Решение в окончательной форме изготовлено 26 июля 2019 года Дело № 2-524/2019 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Алапаевск Свердловской области 22 июля 2019 года Алапаевский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Подкиной Е.Д., при секретаре Логиновой Н.Ю., с участием истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Драйв Авто», ООО «Дунфэн Мотор Рус» о защите прав потребителя – взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Драйв Авто», ООО «Дунфэн Мотор Рус» о защите прав потребителя. Так ФИО1 просил взыскать с ООО «Драйв Авто» неустойку за нарушение установленного срока передачи предварительно оплаченного товара в размере 347 415,00 руб., компенсацию морального вреда в размере 50 000,00 руб., штраф за неисполнение в добровольном порядке законных требований потребителя в размере 198 707,50 руб. Так же ФИО1 просил взыскать с ООО «Дунфэн Мотор Рус» компенсацию морального вреда в размере 50 000,00 руб., штраф за неисполнение в добровольном порядке законных требований потребителя в размере 25 000,00 руб. ФИО1 в исковом заявлении и в судебном заседании указал, что между ним и ООО «Драйв Авто» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор <данные изъяты> купли-продажи транспортного средства <данные изъяты>. В п. 3.1 договора купли-продажи предусмотрено, что передача автомобиля осуществляется в течение 14 рабочих дней с момента исполнения покупателем обязанности по оплате автомобиля, установленной в п. 2.2 настоящего договора. Согласно п. 3.3 договора купли-продажи одновременно с автомобилем продавец передаёт покупателю документы, необходимые для постановки автомобиля на учёт в органах ГИБДД МВД России, инструкцию по эксплуатации и при необходимости и наличии иные документы. Оплата автомобиля в полном объеме в сумме 1 311 000 руб. была произведена им ДД.ММ.ГГГГ. Во исполнение условий договора купли-продажи ООО «Драйв Авто» передало ему автомобиль на основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с товаром была передана копия №, заверенная печатью ООО «Драйв Авто». Оригинал ПТС, инструкция по эксплуатации и сервисная книжка продавцом ему переданы не были. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он неоднократно по телефону связывался с представителями ООО «Драйв Авто» и просил передать ему оригинал ПТС, инструкцию по эксплуатации и сервисную книжку, при этом при каждом телефонном обращении ответчик обещал доставить вышеуказанные документы по месту его жительства на следующий день, однако, обещания не исполняли. ДД.ММ.ГГГГ во исполнение п. 8.2 договора купли-продажи об обязательном досудебном урегулировании спора он направил в адрес ООО «Драй Авто» претензию о представлении в добровольном порядке оригинала ПТС, инструкции по эксплуатации автомобиля и сервисной книжки в течение 10 дней. Претензия ответчиком не получена, срок хранения в отделении связи истёк ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ оригинал ПТС, инструкция по эксплуатации автомобиля и сервисная книжка были переданы истцу курьерской компанией «СДЭК-Логистические решения» в пос. Махнёво по накладной №. 14 рабочих дней с момента полной оплаты им стоимости автомобиля (ДД.ММ.ГГГГ) истекли ДД.ММ.ГГГГ, однако, в нарушение п. 3.1 и 3.3 договора, паспорт транспортного средства, инструкция по эксплуатации автомобиля и сервисная книжка до ДД.ММ.ГГГГ ему не были переданы. Из-за отсутствия паспорта транспортного средства он длительное время не мог поставить автомобиль на учёт в ГИБДД, а следовательно, и эксплуатировать его. Также без инструкции по эксплуатации он также не мог эксплуатировать автомобиль в вышеуказанный период. Таким образом, продавцом ООО «Драйв Авто» нарушен срок передачи товара, а именно ПТС. Просрочка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 53 дня. Неустойка за нарушение установленного срока предварительно оплаченного товара потребителю составляет 347 415 руб. Учитывая тот факт, что длительное время он не мог использовать по назначению приобретённый дорогой автомобиль, при этом в силу выполняемой работы и отдалённости от городских поселений использование автомобиля ему жизненно необходимо, он был вынужден использовать арендные автомобили, пользовался услугами такси, находился в неведении относительно перспектив предоставления ему оригинала ПТС, испытывал нравственные страдания, которые оценивает в 50 000 руб. В судебном заседании ФИО1, предоставив соответствующее письменное ходатайство, заявил об отказе от иска к ООО «Дунфэн Мотор Рус» о взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000,00 руб., штрафа за неисполнение в добровольном порядке законных требований потребителя в размере 25 000,00 руб. Определением Алапаевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части исковых требований ФИО1 к ООО «Дунфэн Мотор Рус» о защите прав потребителя, о взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000,00 руб., штрафа за неисполнение в добровольном порядке законных требований потребителя в размере 25 000,00 руб., прекращено, в связи с отказом истца от иска в данной части. На требованиях о взыскании с ООО «Драйв Авто» неустойки за нарушение установленного срока передачи предварительно оплаченного товара в размере 347 415,00 руб., компенсации морального вреда в размере 50 000,00 руб., штрафа за неисполнение в добровольном порядке законных требований потребителя в размере 198 707,50 руб., истец настаивал по указанным выше основаниям. Представитель ответчика ООО «Драйв Авто» по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще, предоставил возражения на исковое заявление, в котором