ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-525/18 от 20.08.2018 Кавказского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-525/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Кавказская Кавказского района

Краснодарского края 20 августа 2018 года

Кавказский районный суд Краснодарского края в составе:

Судьи - Волошиной О.Е.,

при секретаре - Разбицкой Н.В.,

с участием:

помощника прокурора Кавказского района – Фоменко Р.А.,

представителя ответчика – директора МБУК дом культуры «Социально – культурный центр» Лосевского сельского поселения – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц к МБУК дом культуры «Социально - культурный центр» Лосевского сельского поселения Кавказского района, 3-е лицо: Управление социальной защиты населения Краснодарского края в Кавказском районе о признании незаконным бездействия по созданию беспрепятственного доступа инвалидов, суд

установил:

Прокурор Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Кавказский районный суд с иском к МБУК дом культуры «Социально – культурный центр» Лосевского сельского поселения о признании незаконным бездействия по созданию беспрепятственного доступа инвалидов.

Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой района совместно с управлением социальной защиты населения Краснодарского края в Кавказском районе проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности МБУК дом культуры «Социально – культурный центр» Лосевского сельского поселения Кавказского района.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного их доступа к объектам инфраструктуры.

В целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры утверждены СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.

При проведении проверки административного здания МБУК дом культуры «Социально – культурный центр» Лосевского сельского поселения установлено, что в нарушение СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", объект инфраструктуры не имеет следующих элементов необходимых для беспрепятственного доступа инвалидов:

Участки и территории: не установлены указатели направления движения для инвалидов.

Вход: входная дверь (наружная) шириной проема одной створки в свету менее 0,9 м.; высота порога входной двери наружной более 1,4 см.

Зона оказания услуги: Не обеспечено в зале не менее 1% мест для инвалидов – колясочников; не оборудованы в зале места для инвалидов – колясочников при доступе сбоку размером 0,55*0,85 м, при доступе спереди или сзади размером 1,25*0,85м.

Средства информации: не обустроены специальными символами доступных элементов и указателями направления движения; не установлены знаки и указатели в зонах движения в зальных помещениях высоте от 1,5 м до 4,5 м.

Несоблюдение МБУК дом культуры «Социально – культурный центр» Лосевского сельского поселения требований ч.1 ст.15 Федерального закона №.181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, влечет за собой нарушение прав такой категории граждан, число которых постоянно меняется, то есть оно нарушает права неопределенного круга лиц по созданию беспрепятственного доступа инвалидов в МБУК дом культуры «Социально – культурный центр» Лосевского сельского поселения Кавказского района.

Бездействие МБУК дом культуры «Социально – культурный центр» Лосевского сельского поселения Кавказского района, выразившееся в несоблюдении требований ч.1 ст.15 Федерального закона N 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, влечет за собой нарушение прав такой категории граждан, число которых постоянно меняется, то есть оно нарушает права неопределенного круга лиц по созданию беспрепятственного доступа инвалидов в МБУК дом культуры «Социально – культурный центр» Лосевского сельского поселения Кавказского района, что в соответствии со ст.45 ГПК РФ служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц.

На основании изложенного прокурор просит суд:

Возложить обязанность на МБУК дом культуры «Социально – культурный центр» Лосевского сельского поселения Кавказского района выполнить мероприятия по устранению имеющихся нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, а именно: установить указатели направления движения для инвалидов на участках и территориях; обустроить входную дверь (наружную) с шириной проема одной створки в свету не менее 0,9м.; снизить высоту порога входной двери наружной до 1,4 см. и менее; обеспечить в зале не менее 1% мест для инвалидов – колясочников; оборудовать в зале места для инвалидов – колясочников при доступе сбоку размером 0,55-0,85 м, при доступе спереди или сзади размером 0,12*0,85 м.; обустроить специальными символами доступных элементов здания и указателями направления движения; установить знаки и указатели в зонах движения в зальных помещениях высоте от 1,5 м до 4,5 м.

