ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-525/21 от 29.04.2021 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

№2-525/21

Решение

Именем Российской Федерации

29 апреля 2021 года г.Краснодар

Первомайский районный суд города Краснодара в составе: председательствующего судьи Фойгеля К.М.,

Секретаря судебного заседания Прокопенко Д.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Карасунского округа г.Краснодара в интересах неопределенного круга лиц к ИП Любименко Р. В., ООО «Парусный» о запрете деятельности, создающей угрозу причинения вреда в будущем,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Карасунского округа г. Краснодара обратился в суд с иском, в котором просит признать запретить Любименко Р.В, ООО «Парусный» и иным лицам эксплуатацию гоночных трасс, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами: :11 и :4010, до устранения в полном объеме нарушений, влекущих угрозу безопасности жизни и здоровью граждан. В обоснование требований указано, что ООО «Парусный» на праве собственности принадлежат земельные участки: с кадастровым номером :11 площадью 27 190,6 кв.м, и с кадастровым номером :4010 площадью 152 079 кв.м, расположенные по адресу: г. Краснодар, ул. <адрес>, на которых расположена гоночная трасса для знтомобилей. Указанные объекты недвижимости эксплуатируются Любименко Р.В. для реализации и проведения массовых зрелищных мероприятий, в том числе соревнований по автомобильному спорту (дрэгрейсинг и дрифтинг). 08.05.2020 следственным отделом по Карасунскому округу г. Краснодара СУ СК РФ по Краснодарскому краю в отношении Любименко Р.В. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 238 УК РФ. В ходе расследования уголовного дела установлено, что Любименко Р.В. с 01.03.2014 фактически эксплуатирует земельные участки с кадастровыми номерами: :11 и :4010, и расположенные на них гоночные трассы, на коммерческой основе для проведения соревнований по указанным видам спорта с различной периодичностью, но не менее десяти раз в год.

В целях установления безопасности организованных и проводимых Любименко Р.В. спортивных мероприятий в рамках процессуальной проверки УМВД России по городу Краснодару назначена и проведена комиссионная строительно-техническая экспертиза. В соответствии с заключением ФБУ «Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Минюста России» от 13.04.2020 .1, трасса дрегрейсинга и дрифтинга при их эксплуатации, в том числе при проведении спортивных мероприятий и соревнований не соответствует п.п. 2.1, 2.2, 2.4, 2.12, 8.5, 8.6, 8.10, 8.10.2.1., 8.10.2.3, 17.8 «Спортивного Кодекса» Российской автомобильной Федерации (согласованного 13.11.2018 Советом РАФ по спорту и утвержденного Советом РАФ 29.11.2018, п.п. 7,9 Приложения № 3 «Правил проведения соревнований по дрифту», п.п.3,1, 5.12, 8.1, 8.5, 8.18, 8.33 Свода Правил «СП 34.13330.2012. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*, утвержденного приказом министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 № 266, п.5.2.4 ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобили общего пользования.

В соответствии с выводами эксперта, физический износ трассы дрэгрейсинга составляет не менее 55%, состояние неудовлетворительное, трасса имеет искажение поперечного профиля (потеря выпуклости), значительные волны на поверхности, износ верхнего слоя, трещины, выбоины с застоями воды, основание местами просело. На трассе требуется ремонт с вырубкой отдельных мест до 50% площади.

Трасса для занятий дрифтингом находится в аварийном состоянии, непригодна для дальнейшей эксплуатации, имеет искажение поперечного профиля, значительные волны на поверхности, износ верхнего слоя, трещины, влбоины с застоями воды, основание местами просело, требуется капитальный ремонт с вырубкой отдельных мест до 50% площади, физический износ свыше 60%.

Вспомогательная дорога имеет нарушение поперечного профиля, почти полный износ и нарушение слоев асфальтового покрытия, требуется переустройство основания покрытия.

Дальнейшая эксплуатация указанных трасс, в том числе при наличии указанных критических дефектов, а также при наличии выявленных недостатков без их устранения, угрожает жизни и здоровью граждан, как участников, так и зрителей проводимых соревнований, поскольку эксплуатация данных трасс является оказанием услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан.

