ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-525/2021 от 16.07.2021 Шолоховского районного суда (Ростовская область)

№ 2-525/2021

61RS0061-01-2021-000745-73

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июля 2021 года ст. Казанская

Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Филимонова А.В.,

при секретаре судебного заседания Чеботаревой Е.А.,

рассмотрев в помещении постоянного судебного присутствия Шолоховского районного суда Ростовской области в ст. Казанской Верхнедонского района Ростовской области в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Верхнедонского района Ростовской области об обязании внести изменения в схему территориального планирования Верхнедонского района путем отражения на карте ее обоснования зон затопления и подтопления, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости,

установил:

в Шолоховский районный суд <адрес> обратился Ростовский межрайонный природоохранный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к <адрес> об обязании внести изменения в схему территориального планирования <адрес> путем отражения на карте ее обоснования зон затопления и подтопления, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости, сославшись на следующие обстоятельства.

Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе надзора за исполнением законов в сфере охраны и использовании водных объектов выявлены факты отсутствия в документе территориального планирования муниципального образования - схеме территориального планирования <адрес> сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий - зон затопления и подтопления.

Материалы по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района в виде карт отображают, в том числе, зоны с особыми условиями использования территорий.

Согласно информации филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о границах следующих зон затопления и подтопления на территории муниципального района:

- зона 1 % затопления <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ);

- зона 1 % затопления <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ);

- зона 1 % затопления <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ);

- зона 1 % затопления <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ);

- зона 1 % затопления <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ);

- зона подтопления (0 - 3 м) <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ);

- зона подтопления (0 - 3 м) <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ);

- зона подтопления (0 - 3 м) <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ);

- зона подтопления (0 - 3 м) <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ);

- зона подтопления (0 - 3 м) <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ).

Установлено, что схема территориального планирования Верхнедонского района утверждена решением Верхнедонского районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ.

С целью устранения нарушений закона, главе Администрации Верхнедонского района Ростовской области внесено представление, вместе с тем, администрацией нарушения законов фактически не устранены, изменения в схему территориального планирования не внесены, сведения о границах указанных зон с особыми условиями использования территорий на карте, обосновывающей схему, не отражены.

Круг лиц, в интересах которых подано данное заявление, невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Таким образом, невыполнение Администрацией Верхнедонского района Ростовской области мероприятий по отражению границ зон затопления и подтопления в документе территориального планирования нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на безопасные и благоприятные условия проживания и жизнедеятельности, защиту от чрезвычайных ситуаций природного характера, а также законные интересы Российской Федерации в сфере государственного управления.

Поскольку не отражение границ зон затопления, подтопления в документе территориального планирования нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на безопасные и благоприятные условия проживания и жизнедеятельности, защиту от чрезвычайных ситуаций природного характера, понуждение в судебном порядке устранить нарушения законов и восстановить нарушенные права не является вмешательством в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.

На основании изложенного, Ростовский межрайонный природоохранный прокурор просит суд обязать Администрацию Верхнедонского района Ростовской области в течение 10 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда внести изменения в схему территориального планирования Верхнедонского района путем отражения на карте ее обоснования следующих зон затопления и подтопления, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости:

- зона 1 % затопления <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ);

- зона 1 % затопления <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ);

- зона 1 % затопления <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ);

- зона 1 % затопления <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ);

- зона 1 % затопления <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ);

- зона подтопления (0 - 3 м) <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ);

- зона подтопления (0 - 3 м) <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ);

- зона подтопления (0 - 3 м) <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ);

- зона подтопления (0 - 3 м) <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ);

- зона подтопления (0 - 3 м) <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ).

Представитель прокуратуры – помощник прокурора Верхнедонского района Ростовской области Сбродов В.И. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика – Администрации Верхнедонского района Ростовской области ФИО1, действующая на основании доверенности в судебном заседании пояснила, что срок действия схемы территориального планирования Верхнедонского муниципального района истекает в 2025 году. Внесение изменений в схему требует значительного финансирования и временных затрат для проведения торгов и согласования. Исковые требования признают, однако просят установить срок для исполнения требований прокуратуры до ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав участников процесса и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 35 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» территориальное планирование, градостроительное зонирование и планировка территории осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе в соответствии с требованиями к сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду с учетом ближайших и отдаленных экологических последствий эксплуатации планируемых к строительству объектов капитального строительства и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия.

