ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-524/19 от 31.01.2019 Тукаевского районного суда (Республика Татарстан)

дело № 2-524/2019

16RS0031-01-2019-000359-34

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

16 апреля 2019 года город Набережные Челны

Тукаевский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Гайфуллина Р.Р., с участием прокурора Рамазанова И.Р., при секретаре Юнусовой Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тукаевского района в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> Валиахметову А.М. о приостановлении эксплуатации объекта дорожного сервиса,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Тукаевского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к <данные изъяты> Валиахметову А.М. о приостановлении эксплуатации объекта дорожного сервиса, в обоснование указав, что в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования регионального значения <данные изъяты> проходящей по территории <адрес> расположен объект придорожного сервиса – шиномонтаж «Ведущая ось», принадлежащий ответчику. В нарушение законодательства о безопасности дорожного движения при использовании полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог шиномонтаж «Ведущая ось» размещен без согласования с ГБУ «Безопасность дорожного движения», УГИБДД МВД по РТ и балансодержателем автомобильной дороги ГКУ «Главтатдортранс», не оборудован стоянками и местами остановки транспортных средств, отсутствуют специальные доступы к ним (подъездов, съездов, примыканий), не обеспечена боковая видимость прилегающей к дороге полосы на расстоянии 25 метров от кромки проезжей части дороги.

В судебном заседании старший помощник прокурора Тукаевского района Рамазанов И.Р. поддержал заявленные требования по указанным в иске основаниям, с учетом того, что дальнейшая эксплуатация объекта представляет опасность для жизни и здоровью населения, просил обратить решение суда в немедленное исполнение.

Ответчик Валиахметов А.М. иск признал, не опровергал наличие нарушений и необходимость их устранения.

Представитель РГУ «Безопасность дорожного движения» Харисов Э.Р. просил удовлетворить иск прокурора.

Третье лицо - ГИБДД МВД по РТ, представителя в судебное заседание не направила.

Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно пункту 6 статьи 22 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с частью 8 статьи 26 указанного закона строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).

В силу части 5 статьи 25 Закона Республики Татарстан от 3 августа 2009 года № 43-ЗРТ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности на территории Республики Татарстан» порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального значения устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.

В соответствии с пунктом 3.1 «Правил установления и использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Татарстан», утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 1 декабря 2008 года № 841, размещение объектов дорожного сервиса, примыканий, информационных конструкций и указателей, инженерных коммуникаций и иных сооружений, стоянок, мест остановки автомобилей (далее - объекты) в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог регионального значения разрешается при соблюдении следующих требований:

а) наличие согласия в письменной форме на размещение объектов на земельных участках, расположенных в полосе отвода и придорожной полосе автомобильных дорог регионального значения, земельных участков, находящихся вне данных полос, но требующих специального доступа к ним (подъездов, съездов, примыканий) в полосе отвода и придорожной полосе автомобильных дорог регионального значения, выдаваемого государственным бюджетным учреждением «Безопасность дорожного движения» в порядке, установленном настоящими Правилами;

б) предоставление уполномоченным органом земельного участка для размещения объектов в пределах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог регионального значения;

в) выбор места размещения объектов осуществлен с учетом возможной реконструкции автомобильных дорог регионального значения;

г) размещение, проектирование и строительство объектов должно осуществляться с учетом требований стандартов и технических норм безопасности дорожного движения, экологической безопасности, строительства и эксплуатации автомобильных дорог;

д) объекты не должны ухудшать видимость на автомобильных дорогах регионального значения и другие условия безопасности дорожного движения и эксплуатации автомобильных дорог регионального значения, а также создавать угрозу безопасности населения;

е) объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги регионального значения. При примыкании автомобильной дороги к автомобильной дороге регионального значения подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения;

ж) примыкающие к автомобильным дорогам регионального значения автомобильные дороги, подъезды, съезды должны иметь твердое покрытие начиная с мест примыкания на расстояние, размер которого должен быть не менее установленного нормативными документами размера:

при песчаных, супесчаных и легких суглинистых грунтах - на протяжении 100 метров;

при черноземах, глинистых, тяжелых и пылеватых суглинистых грунтах - 200 метров;

з) в местах пересечения маршрутов движения сельскохозяйственной техники с автомобильными дорогами регионального значения необходимо предусматривать устройство съездов с разработкой и осуществлением мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Определение места размещений съездов, разработка и осуществление мероприятий по организации движения транспортных средств производится заинтересованными организациями по согласию в письменной форме государственного бюджетного учреждения «Безопасность дорожного движения». Устройство съездов для движения сельскохозяйственной техники с автомобильных дорог I - II категорий запрещено. Расстояние между съездами с автомобильных дорог III - IV категорий должно быть не менее 2 км, съезды должны иметь твердое покрытие начиная с мест примыкания на расстояние, размер которого должен быть не менее установленного нормативными документами размера;

