ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5263 от 27.12.2011 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

                                                                                    Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-5263/2011 РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 декабря 2011 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Шопиной Е. В., с участием: представителей заявителя ГСК «Тракторостроитель-1» Арефьевой А. М., Медведева В. В., представителей ИФНС по г. Чебоксары Автушенко Е. Н. и Юсуповой И. В., при секретаре судебного заседания Челаукиной М. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению кооператива по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев «Тракторостроитель-1» о признании уклонения ИФНС по г. Чебоксары от внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о юридическом лице - Кооперативе по строительству и эксплуатации коллективных гаражей - стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев «Тракторостроитель-1» незаконным, возложении обязанности внести эти сведения,

установил:

Кооператив по строительству и эксплуатации коллективных гаражей - стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев «Тракторостроитель-1» (ГСК «Тракторостроитель-1») обратился в суд с заявлением о признании уклонения ИФНС по г. Чебоксары от внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о юридическом лице - Кооперативе по строительству и эксплуатации коллективных гаражей - стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев «Тракторостроитель-1» незаконным, возложении обязанности внести эти сведения по следующим основаниям.

В 2001 году был принят Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ, который вводил понятие государственных реестров, содержащих сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц. Единство и сопоставимость указанных сведений должны обеспечиваться за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. Согласно ст.26 указанного Закона уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до 1 июля 2002 г., обязано было в течение шести месяцев представить в регистрирующий орган сообщение сведений о юридическом лице по форме № Р17001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 439. Согласно ст. 1 указанного Закона внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр признается государственной регистрацией, что нашло отражение также в п.2 ст.11 Закона. Функции регистрирующего органа были возложены на налоговую инспекцию. ГСК «Тракторостроитель-1» был зарегистрирован решением от 11 июня 1982 года № 228 исполнительного комитета Калининского районного Совета народных депутатов г.Чебоксары. Председатель ГСК не подал сведения о юридическом лице в регистрирующий орган. Пришедший на его место новый председатель правления Арефьева А.М. подавала такие сведения в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары в 2007 году, в 2009 году и в 2011 году. Последний раз Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары отказалась рассматривать сведения о юридическом лице - ГСК «Тракторотсроитель-1», о чем известила заявителя письмом от 31 августа 2011 года № 6972. Заявитель считает действия инспекции незаконными, так как действия регистрирующего органа регламентированы законом и не подлежат расширительному толкованию, инспекция в силу закона должна была в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган принять одно из двух решений: либо о государственной регистрации кооператива в соответствии со ст.11 Закона по форме № Р80001, утвержденной Приказом ФНС России от 26 апреля 2005 г. № САЭ-3-09/180@ в соответствии со ст.11 Закона, и выдать Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г. по форме № Р 57001; либо принять решение об отказе в государственной регистрации кооператива в соответствии со ст. 23 Закона по форме № Р5001, Р5002, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года № 439, в соответствии со ст.23 Закона. Регистрирующий орган не принял решение в соответствии с Законом, поэтому должностные лица должны нести ответственность. Отсутствие записи в Едином государственном реестре юридических лиц о ГСК «Тракторостроитель - 1» ограничивает правоспособность кооператива как юридического лица, поэтому заявитель ГСК «Тракторостроитель-1» просит признать незаконным уклонение Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары по внесению сведений в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице - Кооперативе по строительству и эксплуатации коллективных гаражей - стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев «Тракторостроитель-1», обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары внести сведения в Единый государственный реестр юридических лиц о Кооперативе по строительству и эксплуатации коллективных гаражей - стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев «Тракторостроитель-1», зарегистрированном решением исполнительного комитета Калининского районного Совета народных депутатов г.Чебоксары от 11 июня 1982 года № 228.

В судебном заседании представители ГСК «Тракторостроитель-1» Арефьева А.М., Медведев В.В. заявление поддержали по изложенным в нем основаниям, дополнительно указали, что имеется решение Калининского районного суда г. Чебоксары от 16 марта 2011 года, которым установлен факт государственной регистрации кооператива решением исполнительного комитета Калининского районного Совета народных депутатов г.Чебоксары от 11 июня 1982 года № 228. Относительно отсутствия в сообщении по форме 17 001 ИНН учредителей и ГСК объясняется отсутствием ИНН. В период с 1992 года по настоящее время кооператив не был ликвидирован либо реорганизован, осуществляет свою уставную деятельность - эксплуатацию металлических гаражей для индивидуального автотранспорта.

