ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-524/19 от 23.07.2019 Аскизского районного суда (Республика Хакасия)

Дело № 2-524/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июля 2019 года с. Аскиз Аскизского района РХ

Аскизский районный суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Тришканевой И.С.,

при секретаре Малыхиной Ю.Ю.,

с участием представителя процессуального истца помощника прокурора Аскизского района Республики Хакасия Олейниковой Ю.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Аскиз ЖКХ» Аскизского сельсовета, конкурсному управляющему Муниципального унитарного предприятия «Аскиз ЖКХ» Аскизского сельсовета Ратушину А.Ю. об обязании устранить нарушения федерального законодательства о недропользовании путем получения лицензии на право пользования недрами,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Аскизского района Республики Хакасия обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Аскиз ЖКХ» Аскизского сельсовета (далее - МУП «Аскиз ЖКХ») об обязании устранить нарушения федерального законодательства о недропользовании путем получения лицензии на право пользования недрами. Требования мотивированы тем, что распоряжением главы Аскизского сельсовета от <дата> «О закреплении муниципального имущества за муниципальным унитарным предприятием «Аскиз ЖКХ» администрации Аскизского сельсовета» с <дата> на праве хозяйственного ведения закреплено муниципальное имущество, а именно оборудование и объекты водоснабжения: водозабор , расположенный по адресу: <адрес>, включающий в себя: <данные изъяты>. С момента передачи муниципального имущества ответчиком осуществляется деятельность по водоснабжению населения и юридических лиц в с. Аскиз. В соответствии с данными налоговой декларации по водному налогу за квартал <дата> МУП «Аскиз ЖКХ», общий объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период, составил тыс. куб.м. На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статей 41,42 Конституции РФ, Водного кодекса РФ, Федерального закона «О недрах», с учетом уточнения требований просит обязать ответчика устранить нарушения федерального законодательства о недропользовании путем получения лицензии на право пользования недрами по адресу: <адрес>, в срок не позднее <дата>.

Определениями судьи от <дата>, <дата> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия, Управление Федеральной службы в сфере природопользования по Республике Хакасия, в качестве соответчика - конкурсный управляющий МУП «Аскиз ЖКХ» Ратушин А.Ю.

В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора Аскизского района Республики Хакасия Олейникова Ю.О. уточненные исковые требования поддержала.

Ответчик МУП «Аскиз ЖКХ», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия, Управление Федеральной службы в сфере природопользования по Республике Хакасия своих представителей в судебное заседание не направили, ответчик - конкурсный управляющий МУП «Аскиз ЖКХ» Ратушин А.Ю., просивший о рассмотрении дела в его отсутствие, в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте его проведения.

Представитель ответчика конкурсного управляющего МУП «Аскиз ЖКХ» Ратушина А.Ю.-Сагалаков В.А., действующий на основании доверенности, в представленном суду письменном отзыве не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора.

Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), с учетом мнения представителя процессуального истца, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения представителя процессуального истца, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся в том числе вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (статья 72, пункт «в» части 1).

Согласно п. 3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определены критерии, перечень лицензируемых видов деятельности, а также лицензионные требования и условия.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29.05.2019 N 1490-О, Закон Российской Федерации «О недрах», определяя в преамбуле понятие недр как часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения, регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд. Осуществляя данное регулирование, названный Закон Российской Федерации содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает баланс частных и публичных интересов в сфере недропользования.

В силу ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Подземные воды являются полезными ископаемыми.

Статьей 9 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» определено, что пользователями недр могут быть юридические лица.

В силу ст. 10.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» основанием возникновения права пользования участками недр для целей добычи подземных вод является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр.

Согласно ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Как следует из имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, МУП «Аскиз ЖКХ» является учрежденным администрацией Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия юридическим лицом, основным видом деятельности которого является забор, очистка и распределение воды.

Материалами дела подтверждается, что Распоряжением администрации Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия от <дата> за МУП «Аскиз ЖКХ» на праве хозяйственного ведения закреплено имущество, состоящее на балансе Администрации Аскизского сельсовета, в том числе водозабор , расположенный по адресу: <адрес>, включающий в себя: <данные изъяты>.

Факт передачи указанного имущества во владение ответчика подтверждается имеющимся в материалах дела актом, датированным <дата>.

Согласно сведениям, сообщенным МИ ФНС по Республике Хакасия, МУП «Аскиз ЖКХ» осуществляет водопользование без лицензии, согласно налоговой декларации за квартал <дата>, признак наличия лицензии в базе - 0, наименование водного объекта - водозабор , , общий объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период, составил тыс. куб.м.

Сведениями о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы подтверждается факт подачи МУП «Аскиз ЖКХ» холодной воды населению с. Аскиз в ходе оказания жилищно-коммунальных услуг в <дата>.

Факт использования ответчиком переданных ему объектов для оказания коммунальной услуги по холодному водоснабжению нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела и ответчиками не оспаривался.

Пунктом 7 ст. 9 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» определено, что права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

В силу ст. 23 Закона Российской Федерации «О недрах» основным требованием по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

Материалами дела подтверждается, что на основании решения Арбитражного суда Республики Хакасия от <дата> по делу № обязанности конкурсного управляющего МУП «Аскиз ЖКХ» возложены на Ратушина А.Ю.

Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от <дата> по делу № удовлетворено ходатайство конкурсного управляющего Ратушина А.Ю. о продлении срока конкурсного производства сроком на 3 месяца. Судебное заседание по рассмотрению итогов конкурсного производства назначено на <дата>.

В соответствии с пп.7 п.1 ст. 126 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства: все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

На основании пункта 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают: исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

Учитывая субъектный состав участников спорных правоотношений, принимая во внимание, что предъявленные прокурором в рамках настоящего иска требований не являются денежными и касаются понуждения ответчика к совершению определенных действий, суд полагает, что указанный иск, несмотря на признание МУП «Аскиз ЖКХ» банкротом и открытие в отношении него конкурсного производства, подлежит рассмотрению по существу судом общей юрисдикции.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, учитывая, что в ходе рассмотрения дела установлен и стороной ответчика не оспаривался факт использования переданной МУП «Аскиз ЖКХ» на праве хозяйственного ведения артезианских скважин по адресу: <адрес>, ответчиком без специального государственного разрешения - лицензии на право пользования недрами, при этом самовольное использование скважин нарушает экологические права неопределенного круга лиц, поскольку пользование недрами в отсутствие специального разрешения, устанавливающего условия их использования, не позволяет сделать вывод о соответствии данной деятельности требованиям природоохранного законодательства, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Анализируя требования прокурора в части указанного в иске срока, до которого ответчик должен получить лицензию, учитывая отсутствие каких-либо возражений со стороны ответчика по данному вопросу, суд полагает возможным согласиться с процессуальным истцом, возложив на ответчика обязанность получить лицензию на недропользование в срок не позднее <дата>, полагая такой срок разумным и достаточным для исполнения ответчиком законодательно возложенной на него обязанности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора <адрес> Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Аскиз ЖКХ» Аскизского сельсовета, конкурсного управляющего Муниципального унитарного предприятия «Аскиз ЖКХ» Аскизского сельсовета Ратушина А.Ю. устранить нарушения федерального законодательства о недропользовании путем получения лицензии на право пользования недрами по адресу: <адрес>, в срок не позднее <дата>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Аскизский районный суд Республики Хакасия.

Председательствующий (подпись) И.С. Тришканева

Мотивированное решение изготовлено и подписано <дата>.

Судья (подпись) И.С. Тришканева