Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Катайский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Бутаковой О. А.
при секретаре Ишаевой В. Е.
с участием истца ФИО1
рассмотрел в открытом судебном заседании 12 октября 2016 года в г. Катайске Курганской области гражданское дело № 2-524/2016 по исковому заявлению ФИО1 к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области, государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения № 3» об обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда»,
установил:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области (далее по тексту ГУСЗН Курганской области), государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения № 3» (далее по тексту ГКУ «УСЗН № 3»), согласно которому просит обязать ГУСЗН Курганской области присвоить ей звание «Ветеран труда» на основании Почетной грамоты Федерации независимых профсоюзов России; обязать ГКУ «УСЗН № 3» выдать соответствующее удостоверение.
В обоснование иска указала, что имеет большой стаж трудовой деятельности, неоднократно поощрялась премиями, грамотами за добросовестный труд, в том числе Почетной грамотой Федерации независимых профсоюзов России. Она работала в системе ЦК Профсоюза работников образования и науки РФ в Катайской районной организации Профсоюза образования бухгалтером по совместительству. Согласно пункту 3 раздела 2 письма Минтруда РФ от 07.10.1998 № 5635-КС «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», награды ФНПР, ЦК профсоюзов рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде с соблюдением условий, что ими были награждены работники непосредственно этих организаций, то есть они состояли в штате этих организаций или работали в их системе. Согласно определению Верховного Суда РФ № 64-В10-2 от 16.03.2011 законодатель субъекта РФ, определяющий порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», не вправе сужать перечень лиц, относящихся к Ветеранам труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» (л. д. 4-6).
В судебном заседании истец ФИО1 поддержала исковые требования, настаивает на их удовлетворении в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУСЗН Курганской области в судебное заседание не явился, представлены возражения на исковое заявление, согласно которым просят рассмотреть дело без участия представителя, с исковыми требованиями не согласны, просят отказать в удовлетворении требований в связи с их необоснованностью по следующим основаниям. Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденное постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 27.03.2006 года № 73, не содержит перечня ведомственных знаков отличия в труде, поэтому при принятии решения об отнесении того или иного знака отличия в труде к ведомственным знакам отличия в труде, награждение которыми дает право на присвоение звания «Ветеран труда», ГУСЗН Курганской области руководствуется исключительно положениями о конкретных наградах, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, иными федеральными государственными органами, уполномоченными на учреждение ведомственных знаков отличия в труде (ведомственных наград) и на награждение ими особо отличившихся работников организаций, относящихся к соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики). Данная позиция Главного управления согласуется с мнением Министерства труда Российской Федерации, содержащемся в письме от 04.03.2003 № 1562-ГК «О социальной защите отдельных категорий граждан», согласно которому под ведомственным знаком отличия в труде следует понимать ведомственные знаки отличия в труде, решение о награждении которыми принято руководством министерств и ведомств бывшего Союза ССР или Российской Федерации. Таким образом, из анализа норм законодательства, регулирующего правоотношения, связанные с присвоением звания «Ветеран труда» следует, что при решении вопроса о присвоении лицу звания «Ветеран труда» необходим факт награждения его ведомственным знаком отличия в труде (ведомственной наградой), учреждённым уполномоченным федеральным органом государственной власти, т.