ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5257/2021 от 29.12.2021 Дзержинского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2-5257/2021

УИД 34RS0002-01-2021-008102-40

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 декабря 2021 года г. Волгоград

Дзержинский районный суд города Волгограда в составе: председательствующего судьи Зиновьевой С.П., при секретаре (помощнике) Овсепян А.А., с участием прокурора ФИО3, представителя ответчика ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Альянс-М» о возмещении ущерба, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды,

У С Т А Н О В И Л:

Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации обратился с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Альянс-М» о возмещении ущерба, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды. В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований земельного законодательства на особо охраняемой природной территории в деятельности ООО «Альянс-М», установлен ряд нарушений. Так, на земельном участке категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , принадлежащим на праве собственности ООО «Альянс-М» выявлено: 1 капитальная постройка, 1 недостроенное строение, 1 некапитальное строение в виде вагончика, 4 очага предположительного перекрытия плодородного слоя почвы, щебнем, грунтом и остатками использованного асфальтного покрытия, 1 снятие и перемещение плодородного слоя почвы. Капитальная постройка представляет собой здание общей площадью 225 кв.м. Недостроенное строение, представлено фундаментом, с возведенным по одной стороне и частично по противоположной стороне железобетонными конструкциями, площадью 42 кв.м. Некапитальное строение представляет собой вагончик, расположенный на деревянных поддонах, площадью 4 кв.м. Очаг . Предположительное снятие и перемещение плодородного слоя грунта, площадь составляет 1000 кв.м. Очаг . Предположительное перекрытие произведено грунтом, перемешанным с обломками асфальтированного покрытия, площадь составляет 300 кв.м. высота предположительного перекрытия 2 м. Очаг . Предположительное перекрытие произведено перемешанным слоем грунта с щебнем, площадь составляет 60 кв.м., высота предположительного перекрытия 1,5 м. Очаг . Предположительное перекрытие произведено остатками щебня, площадь составляет 70 кв.м., высота предположительного перекрытия 2,5 м. Очаг . Предположительное перекрытие произведено глинистым
слоем грунта площадь составляет 80 кв.м., высота предположительного
перекрытия 1,2 м. В ходе выезда взяты пробы почвы в количестве 17 штук с целью определения агрохимических показателей плодородия почвы, по результатам исследования выявлены 64 случая снижения показателей плодородия почвы в сравнении с контрольной пробой . Также обнаружены металлические конструкции, занимающие площадь в 225 кв.м., бетонные плиты, занимающие площадь в 46 кв.м:, под которыми произвести отбор почвенных образцов не представляется возможным в связи с отсутствием специализированной техники. Данный земельный участок находится в зоне агроландшафтов, которая предназначена для сохранения исторически сложившегося ландшафтного разнообразия, ведения сельского хозяйства экологически безопасными методами (выращивания экологически чистой продукции растениеводства и животноводства, внедрения дружественных природе технологий в сферу сельского хозяйства), а также развития агро- и природно-познавательного туризма. Эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Таким образом, Общество с ограниченной ответственностью «Альянс-М», будучи собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 34:28:130012:523, нарушил установленные требования действующего законодательства Российской Федерации, допустив порчу плодородного слоя земельного участка сельскохозяйственного назначения. Нарушения выявлены в ходе прокурорской проверки деятельности ООО «Альянс-М», в адрес руководителя ООО «Альянс-М» направлено представление об устранении нарушений законодательства в области окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ Согласно поступившему ответу от ДД.ММ.ГГГГ: в удовлетворении требований отказано, ущерб, причинённый землям сельскохозяйственного назначения, не восстановлен.

Просит обязать ООО «Альянс-М» в счет возмещения ущерба, причиненного
землям особо охраняемых природных территории, разработать проект
рекультивации, а также провести рекультивационные работы нарушенных земель на общей площади 1290 кв.м. на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: 34:28:130012:523, расположенном на территории <адрес>. Указанные мероприятия выполнить в течение 3 месяцев; со дня вступления решения суда в законную силу.

Прокурор ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «Альянс-М» ФИО4 в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска, пояснил, что не оспаривает факты повреждения почвы на земельном участке категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 34:28:130012:523, принадлежащих на праве собственности ООО «Альянс-М».

Представитель третьего лица Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и <адрес>ФИО5 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица ГБУ <адрес> «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» ФИО6 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в письменном отзыве на иск указала, что иск поддерживает, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ГБУ ВО «ПП «Волго-Ахтубинская пойма».

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, прокурора ФИО3, поддержавшего иск, представителя ответчика ФИО4, не возражавшего против иска, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно статье 12 "Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Суд установил.

Земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером принадлежит на праве собственности ООО «Альянс-М».

На данном земельном участке имеются: 1 капитальная постройка, 1 недостроенное строение, 1 некапитальное строение в виде вагончика, 4 очага предположительного перекрытия плодородного слоя почвы, щебнем, грунтом и остатками использованного асфальтного покрытия, 1 снятие и перемещение плодородного слоя почвы.

Капитальная постройка представляет собой здание общей площадью 225 кв.м.