В судебном заседании 29.04.2021 старший помощник прокурора Карасунского административного округа г.Краснодара ФИО4, помощник прокурора Карасунского административного округа г.Краснодара ФИО5 исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.

Ответчик Любименко Р.В. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания извещен надлежаще, никаких заявлений или ходатайств не представил. В материалы дела от него поступил отзыв на исковые требования, в котором ответчиком указано, что в экспертизе, представленной истцом, не указанно каким образом выявленные недочеты на спортивном объекте могут влиять на безопасность, и какое отношение они имеют к безопасности. Также указано, что прокурор ссылается на заключение экспертизы, которая исследовала трассу для дрифта и сделала вывод о несоответствии безопасности, ссылаясь на спортивный кодекс РАФ согласованный и утвержденный в 2018 году. С данным выводом Любименко Р.В. не согласен, так как, по его мнению, это заключение является ложным и выдуманным. В спортивном кодексе РАФ 2018 года нет согласованной и утвержденной дисциплины Дрифт, отсутствуют рекомендации для данной дисциплины и трасс дрифт в п. 1 гл. 5 спортивного кодекса РАФ. Данный вывод подтверждает приказ министерства спорта России 1053 от 19.12.2018, в котором отсутствует дисциплина спорта дрифт и отсутствуют трассы для дрифта. Ответчик полагает, что эксперт помимо того, что вышел за пределы своих полномочий, еще указал недостоверные данные в своей экспертизе. Доводы прокурора о том, что на спортивном объекте экстремальных видов спорта не соблюдается СНиП автомобильные дороги общего пользования и федеральный закон о безопасности дорожного движения не являются логичными и обоснованным, так как данный СНиП и федеральный закон не распространяются на спортивные объекты.

Представитель ООО «Парусный» не явился, о дне, времени и месте слушания извещен надлежаще, никаких заявлений или ходатайств от них не поступало.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, надлежащим образом извещенных о дате судебного заседания.

Выслушав объяснения лиц, участвующих по делу, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Парусный» на праве собственности принадлежат земельные участки: с кадастровым номером :11 площадью 27 190,6 кв.м, и с кадастровым номером :4010 площадью 152 079 кв.м, расположенные по адресу: г. Краснодар, ул. <адрес>, на которых расположена гоночная трасса для знтомобилей.

Указанные объекты недвижимости эксплуатируются Любименко Р.В. для реализации и проведения массовых зрелищных мероприятий, в том числе соревнований по автомобильному спорту (дрэгрейсинг и дрифтинг).

08.05.2020 следственным отделом по Карасунскому округу г. Краснодара СУ СК РФ по Краснодарскому краю в отношении Любименко Р.В. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 238 УК РФ.

В ходе расследования уголовного дела установлено, что Любименко Р.В. с 01.03.2014 фактически эксплуатирует земельные участки с кадастровыми номерами: :11 и :4010, и расположенные на них гоночные трассы, на коммерческой основе для проведения соревнований по указанным видам спорта с различной периодичностью, но не менее десяти раз в год.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В силу ст. 11 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие построенных и реконструированных дорог требованиям технических регламентов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В ст. 2 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» указано, что основными принципами обеспечения безопасности являются соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

В силу ст. 3 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» деятельность по обеспечению безопасности включает в себя прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности, разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления.

Жизнь и здоровье гражданина являются самыми значимыми конституционными и человеческими ценностями.

Причинитель вреда, если его деятельность угрожает причинением вреда, обязан приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Пресечение деятельности, создающей угрозу нарушения чужого права, согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ, является одним из способов защиты гражданских прав. Возможность наступления в будущем вредоносного результата признается законодателем достаточным основанием для обращения в суд с иском о запрете деятельности, создающей подобную опасность.

Меры превентивного воздействия на нарушителя прав неопределенного лиц не ограничиваются законодателем применением мер административного воздействия, а предусматривают возможность запрещения деятельности, создающей такую опасность причинения вреда в будущем в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, опасность причинения вреда в будущем является основанием для предъявления исковых требований о запрещении деятельности, создающей такую угрозу.

В целях установления безопасности организованных и проводимых Любименко Р.В. спортивных мероприятий в рамках процессуальной проверки УМВД России по городу Краснодару была назначена и проведена комиссионная строительно-техническая экспертиза.

