Дело № 2-5251/2018 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Христосовой А.И.,
при секретаре Марченко К.К.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников и культуры к ФИО1 об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ФИО1 об обязании совершить определенные действия, в обоснование иска указав, что здание и по адресу: Санкт-Петербург, Красное село, Можайский, проспект 25 Октября, дом 14, литера А находятся в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия, является историческим и формирует уличный фронт проспекта 25 Октября. Актом от 24.05.2018 КГИОП установлено, что здание по указанному адресу демонтировано, ведутся земляные работы, что нарушает Закон Санкт-Петербурга № 820-7.
В связи с изложенным, истец просил обязать ответчика в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести работы по восстановлению самовольно снесенного исторического здания по адресу: Санкт-Петербург, Красное село, Можайский, проспект 25 Октября, дом 14, литера А, в части внешнего облика, воспринимаемого с открытых городских пространств (л.д. 1-2).
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.
Ответчик в судебном заседании исковые требования не признала, доводы письменных возражений поддержала (л.д.32).
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, земельный участок и здание по адресу: Санкт-Петербург, Красное село, Можайский, проспект 25 Октября, дом 14, литера А находятся в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия ЗРЗ (16)27 культурного наследие, здание является историческим и формирует уличный фронт проспекта 25 Октября, в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 (ред. от 07.07.2016, с изм. от 13.09.2017) "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон" (далее – Закон № 820-7).
Собственником здания является ФИО1 (л.д.13-14).
06.04.2018 ФИО2 получено заключение КГИОП о соответствии проекта реконструкции жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, Красное Село, К4ожайский, проспект Двадцать Пятого Октября, дом 14, литера А требованиям режима ЗРЗ (16)27. Проектом предполагалось: реконструкция исторического здания в части частичного изменения фасада, не формирующего уличный фронт (3-х ярусный эркер переформируется в 2-х ярусный), проведение локальных изменений: пробивка окон на 2-м этаже, а также окно 1-го этажа преобразовывалось в нишу с дверью (л.д.5-6).
Актом мероприятия по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований от 24.05.2018 установлено, что историческое здание полностью демонтировано, ведутся земляные работы с присутствием крупногабаритной техники (экскаватор) (л.д.3).
Постановлением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 15.11.2018 по делу об административном правонарушении № 5-802/2018 ФИО1 привлечена к административной ответственности по ст. 7.13 ч. 1 КоАП РФ за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия (л.д.81).
Допрошенный в ходе рассмотрения дела свидетель ФИО3 показал суду, что ответчик приобрела спорный объект недвижимости, попросила свидетеля оказать ей помощь. Была проведена экспертиза дома, которая показала, что дом находится в аварийном состоянии. В рамках реконструкции был согласован снос аварийных частей дома. Принимая во внимание, что весь дом находился в аварийном состоянии, ответчик снесла весь дом. Сейчас строится аналогичный дом в соответствии с проектом (л.д.104-107).
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 79 ГПК РФ, при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, стороны от проведения по делу судебной строительно-технической экспертизы отказались (л.д.105).
Согласно ст. 34 ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта; зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ зоны охраны объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации являются зонами с особыми условиями использования территорий.
В силу п. 2 Главы 1 Раздела 1 Приложения 2 Закона № 820-7 под охранной зоной объектов культурного наследия понимается территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной И1ш природной среды объекта культурного наследия.
В силу п. 22 постановления Правительства РФ от 12,09.2015 № 972 «Об утверждении положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов правительства Российской Федерации», соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности.
Отклонение от установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия режимов использования земель и градостроительных регламентов не допускается.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно п. 79 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного постановлением Совмина СССР от 16.09.1982 № 865, граждане, причинившие вред памятнику истории и культуры или его зонам охраны, обязаны восстановить в прежнем состоянии памятник или его зоны охраны.
В соответствии с п. 80 указанного положения порядок и условия восстановления памятников истории и культуры или их зон охраны определяются государственными органами охраны памятников с учетом соблюдения установленных правил реставрации, консервации и ремонта памятников.
Согласно п. 2 ст. 11 Закона № 73-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, имеют право предъявлять иски в суд в случаях нарушения данного Федерального закона.
Согласно п. 3 ст. 11 Закона 73-ФЗ, п. 3.47 Положения о КГИОП, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 N 651, КГИОП уполномочен осуществлять региональный государственный надзор (контроль) в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Оценивая доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что ФИО1, являясь собственником исторического здания, имея установленную законодательством в области сохранения и использования объектов культурного наследия, обязанность по его сохранению, нарушила требования ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", что выразилось в сносе исторического здания по адресу: Санкт-Петербург, Красное село, Можайский, проспект 25 Октября, дом 14, литера А.
Доказательств надлежащего исполнения ответчиком требований законодательства об объектах культурного наследия РФ суду не представлено, доводы, изложенные в иске, ответчиком не оспорены.
В порядке ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход бюджета Санкт-Петербурга подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников и культуры к ФИО1 об обязании совершить определенные действия – удовлетворить.
Обязать ФИО1 в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести работы по восстановлению самовольно снесенного исторического здания по адресу: Санкт-Петербург, Красное село, Можайский, проспект 25 Октября, дом 14, литера А, в части внешнего облика, воспринимаемого с открытых городских пространств.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Санкт-Петербурга госпошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: