ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-524/2022 от 11.08.2022 Кинешемского городского суда (Ивановская область)

Дело № 2-524/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 августа 2022 года город Кинешма

Кинешемский городской суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Чистяковой Н.В.,

при секретаре Цветковой М.Н.,

с участием ст. помощника Кинешемского городского прокурора Киселевой О.С.,

истца ФИО1,

представителя ответчика администрации городского округа Кинешма – ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинешме Ивановской области административное дело по иску Кинешемского городского прокурора в интересах И., Д., Н., М., А., Е., ФИО1 к муниципальному образованию «Городской округ Кинешма» в лице администрации городского округа Кинешма, Департаменту строительства и архитектуры Ивановской области об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Кинешемский городской прокурор в интересах И., Д., А., М., А., Е., ФИО1 обратился в суд с указанным иском к муниципальному образованию «Городской округ Кинешма» в лице администрации городского округа Кинешма, Департаменту строительства и архитектуры Ивановской области, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) просит признать незаконным бездействие администрации городского округа Кинешма, выразившееся в невнесении изменений в утвержденный список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2022 году и в не уведомлении Департамента строительства и архитектуры Ивановской области о внесенных изменениях; обязать Департамент строительства и архитектуры Ивановской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить из бюджета Ивановской области бюджету городского округа Кинешма субсидию на реализацию мероприятия по предоставлению социальной выплаты молодой семье ФИО1 на члена семьи И.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не учтенного при расчете размера субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области», в размере 189950 рублей 87 копеек; обязать муниципальное образование «Городской округ Кинешма» в лице администрации городского округа Кинешма в течение месяца с момента предоставления субсидии осуществить выдачу ФИО1 свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 193334 рубля 40 копеек.

Исковые требования мотивированы тем, что Кинешемской городской прокуратурой в связи с рассмотрением обращения ФИО1 проведена проверка соблюдения законодательства в сфере реализации государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области». В ходе проверки установлено, что постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 утверждена федеральная целевая


программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в качестве ее составляющей части - отдельная подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», включающая Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена новая федеральная целевая программа на 2011-2015 годы (с учетом внесенных изменений на 2015-2020 годы) и соответствующие Правила. Согласно указанным Правилам органы местного самоуправления формируют списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. После доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Орган местного самоуправления до 1 июня года, предществующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники мероприятия ведомственной целевой программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучщении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.

В соответствии с п.2.1 Порядка формирования списков молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальные выплаты в планируемом году, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 06.12.2017 N 460-п «Об утверждении государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области», для включения в список молодая семья - участник Подпрограммы предоставляет в орган местного самоуправления в период с 1 января по 1 мая года, предществующего планируемому, заявление о включении в список, по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов) с приложением документов, перечень которых утверждается муниципальной программой органа местного самоуправления, в котором молодая семья - участник Подпрограммы состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Орган местного самоуправления формирует и утверждает список и представляет до 1 июня года, предществующего планируемому, в Департамент. Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, представленных молодой семьей - участником Подпрограммы.

В ходе проверки установлено, что администрацией городского округа Кинешма в мае 2021 года сформирован список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в 2022 году по городскому округу Кинешма. Согласно данному списку семья ФИО1, имеющая 5 детей, с ДД.ММ.ГГГГ состоит в очереди под № 4 в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ данный список направлен в Департамент строительства и архитектуры Ивановской области, которым утвержден сводный список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату» в 2022 году. На основании сводного списка утвержден список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2022 году по Ивановсвой области, в который вошла семья ФИО1 в составе 6 человек, выписка из списка направлена в администрацию городского округа Кинешма. ДД.ММ.ГГГГ в семье ФИО1 родился шестой ребенок И., о чем ФИО1 неоднократно в устной форме сообщала специалистам администрации городского округа Кинешма, в подтверждение чему ДД.ММ.ГГГГ представила копию свидетельства о рождении ребенка. Также документальное подтверждение рождения ребенка ФИО1 представлено ДД.ММ.ГГГГ при предоставлении необходимых документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты.

