ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-524/2021 от 20.07.2021 Кандалакшского районного суда (Мурманская область)

Дело № 2-524/2021

Мотивированное решение изготовлено 27 июля 2021 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июля 2021 года г. Кандалакша

Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:

судьи Шевердовой Н.А.,

при секретаре Александровой И.А.,

с участием:

старшего помощника Кандалакшского транспортного прокурора Свильпова Э.Ю.,

представителя ответчика ООО «Нива-Транс» Проминой Е.А., действующей на основании доверенности <номер> от <дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кандалакшского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Нива-Транс» об устранении нарушений природоохранного законодательства,

третьи лица:

Общество с ограниченной ответственностью «УМС»,

Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области,

Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования,

установил:

Кандалакшский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Нива-Транс» (далее - ООО «Нива-Транс», общество), мотивируя свои требования следующим. В ходе прокурорской проверки установлено, что обществом эксплуатируются по договору аренды железнодорожные пути <номер> и <номер> в районе <адрес>, где осуществляется обжиг вагонов, а также участок резки металла. Используя источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, ответчик в нарушение действующего природоохранного законодательства, не обеспечил проведение инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, направление заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия. Ссылаясь на ч. 1, 2 ст. 69.2 ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 30 ФЗ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», с учетом уточнения исковых требований просит суд: признать бездействие ООО «Нива-Транс», выразившееся в не обеспечении проведения инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, направления заявки о постановке на государственный учет объектов: участок резки металла и прилегающий железнодорожный путь <номер>, расположенных по адресу: <адрес>, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, незаконным; возложить на ООО «Нива-Транс» обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, направление заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду: участок резки металла и прилегающий железнодорожный путь <номер>, расположенные по адресу: <адрес>.

В судебном заседании старший помощник Кандалакшского транспортного прокурора Свильпов Э.Ю. поддержал уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ООО «Нива-Транс» Промина Е.А. в судебном заседании не согласилась с требованиями прокурора, просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела. Дополнительно пояснила, что у Кандалакшского транспортного прокурора не имелось полномочий на проведение проверки нарушения законодательства об охране окружающей среды, в адрес ООО «Нива-Транс» не был направлен акт проверки юридического лица, указанный акт обжалуется в Северо-Западной транспортной прокуратуре, в связи с чем не может быть признан относимым и допустимым доказательством, вынесенное в адрес общества по результатам проверки представление транспортного прокурора об устранение нарушений законодательства обжалуется в Арбитражном суде Мурманской области. Отметила, что в акте проверки не был установлен стационарный источник выбросов, в то время как в соответствии с приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 инвентаризации подлежат только стационарные источники и выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. У Общества отсутствуют введенные в эксплуатацию стационарные источники на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, соответственно, Обществом не должна проводиться данная инвентаризация. Ввиду отсутствия у Общества стационарных или передвижных источников выбросов загрязняющих веществ, ставить их на учет (ввиду их отсутствия) не представляется возможным.

Представители ООО «УМС» участия в судебном заседании не принимали, о времени и месте заседания уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в свое отсутствие. В судебном заседании, состоявшемся <дата>, генеральный директор ООО «УМС» ФИО1 поддержала требования прокурора, пояснив, что ООО «Нива-Транс» действительно осуществляет деятельность с использованием арендованного имущества, сжигаются и разделываются вагоны, в связи с чем происходят выбросы вредных веществ в воздух.

Представители Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования участия в судебном заседании не принимали, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в свое отсутствие. В отзыве указали, что исходя из информации, представленной в иске, объект ОО «Нива-Транс» относится к объектам, подлежащим федеральному надзору в соответствии с пп. е п. 3 критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903. Вместе с тем, объект ООО «Нива-Транс» может быть отнесен ко II категории объектов негативного воздействия на окружающую среду на основании пп. 4 п. 3 раздела II критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 или к IV категории в соответствии с разделом 4 вышеуказанных критериев отнесения объектов. Категория объекта и уровень надзора присваиваются объекту при рассмотрении заявки о постановке на государственный учет. В случае доказанности осуществления ООО «Нива-Транс» выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух полагают требования подлежащими удовлетворению.

