельского поселения Северского района произвести ремонтно-восстановительные работы систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, достигших предельного технического износа, находящихся в муниципальной собственности Львовского сельского поселения Северского района.

 Установить администрации Львовского сельского поселения Северского района срок исполнения решения суда 1 (один) год с момента вступления решения суда в законную силу, то есть до 14 апреля 2015 года.

 Решение может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение месяца.

 Судья Маслак В.Г.