Приложением 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» определен Порядок формирования списков молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области» (далее - Порядок). Приложением указанному Порядку установлены случаи внесения органами местного самоуправления изменений в утвержденные списки молодых семей – участников Подпрограммы, изъявивщих желание получить социальные выплаты в планируемом году, молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем финансовом году. К таковым случаям относятся исключение из списка молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальные выплаты, из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, и направление сведений о дополнительно включенных в список молодых семей - участников Подпрограммы.

В соответствии с п.2.8 Порядка в случае внесения органом местного самоуправления изменений в утвержденные списки молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальные выплаты в планируемом году, молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем финансовом году орган местного самоуправления уведомляет Департамент о произведенных изменениях. Изменения указанных списков представляются в Департамент по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку. Согласно п.2.9 Порядка Департамент на основании представленных органами местного самоуправления изменений списков молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальные выплаты в планируемом году, молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем финансовом году вносит соответствующие изменения в сводный список, сформированный в соответствии с требованиями пункта 2.4 настоящего Порядка, список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем финансовом году.

Вопреки изложенным выше нормам и обстоятельствам, администрацией городского округа Кинешма не были своевременно внесены изменения в утвержденный список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем финансовом году, Департамент о произведенных изменениях не уведомлен. Бездействие администрации городского округа Кинешма является неправомерным. Формирование списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2022 году без учета изменения состава семьи ФИО1 противоречит принципам и задачам федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы», ущемляет права несовершеннолетних членов ее семьи, противоречит демографической политике государства.

Между Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области и администрацией городского округа Кинешма ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета муниципального образования Ивановской области в целях предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилого помещения в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области» в 2022 году № 24705000-1-2022-006. Предметом соглашения является предоставление из бюджета Ивановской области в 2022-2024 годах бюджету городского округа Кинешма субсидии на реализацию мероприятия по предоставлению социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилого помещения в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Ивановской области в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Департаменту как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации. Общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете городского округа Кинешмы на финансовое обеспечение расходных обязательств в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2022 году 4833360 рублей. Согласно п. 7.1.2 указанного соглашения муниципалитет обязуется осуществить выдачу свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.

С учетом того, что ФИО1 приобретены по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, и земельный участок, занятый домовладением, за счет средств социальной выплаты в сумме 1160006,40 рублей, предоставленной в рамках подпрограммы «Обеспечений жильем молодых семей» государственной программы Ивановской области, и личных средств, взятых в заем у физического лица в размере 589993,60 рублей, превышающем размер выплаты, на которую семья ФИО1 имела законные основания получить в рамках мер социальной поддержки, единственно возможным способом восстановления нарушенного права ФИО1 является осуществление дополнительной социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области» на условиях софинансирования, определенных соглашением о предоставлении субсидии из областного бюджета муниципального образования Ивановской области в целях предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилого помещения в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области» в 2022 году от ДД.ММ.ГГГГ.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве законного представителя несовершеннолетних И., Д., А., М., А., Е. привлечена ФИО1

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Р.

Определением, занесенным в протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов Ивановской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В судебном заседании старший помощник Кинешемского городского прокурора Киселева О.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истец ФИО1 в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить, суду пояснила, что о рождении шестого ребенка – сына И., неоднократно в устной форме сообщала в администрацию городского округа Кинешма, спрашивала специалиста, когда и какие документы нужно принести для получения социальной выплаты на приобретение жилья с учетом рождения шестого ребенка. ДД.ММ.ГГГГ приходила в управление соцзащиты для оформления пособия на ребенка, после чего зашла в администрацию города, сообщила специалисту, что родился шестой ребенок, спросила, какие нужны документы, при этом оригиналы документов, подтверждающих рождение ребенка, были у нее с собой. Специалист ей сообщила, что нужно принести копии документов. В ДД.ММ.ГГГГ она позвонила в администрацию городского округа Кинешма, и спросила специалиста, когда нужно представить документы, подтверждающие рождение шестого ребенка, на что ей ответили, что их нужно представить после Нового года. Позвонила в ДД.ММ.ГГГГ после новогодних праздников, ей ответили, что нужно принести позднее, когда будет перерегистрация. ДД.ММ.ГГГГ принесла копию свидетельства о рождении сына И. и оставила его на вахте, так как специалисты не принимали в связи с антиковидными ограничениями. ДД.ММ.ГГГГ принесла в администрацию документы на всех детей, при этом специалисты ей не объяснили, что для включения ребенка в список необходимо написать соответствующее заявление. В конце ДД.ММ.ГГГГ ей выдали свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения. В начале ДД.ММ.ГГГГ ей трижды звонили из Департамента строительства и архитектуры Ивановской области и предлагали получить новое свидетельство на предоставление социальной выплаты с учетом сына И., на что она согласилась, так как тогда свидетельство еще не было предъявлено в банк. Однако, позднее из Департамента перезвонили и сообщили, что отсутствуют правовые основания для выдачи нового свидетельства. О том, что она может отказаться от получения социальной выплаты в этом году и получить сертификат на семью из семи человек в следующем году, ей не разъясняли. В настоящее время сертификат реализован, приобретено жилье, недостающую сумму пришлось занимать у родственников. В случае предоставления дополнительной выплаты на шестого ребенка, она будет израсходована на погашение долга.