В силу ст. 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3) к вопросам местного значения муниципальных районов относится, в том числе, утверждение схем территориального планирования муниципального района.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются, в том числе, схемы территориального планирования муниципальных районов.

Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу ч.ч. 4, 6 ст. 19 Градостроительного кодекса РФ к схеме территориального планирования муниципального района прилагаются материалы по ее обоснованию в текстовой форме и в виде карт.

Материалы по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района в виде карт отображают, в том числе, зоны с особыми условиями использования территорий.

К зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в частности, зоны затопления и подтопления (ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, ст. 105 Земельного кодекса РФ).

Согласно п. 6 ст. 67.1 Водного кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления, в связи с чем несвоевременное отражение границ таких зон может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья, безопасные и благоприятные условия проживания и жизнедеятельности, защиту от чрезвычайных ситуаций природного характера.

Согласно информации филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о границах следующих зон затопления и подтопления на территории муниципального района:

- зона 1 % затопления <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ);

- зона 1 % затопления <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ);

- зона 1 % затопления <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ);

- зона 1 % затопления <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ);

- зона 1 % затопления <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ);

- зона подтопления (0 - 3 м) <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ);

- зона подтопления (0 - 3 м) <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ);

- зона подтопления (0 - 3 м) <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ);

- зона подтопления (0 - 3 м) <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ);

- зона подтопления (0 - 3 м) <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, на территории <адрес> имеются пять зон затопления и пять зон подтопления.

Схема территориального планирования Верхнедонского района утверждена решением Верхнедонского районного Собрания депутатов от 24.12.2012 № 176.

В нарушение ст. 19 Градостроительного кодекса РФ, ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий - зон затопления и подтопления в схеме территориального планирования муниципального района не содержатся, что недопустимо и может привести к существенным нарушениям требований природоохранного законодательства, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды и устойчивое развитие территорий.

С целью устранения нарушений закона, главе Администрации Верхнедонского района Ростовской области было внесено представление, вместе с тем, администрацией нарушения законов фактически не устранены, изменения в схему территориального планирования не внесены, сведения о границах указанных зон с особыми условиями использования территорий на карте, обосновывающей схему, не отражены.

Круг лиц, в интересах которых подано данное заявление, невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Таким образом, невыполнение Администрацией Верхнедонского района Ростовской области мероприятий по отражению границ зон затопления и подтопления в документе территориального планирования нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на безопасные и благоприятные условия проживания и жизнедеятельности, защиту от чрезвычайных ситуаций природного характера, а также законные интересы Российской Федерации в сфере государственного управления.

Поскольку не отражение границ зон затопления, подтопления в документе территориального планирования нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на безопасные и благоприятные условия проживания и жизнедеятельности, защиту от чрезвычайных ситуаций природного характера, понуждение в судебном порядке устранить нарушения законов и восстановить нарушенные права не является вмешательством в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

С учетом пояснений и позиции представителя ответчика суд усматривает основания для предоставления ответчику отсрочки в исполнении решения суда на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель прокуратуры – помощник прокурора Верхнедонского района Ростовской области Сбродов В.И. не возражал против предоставления данной отсрочки и полагался на усмотрение суда.

Оценивая все обстоятельства дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд,

решил:

исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Верхнедонского района Ростовской области об обязании внести изменения в схему территориального планирования Верхнедонского района путем отражения на карте ее обоснования зон затопления и подтопления, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости – удовлетворить.

Обязать Администрацию Верхнедонского района Ростовской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ внести изменения в схему территориального планирования Верхнедонского района путем отражения на карте ее обоснования следующих зон затопления и подтопления, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости:

- зона 1 % затопления <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ);

- зона 1 % затопления <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ);

- зона 1 % затопления <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ);

- зона 1 % затопления <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ);

- зона 1 % затопления <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ);

- зона подтопления (0 - 3 м) <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ);

- зона подтопления (0 - 3 м) <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ);

- зона подтопления (0 - 3 м) <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ);

- зона подтопления (0 - 3 м) <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ);

- зона подтопления (0 - 3 м) <адрес> в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (учетный .ДД.ММ.ГГГГ).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шолоховский районный суд Ростовской области в течение месяца.

Судья подпись А.В. Филимонов

Копия верна:

Судья А.В. Филимонов