ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-524/2012 от 30.07.2012 Богдановичского городского суда (Свердловская область)

     Дело №г.

 Мотивированно решение изготовлено 30 июля 2012 года.

 РЕШЕНИЕ

 именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 г. Богданович                 25 июля 2012 года

 Богдановичский городской суд Свердловской области в составе:

 председательствующего судьи Пивоваровой Е.В.,

 при секретаре Корелиной И.П.,

 с участием заявителя ФИО1,

 представителя заявителя ФИО2,

 представителя заинтересованного лица - Министерства социальной защиты населения Свердловской области Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения по Богдановичскому району ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании решения Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения по Богдановичскому району № от 12 мая 2012 года об отказе в назначении инвалиду Великой Отечественной Войны ФИО1 единовременного пособия на проведение ремонта жилого помещения в сумме 100 000 рублей, возложении на Министерство социальной защиты населения Свердловской области Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения по Богдановичскому району обязанности выплатить указанное пособие, взыскании компенсации морального вреда в сумме 10 000 рублей,

 у с т а н о в и л:

 ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании решения Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения по Богдановичскому району № от 12 мая 2012 года об отказе в назначении инвалиду Великой Отечественной Войны К. единовременного пособия на проведение ремонта жилого помещения в сумме 100 000 рублей, возложении на Министерство социальной защиты населения Свердловской области Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения по Богдановичскому району (далее ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району) обязанности выплатить указанное пособие, взыскании компенсации морального вреда в сумме 10 000 рублей.

 Представитель заявителя ФИО2 в судебном заседании пояснил, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ветераном Великой Отечественной войны и инвалидом первой группы. Проживает ФИО1 в жилом доме по адресу: <...> с 1960 года. Указанный дом ФИО1 построил сам. Согласно выписке из похозяйственной книги указанный жилой дом принадлежит ФИО1 на праве собственности.

 В декабре 2011 года ФИО1 стало известно от специалистов ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району о том, что ему полагается единовременная выплата на ремонт жилья в размере 100 000 рублей.

 23 января 2012 года за разъяснениями по получению указанной выплаты в ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району обратился сын ФИО1. В подтверждении права собственности ФИО1 на жилой дом он предъявил специалистам ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району выписку из похозяйственной книги, из которой следовало, что ФИО1 владеет жилым домом по адресу: <адрес> на праве собственности с 1960 года. Однако, специалист ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району разъяснила ФИО1, что для получения указанного единовременного пособия необходимо предъявить свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилой дом, в котором проживает инвалид ВОВ ФИО1

 В связи с тем, что кроме выписки из похозяйственной книги, других правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности ФИО1 на жилой дом <адрес> не было, родственники ФИО1 заказали в БТИ кадастровый паспорт жилого дома и обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области за получением свидетельства о государственной регистрации права собственности ФИО1 на указанный жилой дом.

 Свидетельство о государственной регистрации права собственности ФИО1 на указанный жилой дом было выдано 04 апреля 2012 года.

 09 апреля 2012 года в ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району по поручению ФИО1 обратилась Г. Однако, в приеме заявления на получение единовременного пособия ей было отказано в связи с тем, что согласно свидетельства о регистрации права собственности на жилой дом, ФИО1 является собственником указанного жилого дома мене пяти лет.

 05 мая 2012 года инвалид ВОВ ФИО1 вновь обратился в ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району с заявлением о предоставлении единовременного пособия на ремонт жилья. К заявлению он приложил все необходимые документы, в том числе заявление о том, что владеет домом с 1960 года, выписку из похозяйственой книги и свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилой дом.

 Решением ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району № от 12 мая 2012 года в назначении единовременного пособия на ремонт жилья ФИО1 было отказано на том основании, что к заявлению приложено свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, из которого следовало, что право собственности на жилой дом возникло у ФИО1 только 04 апреля 2012 года. Также в решении ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району было разъяснено, что с подобным заявлением ФИО1 имеет право обратиться в ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району только после 04 апреля 2017 года.

 Считает, что решение ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району № от 12 мая 2012 года является незаконным, поскольку противоречит Постановлению Правительства Свердловской области от 12 июля 2011 года № 909-ПП, которым определен порядок назначения единовременного пособия на ремонт жилья. Так, из смысла указанного постановления следует, что указанный вид пособий может быть назначен один раз в пять лет, а не по истечении пяти лет после возникновения права собственности на жилое помещение.