Представитель ответчика администрации городского округа Кинешма по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила суду, что молодая семья ФИО1 в составе 6 человек была включена в список участников мероприятия ведомственной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей». ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 родила шестого ребенка, о чем сообщила в администрацию по телефону в начале ДД.ММ.ГГГГ. Для внесения изменений в список в состав семьи ей необходимо было написать заявление и представить документы, подтверждающие рождение ребенка. Заявление о внесении изменений в состав семьи она не написала, поэтому основания для внесения изменений в список отсутствовали. Копию свидетельства о рождении ребенка она представила ДД.ММ.ГГГГ. Заявка на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» и список молодых семей – участников подпрограммы был направлен администрацией городского округа Кинешма в Департамент строительства и архитектуры Ивановской области ДД.ММ.ГГГГ. Размер социальной выплаты рассчитывается на дату утверждения органом исполнительной власти субъекта РФ и указывается в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты и остается неизменным в течение всего срока его действия. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области список претендентов на получение социальной выплаты в 2022 году был утвержден, поэтому у администрации городского округа Кинешма отсутствовали основания для внесения изменений в список и предоставления их в Департамент. Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья предусмотрено внесение изменений в утвержденные списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в случае изменения состава семьи после утверждения списков. Изменение состава семьи ФИО1 произошло до утверждения списков, в настоящее время право на получение социальной выплаты ФИО1 реализовано, поэтому основания для осуществления дополнительной выплаты отсутствуют.

Представитель ответчика Департамента строительства и архитектуры Ивановской области по доверенности ФИО3, будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причине неявки суд не уведомил, заявлений, ходатайств до начала судебного заседания не поступало. Участвуя ранее в судебных заседаниях, ФИО3 просил в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск (л.д.104-106).

В письменном отзыве на иск Департамент строительства и архитектуры Ивановской области выразил несогласие с исковыми требованиями, указав, что в целях получения социальной выплаты (субсидии) в 2022 году, семья ФИО4 в составе 6 человек была признана участником Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на основании постановления администрации городского округа Кинешма от 17 мая 2021 года № 558-п «Об утверждении решения жилищной комиссии от 14 мая 2021 года». Перечень участников Подпрограммы на 2022 год направлен администрацией городскую округа Кинешма в Департамент строительства и архитектуры Ивановской области 26 мая 2021 года. Подготовка предложений по распределению субсидий осуществляется Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области по результатам конкурсного отбора муниципальных образований для участия в Подпрограмме. Отбор осуществляется в сроки, установленные приказом Департамента строительства и архитектуры Ивановской области. Приказом Департамента строительства и архитектуры Ивановской области от 19 ноября 2021 года № 138 был объявлен отбор муниципальных образований Ивановской области для участия в 2022 году в подпрограмме. К заявке на участие прилагается список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, по состоянию на дату иредоставлеиия. На основании данных, представленных в том числе администрацией городского округа Кинешма, 10 декабря 2021 года Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области утвержден список претендентов на получение социальных выплат в 2022 году.


В соответствии с положениями п. 2.5 Приложения и п. 28 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, 20 декабря 2021 года Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области в адрес администрации городского округа Кинешма направлена выписка из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2022 году. В указанную выписку включена, в том числе, семья ФИО1 в составе 6 человек. В соответствии с п.2.7 Приложения, выдача свидетельств осуществляется органом местного самоуправления в соответствии со списком молодых семей – претендентов на получение социальных выплаты в соответствующем финансовом году. При этом размер социальной выплаты рассчитывается на дату утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области) списков молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, указывается в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты и остается неизменным в течение всего срока его действия (п. 17 Правил). Администрацией городского округа Кинешма на основании выписки из списка претендентов выдано свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ семье ФИО1 в составе 6 человек для его реализации на приобретение (строительство) жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ в семье ФИО1 родился шестой ребенок - И. Вместе с тем, достоверные сведения о рождении И.P., подтвержденные свидетельством о рождении, представлены в администрацию городского округа Кинешма ДД.ММ.ГГГГ вместе с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты. При этом, заявление о включении И. в семью ФИО1 для участия в Подпрограмме не написано. Положениями п.п. 2,8 и 2.9 Приложения установлен порядок внесения изменений в список молодых семей - участников Подпрограммы. Так, внесение изменений осуществляется Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области после поступлени от органов местного самоуправления Ивановской области уведомлений о корректировке списков молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальные выплаты и претендентов на получение таких выплат. Вместе с тем, исходя из норм Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Департамент строительства и архитектуры Ивановской области) может вносить в установленном им порядке изменения в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, в случае если молодые семьи - претенденты па получение социальной выплаты не представили необходимые документы для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты в установленный пунктом 31 Правил срок, или в течение срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты отказались от получения социальной выплаты, или по иным причинам не смогли воспользоваться этой социальной выплатой. Однако семьей ФИО1 документы представлены в полном объеме, а изменение состава семьи осуществлено в иной период - до начала срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты. Кроме того, Приложение № 2 к Приложению, устанавливающее форму изменения списка молодых семей - участников Подпрограммы, предусматривает возможность внесения изменений только в случае исключения из списка молодых семей одного из претендентов на получение выплаты (с заменой исключенной семьи на следующую по списку), а не в случае изменения состава семьи. Положениями пункта 34 Правил предусмотрено, что свидетельство о праве на социальную выплату может быть заменено только в случаях его утраты (хищения) или порчи этого свидетельства и наличия уважительных причин, не позволивших молодой семье представить его в установленный срок в банк, отобранный для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат. Однако замена свидетельства не влечет изменение суммы социальной выплаты. Таким образом, учитывая, что Подпрограммой и Правилами не предусмотрен порядок корректировки суммы социальной выплаты и порядок изменения состава семей после выдачи свидетельства, не представляется возможным осуществить выплату с учетом шестого ребенка. Учитывая, что в заявке на участие прилагается список молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, по состоянию на дату предоставления такой заявки, изменение состава семьи ФИО1 необходимо было отразить в списке, направленном в составе заявки на участие в отборе администрацией городского округа Кинешма ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время у Департамента отсутствуют правовые основания для внесения изменений в список молодых семей и перерасчета ранее предоставленной социальной выплаты. Социальная выплата имеет строгое целевое назначение и перечисляется из бюджета на банковский счет, а с такого счета – непосредственно продавцу жилого помещения. В силу положений абзаца 2 подпункта «д» пункта 1.4 Приложения № 1 к Подпрограмме дополнительная социальная выплата предоставляется молодой семье для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения на каждого ребенка, рожденного в период с даты утверждения списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем финансовом году до дня исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на банковский счет распорядителя счета средств. Рождение шестого ребенка в семье ФИО1 не подпадает по данную норму. Свидетельство о праве на социальную выплату ФИО1 использовано, в апреле 2022 года приобретено жилое помещение, поэтому предоставление ей дополнительной выплаты не представляется возможным. В случае принятия решения об удовлетворении исковых требований, просит возложить обязанность по исполнению решения исключительно на администрацию городского округа Кинешма.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Р., будучи извещенным о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не просил, участвуя в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, просил исковые требования удовлетворить.