Представители Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области участия в судебном заседании не принимали, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального законодательства Российский Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, материалами дела подтверждено, не оспаривалось сторонами, что ООО «Нива-Транс» является действующим юридическим лицом, согласно сведениям ЕГРЮЛ от <дата> основным видом деятельности которого является утилизация отсортированных материалов, дополнительные виды деятельности: распиловка и строгание древесины, предоставление услуг по пропитке древесины, торговля оптовая, транспортная обработка грузов, деятельность по складированию и хранению и др.

Общество имеет лицензию от <дата><номер>, выданную Министерством развития промышленности и предпринимательства Мурманской области, на осуществление заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов, место осуществления лицензируемого вида деятельности – <адрес>, настоящая лицензия предоставлена бессрочно (т. 1, л.д. 16).

ООО «Нива-Транс» (арендатор) на основании договора аренды, заключенного с ООО «УМС» (арендодатель) от <дата><номер>, арендует у последнего для производственных целей (использование по прямому назначению) железнодорожные пути и прилегающие к ним территории: железнодорожный путь <номер>, железнодорожный путь <номер>, и площадку, прилегающую к указанным железнодорожным путям, указанные объекты расположены по адресу: <адрес> (л.д. 33-36).

<дата> старшим помощником Кандалакшского транспортного прокурора Свильповым Э.Ю. на основании решения Кандалакшского транспортного прокурора о проведении проверки от <дата><номер> проведена проверка соблюдения законодательства в деятельности ООО «Нива-Транс», о чем составлен акт проверки от <дата>.

Согласно указанному акту в ходе проверки осмотрено здание – ангар по <адрес>, используемое обществом, и расположенный рядом земельный участок с железнодорожными путями <номер> и <номер> (эксплуатируются по договору аренды от <дата><номер>). Установлено, что Обществом <дата> осуществлялось контролируемое горение двух вагонов на железнодорожном пути <номер>.

Проверкой также выявлено, что ООО «Нива-Транс», эксплуатируя объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (участок резки металла, открытый участок обжига вагонов), в нарушение части 1 статьи 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» не обеспечило проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; ООО «Нива-транс», эксплуатируя объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух), в нарушение требований ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» не направило заявку о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (т. 1, л.д. 10-11, 25).

Установив нарушение законодательства об охране окружающей среды и атмосферного воздуха в деятельности ООО «Нива-Транс», Кандалакшский транспортный прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Федеральный закон от 10.01.20021 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ и микроорганизмов, которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека.

Согласно ст. 69 Закона об охране окружающей среде в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора осуществляется государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ч. 1).

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в том числе, государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления (ч. 3).

В соответствии со ст. 69.2 Закона об охране окружающей среды объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (ч. 1).

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (ч. 2).

Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 (ред. от <дата>) утверждена «Форма заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью». Согласно указанной форме, заявка должна содержать, в том числе, определенные сведения об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, декларируемую категорию объекта (I, II, III и IV категории), сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (отдельно по каждому источнику в рамках объекта), сведения о количестве и составе выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов (отдельно по каждому загрязняющему веществу от каждого источника).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; загрязняющее вещество - химическое вещество или смесь веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые поступают в атмосферный воздух, содержатся и (или) образуются в нем и которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека; загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

В соответствии с ч.ч. 1, 2, 4 ст. 22 Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения (ч. 1). Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 4).

В силу п. 1 ст. 30 Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Согласно определениям понятий, данных в статье 1 Закона об охране атмосферного воздуха, источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества; стационарный источник - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.

Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 (ред. от <дата>) утвержден Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» (далее - Порядок проведения инвентаризации).