 Просит решение ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району № от 12 мая 2012 года об отказе в назначении единовременного пособия на ремонт жилья ФИО1 в сумме 100 000 рублей, отменить. Возложить на ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району обязанность выплатить указанное пособие. Взыскать с ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району в пользу ФИО1 сумму компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.

 Представитель ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району ФИО3 в судебном заседании пояснила, что считает заявление ФИО1 необоснованным, решение ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району № от 12 мая 2012 года об отказе в назначении единовременного пособия на ремонт жилья ФИО1 в сумме 100 000 рублей законным.

 В обоснование своей позиции пояснила, что меры социальной поддержки для инвалидов Великой Отечественной войны установлены ст.4 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года № 190-03 «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области».

 Закон Свердловской области № 54-03 от 24 июня 2011 года «О внесении изменений в ст.4 и 5 Закона Свердловской области «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» дополнил ст.4 указанного Закона Свердловской области пунктами 3-4 и 3-5 следующего содержания:

 «п. 3-4. Для одиноко проживающих инвалидов Великой Отечественной войны настоящим Законом Свердловской области устанавливается дополнительная мера социальной поддержки - единовременное пособие на проведение ремонта принадлежащих им на праве собственности индивидуальных жилых домов, в которых они проживают, в размере 100000 рублей.

 Пособие, указанное в части первой настоящего пункта, назначается и выплачивается один раз в пять лет.

 Порядок и условия назначения и выплаты пособия, указанного в части первой настоящего пункта, устанавливаются нормативными правовыми актами, издаваемыми Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Законом Свердловской области.

 п. 3-5. Для инвалидов Великой Отечественной войны, за исключением указанных в части первой пункта 3-4 настоящей статьи, настоящим Законом Свердловской области устанавливается дополнительная мера социальной поддержки - единовременное пособие на проведение ремонта принадлежащих им на праве собственности жилых помещений, в которых они проживают, в размере 100000 рублей.

 Пособие, указанное в части первой настоящего пункта, назначается и выплачивается один раз в пять лет.

 Порядок и условия назначения и выплаты пособия, указанного в части первой настоящего пункта, устанавливаются нормативными правовыми актами, издаваемыми Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Законом Свердловской области".

 В соответствии со ст.2 Закона № 54-03 от 24 июня 2011 года «О внесении изменений в ст.4 и 5 Закона Свердловской области «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» пункт 3-4 вступил в силу с 1 июля 2011 года, пункт 3-5 с 1 января 2012 года.

 Таким образом, с 01 июля 2011 года по 31 декабря 2012 года дополнительная мера социальной поддержки - единовременное пособие на проведение ремонта принадлежащих инвалидам Великой Отечественной войны на праве собственности индивидуальных жилых домов, в которых они проживают, в размере 100000 рублей предоставлялась только одиноко проживающим ИВОВ.

 23 января 2012 года ФИО1 обратился в Управление по вопросу выплаты единовременного пособия в размере 100000 рублей на проведение ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <...>.

 Документы, подтверждающие принадлежность ФИО1 указанного жилого помещения, на праве собственности представлены не были.

 На основании пп.2 п.5 Постановления Правительства Свердловской области от 12 июля 2011 года № 909-ПП «О реализации дополнительных мер социальной поддержки установленных пунктами 3-4, 3-5 статьи 4 и пунктами 3-4, 3-5 статьи 5 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года № 190-03 «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области», в приеме заявления ФИО1 было отказано и разъяснено, какие документы необходимо предоставить для назначения пособия, о чем свидетельствует запись специалиста Управления М. под № от 23 января 2012 года в журнале устного приема граждан.

 06 марта 2012 года вступил в силу Закон Свердловской области от 24 февраля 2012 года № 17-03 «О внесении изменений в статьи 4 и 5 Закона Свердловской области «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области», в соответствии с которым в Закон Свердловской области «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» внесены следующие изменения:

  в части первой пункта 3-4 статьи 4 слова "одиноко проживающих" исключены, слова "на праве собственности индивидуальных жилых домов" заменены словами "не менее пяти лет на праве собственности жилых помещений";  пункт 3-5 статьи 4 признан утратившим силу.

 Считает, что с 06 марта 2012 года для инвалидов Великой Отечественной Войны установлена дополнительная мера социальной поддержки - единовременное пособие на проведение ремонта принадлежащих им не менее пяти лет на праве собственности жилых помещений, в которых они проживают, в размере 100000 рублей.