Представители заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары Автушенко Е.Н., Юсупова И. В. требования заявителя не признали по следующим основаниям. Из положений ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его регистрации, и с этой даты возникает его правоспособность. До 1 июля 2002 года - дня вступления в действие Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» действовало Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности (утратило силу с момента принятия Указа Президента РФ 28.11.2004 года № 1410), а также ст. 34 и 35 Закона о предприятиях (ст. 2 Вводного закона), согласно которым регистрация юридического лица осуществлялась по месту его нахождения органом исполнительной власти. Основным документом, подтверждающим регистрацию гаражно-строительного кооператива «Тракторостроитель-1» как юридического лица может являться в соответствии со ст. 11 Закона «О кооперации в СССР» от 26.05.1988 года решение исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов по месту нахождения кооператива. О регистрации устава на основании заключения депутатской комиссии соответствующего Совета народных депутатов. Однако в материалах дела имеется лишь решение Исполнительного комитета Калининского районного совета народных депутатов г. Чебоксары о принятии предложения районного Совета общества автолюбителей об организации стоянки коллективных металлических гаражей «Тракторостроитель-1». Также данным решением принято утвердить устав о стоянке коллективных гаражей (металлических). Также указано, что районному Совету общества автолюбителей предложено устав ежегодно вносить на заседание исполкома для переутверждения. Однако в материалах дела имеется лишь проект устава стоянки индивидуальных гаражей автомотолюбителей кооператива «Тракторостроителей 1», который не относится к учредительным документам юридического лица как на момент действия в 1982 году, так и согласно действующему законодательству. Проект устава, утвержденный решением исполнительного комитета Калининского районного Совета народных депутатов г. Чебоксары от 11 июня 1982 года № 228 не только не проходил ежегодное переутверждение на заседании исполкома, но и не был приведен в соответствие с требованиями Закона СССР «О кооперации в СССР» от 25.065.1998 года № 8998-XI. Названным законом было установлено, что кооператив считается созданным с момента его государственной регистрации. Для государственной регистрации в исполнительный комитет соответствующего Совета народных депутатов кооперативом предоставляются устав и другие документы, перечень которых устанавливается Советами министров союзных и автономных республик. Однако такие сведения отсутствуют. Устав стоянки индивидуальных гаражей автолюбителей кооператива «Тракторостроитель-1» Калининского района г. Чебоксары, утвержденный на заседании Калининского РС ВДОАМ 14.04.1982 года не содержат сведений о том, что кооператив является юридическим лицом. Инспекции не понятно, на основании каких правоустанавливающих документов и каких законодательных актов стоянка коллективных металлических гаражей «Тракторостроителей 1» переименовалась или реорганизовалась в ГСК «Тракторостроитель-1».

1 июля 2002 года вступил в действие Федеральный закон № 129-ФЗ, в соответствии со ст. 26 которого на уполномоченных лиц юридического лица возлагалась обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в силу закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные п.п. «а» - «д», «л» п. 1 ст. 5 названного закона. Неисполнение указанного требования является основанием для исключения такого юридического лица из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном названным законом в отношении исключения недействующих юридических лиц. Однако оснований для исключения юридического лица не имеется, так как сведения о регистрации ГСК «Тракторостроитель-1» отсутствуют. Государственная регистрация юридического лица является признанием государством легальности создания и деятельности этого юридического лица в соответствии с законодательными и учредительными документами. Данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ. Общий порядок создания юридических лиц предполагает, что юридическое лицо становится легитимным с момента государственной регистрации, до регистрации его просто не существует. Таким образом, государственная регистрация имеет правоустанавливающее значение как факт, на основании и с момента совершения которого возникает юридическое лицо.

Организация стоянки коллективных металлических гаражей «Тракторостроитель-1» по ул. Тракторостроя под понятие Гаражно-строительного кооператива не подпадает, процедуру государственной перерегистрации ранее созданных юридических лиц с 01.07.2002 года не проходила, как юридическое лицо на учете в Инспекции не состоит.

