ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5261/2016 от 12.12.2016 Заельцовского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Гр. дело №2-5261/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 декабря 2016 г. г. Новосибирск

Заельцовский районный суд г.Новосибирска в составе:

председательствующего судьи Шумовой Н.А.,

при секретаре Мансурской Я.М.,

с участием истца Ж.А.Ф., представителя Г.И.В.,

представителя ответчика Р.В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ж.А.Ф. к ФГУП «Почта России» о защите прав потребителя,

Установил:

Ж.А.Ф. обратился в суд с иском к ФГУП «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда в размере __ руб., судебных издержек в размере __ руб., указывая на то, что с xx.xx.xxxx между ним и ответчиком осуществлялись правоотношения по поводу оказания ему ответчиком услуг почтовой связи с использованием бонусной карты «Любимый клиент» __ баллы на которую начисляются при оказании услуг ответчиком в почтовом отделении.

xx.xx.xxxx г. истцом в почтовом отделении __ филиала ответчика по адресу: ... с ответчиком были заключены договоры об оказании услуги почтовой связи. Однако работник ответчика – оператор указанного отделения, ссылаясь на технический сбой, не начислила баллы на его карту «Любимый клиент».

Невозможность получить баллы на карту в рамках оказания услуг почтовой связи свидетельствует о недостатках в оказании истцу услуг почтовой связи, а ответчик тем самым нарушил потребительское право истца на качество услуги.

Также истец указывает, что работник ответчика, с которым он взаимодействовал по указанным обстоятельствам, отказывался представляться и называть свою должность, вел себя некорректно, высказывал нелицеприятные комментарии в отношении его действий по отстаиванию своих прав в рамках публичного договора. Указанное нарушение его потребительских прав, обращение работника ответчика с ним как потребителем является недопустимым, оно оскорбило его, причинило ему существенные физические и нравственные страдания.

В связи с данным нарушением истец обратился к ответчику с претензией о недостатке оказанной услуги, при этом он вынужден был понести расходы по оказанию юридической помощи в размере __ руб., поскольку ст.37 ФЗ «О почтовой связи» предполагает обязательное направление претензии в адрес оператора почтовой связи.

В ответ на претензию ответчик признал факты, изложенные в претензии, но в добровольном порядке требования истца не удовлетворил.

Следствием указанного нарушения ответчиком прав истца стало причинение ему морального вреда, выражающегося в переживаниях по поводу ненадлежащего качества услуги ответчика, неудовлетворения ответчиком всех изложенных в претензии законных требований истца, вынужденным обращением к ответчику с претензией и обращением в суд после отказа ответчика удовлетворить все законные требования истца.

С учетом характера и объема причиненных физических и нравственных страданий истец полагает, что денежное выражение указанного морального вреда, причиненного ему ответчиком, составляет __ руб.

Истец в судебном заседании поддержал свои исковые требования в полном объеме, а также приобщил письменные объяснения (л.д.29).

В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения иска, представил в суд письменный отзыв на исковое заявление (л.д.19), в котором указал, что у истца не имеется нареканий по оказанию услуг почтовой связи и действий работника при оказании ему услуги, а его требование по начислению бонусов или применению ответчиком по отношению к нему иных систем поощрения клиентов законодательно не предусмотрено, в связи с чем в данном случае ФЗ «О защите прав потребителей» не применим; не начисление бонусов на карту произошло по технической причине (неактивность программы), а не по воле оператора почтовой связи. Кроме того, истцом не представлено доказательств обращения за услугой почтовой связи, за которое было положено начисление бонусов на его карту, что является нарушением ст. 55 ГПК РФ. По мнению ответчика, истец допускает злоупотребление правом судебной защиты, прося взыскать судебные расходы, поскольку ранее им было подано исковое заявление с аналогичным содержанием (дело __). Таким образом, ответчик считает, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению.

Дополнительно пояснил, что начисление баллов представляет собой отдельную безвозмездную услугу, которая не подпадает под действие Закона «О защите прав потребителей». Законодательство не предоставляет истцу право требовать начисление бонусов. Услуги связи ему были оказаны должным образом. Истец не называет имя сотрудника, к которому имеет претензии, не указывает его в книге жалоб, хотя все сотрудники носят бейджики с указанием ФИО, должности.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Ж.А.Ф. подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с преамбулой Закона РФ «О защите прав потребителей» закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В силу ч.1 ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

Федеральный закон от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи» устанавливает правовые, организационные, экономические, финансовые основы деятельности в области почтовой связи в Российской Федерации, определяет права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, иных участников деятельности в области почтовой связи, определяет порядок регулирования деятельности в области почтовой связи и управления этой деятельностью, регулирует правоотношения, возникающие между операторами почтовой связи и пользователями услуг почтовой связи, устанавливает статус организаций почтовой связи и закрепляет социальные гарантии их работников.

В соответствии с абзацем 1 статьи 16 Федерального закона «О почтовой связи» услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.

В статье 19 Федерального закона «О почтовой связи» в том числе указано, что права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О связи», Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.420 ГК РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 настоящего Кодекса. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе.

Из материалов дела судом установлено, что Ж.А.Ф. с xx.xx.xxxx. стал участником программы «Любимый клиент» для клиентов ФГУП «Почта России» на условиях, установленных Правилами Программы, в подтверждение чего ему выдана бонусная карта (л.д. 4-7).