В судебном заседании помощник прокурора Кавказского района Фоменко Р.А. поддержал заявленные прокурором исковые требования в полном объеме, подтвердил обстоятельства изложенные в исковом заявлении в полном объеме, и пояснил, что прокуратурой района совместно с управлением социальной защиты населения Краснодарского в Кавказском районе проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защиты инвалидов в деятельности МБУК дом культуры «Социально – культурный центр» Лосевского сельского поселения Кавказского района, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности МБУК дом культуры «Социально – культурный центр» Лосевского сельского поселения Кавказского района, касающиеся нарушения законодательства о социальной защите инвалидов.

Просит суд обязать МБУК дом культуры «Социально – культурный центр» Лосевского сельского поселения Кавказского района выполнить мероприятия по устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, указанные в исковом заявлении.

Представитель ответчика – директор МБУК дом культуры «Социально – культурный центр» Лосевского сельского поселения Кавказского района ФИО1 в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора Кавказского района не согласилась и поддержала письменные пояснения, которые находятся в материалах дела и были исследованы судом, из которых следует, что в соответствии с 4.1 ст.15 ФЗ №181 - ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для устранения нарушений законодательства предприняты следующие меры:

В здании МБУК ДК «СКЦ» Лосевского сельского поселения и на прилегающей территории установлены указатели направления движения для инвалидов.

Наружная входная дверь - двухстворчатая, ширина проема в распахнутом виде имеет размер 1,8 м, что обеспечивает беспрепятственный доступ инвалидов колясочников. А так же, установлена кнопка вызова сотрудника назначенного приказом ответственного за сопровождение и оказание ситуационной помощи инвалидам.

В зрительном зале обозначено место для инвалидов колясочников.

При входе в здание МБУК ДК «СКЦ» имеется информационная тактильная табличка.

Устранить все выявленные нарушения и обеспечить доступность объекта для инвалидов в полном объеме в данный момент, не представляется возможным, так как для проведения всех мероприятий в соответствие с действующими строительными нормами нужно провести капитальный ремонт всего здания.

Для осуществления ремонта изготовлена проектно – сметная документация на сумму 5617,75 тысяч рублей. Ведется государственная экспертиза документации. Подана заявка на участие в краевой целевой программе «Культура Кубани», финансирование по которой запланировано на 2019 год.

Также пояснила, что по мере поступления финансовых средств, оставшиеся нарушения будут устранены.

В подтверждение доводов представила следующий пакет письменных доказательств:

- сводный сметный расчет стоимости строительства на сумму 5617,75 тысяч рублей.

- муниципальный контракт (договор) на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства от 12 июля 2018 года;

- приказ Муниципального бюджетного учреждения культуры Дом культуры «Социально – культурный центр» Лосевского сельского поселения Кавказского района № 27-п от 09.01.2018 года - «О назначении ответственного за организацию работы с маломобильными группами населения;

- порядок оказания МБУК ДК «СКЦ» Лосевского сельского поселения услуг на дому;

- фототаблицы с указателями направления движения для инвалидов на участках и территориях, специальных символов доступных элементов здания.

Представитель заинтересованного лица Управления социальной защиты населения Краснодарского края в Кавказском районе, действующая на основании доверенности № 16-4711/15-03-11 от 17.08.2018 года ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, согласно поданного письменного заявления, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя, при вынесении решения полагаются на усмотрение суда.

Судом в соответствии со ст. 167 ГПУ РФ вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Выслушав стороны, изучив и исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц являются законными и обоснованными, но подлежат частичному удовлетворению.

К такому выводу суд пришел по следующим основаниям.

В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 24.07.2009) «О социальной защите инвалидов в РФ» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

В силу ст. 15 данного Федерального закона, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Из материалов дела видно, что собственником нежилого здания площадью 627.1 кв.м. этажность 1, подземная этажность 0, кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес> является Муниципальное образование Лосевское сельское поселение Кавказского района Краснодарского края, что подтверждается паспортом общественного здания (л.д. 4-10).

Доступность зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, обеспечивается, в том числе (причем в первую очередь) путём оборудования в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в своде правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (СП 59.13330.2012).

С учетом, представленных по делу доказательств судом с достоверностью установлено, что директором МБУК дом культуры «Социально – культурный центр» Лосевского сельского поселения Кавказского района выполняются мероприятия по устранению имеющихся нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, по мере поступления финансирования.