 Порядок и условия назначения и выплаты единовременного пособия на проведение ремонта принадлежащих инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны на праве собственности жилых помещений, в которых они проживают, утверждены Постановлением Правительства Свердловской области от 12 июля 2011 года № 909-ПП «О реализации дополнительных мер социальной поддержки установленных пунктами 3-4, 3-5 статьи 4 и пунктами 3-4, 3-5 статьи 5 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года № 190-03 «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области».

 В соответствии с п. 4 указанного постановления, к заявлению о назначении единовременного пособия прилагаются следующие документы:

  документ, удостоверяющий личность;  удостоверение ИВОВ, выданное в порядке, предусмотренном федеральным законодательством;  документ, подтверждающий принадлежность жилого помещения на праве собственности инвалиду Великой Отечественной войны. Указанный документ, предоставляется гражданином в нотариально заверенной копии или подлиннике.  09 апреля 2012 года в Управление обратилась Г. по вопросу выплаты ФИО1 единовременного пособия в размере 100000 рублей на проведение ремонта жилого помещения.

 В качестве документа, подтверждающего принадлежность ФИО1 жилого помещения на праве собственности, было представлено свидетельство о государственной регистрации права на жилой дом от 04 апреля 2012 года.

 На основании пп.2 п.5 Постановлением Правительства Свердловской области от 12 июля 2011 года № 909-ПП «О реализации дополнительных мер социальной поддержки установленных пунктами 3-4, 3-5 статьи 4 и пунктами 3-4, 3-5 статьи 5 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года № 190-03 «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области», в приеме заявления ФИО1 было вновь отказано, поскольку из свидетельства следовало, что жилой дом принадлежит ФИО1 менее пяти лет (Запись специалиста М.под № от 09 апреля 2012 года в журнале устного приема).

 05 мая 2012 года инвалид Великой Отечественной войны ФИО1 обратился в ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району с заявлением о назначении единовременного пособия на проведение ремонта жилого помещения.

 Из документов, представленных ФИО1 следует, что право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, у него возникло 04 апреля 2012 года.

 Считает, что выписка из похозяйственной книги не является документом, подтверждающим право собственности на жилой дом.

 ФИО1 было разъяснено, что право на дополнительную меру социальной поддержки - единовременное пособие на проведение ремонта принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, в котором он проживает, возникнет у него только по истечении пяти лет, то есть после 04 апреля 2017 года.

 В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 12 июля 2011 года № 909-ПП «О реализации дополнительных мер социальной поддержки установленных пунктами 3-4, 3-5 статьи 4 и пунктами 3-4, 3-5 статьи 5 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года № 190-03 «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области», назначение единовременного пособия на проведение ремонта жилых помещений производится управлением социальной защиты населения по месту жительства инвалида ВОВ, на основании его письменного заявления и необходимых документов.

 В соответствии со статьей 3-4 Закона Свердловской области «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» единовременное пособие на проведение ремонта жилых помещений назначается инвалидам ВОВ при условии, что жилое помещение принадлежит им на праве собственности не менее 5 лет.

 Согласно статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащие государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательской давности, с момента такой регистрации.

 Также представитель ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району ФИО3 пояснила, что в целях осуществления контроля предоставления социальных выплат, личное дело ФИО1 было направлено в отдел обеспечения и контроля социальных выплат Министерства социальной защиты населения Свердловской области.

 18 мая 2012 года в ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району поступила справка по результатам проверки обоснованности отказа ФИО1 в назначении социального пособия. Из справки следует, что отказ в назначении пособия ФИО1 является обоснованным.

           Кроме того, представитель заинтересованного лица считает, что     неимущественные права ФИО1 вынесенным решением нарушены не были. Взыскание компенсации морального вреда в данном случае Законом не предусмотрено.

 Опрошенная в качестве специалиста в судебном заседании М. пояснила, что после вступления в действие Закона Свердловской области № 54-03 от 24 июня 2011 года «О внесении изменений в ст.4 и 5 Закона Свердловской области «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району стало проводить работу по выявлению инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на получение единовременного пособия на ремонт жилья.

 23 января 2012 года в ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району обратился сын инвалида и ветерана ФИО4 Отечественной Войны ФИО1. При этом, доверенности от ФИО1 сыну ФИО1 выдано не было.