Представитель третьего лица Департамента финансов Ивановской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, направил письменный отзыв на иск, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что действующий порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья не предусматривает возможности корректировки суммы социальной выплаты и порядок изменения состава семей после выдачи свидетельства, поэтому у ответчиков отсутствуют правовые основания для внесения изменений в списки молодых семей – участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.

Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, в письменных возражениях на исковое заявление просил в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что семьей ФИО1 получено свидетельство о праве на получение социальной выплаты, ДД.ММ.ГГГГ за счет средств социальной выплаты приобретен жилой дом. Таким образом, истцом выражено согласие на получение социальной выплаты на тех условиях и в том объеме, которые предоставлены. Поскольку данная социальная выплата предоставляется единожды, а истцом уже реализовано право на получение социальной выплаты, то требование о предоставлении истцу дополнительной социальной выплаты удовлетворению не подлежит.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (п.2 ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, в ее состав включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 года № 889 в программу внесены изменения, которыми установлен период ее реализации 2015 - 2020 годы.

Реализация мероприятий по обеспечению жильем молодых семей на территории Ивановской области осуществляется в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 6 декабря 2017 года № 460-п.

Согласно подпункту «а» пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – Правила) социальные выплаты могут быть использованы для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением случаев, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения на первичном рынке жилья).

В соответствии с указанными Правилами право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только один раз (пункт 9).

Социальная выплата предоставляется в размере, рассчитанном по правилам пункта 10 Правил, согласно подпункту «б» которого для молодых семей, имеющих одного ребенка или более, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка или более социальная выплата предоставляется в размере не менее 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами.

Размер социальной выплаты рассчитывается на дату утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, указывается в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты и остается неизменным в течение всего срока его действия (пункт 17).

Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с пунктом 15 Правил, количества членов молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы и норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников мероприятия ведомственной целевой программы. Норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера социальной выплаты устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пункт 13).

Размер общей площади жилого помещения, с учетом которого определяется размер социальной выплаты для семьи, состоящей из 3 или более человек, включающей помимо молодых супругов одного ребенка или более (либо семьи, состоящей из одного молодого родителя и 2 или более детей), составляет по 18 кв.м на одного человека (подпункт «б» пункта 15).

Право молодой семьи на получение за счет средств бюджета социальной выплаты удостоверяется именным свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, выдаваемым по типовой форме на основании заявления молодой семьи о включении ее в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей по названной выше Программе, которое не является ценной бумагой (пункт 3).

Для участия в мероприятии в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства документы, перечень которых установлен пунктом 18 Правил.

Орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 24).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, с учетом предполагаемого объема средств, которые могут быть предоставлены из федерального бюджета в виде субсидии на реализацию мероприятия ведомственной целевой программы на соответствующий год, средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункт 26).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка.

Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 28).

Орган местного самоуправления оповещает молодые семьи - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а также разъясняет порядок и условия получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству (пункт 29).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может вносить в установленном им порядке изменения в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, в случае если молодые семьи - претенденты на получение социальной выплаты не представили необходимые документы для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты в установленный пунктом 31 настоящих Правил срок, или в течение срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты отказались от получения социальной выплаты, или по иным причинам не смогли воспользоваться этой социальной выплатой (пункт 30).

Суд установил, что постановлением администрации городского округа Кинешма от ДД.ММ.ГГГГ-п многодетная семья Ш. в составе 6 человек: Ш., Д.ДД.ММ.ГГГГ года рождения (дочь), А.ДД.ММ.ГГГГ года рождения (дочь), М.ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын), А.ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын), Е.ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын), признана нуждающейся в жилых помещениях (л.д.26).

Постановлением администрации городского округа Кинешма от 17 мая 2021 года № 558-п «Об утверждении решения жилищной комиссии» молодая семья ФИО1 в составе шести человек: ФИО1, Д. (дочь), А. (дочь), М. (сын), А. (сын), Е. (сын) признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области» (л.д.11).

