Дзержинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Дзержинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Решение вступило в законную силу 28.06.2011
Дело № 2-526/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июня 2011 года
Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи Филатьевой Т. А.,
с участием прокурора - помощника прокурора Дзержинского района города Нижнего Тагила Мазырина А. А.,
представителя ответчика ООО «Легион-НТ» Юрика С. И.,
при секретаре Панченко Е. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Легион-НТ» о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Дзержинского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковыми требованиями к ООО «Легион-НТ» обязать ответчика установить на предприятии уровни транспортной безопасности, провести оценку уязвимости транспортных средств, разработать планы обеспечения транспортной безопасности.
В обоснование требований указал, что **.**.**** прокуратурой Дзержинского района города Нижний Тагил на основании задания прокуратуры области № ** от **.**.**** проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о транспортной безопасности при эксплуатации пассажирского транспорта. В результате проведенной проверки выявлено, что на автотранспортном предприятии ООО «Легион-НТ», зарегистрированном по адресу: город Нижний Тагил, ул. ***, д. **, кв. **, осуществляющем автотранспортные перевозки пассажиров при помощи «маршрутного такси», не установлены уровни транспортной безопасности, не проведена оценка уязвимости транспортных средств, не разработаны планы обеспечения транспортной безопасности, что нарушает положения ст.ст. 4, 7, 8, 9 Федерального закона № 16-ФЗ от 09.02.2007 «О транспортной безопасности».
В ходе рассмотрения дела прокурор в порядке ст. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, сформулировав их следующим образом:
- обязать ООО «Легион-НТ» получить уведомление о включении эксплуатируемых транспортных средств в Реестр категорированных транспортных средств и о присвоенной категории эксплуатируемым транспортным средства;
- обязать провести оценку уязвимости транспортных средств с государственными регистрационными знаками: *** и получить;
- установить уровни транспортной безопасности на эксплуатируемом пассажирском транспорте: **;
- разработать планы обеспечения транспортной безопасности на указанных транспортных средствах.
В уточненном исковом заявлении указал, что в соответствии с положениями Федерального закона № 16-ФЗ от 09.02.2007 «О транспортной безопасности» исполнение требований по обеспечению транспортной безопасности являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры. К субъектам транспортной инфраструктуры относятся юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Результаты проведенной оценки утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. На основании результатов проведенной проверки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов, порядок разработки планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти. В целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе. Постановлением Правительства Российской Федерации 3940 от 10.12.2008 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)», установлено три уровня безопасности объектов транспортной безопасности и транспортных средств. В силу п. 5.7 Минтранса Российской Федерации № 42 от 08.02.2001 субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включения объектов в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств и о присвоенной категории объекту (транспортному средству). Таким образом, ООО «Легион-НТ», осуществляющее эксплуатацию пассажирского транспорта, обязано установить на эксплуатируемом пассажирском транспорте уровни транспортной безопасности, провести оценку уязвимости от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства, а также разработать на каждое эксплуатируемое транспортное средство план транспортной безопасности.
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал, уточнил, что в резолютивной части искового заявления допущена описка в указании регистрационных знаков двух транспортных средств. Указал, что регистрационный знак *** следует считать ***, а регистрационный знак *** следует считать ***. По существу требований дал пояснения в соответствии с исковым заявлением, уточнил, что ответчик обязан направить в уполномоченный орган заявление для получения уведомления о включении эксплуатируемых транспортных средств в Реестр категорированных транспортных средств, то есть принять все необходимые меры к исполнению закона. Представитель ответчика ООО «Легион-НТ» Юрик С. И. иск не признал, суду пояснил, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» сначала проводится оценка уязвимости, затем разрабатывается план транспортной безопасности. Из устной консультации специалиста Управления государственного автодорожного надзора ему известно, что реестр категорированных транспортных средств пока не создан. ООО Легион-НТ» имеет на праве аренды автобусы, которые используются для перевозки пассажиров.
Представитель третьего лица - Уральского управления государственного автодорожного надзора в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав прокурора, представителя ответчика Юрика С. И., изучив материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что ООО «Легион-НТ», зарегистрированное за основным государственным номером *** по адресу: города Нижний Тагил, ул.***, д. **, кв. **, занимается осуществлением перевозок пассажирским автомобильным транспортом, оборудованном для перевозок более восьми человек на основании лицензии № **, выданной Уральским управлением Госавтодорнадзора, сроком действия с **.**.**** по **.**.**** (л.д. 18).