 В журнале регистрации обращения граждан было указано, что обратился за разъяснениями сам инвалид и ветеран ФИО4 Отечественной войны ФИО1. К. было разъяснено его право на получение пособия, в приеме заявления отказано, так как не было представлено свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение.

 Свидетель М. суду пояснила, что она работает специалистом ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району. 05 мая 2012 года она принимала у инвалида и ветерана ФИО4 Отечественной войны ФИО1 заявление на получение единовременного пособия на ремонт жилья и приложенные к заявлению документы. При этом, предоставленные ФИО1 документы она не просматривала. О том, была ли приложена ФИО1 к заявлению выписка из похозяйственной книги, пояснить не может. После регистрации заявления все документы ею были переданы специалисту ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району М.

 Свидетель К. пояснил суду, что он является сыном ветерана ФИО4 Отечественной Войны ФИО1

 В декабре 2011 года от специалистов ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району ему стало известно о том, что ветеранам и инвалидам ФИО4 Отечественной войны, являющимся собственниками жилых помещений полагается назначение единовременного пособия на ремонт жилья.

 Перед обращением в ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району 23 января 2012 года, он обратился в управление Байновской сельской территорией для получения выписки из похозяйственной книги о том, что его отец - ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с 1960 года.

 Указанную справку он представил 23 января 2012 года в ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району. Однако, в принятии заявления ему было отказано и разъяснено, что документом, подтверждающим право собственности на жилое помещение является свидетельство о государственной регистрации права собственности.

 Также К. пояснил, что 23 января 2012 года он обратился в ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району без доверенности, выданной ему ФИО1

 Для получения свидетельства о регистрации права собственности ФИО1 обратился в БТИ г. Богданович для оформления кадастрового паспорта на жилой дом. После чего обратился в Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области для получения свидетельства о государственной регистрации права собственности ФИО1 на жилой дом. Свидетельство о государственной регистрации права собственности было получено ФИО1 04 апреля 2012 года. После получения свидетельства в ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району обратилась Г., которой также отказали в приеме заявления о назначении ФИО1 единовременного пособия.

 05 мая 2012 года для подачи заявления о назначении единовременного пособия в ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району обратился сам инвалид и ветеран Великой Отечественной Войны ФИО1 в сопровождении сына К.

 К заявлению о назначении единовременного пособия на ремонт жилья ФИО1 приложил копию паспорта, копию удостоверения, копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, выписку из похозяйственной книги, справку с места жительства и заявление с просьбой рассмотреть вопрос о выплате пособия с учетом того, что жилой дом принадлежит ему на праве собственности с 1960 года.

 Однако, в назначении пособия ФИО1 было отказано, заявление и все приложенные к заявлению документы ФИО1 были возвращены вместе с решением ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району № от 12 мая 2012 года об отказе в назначении пособия.

 Также свидетель К. пояснил, что жилой дом по адресу: <адрес> ФИО1 построил сам в 1960 года, проживает в доме вместе с женой К. Дом деревянный, с хозяйственнуми постройками. Ремонт в доме производился только текущий. Своими силами был проведен газ, водопровод, сделано отопление.

 Суд, заслушав заявителя, представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, специалиста, свидетелей, исследовав материалы дела, считает заявление обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям:

 25 ноября 2004 года был принят Закон Свердловской области № 190-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области», регулирующий отношения, связанные с предоставлением гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории Свердловской области, являющимся ветеранами, мер социальной поддержки.

 Указанный Закон Свердловской области претерпевал ряд изменений. В том числе и статья 4 указанного Закона, которая именуется «Меры социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий».

 Так Законом Свердловской области от 24 июня 2011 года N 54-ОЗ «О внесении изменении в статьи 4 и 5 Закона Свердловской области «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» в статью 4 были добавлены пункты 3-4. и 3-5. следующего содержания:

 «3-4. Для одиноко проживающих инвалидов Великой Отечественной войны настоящим Законом Свердловской области устанавливается дополнительная мера социальной поддержки - единовременное пособие на проведение ремонта принадлежащих им на праве собственности индивидуальных жилых домов, в которых они проживают, в размере 100000 рублей.

 Пособие, указанное в части первой настоящего пункта, назначается и выплачивается один раз в пять лет.

 Порядок и условия назначения и выплаты пособия, указанного в части первой настоящего пункта, устанавливаются нормативными правовыми актами, издаваемыми Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Законом Свердловской области

 3-5. Для инвалидов Великой Отечественной войны, за исключением указанных в части первой пункта 3-4 настоящей статьи, настоящим Законом Свердловской области устанавливается дополнительная мера социальной поддержки - единовременное пособие на проведение ремонта принадлежащих им на праве собственности жилых помещений, в которых они проживают, в размере 100000 рублей.

 Пособие, указанное в части первой настоящего пункта, назначается и выплачивается один раз в пять лет.

 Порядок и условия назначения и выплаты пособия, указанного в части первой настоящего пункта, устанавливаются нормативными правовыми актами, издаваемыми Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Законом Свердловской области».

 Указанные изменения в Законе просуществовали до вступления в силу Закона Свердловской области от 24 февраля 2012 года N 17-ОЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 5 Закона Свердловской области «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области», которым в части первой пункта 3-4 статьи 4 слова "одиноко проживающих" были исключены, слова "на праве собственности индивидуальных жилых домов" заменены словами "не менее пяти лет на праве собственности жилых помещений", ранее внесенный в статью 4 пункт 3-5. признан утратившим силу.

 По мнению представителя заинтересованного лица - ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району, ФИО1 ни в момент первого своего обращения (23 января 2012 года) с устным заявлением о назначении единовременного пособия на ремонт жилья, ни на в момент второго обращения (05 мая 2012 года) ФИО1 права на получение указанной меры социальной поддержки не имел, поскольку на момент обращения 23 января 2012 года он не являлся одиноко проживающим, а на момент обращения 05 мая 2012 года представил свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилой дом, из которого следует, что собственником жилого дома он является только с 04 апреля 2012 года, то есть менее пяти лет.

 В доказательство того, что ФИО1 при обращении в ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району с заявлением о назначении ему единовременного пособия на ремонт жилья представитель заинтересованного лица представила копию заявления (л.д. 24-25), в которой указано, что к заявлению ФИО1 приложил копию паспорта, копию удостоверения и копию свидетельства о праве собственности на жилой дом.

 Однако, как следует из представителем заинтересованного лица копий документов, вместе с заявление о назначении единовременного пособия на ремонт установленного образца, он представил в ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району заявление о рассмотрении вопроса о выплате в произвольной форме.

 В указанном заявлении ФИО1 сообщал, что владеет указанным домом на праве собственности с 1960 года.

 Свидетель К. пояснил в судебном заседании, что 05 мая 2012 года он сопровождал своего отца, когда тот обратился в ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району. К заявлению о назначении пособия установленного образца ФИО1 были приложены также выписка из похозяйственой книги, справка с места жительства и заявление ФИО1 о том, что жилой дом принадлежит ему на праве собственности с 1960 года.

 Как пояснила в судебном заседании свидетель М., указанное заявление 05 мая 2012 года у ФИО1 принимала она. При этом, она не проверила представленные ФИО1 документы. Были ли приложены к заявлению выписка из похозяйственной книги, справка с места жительства и заявление о принадлежности дома на праве собственности, пояснить не может.

 Представителем заявителя в судебное заседание были представлены подлинники документов, которые были возвращены ФИО1 вместе с решением ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району об отказе в назначении единовременного пособия на ремонт жилья (л.д.38).

 Вместе с заявлением, как пояснял представитель ФИО1 в судебном заседании, ему были возвращены все приложенные к заявлению документы, которые он представил 05 мая 2012 года: копия удостоверения (л.д.39), решение об отказе в назначении единовременного пособия на ремонт жилого помещения (л.д. 40-41), выписка из похозяйственной книги № от 23 января 2012 года (л.д.42), справка с места жительства (л.д.43), заявление в произвольной форме о назначении пособия (л.д.44), копия паспорта (л.д.45-46), копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилой дом (л.д.47), справка по результатам проверки отказа в назначении пособия (л.д.36).

 Представитель заинтересованного лица - ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району в обоснование своих возражений относительно заявленных ФИО1 требований ссылалась на то, что ФИО1 05 мая 2012 года в ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району выписку из похозяйственной книги не предоставлял.

 Однако, доказательств того, что вместе с заявлением ФИО1 о назначении единовременного пособия на ремонт жилого помещения от 05 мая 2012 года им не были приложены к заявлению выписка из похозяйственной книги и справка с места жительства, представителем заинтересованного лица суду не представлено.