ДД.ММ.ГГГГ список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших получить социальную выплату в 2022 году, направлен администрацией городского округа Кинешма в Департамент строительства и архитектуры Ивановской области (л.д.64-67).

Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области проведен отбор муниципальных образований Ивановской области для участия в 2022 году в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», по итогам которого муниципальному образованию городской округ Кинешма в 2022 году распределены средства бюджета Ивановской области в целях предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилого помещения в рамках подпрограммы (л.д.68).

Согласно выписке из списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в 2022 году по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ размер социальной выплаты, которую планируется предоставить семье Ш. с составом 6 человек (она и пятеро детей), составляет 1160006,40 рублей (л.д.69-71).

ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 родился сын И. (л.д.54).

Извещением от ДД.ММ.ГГГГ администрация городского округа Кинешма сообщила ФИО1 о том, что ее семья в составе из 6 человек включена в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2022 году участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области». В этом же извещении сообщалось о необходимости предоставления в администрацию городского округа Кинешма заявления о выдаче свидетельства документов, в том числе копий документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи (л.д.10).

Извещением от ДД.ММ.ГГГГ администрация городского округа Кинешма уведомила ФИО1 о том, что ее семья в составе 6 человек является получателем субсидии в 2022 году, выделенной в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области» (л.д.9).

ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского округа Кинешма молодой семье Ш. выдано свидетельство серии МС о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, которым удостоверено право данной молодой семьи в составе 6 человек на получение социальной выплаты в размере 1160006,40 рублей на приобретение (строительство) жилья на территории <адрес>.

По договору купли-продажи земельного участка и жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, действующая от своего имени и как законный представитель несовершеннолетних детей Д., А., М., А., Е. приобрела в общую долевую собственность (по 1/6 доле в праве каждому) земельный участок и жилой дом по адресу: <адрес>. Как следует из п.4 данного договора приобретение указанного недвижимого имущества осуществлено за счет личных средств в сумме 589993 рубля 60 копеек и за счет средств социальной выплаты в сумме 1160006 рублей 40 копеек, предоставленной в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Вместе с тем, семья ФИО1 имеет право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения с учетом изменения состава семьи в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ сына И. в размере 1353340 рублей 80 копеек.

Из пояснений истицы ФИО1 в судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ она приходила в администрацию городского округа Кинешма и сообщила сотруднику УЖКХ о рождении в семье шестого ребенка, просила включить его в список на получение социальной выплаты на приобретение жилья, при этом у нее с собой имелись оригиналы документов на ребенка. Однако специалист при наличии оригиналов, документы у нее не принял. В ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 неоднократно звонила в администрацию городского округа Кинешма, спрашивала, когда ей нужно принести документы на ребенка для включения его в список, на что ей отвечали, что их нужно принести после новогодних праздников. Доводы истицы в этой части ответчиком администрацией городского округа Кинешма ничем не опровергнуты.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ведущий специалист УЖКХ администрации городского округа Кинешма Ш.Н.А. подтвердила, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 позвонила в администрацию и сообщила, что у нее родился ребенок, и она просит включить его в состав семьи и выделить денежные средства на приобретение жилья с учетом увеличения состава семьи, на что она ФИО1 ответила, что нужно принести документы о рождении ребенка, справку о регистрации и СНИЛС ребенка. Свидетель также пояснила, что документы она просила представить, так как планировала написать письмо в Департамент строительства и архитектуры Ивановской области, чтобы урегулировать этот вопрос, но поговорив с сотрудником, который ранее занимался вопросами государственных программ, решили, что смысла в этом нет, так как списки уже утверждены. В ДД.ММ.ГГГГ ей передали свидетельство о рождении ребенка, оно находилось в личном деле. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принесла полный пакет документов для подготовки документов для выдачи свидетельства, при этом заявление о внесении изменений в состав семьи от нее не поступало, основания для внесения изменений в список отсутствовали.