е. органом государственного управления, осуществляющим руководство отдельными отраслями (сферами деятельности), совокупностью организаций, учреждений, предприятий. При этом решение о награждении лица, имеющего заслуги в труде (службе), должно быть принято руководителем указанного федерального органа государственной власти, либо иным лицом, наделённым полномочием на принятие решения о награждении ведомственным знаком отличия в труде (ведомственной наградой). Почётная грамота ФНПР не является ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоении указанного звания. Из положений Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Устава ФНПР, принятого Учредительным съездом профсоюзов РСФСР 23.03.1990, статьи 11 Конституции Российской Федерации ФНПР, Исполнительный комитет ФНПР не относятся к органам государственной власти РФ. ФНПР не включена в структуру федеральных органов власти ни Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», ни последующими указами Президента Российской Федерации, касающимися вопросов структуры федеральных органов исполнительной власти. Следовательно, ФНПР не обладает полномочиями по учреждению ведомственных знаков отличия и награждению ими. Таким образом, ФНПР не относится к органам государственного управления, обладающим полномочиями, равными полномочиям федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, иных федеральных государственных органов или государственных корпораций. Почётная грамота Федерации Независимых Профсоюзов России учреждена постановлением Исполнительного комитета генерального совета ФНПР № 1-13 от 30.11.1993 для награждения профсоюзного актива, профсоюзных организаций и трудовых коллективов, работников профорганов членских организаций ФНПР, предприятий, организаций и учреждений ФНПР, структурных подразделений аппарата ФНПР за активную работу в профсоюзах, защиту трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюзов. В соответствии с Положением о Почётной грамоте ФНПР, являющейся приложением к постановлению Генерального Совета ФНПР от 28.11.1997 № 4-5 (с учетом изменений и дополнений, внесенных Постановлением Исполнительного комитета ФНПР от 09.04.2008 № 2-7), Почётная грамота ФНПР учреждается для награждения профсоюзных работников за длительную и безупречную работу в профсоюзах, активистов профсоюзного движения за многолетний добросовестный труд и активную работу в профсоюзах, а также профсоюзных организаций, внесших большой вклад в работу по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюзов, и трудовых коллективов. Награждение Почётной грамотой ФНПР производится Исполнительным комитетом ФНПР по представлению членских организаций Федерации Независимых Профсоюзов России, предприятий, организаций и учреждений ФНПР, структурных подразделений Аппарата Федерации. Почётной грамотой ФНПР, как правило, награждаются лица, проработавшие в профсоюзных органах не менее 10 лет и награжденные ранее почётными грамотами профорганов общероссийских (межрегиональных) профсоюзов и территориальных объединений организаций профсоюзов. Ссылку истца на письмо Минтруда РФ от 07.10.1998 № 5635-КС «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» ГУСЗН Курганской области считает необоснованной, поскольку данное письмо утратило силу в связи с изданием письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.06.2008 № 3865-ЮВ, где указано, что по информации Минюста России, применение на практике письма Минтруда России от 07.10.1998 № 5635-КС является неправомерным, а само письмо Минтруда РФ отзывается, и его дальнейшее использование в работе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не представляется возможным. Таким образом, письмо Минтруда РФ, на которое ссылается истец, не влечет правовых последствий и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, ссылка на указанное письмо при разрешении споров недопустима. Таким образом, награды ФНПР являются лишь формой поощрения общественной организации - ФНПР наиболее активных членов профсоюза и не являются ведомственными знаками отличия в труде, а отсутствие этого условия в данном случае влечет невозможность присвоения ФИО1 звания «Ветеран труда». Такая же правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 13.04.2015 по делу № 45-КГ15-1 (л. д. 33-36).
Представитель ответчика ФКУ «УСЗН № 3» в судебное заседание не явился, хотя своевременно и надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения данного гражданского дела (л. д. 28), заявлений о не возможности явиться в судебное заседание по уважительной причине и об отложении судебного заседания не представлено. Учитывая положения ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика ФКУ «УСЗН № 3».
Ранее ответчиком ФКУ «УСЗН № 3» представлен отзыв, согласно которому исковые требования не признает, считает, что указанная истцом Почетная грамота не является основанием для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку Федерация независимых профсоюзов России не является федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации. Удостоверение Ветерана труда ответчик может выдать лишь в случае присвоения гражданину такого звания решением ГУСЗН Курганской области (л. д. 16).
Заслушав истца, исследовав и проанализировав письменные доказательства, суд пришел к выводу, что исковые требования ФИО1 к ГУСЗН Курганской области, ГКУ «УСЗН № 3» об обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда» необоснованны и подлежат отказу в удовлетворении в полном объеме.
В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»).