указал, что ответчик не согласен с исковыми требованиями, просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые заявления оставить без удовлетворения. Указал, что в связи с отсутствием в наличии оригинала ПТС, инструкции по эксплуатации и сервисной книжки, о чем покупатель был поставлен в известность до оформления договора, с учетом территориальной удаленности покупателя, с учетом наличия стабильного спроса на данную модель автомобиля, стороны договорились о заключении договора купли-продажи автомобиля, передаче транспортного средства покупателю в день заключения договора, а оригинал ПТС, инструкции по эксплуатации и сервисной книжки, как только указанные документы поступят продавцу, незамедлительно будут направлены в адрес покупателя курьерской службой. Суд, с учетом мнения истца, определил рассмотреть дело при данной явке. Заслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу положений ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации). По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Договор розничной купли-продажи является публичным договором (ст. 426, п. 1, 2 ст. 492 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент: вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара; предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара. Товар считается предоставленным в распоряжение покупателя, когда к сроку, предусмотренному договором, товар готов к передаче в надлежащем месте и покупатель в соответствии с условиями договора осведомлен о готовности товара к передаче (ст. 458 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В соответствии с положениями ст. 487 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда договором купли-продажи предусмотрена обязанность покупателя оплатить товар полностью или частично до передачи продавцом товара (предварительная оплата), покупатель должен произвести оплату в срок, предусмотренный договором, а если такой срок договором не предусмотрен, в срок, определенный в соответствии со ст. 314 настоящего Кодекса. В случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать: передачи оплаченного товара в установленный им новый срок; возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара (ст. 457 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 23.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей"). По делу установлено, что между истцом ФИО1 (покупатель) и ответчиком ООО «Драйв Авто» (поставщиком) ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор купли-продажи транспортного средства <данные изъяты> (л.д. 7-9), согласно которому продавец обязуется передать покупателю в собственность, покупатель принять и оплатить транспортное средство <данные изъяты>. Пунктом 2 договора купли-продажи сторонами согласована цена договора, которая составила 1 311 000 руб. Согласно п. 3 договора купли-продажи передача автомобиля осуществляется в течение 14 рабочих дней с момента оплаты стоимости автомобиля. Из акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ принял автомобиль <данные изъяты> (л.д. 11). Пунктом 3.3. договора купли-продажи предусмотрено, что одновременно с автомобилем продавец передает покупателю документы, необходимые для постановки автомобиля на учет в органах ГИБДД МВД России, инструкцию по эксплуатации и при необходимости и наличии иные документы. Истец в судебном заседании указал, что документы: оригинал ПТС, инструкция по эксплуатации автомобиля и сервисная книжка были ему переданы курьерской компанией СДЭК лишь ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование данных доводов представил претензию, направленную продавцу, а также копию № из которой следует, что дата продажи автомобиля – ДД.ММ.ГГГГ. Также представил копию квитанции СДЭК, в которой имеется отметка о получении от ООО «Драйв Авто» посылки ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, судом установлено, что товар, купленный по договору купли-продажи, ФИО1 оплачен ДД.ММ.ГГГГ, автомобиль получен покупателем ДД.ММ.ГГГГ, а документы вручены с нарушением п. 3.1. договора купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ. Продавец по договору купли продажи обязался передать оплаченный товар в течение 14 рабочих дней, то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Согласно пункту 1 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Как указано в пункте 2 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором. В силу пункта 59 постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" при передаче товара покупателю одновременно передаются установленные изготовителем комплект принадлежностей и документы, в том числе сервисная книжка или иной заменяющий ее документ, а также документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство или номерной агрегат, для их государственной регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Согласно пункту 1 статьи 464 Гражданского кодекса Российской Федерации, если продавец не передает или отказывается передать покупателю относящиеся к товару принадлежности или документы, которые он должен передать в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи, покупатель вправе назначить ему разумный срок для их передачи. На основании пункта 2 указанной статьи в случае, когда принадлежности или документы, относящиеся к товару, не переданы продавцом в указанный срок, покупатель вправе отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором. Приведенная правовая норма предоставляет покупателю право при соблюдении указанных в ней условий отказаться от товара при ненадлежащем исполнении продавцом обязанности по передаче покупателю