Анализируя представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что требование истца о признании незаконным бездействия администрации городского округа Кинешма по невнесению изменений в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2022 году и не уведомление Департамента строительства и архитектуры <адрес> о внесенных изменениях подлежит удовлетворению, поскольку факт бездействия нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела. Так, ДД.ММ.ГГГГ, получив от ФИО1 информацию об изменении состава ее семьи в связи с рождением ребенка, орган местного самоуправления не принял у нее подтверждающие документы, которые были у нее с собой, не разъяснил ей о необходимости подать письменное заявление о включении ребенка в состав ее семьи и не принял такое заявление, не внес изменения в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат на приобретение жилья с учетом увеличения состава семьи ФИО1 и не направил актуальный список в Департамент строительства и архитектуры Ивановской области ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 неоднократно в устной форме сообщала в администрацию городского округа Кинешма о рождении шестого ребенка, ДД.ММ.ГГГГ представила свидетельство о рождении ребенка, однако администрацией городского округа Кинешма не были своевременно внесены изменения в утвержденный список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем финансовом году, Департамент о произведенных изменениях не уведомлен, что повлекло нарушение права молодой семьи ФИО1, признанной нуждающейся в обеспечении жильем, на получение социальной выплаты на приобретение жилья в размере, предусмотренном Правилами, исходя из фактического количества членов ее семьи.

Доводы ответчика Департамента строительства и архитектуры Ивановской области, третьих лиц Департамента финансов Ивановской области, Министерства о том, что отсутствовали предусмотренные Правилами основания для корректировки размера социальной выплаты и изменения списков молодых семей, так как документы семьей ФИО1 представлены в полном объеме, а изменение состава семьи произошло до начала действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты, судом не принимаются, поскольку изменение состава семьи ФИО1 произошло до дня исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на банковский счет распорядителя счета средств, об изменении состава семьи ФИО1 сообщила в администрацию городского округа Кинешма и представила подтверждающие документы еще до выдачи свидетельства на право получения социальной выплаты для приобретения жилья, поэтому имелись основания для изменения размера социальной выплаты.

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области и администрацией городского округа Кинешма заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования Ивановской области в целях предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилого помещения в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области» в 2022 году, согласно которому общий объем бюджетных ассигнований в бюджет городского округа Кинешма на финансирование расходных обязательств в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2022 году 4833360 рублей (далее – Соглашение) (л.д.132-136).

С учетом того, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 приобрела жилой дом и земельный участок за счет средств социальной выплаты, полученной в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и заемных денежных средств, в размере, превышающем размер социальной выплаты, на которую семья ФИО1 в составе семи человек имела право, то единственно возможным способом восстановления нарушенного права ее семьи является осуществление дополнительной социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области на условиях софинансирования, определенных Соглашением, в том числе из средств бюджета Ивановской области в размере 189950 рублей 87 копеек, из средств местного бюджета – в размере 3383 рубля 54 копейки.

В ином порядке восстановить нарушенное право семьи ФИО1 на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в 2022 году в предусмотренном Правилами размере невозможно. При этом доводы ответчиков об отсутствии денежных средств в текущем финансовом году по данной программе суд находит несостоятельными, поскольку отсутствие в бюджете необходимых денежных средств не может лишить многодетную семью ФИО1 меры государственной поддержки, направленной на создание условий для реализации ею конституционного права на жилище.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кинешемского городского прокурора в интересах И., Д., Н., М., А., Е., ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского округа Кинешма, выразившееся в невнесении изменений в утвержденный список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2022 году и в неуведомлении Департамента строительства и архитектуры Ивановской области о внесенных изменениях.

Обязать Департамент строительства и архитектуры Ивановской области (ИНН <***>) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить из бюджета Ивановской области бюджету городского округа Кинешма субсидию на реализацию мероприятия по предоставлению социальной выплаты молодой семье ФИО1 на члена семьи И.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не учтенного при расчете размера субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области», в размере 189950 рублей 87 копеек (сто восемьдесят девять тысяч девятьсот пятьдесят рублей 87 копеек).

Обязать муниципальное образование «Городской округ Кинешма» в лице администрации городского округа Кинешма (ИНН <***>) в течение месяца с момента предоставления субсидии осуществить выдачу ФИО1 (паспорт ) свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 193334 рубля 40 копеек (сто девяносто три тысячи триста тридцать четыре рубля 40 копеек).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Чистякова Н.В.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.