В соответствии с имеющимися в материалах гражданского дела договорами аренды транспортных средств, ответчик на праве аренды владеет транспортными средствами категории «автобусы», которые использует для перевозки пассажиров.
Согласно паспорту ООО «Легион-НТ», организация имеет 7 городских маршрутов, 15 пригородных и 1 междугородный маршрут (л.д. 23-25).
В соответствии со ст. 2 Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 07.02.2011) «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Задачами обеспечения транспортной безопасности являются, в том числе, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
В соответствии со ст. 1 закона субъектами транспортной инфраструктуры признаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В этой же статье дано понятие оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - это определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
Категорированием объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в соответствии с положениями закона является отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из анализа положений законодательства, регулирующих вопросы обеспечения транспортной безопасности, следует, что хронологически принятие мер производится в следующем порядке: внесение объекта в реестр категорированных транспортных средств, проведение оценки уязвимости транспортных средств, категорирование объекта транспортной инфраструктуры и разработка плана транспортной безопасности.
На основании Постановления Правительства РФ от 23.07.2004 № 374 «Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве») полномочия по категорированию объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и ведению реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возложены на Федеральное дорожное агентство (п.п. 5 Положения).
Приказом Минтранса России от 29.01.2010 № 22 утвержден порядок ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в соответствии с которым компетентные органы включают в Реестр категорированные объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, определенные п. 5 и 11 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Реестр формируется и ведется компетентными органами по видам транспорта и включает в себя сведения о категорированных объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. Основанием для включения категорированного объекта транспортной инфраструктуры или категорированного транспортного средства в Реестр, внесения изменений в Реестр, а также исключения данных объектов и транспортных средств из Реестра является решение компетентного органа.
В соответствии с п. 8 Приказа Минтранса РФ от 21.02.2011 № 62 «О Порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности» компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности информирует субъекта транспортной инфраструктуры о присвоении или изменении ранее присвоенной категории ОТИ и/или ТС в срок, не превышающий 15 рабочих дней с момента присвоения или изменения ранее присвоенной категории.
Таким образом, компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности без какого-либо заявления субъекта транспортной инфраструктуры принимает решение о внесении объекта в реестр и затем уведомляет владельца такого объекта о включении в реестр и присвоении категории транспортного средства.
В случае получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС субъект транспортного средства обязан в течение трех месяцев с момента получения уведомления в соответствии с п.п. 5.7, 5.8 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 № 42, обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС, разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.
В соответствии с положениями ст. 5 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Таким образом, требование прокурора обязать ООО «Легион -НТ» получить уведомление о включении эксплуатируемых транспортных средств в Реестр категорированных транспортных средств и о присвоенной категории транспортных средств заявлено без учета положений закона о том, что решение о внесении объекта в реестр принимается компетентным органом самостоятельно, в связи с чем заявленное требование не подлежит удовлетворению.
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что никаких уведомлений о включении транспортных средств в реестр, предписаний он не получал.
Прокурор также не представил суду доказательств того, что в адрес ООО «Легион-НТ» было направлено уведомление о внесении транспортных средств в реестр категорированных транспортных средств, более того, полагал, что предпринять меры по получению данного уведомления должен был ответчик.
Поскольку ООО «Легион-НТ» уведомления о внесении транспортных средств в реестр категорированных транспортных средств не получало, соответственно, у ответчика не возникло обязанности по обеспечению проведения оценки уязвимости транспортных средств и разработке плана обеспечения транспортной безопасности. Таким образом, требования обязать ответчика провести оценку уязвимости транспортных средств, разработать планы обеспечения транспортной безопасности заявлены прокурором без законных на то оснований, поскольку таких обязанностей у ответчика на момент рассмотрения спора не возникло.
Требование обязать ответчика установить уровни транспортной безопасности на эксплуатируемом пассажирском транспорте также не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О транспортной безопасности» перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 № 940 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления) установлены уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Таким образом, субъекты транспортной инфраструктуры не вправе устанавливать уровни транспортной безопасности на эксплуатируемом транспорте, эти вопросы отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, бездействие ООО «Легион-НТ» нельзя признать незаконным и нарушающим права неопределенного круга лиц, в связи с чем требования прокурора Дзержинского района к ООО «Легион-НТ» не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Легион-НТ» - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Дзержинский районный суд города Нижнего Тагила в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись
Текст решения в окончательной форме изготовлен 15.06.2011
Судья: подпись