Настоящий Порядок определяет правила проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - инвентаризация выбросов), корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (п. 1).

Инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - источники загрязнения атмосферного воздуха, ИЗАВ, выбросы и загрязняющие вещества, ЗВ).

Решение о проведении инвентаризации выбросов, которым определяются сроки проведения инвентаризации выбросов и назначается должностное лицо, ответственное за проведение инвентаризации выбросов, утверждается хозяйствующим субъектом.

Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов (п. 2).

При проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных источников выбросов, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) или находятся на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект ОНВ), систематизируются и документируются полученные результаты.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.

Согласно пояснениям Кандалакшского транспортного прокурора Чумаковой Т.В. в судебном заседании, состоявшемся <дата>, поводом для проведения прокурорской проверки послужил факт горения <дата> открытым огнем, с сильным пламенем, в дневное время двух пассажирских вагонов на железнодорожных путях возле <адрес>, что повлекло необходимость проверки соблюдения, в том числе, законодательства об охране окружающей среды и атмосферного воздуха, поскольку при горении вагонов выделяются загрязняющие воздух вещества, что оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно материалам прокурорской проверки ООО «Нива-Транс» в течение длительного времени в рамках заключенных договоров с ООО «ТрансЛом» осуществляется производственная деятельность по разделке (демонтажу) товарных и пассажирских вагонов ОАО «РЖД» в лом черных металлов, по адресу: <адрес>.

<дата> между ООО «ТрансЛом» (заказчик) и ООО «Нива-Транс» (исполнитель) заключен договор на выполнение работ по демонтажу товарно-материальных ценностей <номер>, по условиям которого исполнитель осуществляет демонтаж товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и оказывает услуги по хранению материалов повторного использования (МПИ) и металлолома (пункт 2.1).

По условиям договора ООО «Нива-Транс» осуществляет демонтаж товарно-материальных ценностей – основные средства или иные материальные ценности, к которым относятся принадлежащие ОАО «РЖД» объекты железнодорожного хозяйства, под которыми в рамках договора понимаются: пришедшие в негодность и исключенные из инвентарного парка ОАО РЖД тяговой подвижной состав, путевые машины, грузовые и пассажирские вагоны; пришедшие в негодность автотранспортные и иные самоходные транспортные средства; старогодная рельсошпальная решетка на деревянных и железобетонных шпалах, снятая с железнодорожного пути; иные объекты железнодорожного хозяйства, подлежащие передаче исполнителю для проведения работ по демонтажу (п. 1.13, 1.24). Демонтаж товарно-материальных ценностей (далее - ТМЦ) включает в себя следующие виды работ: определение веса ТМЦ, подачу ТМЦ с места передачи на место выполнения работ по демонтажу, снятие внутренних поверхностей ТМЦ для доступа к металлическим поверхностям, в том числе слив всех жидкостей (топлива, масла, технических жидкостей), разборку ТМЦ на материалы повторного использования и металлолома, хранение МПИ и/или металлолома и т.д.(п. 2.2).

Согласно пояснениям представителя ООО «Нива-Транс» в судебном заседании, обществом с <данные изъяты> года осуществляется производственная деятельность по разделке (демонтажу) списанных вагонов ОАО РЖД, которые по арендованным железнодорожным путям доставляются на пункт разделки - участок резки металла, представляющий собой большой крытый ангар, цех, в котором рабочими, в том числе газорезчиками, производятся все работы по демонтажу в соответствии с инструкцией. При этом предварительному обжигу на железнодорожных путях перед въездом в ангар подвергаются только пассажирские вагоны, так как в них много деревянной обшивки и битумной мастики, а грузовые, товарные вагоны обжига не требуют, их разделка производится полностью на участке резки металла. Отметила, что практически все вагоны, подлежащие демонтажу, грузовые, в течение <данные изъяты> года произведен демонтаж только <данные изъяты> пассажирских вагонов, именно при их разделке в феврале <данные изъяты> года на железнодорожных путях перед ангаром и произошло сильное возгорание.

