Дело № 2-525/2022 ~ М-202/2022, УИД 52RS0014-01-2022-000348-19 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор. Городец 25 февраля 2022 года
Городецкий городской суд Нижегородской области в лице председательствующего судьи Ситниковой Н.К., при секретаре Шастовой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
администрации Николо-Погостинского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области к ООО "Аксентис" и Журавлеву В. Е. об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Николо-Погостинского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области обратилась в суд с иском к ООО "Аксентис" и Журавлеву В.Е. об обязании совершить действия по расчистке дорог общего пользования от снега, указав в обоснование, что ***Журавлев В.Е., управляя транспортным средством трактор *, государственный регистрационный знак *, принадлежащим ООО «Аксентис», передвигался по дорогам общего пользования в границах деревни Иголенки Николо-Погостинского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области. Во время движения большое количество снега с колес данного транспортного средства осталось на дороге. Сотрудниками администрации Николо-Погостинского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области было сделано замечание Журавлеву В.Е. с просьбой расчистить дорогу общего пользования в деревне Иголенки от снега, на что он ответил отказом. У администрации Николо-Погостинского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области нет необходимой техники для расчистки снега дорог общего пользования в границах деревни Иголенки Николо-Погостинского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области. Журавлев В.Е. имеет возможность расчистить снег в указанном населенном пункте и чаще всех жителей ездит по данной дороге на тракторе, принадлежащем ООО «Аксентис», поэтому ответчики обязаны производить уборку и чистку снега дорог общего пользования в границах деревни Иголенки Николо-Погостинского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области. Учитывая вышеизложенное, истец обратился в суд с данным иском.
Из письменных отзывов ответчиков следует, что исковые требования администрации они не признают, поскольку каких либо доказательств, подтверждающих доводы истца, не представлено. Вина ответчиков в загрязнении дорог общего пользования не установлена, а наличие у ООО «Аксентис» специальной техники, которая могла быть использована для расчистки дорог, не может служить достаточным основанием для удовлетворения иска.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом, не явились. Письменными заявлениями просят суд рассмотреть дело без их участия.
Принимая во внимание надлежаще извещение лиц, участвующих в деле, их письменные ходатайства, суд приходит к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие сторон в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства в совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Статьей 3 названного федерального закона определено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы).
Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (части 1 и 8 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, представленные собственниками данных дорог.
В силу части 6 статьи 8 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ автомобильные дороги должны иметь идентификационные номера, которые присваиваются в том числе органами местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 14, подпунктом 5 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ.
С учетом положений статей 34 и 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, контрольно-счетным органом муниципального образования, а также иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пользователям автомобильными дорогами и иным осуществляющим использование автомобильных дорог лицам запрещается: загрязнять дорожное покрытие, полосы отвода и придорожные полосы автомобильных дорог.
В соответствии с положениями п. 1.5 Правил дорожного движения участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.
В силу ч. 2 ст. 29 ФЗ от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ, ответственность за нарушение законодательства об автомобильных дорогах может быть возложена как на пользователей автомобильными дорогами, то есть на физических и юридических лиц, использующих автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения (п. 8 ст. 3 ФЗ от *** N 257-ФЗ), так и на иных лиц, осуществляющих использование автомобильных дорог (п. 1 ч. 2 ст. 29 Закона), то есть на физических и юридических лиц, использующих автомобильные дороги не в связи с участием в процессе дорожного движения.
Из материалов дела следует, что на основании трудового договора от ****Журавлев В.Е. состоит в трудовых отношениях с ООО «Аксентис» в должности ........
Транспортное средство трактор *, государственный регистрационный знак *, находится в пользовании ООО «Аксентис», что подтверждается паспортом самоходной машины *.
Постановлением администрации Николо-Погостинского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 09 января 2014 года №2 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов Николо-Погостинского сельсовета Нижегородской области, в который входит автодорога у д. Иголенки Николо-Погостинского сельского совета.
Обращаясь с исковыми требованиями о возложении на ответчиков обязанности произвести своими силами расчистку снега дорог общего пользования в границах населенного пункта, истец основывал свои требования на том, что при движении в процессе хозяйственной деятельности по обслуживанию сельхозугодий по указанным дорогам транспортных средств, принадлежащих ООО «Аксентис», под управлением сотрудника указанной организации, было допущено загрязнение дороги, что создает помехи для движения. Указанные обстоятельства, по мнению истца, являются основанием для возложения на ответчиков обязанности устранить помехи для движения и произвести необходимую расчистку дорог общего пользования от снега.
В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 29 данного Закона пользователям автомобильными дорогами и иным осуществляющим использование автомобильных дорог лицам запрещается загрязнять дорожное покрытие.
В силу ч. 1 ст. 46 Закона в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, лица, нарушившие законодательство РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В силу ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ ответственность за нарушение законодательства об автомобильных дорогах может быть возложена как на пользователей автомобильными дорогами, то есть на физических и юридических лиц, использующих автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения (п. 8 ст. 3 Закона).
Вместе с тем, каких-либо доказательств того, что нанесение снега на дороги общего пользования в границах населенного пункта произошло вследствие виновных действий ответчиков в материалах дела не представлено.
ООО «Аксентис» и Журавлев В.Е. не привлекались к административной ответственности за нарушение п. 1.5 Правил дорожного движения, каких-либо иных допустимых доказательств, которые с достоверностью подтверждали бы доводы истца, материалы дела не содержат, и истец на них не ссылался.
При таких обстоятельствах у суда не имеется правовых оснований для возложения на ответчиков как на лиц, осуществлявших использование автомобильных дорог в процессе своей хозяйственной деятельности и допустившее нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 29 ФЗ от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанности по устранению допущенных нарушений, а именно произвести расчистку от снега дорог общего пользования в границах населенного пункта д. Иголенки Николо-Погостинского сельсовета Городецкого муниципального района.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований администрации Николо-Погостинского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области к ООО "Аксентис" и Журавлеву В. Е. об обязании совершить действия, отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Городецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ситникова
Мотивированное решение изготовлено 28 февраля 2022 года
Судья Ситникова
Копия верна
Судья