Недостроенное строение, представлено фундаментом, с возведенным по одной стороне и частично по противоположной стороне железобетонными конструкциями, площадью 42 кв.м.

Некапитальное строение представляет собой вагончик, расположенный на деревянных поддонах, площадью 4 кв.м.

Очаг . Предположительное снятие и перемещение плодородного слоя грунта, площадь составляет 1000 кв.м.

Очаг . Предположительное перекрытие произведено грунтом, перемешанным с обломками асфальтированного покрытия, площадь составляет 300 кв.м. высота предположительного перекрытия 2 м.

Очаг . Предположительное перекрытие произведено перемешанным слоем грунта с щебнем, площадь составляет 60 кв.м., высота предположительного перекрытия 1,5 м.

Очаг . Предположительное перекрытие произведено остатками щебня, площадь составляет 70 кв.м., высота предположительного перекрытия 2,5 м.

Очаг . Предположительное перекрытие произведено глинистым
слоем грунта площадь составляет 80 кв.м., высота предположительного
перекрытия 1,2 м.

Данные обстоятельства установлены по результатам проведенной выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры исполнения требований земельного законодательства на особо охраняемой природной территории в деятельности ООО «Альянс-М».

В результате проверки, как указано, выявлен ряд нарушений.

В ходе выезда произведено взятие проб почвы в количестве 17 штук с целью определения агрохимических показателей плодородия почвы, по результатам которых выявлены 64 случая снижения показателей плодородия почвы в сравнении с контрольной пробой .

Также обнаружены металлические конструкции, занимающие площадь в 225 кв.м., бетонные плиты, занимающие площадь в 46 кв.м, под которыми произвести отбор почвенных образцов не представляется возможным в связи с отсутствием специализированной техники.

Данный земельный участок находится в зоне агроландшафтов.

Согласно Постановлению Администрации Волгоградской обл. от 22.07.2016 N 389-п "Об утверждении Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма» зона агроландшафтов предназначена для сохранения исторически сложившегося ландшафтного разнообразия, ведения сельского хозяйства экологически безопасными методами (выращивания экологически чистой продукции растениеводства и животноводства, внедрения дружественных природе технологий в сферу сельского хозяйства), а также развития агро- и природно-познавательного
туризма (п.4.7.3).

В зоне агроландшафтов дополнительно к ограничениям, предусмотренным пунктом 4.5 настоящего Положения, запрещается:

строительство новых хозяйственных и жилых объектов, линейных объектов (в том числе дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций), за исключением объектов, связанных с функционированием природного парка, развитием эколого-туристической деятельности, сельского хозяйства и обеспечением функционирования расположенных в его границах населенных пунктов;

деятельность, снижающая плодородие почв.

В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Пунктом 6 вышеуказанной статьи предусмотрено, что порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 (ред. от 07.03.2019) "О проведении рекультивации и консервации земель" (вместе с "Правилами проведения рекультивации и консервации земель") установлены правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила).

Пунктом 3 Правил установлено, что разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях; сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Согласно пунктам 5 и 6 Правил рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий. Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с п. 8 Правил рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель. проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Таким образом, Общество с ограниченной ответственностью «Альянс-М», будучи собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 34:28:130012:523, в результате действия (бездействия) при осуществлении хозяйственной деятельности нарушило установленные требования действующего законодательства Российской Федерации, допустив порчу плодородного слоя земельного участка сельскохозяйственного назначения.

Размер вреда при снятие плодородного слоя почвы составляет 1 238 400 руб. 00 коп. (один миллион двести тридцать восемь тысяч четыреста рублей 00 коп).

Действия (бездействия) ООО «Альянс-М» квалифицируются как административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением в отношении ООО «Альянс-М» вынесено постановление по делу об административном правонарушении и назначено административное наказание виде штрафа 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Нарушения выявлены в ходе прокурорской проверки деятельности ООО «Альянс-М», в связи с чем в адрес руководителя ООО «Альянс-М» направлено представление об устранении нарушений законодательства в области окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ Согласно поступившему ответу на представление от ДД.ММ.ГГГГ: в удовлетворении требований отказано, до настоящего времени ущерб, причинённый землям сельскохозяйственного назначения не возмещен.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Выявленное прокуратурой нарушение земельного законодательства не обеспечивает защиту гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области земельных отношений.

Таким образом, нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную среду.

Кроме того, интересы государства заключаются в исполнении и соблюдении федерального законодательства всеми органами власти, организациями, предприятиями, юридическими и физическими лицами.

На основании изложенного иск обоснован и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Альянс-М» о возмещении ущерба, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды удовлетворить.

Обязать ООО «Альянс-М» в счет возмещения ущерба, причиненного
землям особо охраняемых природных территории:

разработать проект рекультивации,

провести рекультивационные работы нарушенных земель на общей площади 1290 кв.м. на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: , расположенном на территории <адрес>.

Указанные мероприятия выполнить в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Альянс-М» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд города Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 10.01.2022г.

Судья С.П. Зиновьева