Генеральным директором ООО «Нива-Транс» <дата> утверждена «Технологическая инструкция разделки исключенных из инвентаря вагонов в ООО «Нива-Транс», которая предусматривает технологический процесс для разработки рабочих технологических процессов пунктов (механизированных производственных участков) разделки вагонов, исключенных из инвентаря, применительно к местным условиям.

Согласно инструкции, на малом пункте разделки предусмотрены пути: - накопления вагонов; - разделки вагонов и отгрузки запасных частей (п. 2.1). Вагоны, исключенные из инвентаря, подают маневровым локомотивом или мотовозом непосредственно на пункт разделки (п. 24). На вагонах демонтируют деревянную обшивку стен и крыши крытых вагонов, доски пола крытых вагонов и платформ, грузовые двери крытых вагонов, торцевые двери полувагонов, крышки люков, съемные части сливных приборов цистерн, борта платформ, вагонов-самосвалов (п. 2.5). Деревянные части вагона, которые невозможно демонтировать механическим путем, перед разделкой подвергаются сжиганию. Перед сжиганием обязательно предварительное письменное сообщение в пожарную часть (п. 2.6). Работы по вагонам, которые требуют дополнительной обработки (сжигание), производятся исключительно в зимнее время, для исключения пожароопасной ситуации (п. 2.7). После демонтажа съемного оборудования выполняют разделку кузова (котла цистерны). С вагона последовательно демонтируют и убирают крышу, торцевые стены, боковые стены, бункеры, горловину, хомуты, верхние, а затем нижние части котла цистерны. Укрупненные части кузова вагона (котла цистерны) разрезают на удобные для транспортировки части (п. 2.8). Согласно п. 3.1 инструкции, штат пункта разделки вагонов зависит от объема выполняемой работы, при минимальном объеме работ штат пункта разделки должен состоять из мастера, двух газорезчиков, двух разнорабочих. Согласно п. 4.4. инструкции газорезательные работы должны производиться в соответствии с Правилами пожарной безопасности, утверждёнными ООО «Нива-Транс» (л.д. 29-30).

Из справки Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области (далее - МПР МО) от <дата>, составленной специалистами МПР МО, принимавшими участие в проведении прокурорской проверки <дата>, следует, что в ходе проверки было осмотрено здание-ангар по <адрес>, используемое в производственных целях ООО «Нива-Транс» и рядом находящийся земельный участок – открытая площадка, используемая обществом. В здании ангара осуществляются работы по резке металлолома газом, на открытой площадке на железнодорожных путях находятся вагоны, выгоревшие изнутри. Проверкой установлено, что ООО «Нива-транс», эксплуатируя источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (участок резки металла, открытый участок обжига вагонов) не обеспечило проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в чем усматриваются признаки правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ; эксплуатируя объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух) не направило заявку о постановке на государственный учет объекта ю оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в чем усматриваются признаки правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ (т. 1 л.д. 12-14).

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что ООО «Нива-Транс» на основании лицензии на переработку и реализацию лома черных и цветных металлов осуществляется деятельность по демонтажу товарно-материальных ценностей ОАО РЖД, в том числе грузовых и пассажирских железнодорожных вагонов, что также подтверждается представленными в материалы дела актами приема-передачи объектов основных средств и материальных ценностей ОАО «РЖД» и актами выполненных работ, подписанных между ООО «Нива-Транс» и ООО «ТрансЛом» от <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, уведомлением ООО «Нива-Транс» в адрес Кандалакшского филиала ГПС Мурманской области ГОКУ «Управление по ГО и ЧС Мурманской области» от <дата> о предстоящей <дата> разделке двух пассажирских вагонов с возможным возгоранием внутренней обшивки, перегородок. В ходе технологического процесса демонтажа вагонов, перед их разделкой в крытом цеху на участке резки металла путем газовой резки на материалы повторного использования и металлолом, применяется сжигание на открытом воздухе деревянных частей вагона, которые невозможно демонтировать механическим путем, при этом вагон при сжигании деревянных частей стоит на открытом железнодорожном пути <номер>, ведущем в цех.