Согласно п.2 Программы «Любимый клиент» данная программа определяет взаимоотношения, в которых Участник, приобретающий товар и /или услуги у предприятия с помощью карты, получает право на получение Привилегий в соответствии с правилами Программы.

Привилегией является возможность приобретения товаров Предприятия по специальному каталогу. Привилегии могут предоставляться методом начисления баллов на счет Участника и последующего расходования Участником накопленных баллов на товары (призы) Каталога.

Клиентом данной программы является физическое лицо, пользующееся услугами Предприятия (ФГУП «Почта России»).

Баллы начисляются на Счет Участника при оплате услуг предприятия и списываются со счета участника при заказе у Предприятия призов (товаров) с использованием карты.

Согласно п. 4.1 Программы «Любимый клиент» Баллы начисляются на счет Участника при совершении покупок Участником у Предприятия, во время реализации Предприятием товаров и /или услуг, в отношении которых происходит начисление баллов в рамках Программы

Согласно п.4.3 Программы «Любимый клиент» при реализации Предприятием товаров и/ или услуг, в отношении которых в рамках Программы происходит начисления баллов, для начисления баллов Участник должен уведомить Предприятие непосредственно перед совершением покупки или получением услуги о том, что покупка осуществляется в рамках Программы, путем предоставления своей карты на кассовом терминале.

Согласно п.5.1 Участник, накопивший баллы на своем счете, вправе получить Привилегию с одновременным списанием баллов со счета Участника в соответствии с настоящим Правилами.

Согласно п.5.4 для списания баллов Участник должен уведомить Предприятие о своем намерении приобрести товар из Каталога в обмен на накопленные баллы в рамках Программы, путем заполнения специального бланка заказа и предъявления карты на кассовом терминале ОПС и информирования оператора ОПС о своем желании сделать заказ и оплатить его баллами.

Проанализировав данные условия договора, суд приходит к выводу, что указанная Программа действует только при оказании услуг почтовой связи и только при оплате данных услуг. Следовательно, данная Программа является одним из условий договора по оказанию услуг почтовой связи. На накопленные баллы участник программы вправе получить товары (призы) из каталога.

xx.xx.xxxx г. Ж.А.Ф., согласно квитанции на л.д.32, были получены услуги ФГУП «Почта России», при этом баллы, предусмотренные названной Программой, ему начислены не были. В квитанции указано о начислении 0 баллов (л.д.12 оборот). Хотя, поскольку договор об оказании услуг почтовой связи является возмездным, так как по нему была произведена оплата, то по Программе должны были быть начислены баллы.

Из квитанции от xx.xx.xxxx г. на л.д.33 следует, что ранее по карте «Любимый клиент» Ж.А.Ф. баллы начислялись (__ балов).

Таким образом, суд приходит к выводу, что правоотношения, по поводу которых между сторонами по делу возник спор, регулируются договором об оказании услуг связи и подпадают под сферу действия Закона РФ «О защите прав потребителей», поскольку, как указано выше, данная Программа является одним из условий договора по оказанию услуг почтовой связи и самостоятельно не действует.

xx.xx.xxxx г. Ж.А.Ф. обратился с претензией к ответчику (л.д.12). Ответчик xx.xx.xxxx__ в ответе на претензию признал факт нарушения, указав, что не начисление баллов произошло из-за технического сбоя программы «Любимый клиент» (л.д. 13).

Согласно ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителя» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Суд полагает, что в связи с допущенными нарушениями прав потребителя, с ответчика подлежит взысканию компенсация морального вреда. Однако, сумму компенсации морального вреда, заявленную в иске, суд находит завышенной и полагает необходимым определить ее в размере 3 000 руб. с учетом фактических обстоятельств дела и причиненных истцу нравственных страданий, выразившихся в неполучении бонусных баллов по программе «Любимый клиент», что привело к невозможности их использования.

Доводы истца о ненадлежащем поведении оператора почтовой связи при оказании услуги xx.xx.xxxx. не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения данного спора.

В силу п. 6 ст. 13 Закон РФ «О защите прав потребителей» с ответчика подлежит взысканию штраф в размере __ руб.

Указание ответчика на то, что начисление (не начисление) баллов по программе «Любимый клиент» не относится к услугам, в связи с чем в данном споре не подлежат применению нормы Закона РФ «О защите прав потребителей» отклоняются судом, поскольку данная программа является частью публичного возмездного договора оказания почтовых услуг, условия которого подлежали обязательному исполнению.

Технический сбой программы не относится к обстоятельствам непреодолимой силы, освобождающей ответчика, осуществляющего предпринимательскую деятельность, в силу ст.401 ГК РФ, от ответственности за нарушение своих обязательств.

Согласно ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию судебные расходы в размере __ рублей по предъявлению претензии до обращения с иском в суд. Данные расходы подтверждены квитанцией, дополнительным соглашением (л.д.8-11).

В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в местный бюджет в размере __ руб.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ж.А.Ф. к ФГУП «Почта России» о защите прав потребителя удовлетворить частично.

Взыскать с ФГУП «Почта России» в пользу Ж.А.Ф. компенсацию морального вреда в размере __ рублей, судебные расходы __ рублей, штраф __ рублей, а всего __ рублей.

Взыскать с ФГУП «Почта России» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере __ рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Н.А.Шумова

Решение изготовлено в окончательной форме xx.xx.xxxx года.