Согласнопункту 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 03.07.2016) ветеранами труда являются лица:
1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»;
2) награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
При этом, в соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Пунктом 1.1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденным Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области № 73 от 27.03.2006 (в ред. постановления от 20.06.2016) (далее по тексту Положение), звание «Ветеран труда» присваивается:
1) лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;
2) лицам, награжденным по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;
3) лицам, награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;
4) лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин;
5) лицам, удостоенным почетного звания Курганской области «Почетный гражданин Курганской области» либо награжденным одной из следующих наград: Почетной грамотой Курганской областной Думы, Почетной грамотой Губернатора Курганской области, Почетной грамотой Администрации Курганской области, Почетной грамотой Администрации (Правительства) Курганской области, Почетной грамотой Правительства Курганской области, Почетной грамотой Курганского областного Комитета КПСС, Почетной грамотой Курганского областного Совета народных депутатов, Почетной грамотой исполнительного комитета Курганского областного Совета народных депутатов, знаком отличия Губернатора Курганской области «За благое дело» и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;
6) лицам, награжденным знаком отличия Курганской области «Материнская слава» и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 15 лет.
Согласно п. 3 Положения указанные лица (заявители) заявление о присвоении звания «Ветеран труда» и необходимые документы представляют в государственное казенное учреждение, подведомственное Главному управлению социальной защиты населения Курганской области (далее «учреждение»).
Пунктом 19 Положения предусмотрено, что лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», учреждением выдается в установленном порядке удостоверение «Ветеран труда».
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости, ее страховой стаж на 19.08.2016 составляет 34 года 4 месяца 13 дней (л. д. 9). Истец на основании трудового договора от 05.04.2001 и приказа от 01.02.2001 работает <данные изъяты> в Катайской районной профсоюзной организации работников образования и науки Российской Федерации по совместительству (л. <...>).
17.02.2016 ФИО1 награждена Почетной грамотой Федерации Независимых Профсоюзов России «за многолетнюю и плодотворную деятельность в профсоюзах по защите социально-трудовых прав членов профсоюзов, большой вклад в развитие профсоюзного движения в России и в связи с 25-летием образования ФНПР». Факт награждения подтверждается соответствующей грамотой, трудовой книжкой, постановлением исполнительного комитета общероссийского союза «Федерация Независимых Профсоюзов России» (л. <...>) и не оспаривается ответчиками.
12.07.2016 истец обратилась в ГУСЗН Курганской области с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда» на основании вышеуказанной Почетной грамоты.
В присвоении звания «Ветеран труда» ГУСЗН Курганской области ей было отказано в связи с тем, что награждение Почетной грамотой Федерации Независимых Профсоюзов России не является основанием для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку Федерация Независимых Профсоюзов России не является федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации (л. д. 7).
Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденное Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области № 73 от 27.03.2006, не содержит перечня ведомственных знаков отличия в труде. Поэтому при принятии решения об отнесении того или иного знака отличия в труде к ведомственным знакам отличия в труде, награждение которыми дает право на присвоение звания «Ветеран труда», следует руководствоваться положениями о конкретных наградах, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, иными федеральными государственными органами, уполномоченными на учреждение ведомственных знаков отличия в труде (ведомственных наград) и на награждение ими особо отличившихся работников организаций, относящихся ксоответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
Согласно мнению Министерства труда Российской Федерации, содержащегося в письме от 04.03.2003 № 1562-ГК «О социальной защите отдельных категорий граждан», поскольку действующее законодательство не содержит толкования понятия «ведомственный знак отличия в труде», для присвоения звания «Ветеран труда» следует учитывать ведомственные знаки отличия в труде, решение о награждении которыми отдельных граждан принято руководством министерств и ведомств бывшего Союза ССР или Российской Федерации, т.е. решение о награждении лица, имеющего трудовые заслуги, должно быть принято министром (его заместителем), председателем государственного комитета (его заместителем), директором федеральной службы (его заместителем) или коллегией министерства, государственного комитета, федеральной службы.
Исходя из смысла положений действующего законодательства, ведомственный знак отличия в труде должен учреждаться на федеральном уровне и присваиваться министерством (ведомством) в зависимости от ведомственной подчиненности предприятия, на котором работал гражданин, награжденный таким знаком.