В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона № 129-ФЗ записи в ЕГРЮЛ вносятся на основании документов, представленных при государственной регистрации. В соответствии со ст. 26 Закона регистрационные дела о зарегистрированных ранее юридических лицах, хранящиеся в органах, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие Федерального закона № 129-ФЗ и являются частью федерального информационного ресурса. Порядок и сроки передачи регистрирующему органу регистрационных дел устанавливается Правительством РФ. Передача регистрационных дел осуществляется на основании акта приема-передачи дел. С момента передачи регистрационного дела ответственность за его хранение возлагается на регистрирующий орган, а до момента передачи регистрационного дела ответственность за его хранение несет орган, ранее осуществлявший государственную регистрацию. Решением Калининского районного суда от 16.03.2011 года установлен факт государственной регистрации юридического лица - кооператива по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев «Тракторостроитель-1». В связи с тем, что в ИФНС по г. Чебоксары регистрационное дело о создании ГСК «Тракторостроитель» не поступало, в ИФНС отсутствуют необходимые документы, и внести в ЕГРЮЛ сведения о ГСК «Тракторостроитель» не представляется возможным.

Положениями ст. 5 ФЗ № 129 установлен обязательный перечень документов и сведений, без предоставления которых налоговый орган не вправе принимать решение о регистрации юридического лица. В ИФНС по г. Чебоксары 24.08.2011 года поступило сообщение по форме Р17001 ГСК «Тракторостроитель-1», заявителем является Арефьева А. М. К сообщению приложено решение Калининского районного суда, черновики документов. Решением суда установлен лишь факт регистрации ГСК «Тракторостроитель-1» на 1982 год. Факт регистрации ГСК «Тракторостроитель-1» в качестве юридического лица не может заменить процедуру внесения сведений в ЕГРЮЛ. Статус ГСК «Тракторостроитель-1» на 1.07.2002 года не подтвержден никакими документами. В ИФНС отсутствуют сведения о государственной регистрации юридического лица, необходимые для включения ГСК в ЕГРЮЛ. Из материалов гражданского дела следует, что стоянка металлических гаражей «Тракторостроитель 1» (ГСК «Тракторостроитель 1») в установленный законом шестимесячный срок не представила в налоговый орган форму № Р17001. Кроме того, согласно Правилам ведения ЕГРЮЛ, каждой записи в реестре присваивается государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица либо записи о первом предоставлении сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу ФЗ - № 129 и используется в качестве номера регистрационного дела юридического лица, в связи с этим внесение сведений о заявителе как о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 года противоречит нормам материального права. Кроме того, решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 12.11.2007 года по делу № 203900/2007 председателю ГСК «Тракторостроитель-1» Арефьевой А. М. отказано в удовлетворении заявления к ИФНС по г. Чебоксары о признании незаконным уклонения от внесения сведений в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице - ГСК «Тракторостроитель-1». Требования по указанному делу и по настоящему делу заявлены по одному предмету и основанию, круг участников процесса по обоим делам один и тот же. Указанное обстоятельство является основанием для прекращения производства по делу.

Юсупова И. В. дополнительно пояснила, что требования заявителя не могут быть удовлетворены и по основанию ненадлежащего оформления им сообщения формы № Р17001 - в указанном сообщении отсутствует ИНН и ОГРН учредителя - юридического лица и ИНН учредителей - физических лиц. Также в качестве учредителей указаны лица, которые не являлись таковыми на момент регистрации кооператива, установленного вышеуказанным решением Калининского районного суда.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.

Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 года, государственную регистрацию юридических лиц согласно Постановлению Правительства РФ «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» от 17 мая 2001 года № 319.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ранее - «О государственной регистрации юридических лиц») от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ.

Указанным законом предусмотрены переходные положения, регулирующие вопросы внесения в ЕГРЮЛ сведений о юридических лицах, зарегистрированных до введения в действие закона № 129-ФЗ.

Так, статьей 26 названного закона предусмотрено, что регистрационные дела о зарегистрированных ранее юридических лицах, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие настоящего Федерального закона, являются частью федерального информационного ресурса. Порядок и сроки передачи регистрирующему органу указанных регистрационных дел устанавливаются Правительством Российской Федерации. Уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами «а»- «д», «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона. Невыполнение указанного требования является основанием для исключения такого юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом в отношении исключения недействующих юридических лиц.

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года № 441 были утверждены Порядок и сроки передачи регистрационных дел зарегистрированных ранее юридических лиц, хранящихся в органах, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц».

В соответствии с п.2 Порядка передача регистрационных дел ранее зарегистрированных юридических лиц осуществляется в течение шести месяцев со дня введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» на основании запросов регистрирующих органов. Передача регистрационных дел юридических лиц осуществляется на основании подписываемого уполномоченными должностными лицами органов, ранее осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц, и регистрирующего органа акта приема-передачи дел (п.7). С момента принятия регистрационного дела юридического лица ответственность за его хранение возлагается на регистрирующие органы. До момента передачи регистрирующему органу регистрационных дел юридических лиц ответственность за хранение несет орган, ранее осуществлявший государственную регистрацию юридических лиц (п.8).