Согласно таблице 4 ГОСТ Р 56164-2014 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Метод расчета выбросов при сварочных работах на основе удельных показателей», при резке металлов и сплавов образуются такие загрязняющие вещества, как: марганец и его соединения (2 класс опасности), оксид железа (3 класс опасности), оксид углерода (4 класс опасности).

Рассматривая вопрос наличия/отсутствия загрязнения воздуха при сжигании деревянных частей вагонов, суд принимает во внимание, что в утвержденной приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 05.03.97 № 90 Методике определения и расчета выбросов загрязняющих веществ от лесных пожаров указано, что горение представляет собой быстро протекающее химическое превращение, сопровождающееся выделением теплоты, света и вредных веществ в атмосферу. Выбросом загрязняющих веществ в атмосферу называется поступление за определенное время в воздух или образование в нем физико-химических агентов и веществ, неблагоприятно воздействующих на людей и окружающую среду. При горении леса выделяются поллютанты (вещество, загрязняющее среду обитания) – углекислый газ, оксид азота, сажа, дым при режиме горения и режиме тления, метан, другие углеводороды. С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что при сжигании на открытом воздухе деревянных частей вагонов, в том числе загрязненных битумной мастикой, также образуются эти загрязняющие атмосферный воздух вещества.

Таким образом, судом установлено, что при эксплуатации обществом вышеуказанных объектов, расположенных на промплощадке по адресу: <адрес>, в рамках производственной деятельности по демонтажу вагонов в атмосферу выделяются загрязняющие вещества, что свидетельствует об эксплуатации обществом объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии со ст. 4.2 Закона об охране окружающей среды объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории. Присвоение объекту соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ст. 1 Закона об охране окружающей среды, объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков; стационарный источник загрязнения окружающей среды - источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды; передвижной источник загрязнения окружающей среды - транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником загрязнения окружающей среды.

Согласно информации ООО «Нива-Транс» в Кандалакшскую транспортную прокуратуру от <дата><номер>, разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух и утвержденные Росприроднадзором нормативы выбросов вредных веществ в атмосферный воздух закончили свое действие. <дата> подана заявка о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, заявка находится в стадии рассмотрения. Однако, в судебном заседании представитель ООО «Нива-Транс» пояснила, что информация о направлении заявки не соответствует действительности, но ООО «Нива-Транс» заключен договор со специализированной организацией ООО «Эко-Проект», которая в срок до <дата> должна дать заключение по всем экологическим вопросам, в том числе о наличии либо отсутствии у общества оснований для проведения инвентаризации выбросов и наличии объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду. По информации представителя ответчика на дату рассмотрения дела договор ООО «ЭкоПроект» в полном объёме не исполнен, заключение не оформлено, по предварительной информации объект (участок резки металлов) будет относиться к третьей категории, для которого нормативы выбросов не разрабатываются. Копия договора, промежуточные результаты выполнения договора, в материалы дела не представлено.

По информации Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от <дата><номер> заявка о постановке на государственный учет объекта негативного воздействия от ООО «Нива-Транс» не поступала.

По информации Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области, заявок от ООО «Нива-Транс» на постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, не поступало. <дата> ООО «Нива-Транс» было выдано разрешение <номер> на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, срок действия разрешения – <дата>. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ ООО «Нива-Транс» утверждены приказом Управления Росприроднадзора по Мурманской области от <дата><номер> сроком действия до <дата>.