и) устройство съездов с автомобильных дорог II - IV категорий для движения техники в целях строительства, ремонта, реконструкции и эксплуатации объектов пользователей недр углеводородного сырья, а также в целях добычи и иного пользования недрами углеводородного сырья (далее - съезды в целях недропользования) должно осуществляться по требованиям, предъявляемым к автомобильным дорогам IV категории, с учетом особенностей, установленных настоящим подпунктом.

Расстояние между съездами в целях недропользования и иными пересечениями, примыканиями к автомобильным дорогам и съездами с таких дорог должно быть не менее 200 метров.

Минимальное расстояние видимости на автомобильной дороге регионального значения в местах устройства съездов в целях недропользования в прямом и обратном направлениях должно быть не менее расстояния видимости поверхности дороги, установленного нормативными актами.

Устройство съездов допускается на меньшем расстоянии от иных пересечений и примыканий к автомобильной дороге регионального значения и съездов с такой дороги при условии разработки и осуществления мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Разработка таких мероприятий производится пользователем недр по согласованию с государственным бюджетным учреждением «Безопасность дорожного движения».

Согласно пункту 4.2. Правил размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги регионального значения осуществляется в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов на основании заключаемого с государственным бюджетным учреждением «Безопасность дорожного движения» договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге регионального значения.

Пунктом 4.5. Правил предусмотрено, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет.

Реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам регионального значения допускаются при наличии согласия в письменной форме государственного бюджетного учреждения "Безопасность дорожного движения" на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами объектов дорожного сервиса.

Лица, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов дорожного сервиса или реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам регионального значения без разрешения на строительство, без предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта согласия или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию государственного бюджетного учреждения «Безопасность дорожного движения» обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса или реконструкции, капитального ремонта и ремонта примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам регионального значения, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильные дороги регионального значения в первоначальное состояние.

Как следует из материалов дела, объект придорожного сервиса – шиномонтаж «Ведущая ось», принадлежащий Валиахметову А.М., размещен в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования регионального значения <данные изъяты> на территории <адрес> без согласования с ГБУ «Безопасность дорожного движения», УГИБДД МВД по РТ и балансодержателем автомобильной дороги ГКУ «Главтатдортранс». Кроме того, объект придорожного сервиса не оборудован стоянками и местами остановки транспортных средств, отсутствуют специальные доступы к ним (подъездов, съездов, примыканий), не обеспечена боковая видимость прилегающей к дороге полосы на расстоянии 25 метров от кромки проезжей части дороги.

Контролирующим органом ДД.ММ.ГГГГ вынесено предписание о демонтаже самовольно установленного объекта, однако ответчик мер по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения не предпринял.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 по Тукаевскому судебному району Республики Татарстан ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ Валиахметову А.М. назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

В силу статьи 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Эксплуатация объекта придорожного сервиса производится с нарушением норм безопасности дорожного движения, создает угрозу здоровью и жизни неопределенного круга лиц. Возведением спорного объекта были нарушены требования как ранее действовавшего, так и действующего законодательства. Имеются существенные нарушения строительных норм и правил, ведомственных строительных норм по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах, что создает угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий и его общественно опасных последствий на данном участке автодороги.

С учётом изложенного, суд полагает требования прокурора подлежащими удовлетворению, эксплуатацию принадлежащего Валиахметову А.М. объекта придорожного сервиса – шиномонтажа «Ведущая ось» следует приостановить до устранения нарушений требований законодательства.

Часть 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Основания для немедленного исполнения решения суда имеются, поскольку дальнейшая эксплуатация объекта с установленными нарушениями может привести к возникновению дорожно-транспортных происшествий и чрезвычайным ситуациям, в связи с чем решение подлежит к немедленному обращению.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Тукаевского района в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> Валиахметову А.М. о приостановлении эксплуатации объекта дорожного сервиса – удовлетворить.

Приостановить эксплуатацию принадлежащего <данные изъяты> Валиахметову А.М. объекта придорожного сервиса – шиномонтажа «Ведущая ось», расположенного в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования регионального значения <данные изъяты> проходящей по территории <адрес> до устранения нарушений нормативов по безопасности дорожного движения.

Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с <данные изъяты> Валиахметова А.М. государственную пошлину в размере 300 рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Татарстан через Тукаевский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: