Дело № 2-524/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Боград Боградского района Республики Хакасия 12 декабря 2013 года
Боградский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Чеменева Е.А.,
при секретаре Беляевой Н.П
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Боградского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Боградского сельсовета об обязании обеспечить безопасность дорожного движения
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Боградского района Республики Хакасия обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации Боградского сельсовета об обязании обеспечить безопасность дорожного движения. Свои требования прокурор мотивировал тем, что ответчик в нарушение п.п. 1, 6 ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ», п.4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 не принял достаточных мер по оборудованию стационарным наружным освещением пешеходных переходов, расположенных по ул.Советская, с.Боград около ГБОУ РХ НПО «Профессиональное училище №13», а также по ул.Школьная с.Боград, около МБОУ «Боградская СОШ», также в нарушение п.5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 автобусные остановки, расположенные около д.138 по ул.Ленина, около д.149 по ул.Партизанская, около д.138 «а» по ул.Советская, напротив магазина «Лимон» по ул.Новая с.Боград не оборудованы заездными «карманами», автопавильонами, кроме того на дороге проходящей вдоль МБОУ «Боградская СОШ» и ГБООУ РХ «Санаторная школа-интернат» не установлен повторный знак с табличкой 8.2.1. В исковом заявлении прокурор просил обязать ответчика оборудовать стационарным освещением пешеходные переходы расположенные по ул.Советская, с.Боград около ГБОУ РХ НПО «Профессиональное училище №13», а также по ул.Школьная с.Боград, около МБОУ «Боградская СОШ», автобусные остановки, расположенные около д.138 по ул.Ленина, около д.149 по ул.Партизанская, около д.138 «а» по ул.Советская, напротив магазина «Лимон» по ул.Новая с.Боград не оборудованы заездными «карманами», освещением, автопавильонами, установит повторные знаки 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1 на которой указать протяжённость участка дороги, проходящей вдоль МБОУ «Боградская СОШ» и ГБООУ РХ «Санаторная школа-интернат».
В судебном заседании помощник прокурора Тодинов А.А. на иске настаивал в полном объёме.
Представитель ответчика – Глава сельсовета ФИО1 с иском не согласился, суду пояснил, что для исполнения требований прокурора необходимо значительные денежные средства, которые у сельсовета отсутствуют, кроме того, обустройство автобусных остановок заездами, автопавильонами может нарушить права других лиц.
Третье лицо – отдел МВД РФ по Боградскому району, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Суд находит ссылку прокурора на Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст несостоятельной, поскольку данный Национальный стандарт носит рекомендательный характер.
Как видно из Предисловия Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» цели и принципы стандартизации в РФ установлены Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании", а правила применения Национальных стандартов Российской Федерации – ГОСТ Р 1.0.-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».
Согласно ст.13 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся, в том числе национальные стандарты.
В силу ст.12 названного Федерального закона стандартизация осуществляется в том числе в соответствии с принципом добровольного применения документов в области стандартизации.
Согласно п. 4.1 и п.4.2 ГОСТа Р 1.0.-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» на которую имеется ссылка в Предисловии вышеуказанного Национального стандарта
4.1 Основные принципы стандартизации в Российской Федерации, обеспечивающие достижение целей и задач ее развития, заключаются в том числе добровольности применения стандартов;
4.2 Национальный стандарт применяют на добровольной основе. Обязательность соблюдения национальных стандартов наступает при прямом указании на это в действующем законодательстве, договорах, контрактах, правомерно принятых нормативных документах федеральных органов исполнительной власти или предприятий любых форм собственности.
Федеральным законом от 19.07.2011 N 248-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании" внесены изменения в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", в том числе в статье 12 слова: «правилам, стандартам, техническим нормам" заменены словами "техническим регламентам", то есть законодатель исключил обязательность соответствия состояния дорог стандартам, оставив только технический регламент.
Таким образом, проанализировав вышеуказанные обстоятельства суд приходит к вводу, что применение Национального стандарта носит рекомендательный характер, если только обязанность его применения прямо не указана в законе, вместе с тем по настоящему делу не усматривается, что Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52766-2007 подлежит обязательному применению.
Исковые требования прокурора об обязании Боградского сельсовета оборудовать автобусные остановки заездными карманами, освещением и автопавильонами суд находит несостоятельными.
По мнению суда при разрешении данного вопроса, необходимо учитывать техническую обоснованность и возможности оборудования автобусных остановок заездными «карманами», автопавильонами.
