ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5253 от 15.11.2011 Кировского районного суда г. Омска (Омская область)

                                                                                    Кировский районный суд г. Омска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Кировский районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-5253/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Бутаковой М.П.,

при секретаре Афуриной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 15 ноября 2011 года гражданское дело по иску Главного управления государственной службы занятости населения по Омской области к ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» об обязании совершить действия

УСТАНОВИЛ:

Главного управления государственной службы занятости населения по Омской области обратилось в суд с иском к ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» об обязании обеспечить соблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов и создание (выделение) минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующей одному специальному рабочему месту путем выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов.

Указав в обосновании, что в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. По результатам проверки ОАО «ПАТА № 2», уполномоченными должностными лицами выдано предписание об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № № по несоблюдению установленной квоты для приема на работу инвалидов и несоблюдение обязанности по выделению (созданию) специального рабочего места для трудоустройства инвалидов. Поскольку, исходя из среднесписочной численности работников в  единиц, размер установленной квоты составляет  единиц, в организации работало  инвалидов, специальное рабочее место не создано. В установленный срок т.е. до ДД.ММ.ГГГГ года предписание организацией исполнено не было.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Чередова Е.А. (л.д. ) исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, суду дополнительно пояснила, что организацию проверяли и ранее в ДД.ММ.ГГГГ году, однако ситуация не изменилась. Сейчас на основании письма Роструда, которое по существу представляет из себя мнение должностного лица, ответчик из количества среднесписочного состава стал отнимать количество единиц, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, что не соответствует Приказу Росстата от 12.11.2008 г. № 278, содержащего перечень работников, не подлежащих включению в среднесписочный состав работников организации, не подлежащий расширительному толкованию. В силу действующего законодательства Главное управление государственной службы занятости населения по Омской области наделено полномочиями по обращению в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Представитель ОАО «ПАТП № 2» Драй А.М. по доверенности (л.д. ) возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д. ___). Суду дополнительно пояснил, что действительно после получения письма Росстата они стали иначе исчислять количество среднесписочного состава, и считает, что данное письмо носит общеобязательный характер. В настоящее время они исключает из списочного состава работников, работающих во вредных и (тлт) тяжелых условиях труда, и, получается, что среднесписочный состав предприятия составляет  единиц, а не , как они подавали при проведении проверки истцом. Кроме того, истец не имеет права на обращение в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как не наделен такими полномочиями федеральным законом. Специальное рабочее место ими создается, но еще не создано.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Из системного толкования п.2 ст. 7, п.2 ст. 15, п.1 ст. 2, п.5 ст. 24 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», ст.ст. 9, 28, 29, 30, 31 Бюджетного кодекса РФ следует, что мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержки безработных граждан отнесены к полномочиям федеральных органов государственной власти в области содействия занятости населения и являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров (п.1 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №

Из анализа Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утв постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 324 (с изм. и допол.) следует, что Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими государственными органами и органами власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года № № "О занятости населения в Российской Федерации" и Положением о Главном управлении государственной службы занятости населения Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № № Главное управление является органом исполнительной власти, осуществляющим переданные отдельные государственные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения. К указанным полномочиям относятся:

контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты (подпункт 1 пункта 1 статьи 7.1 Закона о занятости);

проверка, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения, привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 6 пункта 1 статьи 7.1 Закона о занятости).

Таким образом, суд приходит к выводу, что истец в силу закона имеет право на обращение в суд с требованиями в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Статьей 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ г. № № "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" закреплено общее правило установления квоты для приема на работу инвалидов, согласно которому организациям, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее двух и не более четырех процентов).

Статьей 3 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», установлено, что квота устанавливается организацией, осуществляющей свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности со среднесписочной численностью работников более ста человек в размере не менее двух и не более четырех процентов к среднесписочной численности работников организации. В соответствии со статьей 4 названного Закона о квотировании минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается Правительством Омской области в пределах установленной квоты.

В соответствии с постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № № "О мерах по реализации Закона Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области" для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, установлено:

1) квота для приема на работу инвалидов (далее - квота) в размере трех процентов к среднесписочной численности работников

2) минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.

В соответствии со статьей 8 Закона Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области" орган службы занятости в порядке, установленном законодательством, осуществляет контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, как по направлению центров занятости, так и при непосредственном обращении в организацию, в том числе за выделением (созданием) рабочих мест (специальных рабочих мест) для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.

От обязательного квотирования рабочих мест освобождаются только общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» трудоустройство инвалидов на рабочие места, выделенные (созданные) в счет квоты для приема на работу инвалидов, осуществляется организацией по направлению казенных учреждений службы занятости населения Омской области, а так же по заявлению граждан при непосредственном обращении в организацию.

В соответствии с пунктом 7 статьи 6 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» обязанности по квотированию рабочих мест считается выполненным с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приема на работу инвалидов.

Под специальным рабочим местом для трудоустройства инвалидов понимаются рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов (ст. 22 ФЗ № 181-ФЗ).

По существу ответчик не отрицает факт того, что на день рассмотрения спора в суде такое специальное рабочее место по существу не создано.

К доводам ответчика со ссылкой на письмо от ДД.ММ.ГГГГ г. № № Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) о том, что при расчете среднесписочного состава для возможного трудоустройства инвалидов среднесписочная численность должна уменьшаться с учетом количества мест с вредными и (или) опасными условиями труда, подтвержденными результатами проведенной в установленном порядке аттестации рабочих мест по условиям труда (л.д. ______) суд относится критически, поскольку данное мнение должностного лица противоречит действующему законодательству. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. В силу п.5.5. Положения о Федеральной службе государственной статистики, утв постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № (с изм. и допол.), Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, функции по контролю в сфере государственной статистической деятельности (п.), и к ее полномочиям отнесено утверждение формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (п.).

Согласно Указаниям по заполнению форм федерального статистического наблюдения: N № "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N № "Сведения об инвестициях", N № "Сведения о финансовом состоянии организации", N № "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N №5(м) "Основные сведения о деятельности организации", утв. Приказом Росстата от ДД.ММ.ГГГГ № № п. № некоторые работники списочной численности не включаются в среднесписочную численность. К таким работникам относятся:

- женщины, находившиеся в отпусках по беременности и родам, лица, находившиеся в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в отпуске по уходу за ребенком;

- работники, обучающиеся в образовательных учреждениях и находившиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также поступающие в образовательные учреждения, находившиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иных норм действующее законодательство не содержит.

Суд также не может согласиться с доводами представителя ответчика, что письмо Росстата от ДД.ММ.ГГГГ за подписью заместителя начальника Управления надзора и контроля за соблюдение законодательства о труде подлежит обязательному применению, поскольку Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N № "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" предусмотрено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Таким образом, расчет среднесписочного состава ответчиком должен производится с учетом работников, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда.

На основании изложенного, суд удовлетворяет заявленных исковые требования Главного управления государственной службы занятости населения по Омской области к ОАО «Омский комбинат строительных конструкций» об обязании ОАО «Омский комбинат строительных конструкций» обеспечить создание (выделение) минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующей одному специальному рабочему месту и принять на работу инвалида.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» обеспечить соблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов и создание (выделение) минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующей одному специальному рабочему месту путем выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Кировский районный суд г. Омска в течение 10 дней.

Председательствующий М.П. Бутакова

Решение вступило в законную силу 11.01.2012 года

Согласовано