 Напротив, из пояснений свидетеля К. следует, что еще 23 января 2012 года им в качестве доказательства наличия права собственности ФИО1 на жилой дом по адресу: <адрес> была представлена выписка из похозяйственной книги. Разъяснения специалистов о том, что доказательством наличия права собственности на жилой дом является только свидетельство о государственной регистрации такого права стали поводом для обращения в БТИ г. Богданович за кадастровым паспортом на жилой дом (л.д.54-55), а после и в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области за получением свидетельства о государственной регистрации права собственности (л.д.47).

 Получив свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилой дом 04 апреля 2012 года, представитель ФИО1 вновь обратилась в ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району с заявлением о назначении ФИО1 единовременного пособия на ремонт жилья, о чем свидетельствует запись в журнале устных обращений граждан (л.д.34-35).

 Однако в приеме заявления ей было отказано в связи с тем, что право собственности ФИО1 на жилой дом зарегистрировано только 04 апреля 2012 года и ФИО1 является собственником жилого дома менее пяти лет, что исключает его право на назначение пособия.

 Таким образом, в судебном заседании установлено, что 05 мая 2012 года ФИО1 в сопровождении своего сына К. обратился в ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району с заявлением о назначении ему единовременного пособия на ремонт жилья. К заявлению он приложил как свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилой дом, так и выписку из похозяйственной книги, справку с места жительства и заявление в произвольной форме о том, что дом построен им в 1960 году и принадлежит ему на праве собственности.

 Порядок назначения и выплаты единовременного пособия на проведение ремонта принадлежащих инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны утверждены постановлением Правительства Свердловской области от 12 июля 2011 года № 909-ПП «О реализации дополнительных мер социальной поддержки установленных пунктами 3-4,3-5 статьи 4 и пунктами 3-4, 3-5 статьи 5 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года № 190-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области».

 Так в пунктах 2-5 указанного постановления определено, что единовременное пособие на проведение ремонта индивидуальных жилых домов назначается при наличии следующих условий:

 1) гражданин проживает на территории Свердловской области;

 2) гражданин является инвалидом Великой Отечественной войны или участником Великой Отечественной войны;

 3) гражданин проживает в индивидуальном жилом доме и является одиноко проживающим по данным регистрационного учета;

 4) индивидуальный жилой дом, в котором проживает инвалид Великой Отечественной войны или участник Великой Отечественной войны, принадлежит ему на праве собственности.

 Назначение единовременного пособия на проведение ремонта индивидуальных жилых домов производится территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области - управлением социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области (далее - управление социальной защиты населения) по месту жительства одиноко проживающего инвалида Великой Отечественной войны или участника Великой Отечественной войны, на основании его письменного заявления либо письменного заявления его законного представителя.

 К заявлению о назначении единовременного пособия на проведение ремонта индивидуальных жилых домов прилагаются следующие документы:

 1) документ, удостоверяющий личность: для граждан Российской Федерации - паспорт гражданина Российской Федерации или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, для иностранных граждан и лиц без гражданства - разрешение на временное проживание или вид на жительство;

 2) удостоверение, выданное в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, для реализации мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах";

 3) справка органа регистрационного учета о лицах, зарегистрированных по месту жительства инвалида Великой Отечественной войны или участника Великой Отечественной войны;

 4) документ, подтверждающий принадлежность индивидуального жилого дома на праве собственности одиноко проживающему инвалиду Великой Отечественной войны или участнику Великой Отечественной войны;

 5) доверенность на обращение с заявлением - для законного представителя.

 Документ, указанный в подпункте 4 настоящего пункта, представляется гражданином в нотариально заверенной копии либо подлиннике. С представленного подлинника специалист управления социальной защиты населения снимает копию и возвращает оригинал заявителю.

 Документы, указанные в части первой настоящего пункта, могут быть поданы в форме электронных документов и направлены в управление социальной защиты населения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

 Специалист управления социальной защиты населения, ответственный за прием документов, при приеме гражданина отказывает в приеме заявления о назначении единовременного пособия на проведение ремонта индивидуальных жилых домов в случае, если:

 1) заявление подано гражданином, не имеющим полномочий на его предъявление;

 2) к заявлению не приложены документы, указанные в пункте 4 настоящего Порядка.