В судебном заседании представитель ответчика суду пояснил, что некоторые автобусные остановки с заездными «карманами» невозможно будет оборудовать, поскольку они в таком случае будут нарушать права и интересы других лиц, в связи с тем, что рядом с остановками находятся домовладения граждан. Несмотря на то, что представителем ответчика не представлены доказательства невозможности обустройства остановок заездными «карманами» суд находит данный довод ответчика заслуживающим внимания.
Согласно ст.14 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
Согласно п.1, 2, 3 ст. 16 названного федерального закона
1. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
2. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков, состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции автомобильных дорог, их участков, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Разрешение на строительство, реконструкцию автомобильных дорог в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдается:
3) органом местного самоуправления поселения в отношении автомобильных дорог поселения, а также частных автомобильных дорог, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять в границах поселения;
Таким образом, строительство или оборудование каких-либо дорожных сооружений, элементов обустройства автомобильных дорог должно быть проведено только в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, других нормативных актов.
Произвольное, то есть без исследования заключений, разрешений на строительство и других необходимых документов удовлетворение требований прокурора означало нарушение вышеуказанных норм законодательства. В судебном заседании со стороны прокурора доказательств того, что его исковые требования не нарушат установленный законом порядок оборудования дорог элементами обустройства не приведены.
Вместе с тем требования прокурора в части обязания сельсовета установки повторного знака 1.23 Правил дорожного движения и освещения пешеходных переходов суд находит обоснованными, поскольку данные требования направлены на обеспечение безопасности участников дорожного движения.
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от 02 ноября 2013 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанная норма также содержится в п. 3 ч. 1 ст. 9 Устава муниципального образования Боградский сельсовет, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Боградский сельсовет от 19 декабря 2005 года № 15.
Согласно Правилам дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 (ред. от 04 октября 2013 года), знак 1.23 «Дети» устанавливается на участке дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей (приложение № 1 к ПДД), знак дополнительной информации (табличка) 8.2.1 "Зона действия" указывает протяженность опасного участка дороги, обозначенного предупреждающими знаками, или зону действия запрещающих знаков, а также знаков 5.16, 6.2 и 6.4 согласно указанных Правил дорожного движения.
Как установлено судом в с.Боград стационарным наружным освещением пешеходные переходы около образовательных учреждений по улице Советская около ГБОУ РХ НПО «Профессиональное училище №13», по улице Школьная около МБОУ «Боградская СОШ» не оборудованы, также не установлены повторные знаки 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1 Правил дорожного движения с указанием протяженности участка дороги, проходящей вдоль территорий МБОУ «Боградская СОШ» по ул.Школьная и ГБООУ РХ «Санаторная школа-интернат» по ул.Советская.
Удовлетворение требований прокурора в этой части позволит повысить уровень безопасности участников дорожного движения, особенно учащихся названных образовательных учреждений. В связи с чем требований прокурора об обязании администрации Боградского сельсовета оборудовать стационарным наружным освещением пешеходные переходы, расположенные в <...> около ГБОУ РХ НПО «Профессиональное училище №13», по улице Школьная около МБОУ «Боградская СОШ», установить повторные знаки 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1 Правил дорожного движения на которой указать протяженность участка дороги, проходящей вдоль территорий МБОУ «Боградская СОШ» по ул.Школьная и ГБООУ РХ «Санаторная школа-интернат» по ул.Советская подлежат удовлетворению.
В части сроков исполнения решения суд находит их достаточным в части исполнения требования об оборудовании наружным освещением – до (дата), в части установки повторного знака с табличкой в срок до (дата).
Руководствуясь ст.ст.194-198, 441-442 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Боградского района Республики Хакасия в защиту неопределенного круга лиц – удовлетворить частично.
Обязать администрацию Боградского сельсовета
- в срок до (дата) оборудовать стационарным наружным освещением пешеходные переходы, расположенные в <...> около ГБОУ РХ НПО «Профессиональное училище №13», по улице Школьная около МБОУ «Боградская СОШ»;
- в срок до (дата) в с.Боград установить повторные знаки 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1 Правил дорожного движения на которой указать протяженность участка дороги, проходящей вдоль территорий МБОУ «Боградская СОШ» по ул.Школьная и ГБООУ РХ «Санаторная школа-интернат» по ул.Советская.
В остальной части иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Боградский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено и подписано 17 декабря 2013г.
Председательствующий Е.А. Чеменев