В вышеуказанных нормативах, утвержденных приказом от <дата><номер>, были указаны четыре источника вредных выбросов: - участок по разделке металла (вредные вещества – оксид железа (3 класс опасности), марганец и его соединения (2 класс опасности), углерод оксид (4 класс опасности), пыль неорганическая (3 класс опасности)), котельная установка, пилорама и сушильная камера (вредные вещества – марганец и его соединения, азот и оксид азота, углерод (сажа), сера диоксид, углерод оксид, бенз/а/пирен (1 класс опасности), пыль древесная) (т. 2, л.д. 4-9).

Согласно разрешению <номер> от <дата> на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, ООО «Нива-Транс» разрешается осуществлять выбросы вредных веществ в атмосферный воздух в период с <дата> по <дата>. Согласно приложениям к разрешению, являющихся его неотъемлемой частью, в том числе определены перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на промплощадке по адресу: <адрес> (т. 2, л.д. 12-13).

Из проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ООО «Нива-Транс», согласованного генеральным директором в <данные изъяты> году, также следует, что на предприятии несколько источников загрязнения атмосферы – котельная установка, сушильная камера, пилорама, участок по разделке металла. Согласно параметрам выбросов загрязняющих веществ для расчетов ПДВ, по участку раздела металла выделено: источник выделения загрязняющих веществ – сварочный пост, наименование источника выделения – участок по разделке металла (т. 2, л.д. 14-27).

Согласно пояснениям представителя ответчика, в настоящее время ООО «Нива-Транс» котельную установку, пилораму и сушильную камеру не использует, участок по разделке металла эксплуатируется.

С учетом пояснений старшего помощника прокурора Свильпова Э.Ю. в судебном заседании относительно определения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду при сжигании вагонов – прилегающий железнодорожный путь <номер>, суд полагает необходимым конкретизировать наименование данного объекта - участок, на котором расположен отрезок железнодорожного пути <номер>, предназначенный для выжигания деревянных частей вагонов, которые невозможно демонтировать механическим путем, расположенный по адресу: <адрес>.

Анализируя установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что истцом доказано, что ООО «Нива-Транс» эксплуатирует объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, - участок резки металла и участок, на котором расположен отрезок железнодорожного пути <номер>, предназначенный для выжигания деревянных частей вагонов, которые невозможно демонтировать механическим путем, расположенные по адресу: <адрес>. При этом, источники выбросов на этих объектах являются стационарными источниками загрязнения окружающей среды, поскольку их местоположение может быть определено с применением единой государственной системы координат. К передвижным источникам выбросов данные источники не относятся, поскольку таковыми признаются выбросы от транспортного средства при его работе.

Доводы представителя ответчика о том, что у Общества отсутствуют стационарные источники выбросов и объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, о недоказанности прокурором их наличия, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, опровергаются материалами дела, в том числе представленными ответчиком проектом <данные изъяты> года нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ООО «Нива-Транс» в части эксплуатируемого в настоящее время участка резки металлов, разрешением <номер> на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

При этом суд не усматривает оснований для не признания участка на железнодорожном пути <номер>, предназначенного для выжигания деревянных частей вагонов, объектом, оказывающим негативное влияние на окружающую среду ввиду малочисленности таких вагонов, поскольку использование метода сжигания деревянных частей вагона, которые невозможно демонтировать механическим путем, прямо предусмотрено технологической инструкцией.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ответчиком, как лицом, эксплуатирующим объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, а также стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в нарушение требований части 1 статьи 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» не исполнено обязанности по обеспечению проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и направления заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем требования транспортного прокурора о признании незаконным бездействия по выполнению данных обязанностей подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о необоснованности заявленных прокурором требований, поскольку ООО «Нива-Транс» не является собственником источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух (железнодорожных путей, участка резки металла), а их арендатором, суд признает необоснованными, поскольку в силу п. 1 ст. 69.2 Закона об окружающей среде, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, а не только их собственниками; согласно Порядку проведения инвентаризации, утверждённому Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352, инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Таким образом, положения законодательства не обязывают проводить инвентаризацию выбросов и подавать заявку о постановке объекта на учет именно собственника имущества, возлагая такую обязанность на лицо, в чьем хозяйственном пользовании находится объект и источник выброса, и в результате, в чьей непосредственной деятельности происходит выброс загрязняющих веществ, поскольку объем таких веществ стоит в прямой зависимости от особенностей производственного (технологического) процесса на объекте.