Почетная грамота Федерации Независимых Профсоюзов России «25 лет образования ФНПР» (далее по тексту - Почетная грамота ФНПР «25 лет образования ФНПР») учреждена Постановлением Исполнительного комитета Федерации независимых профсоюзов от 26.05.2015 № 4-28 для награждения профсоюзных работников и активистов, ветеранов профсоюзного движения за многолетнюю и плодотворную деятельность в профсоюзах по защите социально-трудовых прав членов профсоюзов, большой вклад в развитие профсоюзного движения в России и в связи с 25-летием образования ФНПР.
Согласно п. 2 Положения о Почетной грамоте ФНПР «25 лет образования ФНПР» указанной грамотой, как правило, награждаются лица, проработавшие в профсоюзных органах не менее 15 лет и награжденные ранее почетными грамотами профорганов общероссийских (межрегиональных) профсоюзов и территориальных объединений организаций профсоюзов.
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Под «общественным объединением» понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).
Согласно ст. 5Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.
В соответствии со статьей 1 «Устава Общественной организации Федерации Независимых Профсоюзов России» (принят Учредительным съездом профсоюзов РСФСР 23.03.1990) общественная организация Федерация Независимых Профсоюзов России - общероссийское общественное объединение, образованное на добровольной основе общероссийскими профсоюзами, территориальными (действующими, как правило, на территории одного субъекта Российской Федерации) объединениями организаций профсоюзов, а также межрегиональными профсоюзами работников отраслей, не представленных в Федерации общероссийскими профсоюзами.
Федерация является некоммерческой общественной профсоюзной организацией, общероссийским общественным объединением, представляющим собой объединение (ассоциацию) юридических лиц. Федерация независима в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений, политических партий и других общественных объединений, им не подотчетна и не подконтрольна.
Федерация взаимодействует с федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, с органами государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с объединениями работодателей, политическими партиями, другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.
Система и структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636. Руководящие органы профсоюзов в системе федеральных органов исполнительной власти не указаны.
Ввиду того, что Федерация Независимых Профсоюзов России в силу приведенных выше нормативных положений не входит в структуру органов государственной (исполнительной) власти, а является самостоятельной некоммерческой общественной организацией, не обладая полномочиями по учреждению ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» и награждению ими, учрежденные данной организацией награды не являются ведомственными знаками отличия в труде и не подлежат учету при решении вопроса о присвоении истцу звания «Ветеран труда».
Награждение ФИО1 Почетной грамотой ФНПР «25 лет образования ФНПР» не повлекло возникновения у нее права на присвоение звания «Ветеран труда» в соответствии с постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 27 марта 2006 года № 73.
Ссылка истца на письмо Минтруда Российской Федерации от 07.10.1998 № 5635-КС «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» является несостоятельной, поскольку данное письмо утратило силу и не имеет юридического значения.
Указанное Письмо Минтруда Российской Федерации согласно Письму Минздравсоцразвития Российской Федерации от 02.06.2008 № 3854-ЮВ по результатам юридической экспертизы, проведенной Министерством юстиции Российской Федерации, - отозвано, а его дальнейшее использование в работе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации признано невозможным.
Кроме того, указанное письмо не содержит положений о признании основанием для присвоения звания «Ветеран труда» Почетной грамоты ФНПР «25 лет образования ФНПР», а содержит лишь указание на Почетную грамоту Исполнительного комитета Генерального Совета ФНПР «За многолетнюю и плодотворную работу по защите социально-трудовых прав и интересов членов Профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства»; Почетные грамоты ВЦСПС и ФНПР «За длительную, безупречную работу в профсоюзах»; Почетную грамоту Санаторно-курортного объединения ФНПР.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
В удовлетворении искового заявления ФИО1 к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области, государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения № 3» об обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда» отказать в связи с необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Катайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья: О. А. Бутакова
Мотивированное решение изготовлено 13 октября 2016 года.