относящихся к товару документов, но не предусматривает каких-либо мер гражданско-правовой ответственности, подлежащих применению к продавцу в случае причинения покупателю убытков данными действиями. Такие меры предусмотрены Законом о защите прав потребителей, который регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. В указанном законе недостаток товара (работы, услуги) определен как несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию. Статьей 4 (части 1, 2) Закона о защите прав потребителей установлено, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Согласно пункту 1 статьи 20 Закона о защите прав потребителей, если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Пунктом 3 статьи 23.1 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что в случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю, продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере 0,5 процента суммы предварительной оплаты товара. Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара. Требования потребителя, установленные п. 2 настоящей статьи, не подлежат удовлетворению, если продавец докажет, что нарушение сроков передачи потребителю предварительно оплаченного товара произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя. Данная норма устанавливает меру гражданско-правовой ответственности (неустойку) за неисполнение продавцом обязанности по передаче покупателю предварительно оплаченного товара, к которому с учетом положения статьи 464 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся и документы на товар. Таким образом, отсутствие подлинника ПТС, инструкции по эксплуатации автомобиля, сервисной книжки являются недостатками переданного ФИО1 товара - автомобиля, препятствующими использованию товара по прямому назначению, что влечет право истца требовать устранения данных недостатков в соответствии с положениями Закона о защите прав потребителей, а в случае неустранения данных недостатков и невыполнения требований потребителя в порядке и сроки, предусмотренные законом, - корреспондирующую указанному праву обязанность ответчика нести установленную статьями 20, 23.1 Закона о защите прав потребителей ответственность. Доказательств того, что нарушение сроков передачи потребителю предварительно оплаченного товара произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя, ответчик суду не представил. Напротив, ответчиком факт вручения ФИО1 документов на автомобиль ДД.ММ.ГГГГ не оспаривается. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец направил ответчику письменную претензию с требованием передать ему паспорт транспортного средства, инструкцию по эксплуатации автомобиля и сервисную книжку, однако ответ на нее получен не был. Согласно разъяснениям, данным в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 г. № 17 "О рассмотрения судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на исполнителе. Ответчик в судебное заседание не явился, доказательств своевременного исполнения условий договора купли-продажи не представил. Также ответчиком не представлено доказательств принятия каких-либо мер, направленных для своевременной передачи истцу паспорта транспортного средства, инструкции по эксплуатации автомобиля и сервисной книжки, поэтому оснований для снижения размера заявленной ко взысканию неустойки, суд не усматривает. Расчет неустойки, составленный истцом, исходя из положений ч.5 ст.28 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" суд считает обоснованным и принимает его за основу. На основании вышеизложенного, суд считает требование ФИО1 о взыскании с ООО «Драйв Авто» неустойки за нарушение установленного срока передачи предварительно оплаченного товара обоснованным, подлежащим удовлетворению, в связи с чем полагает взыскать неустойку за нарушение установленного срока предварительно оплаченного товара потребителю в размере 347 415,00 руб. (1 311 000*0,5%*53). Истец также просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 000,00 руб. Согласно ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. В п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" содержится разъяснение о том, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом в каждом конкретном случае с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости. Размер денежной компенсации морального вреда суд с учетом характера причиненных истцу нравственных страданий, принципа разумности и справедливости определяет в размере 2 000,00 руб., данная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца. В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. В связи с установленным в судебном заседании нарушением ответчиком прав потребителя, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 174 707,50 руб. ((347 415 руб. + 2 000,00 руб.) х 50%). Истец при подаче иска о защите прав потребителей к ООО «Драйв Авто» в силу п. 4 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, которая с учетом размера удовлетворенных судом требований подлежит в соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взысканию с ООО «Драйв Авто» в доход местного бюджета в размере 6 974,15 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично. Взыскать с ООО «Драйв Авто» в пользу ФИО1 неустойку за нарушение установленного срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю в размере 347 415,00 руб., компенсацию морального вреда в размере 2 000,00 руб., штраф в размере 174 707,50 руб. Взыскать с ООО «Драйв Авто» в доход местного бюджета госпошлину в сумме 6 974,15 руб. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Алапаевский городской суд. Судья Е.Д. Подкина |