После проведенной Прокуратурой Кавказского района совместно с управлением социальной защиты населения Краснодарского края проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов директором МБУК дом культуры» Социально – культурный центр» ФИО1 проведены следующие мероприятия по устранению нарушений, а именно:

- установлены указатели направления движения для инвалидов на участках и территориях;

- снижена высота порога входной двери наружной до 1,4 см. и менее;

- обустроены специальными символами доступных элементов здания и указателями направления движения;

- установлены знаки и указатели в зонах движения в зальных помещениях высоте от 1,5м. до 4,5м.

Остальные нарушения законодательства не устранены в связи с отсутствием финансирования, для проведения всех мероприятий в соответствие с действующими строительными нормами нужно провести капитальный ремонт всего здания. Ведется государственная экспертиза документации. Подана заявка на участие в краевой целевой программе «Культура Кубани», финансирование по которой запланировано на 2019 год, что подтверждается сметной документацией.

Анализируя представленные по делу доказательства, в их совокупности и учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц к МБУК дом культуры «Социально – культурный центр» Лосевского сельского поселения Кавказского района, 3-е лицо: Управление социальной защиты населения Краснодарского края в Кавказском районе о признании незаконным бездействия по созданию беспрепятственного доступа инвалидов подлежат частичному удовлетворению.

Следует обязать МБУК дом культуры «Социально – культурный центр» Лосевского сельского поселения Кавказского района выполнить мероприятия по устранению имеющихся нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, а именно:

- обустроить входную дверь (наружную) с шириной проема одной створки в свету не менее 0,9м.;

- обеспечить в зале не менее 1% мест для инвалидов – колясочников;

- оборудовать в зале места для инвалидов – колясочников при доступе сбоку размером 0,55-0,85 м, при доступе спереди или сзади размером 0,12*0,85 м..

В удовлетворении остальной части иска об обязании МБУК дом культуры «Социально – культурный центр» Лосевского сельского поселения Кавказского района выполнить мероприятия по устранению имеющихся нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, а именно:

- установить указатели направления движения для инвалидов на участках и территориях;

- снизить высоту порога входной двери наружной до 1,4 см. и менее;

- обустроить специальными символами доступных элементов здания и указателями направления движения;

- установить знаки и указатели в зонах движения в зальных помещениях высоте от 1,5 м до 4,5 м. – прокурору Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц следует отказать, т.к. данные нарушения на день вынесения решения суда устранены, о чем суду представлены представителем ответчика соответствующие доказательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года (с изм., внесенными Федеральным законом от 06.04.2015 N 68-ФЗ (ред. 19.12.2016)), ст. ст. 45, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц к МБУК дом культуры «Социально - культурный центр» Лосевского сельского поселения Кавказского района, 3-е лицо: Управление социальной защиты населения Краснодарского края в Кавказском районе о признании незаконным бездействия по созданию беспрепятственного доступа инвалидов удовлетворить частично.

Обязать МБУК дом культуры «Социально – культурный центр» Лосевского сельского поселения Кавказского района выполнить мероприятия по устранению имеющихся нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, а именно:

- обустроить входную дверь (наружную) с шириной проема одной створки в свету не менее 0,9м.;

- обеспечить в зале не менее 1% мест для инвалидов – колясочников;

- оборудовать в зале места для инвалидов – колясочников при доступе сбоку размером 0,55-0,85 м, при доступе спереди или сзади размером 0,12*0,85 м..

В удовлетворении остальной части иска об обязании МБУК дом культуры «Социально – культурный центр» Лосевского сельского поселения Кавказского района выполнить мероприятия по устранению имеющихся нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, а именно:

- установить указатели направления движения для инвалидов на участках и территориях;

- снизить высоту порога входной двери наружной до 1,4 см. и менее;

- обустроить специальными символами доступных элементов здания и указателями направления движения;

- установить знаки и указатели в зонах движения в зальных помещениях высоте от 1,5 м до 4,5 м. – прокурору Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кавказский районный суд Краснодарского края.

Судья Кавказского районного суда

Краснодарского края: О.Е. Волошина

Мотивированное решение

Изготовлено 24.08.2018г.