В заключение экспертов ФБУ «Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Минюста России» от 13.04.2020 .1 установлено, что трасса дрегрейсинга и дрифтинга при их эксплуатации, в том числе при проведении спортивных мероприятий и соревнований не соответствует п.п. 2.1, 2.2, 2.4, 2.12, 8.5, 8.6, 8.10, 8.10.2.1., 8.10.2.3, 17.8 «Спортивного Кодекса» Российской автомобильной Федерации (согласованного 13.11.2018 Советом РАФ по спорту и утвержденного Советом РАФ 29.11.2018), п.п. 7,9 Приложения «Правил проведения соревнований по дрифту», п.п.3,1, 5.12, 8.1, 8.5, 8.18, 8.33 Свода Правил «СП 34.13330.2012. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*, утвержденного приказом министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 , п.5.2.4 ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобили общего пользования.

В соответствии с выводами эксперта, физический износ трассы дрэгрейсинга составляет не менее 55%, состояние неудовлетворительное, трасса имеет искажение поперечного профиля (потеря выпуклости), значительные волны на поверхности, износ верхнего слоя, трещины, выбоины с застоями воды, основание местами просело. На трассе требуется ремонт с вырубкой отдельных мест до 50% площади.

Трасса для занятий дрифтингом находится в аварийном состоянии, непригодна для дальнейшей эксплуатации, имеет искажение поперечного профиля, значительные волны на поверхности, износ верхнего слоя, трещины, влбоины с застоями воды, основание местами просело, требуется капитальный ремонт с вырубкой отдельных мест до 50% площади, физический износ свыше 60%.

Вспомогательная дорога имеет нарушение поперечного профиля, почти полный износ и нарушение слоев асфальтового покрытия, требуется переустройство основания покрытия.

Дальнейшая эксплуатация указанных трасс, в том числе при наличии указанных критических дефектов, а также при наличии выявленных недостатков без их устранения, угрожает жизни и здоровью граждан, как участников, так и зрителей проводимых соревнований, поскольку эксплуатация данных трасс является оказанием услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан.

Давая оценку заключению экспертизы, представленному истцом, суд полагает, что оно отражает ответы на все значимые вопросы в сфере безопасности гоночных трасс, выполнено квалифицированными экспертами, в том числе с осмотром исследуемых объектов.

В связи с чем, оснований не доверять заключению экспертов ФБУ «Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Минюста России» от 13.04.2020 .1 у суда не имеется.

Также учитывается отсутствие обоснованных возражений со стороны ответчика относительно данного экспертного заключения – рецензии на заключение экспертизы Любименко Р.В. не представил, ходатайства о назначении судебной экспертизы не заявлял, в связи с чем, судом с учетом положений ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ произведена оценка указанного заключения, как доказательства по делу.

Кроме того, из ответа министерства физической культуры и спорта Краснодарского края от 05.04.2021 № 51-01-10-2088/21, данного по запросу суда, следует, что параметры места проведения соревнования в дрэг-рейсинге определены Правилами вида спорта «Автомобильный спорт», утвержденными приказом Министерства спорта РФ от 19.12.2018 №1053, с изменениями, внесенными приказом Минспорта России от 04.02.2019 №69 в статье 15 «Технические и иные параметры места проведения соревнований» в пункте 15.4.

Также указано, что в соответствии с Всероссийским реестром видов спорта, в вид спорта «автомобильный спорт» включена дисциплина «дрифт», а также определены требования к месту проведения соревнований по «дрифту».

При указанных обстоятельствах, так как эксплуатируемая Любименко Р.В. трасса дрегрейсинга создает угрозу жизни и здоровью нетеделенного круга лиц - участников и зрителей автогонок, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Прокурора Карасунского округа г.Краснодара в интересах неопределенного круга лиц к ИП Любименко Р. В., ООО «Парусный» о запрете деятельности, создающей угрозу причинения вреда в будущем - удовлетворить.

Запретить ООО «Парусный», ИНН 2310179834, ИП Любименко Р. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и иным лицам эксплуатацию гоночных трасс, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами: :11 и :4010, до устранения в полном объеме нарушений, влекущих угрозу безопасности жизни и здоровью граждан.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд г. Краснодара.

Судья: