Дело № 2-5260/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 декабря 2013 года
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,
при секретаре Кивилевой А.А.,
с участием представителя заявителя ФИО1,
представителя заинтересованного лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление администрации Ильинского муниципального района о признании незаконным решения Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю об отказе в государственной регистрации решения Земского собрания, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию,
установил:
Администрация Ильинского муниципального района (далее – Администрация) обратилась в суд с заявлением в порядке гл.25 ГПК РФ о признании незаконным решения Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю (далее – Управление) об отказе в государственной регистрации решения Земского Собрания Ильинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. № «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Ильинский муниципальный район»; возложении обязанности на Управление осуществить государственную регистрацию указанного решения.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что ДД.ММ.ГГГГ. главой муниципального района в Управление направлено на государственную регистрацию решение Земского Собрания Ильинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. № «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Ильинский муниципальный район» (далее – Решение). На государственную регистрацию в соответствии с требованиями закона были представлены новая редакция положений Устава с внесенными в них изменениями, Решение, выписка из протокола заседания Земского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ. №, справка об источниках и датах официального опубликования проекта Решения. Заключением Управления от ДД.ММ.ГГГГ. в государственной регистрации Решения было отказано в связи с нарушением порядка принятия Решения, установленного федеральным законодательством. В заключении указано, что проект Решения подлежал вынесению в обязательном порядке на публичные слушания. Заявитель считает данный отказ незаконным в силу следующего. Решением внесены изменения в ст.12 Устава, содержащую вопросы местного значения, а также в ст.39, регулирующие вопросы досрочного прекращения полномочий главы Ильинского муниципального района. Все изменения были внесены в целях приведения Устава Ильинского муниципального района в соответствие с требованиями федеральных законов. В связи с чем в силу п.1 ч.3 ст.28 и ч.4 ст.44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон №131-ФЗ) считает, что изменения, внесенные в Устав не относятся в числу тех, при внесении которых законодатель устанавливает обязанность по проведению публичных слушаний.
Представитель заявителя в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала, пояснила, что отказ является незаконным, потому что изменения, вносимые в ст.39 Устава, касающиеся вопросы досрочного прекращения полномочий главы Ильинского муниципального района, относятся к полномочиям по решению вопросов местного значения, как этом предусмотрено силу п.1 ч.3 ст.28 Закона №131-ФЗ. Также указывает, что поскольку изменения вносятся в Устав, должна применяться специальная норма – ч.4 ст.44 Закона №131-ФЗ, в связи с чем публичные слушания не должны проводиться, так как вносятся изменения в Устав, в целях его приведения в соответствие с Конституцией и федеральными законами, при этом ч.4 ст.44 Закона №131-ФЗ не предусматривает, что только по вопросам местного значения.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании с заявленными требования не согласилась, поддержала доводы письменного отзыва, в соответствии с которым ДД.ММ.ГГГГ. в Управление поступило на государственную регистрацию Решение о внесении изменений в Устав Ильинского муниципального района, публичные слушания по проекту Решения не проводились, что является нарушением требований п.1 ч.3 ст.28 Закона №131-ФЗ, поскольку изменения, вносимые в ст.39 Устава не являются вопросами местного значения и полномочиями по их решению. Так как нарушен порядок принятия Устава, на основании п.2 ч.6 ст.44 Закона №131-ФЗ в государственной регистрации Устава было отказано и предложено принять Решение с соблюдением установленного федеральным законом порядка. Каких-либо препятствий к осуществлению полномочий по внесению изменений в Устав, данный отказ не создает, после устранения нарушений, указанных в заключении об отказе, заявитель вправе повторно представить необходимые документы. Также указывает, что п.1 ч.2 ст.17 Устава Ильинского муниципального района установлено, что на публичные слушания в обязательном порядке выносятся проект Устава Ильинского муниципального района или акт о внесении изменений и (или) дополнений в Устав Ильинского муниципального района, кроме случаев, когда изменения в Устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в Уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. В связи с этим, в удовлетворении заявления просит отказать (л.д.61-63).
Оценив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Как следует из положений ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.28 Закона №131-ФЗ на публичные слушания должны выноситься: проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами
Частью 4 статья 44 Закона №131-ФЗ предусмотрено, что проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно ч.6 ст.44 Закона №131-ФЗ устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть:
1) противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;
2) нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства дела.
ДД.ММ.ГГГГ. главой муниципального района – главой администрации Ильинского муниципального района в Управление направлено на государственную регистрацию решение Земского Собрания Ильинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. № «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Ильинский муниципальный район», с приложением необходимых документов. Данные документы получены Управлением ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.41-53).
Как следует из Решения внесены изменения в ст.12 Устава «Вопросы местного значения Ильинского муниципального района» и в ст.39 Устава «Досрочное прекращение полномочий главы Ильинского муниципального района» (л.д.42-48).
Заключением от ДД.ММ.ГГГГ г. № отказано в государственной регистрации, поскольку Решение принято с нарушением порядка принятия муниципального правового акта о внесении изменений в устав, установленного федеральным законом. В частности указано, что в нарушение требований п.1 ч.3 ст.28 Федерального закона №131-ФЗ, не проведены публичные слушания по проекту Решения, при этом, изменения, вносимые в ст.39 Устава не являются вопросами местного значения и полномочиями по их решению, соответственно должны быть вынесены в обязательном порядке на публичные слушания (л.д.54).
Проанализировав указанные обстоятельства в совокупности с нормами права, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя, поскольку вносимые в ст.39 Устава изменения, регулирующие порядок досрочного прекращения полномочий главы Ильинского муниципального района, не относится ни к вопросам местного значения, ни к полномочиям по их решению.
Вопросы местного значения муниципального района закреплены в статье 15 Закона №131-ФЗ. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения указаны в статье 17 Закона №131-ФЗ. Указанными статьями закона не предусмотрено, что прекращение полномочий главы муниципального района относится к вопросам местного значения либо к полномочиям по их решению. В связи с чем в силу п.1 ч.3 ст.28 Закона №131-ФЗ, проект изменений в устав должен быть вынесен на публичные слушания. Ссылка заявителя на положения ч.4 ст.44 Закона №131-ФЗ судом отклоняется, так как указанная статья регламентирует не порядок проведения публичных слушаний, а порядок опубликования (обнародования) муниципального правового акта о внесении изменений в устав, что не относится к публичным слушаниям.
Таким образом, заявление Администрации о признании незаконным решения Управления об отказе в государственной регистрации и возложении обязанности на Управление осуществить государственную регистрацию Решения, не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд
решил:
администрации Ильинского муниципального района в признании незаконным решения Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю об отказе в государственной регистрации решения Земского собрания Ильинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. № «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Ильинский муниципальный район», возложении обязанности осуществить государственную регистрацию – отказать.
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий: подпись (Л.Ю. Дульцева)