 В связи с тем, что в пункт 3-4 части 4 внесены изменения, а пункт 3-5 части 4 Закон Свердловской области № 190-ОЗ от 25 ноября 2004 года «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» утратил силу, некоторые положения постановления Правительства Свердловской области от 12 июля 2011 года № 909-ПП «О реализации дополнительных мер социальной поддержки установленных пунктами 3-4,3-5 статьи 4 и пунктами 3-4, 3-5 статьи 5 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года № 190-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» также не могут быть применимы.

 Так, не стало необходимости предоставлять справку органа регистрационного учета о лицах, зарегистрированных по месту жительства инвалида Великой Отечественной войны или участника Великой Отечественной войны в подтверждение того, что заявитель проживает в жилом помещении один.

 Однако, в подтверждение того, что заявитель проживает в жилом помещении не менее пяти лет, необходимость представить документ, подтверждающий принадлежность заявителю индивидуального жилого дома на праве собственности не исключена.

 При этом, в указанном постановлении Правительства Свердловской области, не определено, что только свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещением может являться единственным документом, подтверждающим принадлежность индивидуального жилого дома на праве собственности заявителю, претендующему на назначение единовременного пособия на ремонт жилого помещения.

 В обоснование законности своего отказа в назначении ФИО1 единовременного пособия на ремонт жилого помещения, представитель заинтересованного лица указала, что свидетельство о регистрации права собственности на жилой дом подтверждает возникновение такого права у ФИО1 только с 04 апреля 2012 года.

 И в связи с внесенными изменениями в статью 4 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года № 190-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области», право на назначение единовременного пособия на ремонт жилого помещения у ФИО1 возникнет не раньше 04 апреля 2017 года.

 В качестве правого основания для отказа в назначении ФИО1 единовременного пособия на ремонт жилого помещения представитель заинтересованного лица сослалась на статью 234 Гражданского кодекса Российской Федерации.

 В силу статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

 Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

 Из смысла указанной нормы следует, что в случае обращения гражданина в суд с заявлением о признании за ним права собственности на жилой дом в силу приобретательной давности, право собственности у него возникнет только с момента государственной регистрации.

 Вместе с тем, из представленной заявителем ФИО1 выписки № от 23 января 2012 года из похозяйственной книги № лицевой счет № (л.д.42) следует, что ФИО1 с 1960 года (более пятидесяти двух лет) владеет жилым домом, расположенным по адресу: <адрес> на праве собственности.

 Как пример принятия выписки из похозяйственной книги в качестве документа, подтверждающий принадлежность индивидуального жилого дома на праве собственности заявителю, может являться тот факт, что выписка из похозяйственой книги приниматься в качестве документа, подтверждающего право собственности на жилой дом, если это право возникло до 1963 года, при оформлении наследственных прав нотариусами.

 Таким образом, по мнению суда, выписка из похозяйственной книги может являться документом, подтверждающим принадлежность индивидуального жилого <адрес> в <адрес> на праве собственности инвалиду Великой Отечественной войны ФИО1.

 При установленных обстоятельствах, решение ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району № от 12 мая 2012 года является незаконным и подлежит отмене.

 Заявитель ФИО1, помимо требований об отмене решения ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району № 3/483 от 12 мая 2012 года заявил требования о взыскании с ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району суммы компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.

 Однако, по мнению суда, в удовлетворении указанных требований ФИО1 следует отказать, поскольку, хотя решение ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району и признано незаконным, однако в силу пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда законом в указанном случае не предусмотрена.

 Кроме того, в соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от их уплаты. Тем самым, с заинтересованного лица - ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Богдановичскому району подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 200 рублей.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

 Р Е Ш И Л:

 Требования ФИО1 удовлетворить частично.

 Признать незаконным решение Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения по Богдановичскому району № от 12 мая 2012 года об отказе в назначении инвалиду Великой Отечественной Войны ФИО1 единовременного пособия на проведение ремонта жилого помещения в сумме 100 000 рублей.

 Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения по Богдановичскому району организовать осуществление выплаты инвалиду Великой Отечественной Войны ФИО1 единовременного пособия на проведение ремонта жилого помещения в сумме 100 000 рублей.

 Взыскать с Министерства социальной защиты населения Свердловской области Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения по Богдановичскому району в госдоход госпошлину в сумме 200 рублей.

 В удовлетворении требований ФИО1 о взыскании с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения по Богдановичскому району суммы компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей, отказать.

 Решение в течение месяца может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Богдановичский городской суд.

 Решение изготовлено на компьютере.

 Судья Богдановичского

 городского суда             Е.В.Пивоварова