Довод представителя ответчика Проминой Е.А. о том, что у Кандалакшского транспортного прокурора не имелось полномочий на проведение проверки соблюдения Обществом требований природоохранного законодательства суд признает несостоятельным по следующим основаниям. Пунктом 4 приказа Генпрокуратуры России от 15 июля 2011 года № 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» на транспортные прокуратуры (на правах районных) возложены полномочия по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в соответствии с установленной компетенцией.

В соответствии с приказом Северо-Западного транспортного прокурора от 23 ноября 2020 года №136 «О разграничении предметов ведения и границ деятельности, определении перечня объектов надзора Северо-Западной транспортной прокуратуры и подчиненных транспортных прокуратур (на правах районных)» на Кандалакшскую транспортную прокуратуру, в числе прочего, возложен надзор за исполнением законов организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, в границах поднадзорной территории - в пределах Кандалакшского транспортного региона на территории Кандалакшского, Ковдорского, Терского районов и г. Полярные зори, включающего территорию Кандалакшского района Мурманской области (т. 1 л.д. 98-104).

С учетом изложенного, осуществление надзора за исполнением ООО «Нива-Транс», использующим для производственных целей по договору аренды железнодорожные пути и ангар, расположенные по адресу: <адрес>, находится в пределах компетенции Кандалакшского транспортного прокурора.

Также суд отклоняет довод представителя ответчика о том, что в нарушение требований закона акт проверки от <дата> проверяемому лицу не направлялся, не может являться относимым и допустимым доказательством ввиду его оспаривания ответчиком в Северо-Западной транспортной прокуратуре, поскольку решение от <дата><номер> о проведении проверки деятельности ООО «Нива-Транс», с предметом проверки – соблюдение законодательства об охране атмосферного воздуха и отходах производства, принято Кандалакшским транспортным прокурором в соответствии с положениями части 3 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», обязанность по составлению акта по установленной форме и направлении его копии руководителю проверяемой организации в соответствии с частью 14 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрена только в случаях, когда в ходе проверки нарушений закона не выявлено. На момент рассмотрения дела акт проверки недействительным не признан.

С учётом установленных в судебном заседании обстоятельств и вышеуказанных норм права, суд считает исковые требования Кандалакшского транспортного прокурора об обязании ответчика обеспечить проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, направление заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду: участок резки металла и участок, на котором расположен отрезок железнодорожного пути <номер>, предназначенный для выжигания деревянных частей вагонов, которые невозможно демонтировать механическим путем, расположенные по адресу: <адрес>, подлежащими удовлетворению.

По правилам статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает разумным предложенный Кандалакшским транспортным прокурором срок выполнения обязанностей: в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение требований. При этом суд учитывает, что ответчиком возражений в части установления данного срока или невозможности выполнения требований прокурора в указанный срок не заявлено.

На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход соответствующего бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая, что исковые требования прокурора удовлетворены, от уплаты государственной пошлины он освобожден, с ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Признать бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Нива-Транс», выразившееся в не обеспечении проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, направления заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду: участок резки металла и участок, на котором расположен отрезок железнодорожного пути <номер>, предназначенный для выжигания деревянных частей вагонов, которые невозможно демонтировать механическим путем, расположенные по адресу: <адрес>, незаконным.

Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Нива-Транс» обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, направление заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду: участок резки металла и участок, на котором расположен отрезок железнодорожного пути <номер>, предназначенный для выжигания деревянных частей вагонов, которые невозможно демонтировать механическим путем, расположенные по адресу: <адрес>.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Нива-Транс» государственную пошлину в размере 300 руб. в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Н.А. Шевердова