Постановлением Правительства РФ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» от 19 июня 2002 г. № 439 утверждены формы и требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

В приложении 6 к Постановлению Правительства РФ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» от 19 июня 2002 г. № 439 указано об утверждении формы № Р17001 - «Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц».

Таким образом, законодателем определено, какие именно сведения должно представить юридическое лицо, зарегистрированное до вступления в законную силу Федерального закона № 129-ФЗ в налоговый орган.

Из материалов гражданского дела и пояснений участников процесса следует, что в регистрирующий орган - Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары 24 августа 2011 года от Арефьевой А. М., действующей от имени Кооператива по строительству и эксплуатации коллективных гаражей - стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев «Тракторостроитель-1», поступило Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» по форме № Р17001.

В сообщении отсутствует ИНН кооператива и его учредителей, а также ОГРН учредителя - Калининского районного совета ВДОАМ.

К данному сообщению приложены следующие документы: решение Калининского районного суда г.Чебоксары от 16 марта 2011 года по гражданскому делу № 2-621/2011 по заявлению ГСК «Тракторостроитель-1» об установлении факта, имеющего юридическое значение, которым установлен факт государственной регистрации кооператива по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев «Тракторостроитель-1» по ул. Тракторостроя, переименованной в улицу Ленинского Комсомола г. Чебоксары решением исполнительного комитета Калининского районного Совета народных депутатов г.Чебоксары от 11 июня 1982 года № 228.

Также заявителем приложены светокопии архивных документов: решения № 288 от 11 июня 1982 года об утверждении устава о стоянке коллективных металлических гаражей по ул. Тракторостроя, устава о стоянке индивидуальных гаражей членов автомотолюбителей кооператива «Тракторостроитель-1» Калининского района.

Уведомлением от 31 августа 2011 года № 6972 Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары сообщила заявителю ГСК «Тракторостроитель-1» об оставлении документов без рассмотрения, указав, что при внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц об организациях на основании сообщений по форме № Р17001 инспекция ФНС России руководствуется тем, что в реестр включаются сведения только о юридических лицах; у инспекции отсутствуют документы о государственной регистрации кооператива до 1 июля 2002 года как юридического лица, кооператив на учете не состоит. Установленный решением Калининского районного суда г.Чебоксары от 16 марта 2011 года факт государственной регистрации кооператива не заменяет процедуру внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц и не содержит ссылки на обязанность регистрирующего органа по внесению сведений о кооперативе в ЕГРЮЛ. Статус ГСК «Тракторостроитель-1» по состоянию на 1 июля 2002 года не подтвержден никакими документами. В Инспекции отсутствуют сведения о государственной регистрации кооператива до 1 июля 2002 года, необходимые для включения кооператива в Единый государственный реестр юридических лиц.

Фактически, несмотря на то, что документы заявителя оставлены без рассмотрения регистрирующим органом, независимо от процессуальной формы, из содержания уведомления следует, что заявителю отказано во внесении сведений в ЕГРЮЛ о нем как о юридическом лице.

Анализируя правомерность этого отказа, суд приходит к следующему.

Как указано выше, пункт 3 статьи 26 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ранее - «О государственной регистрации юридических лиц») от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ в первоначальной редакции предусматривал, что уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами «а»-«д», «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона. Сведения должны были предоставляться по форме № Р17001, что и было сделано заявителем.

Подпунктами «а»- «д», «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ предусмотрено, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках;

б) организационно-правовая форма;

в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации;

г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

д) сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования;

л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

Пунктом ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ установлено, что регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, доводы представителей ИФНС по г. Чебоксары о том, что заявителем не представлен подлинник устава, решения о создании не соответствуют требования вышеуказанных нормативных актов.

Приказом Федеральной налоговой службы «О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя» от 1 ноября 2004 года № САЭ-3-09/16@ утверждены Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица согласно приложению 1.

В силу Раздела «XIII. Порядок заполнения Сообщения сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» (форма N Р17001)» названных Методических разъяснений пункты 1.1 - 1.5 Раздела «Наименование юридического лица» Сообщения заполняются в соответствии с учредительными документами юридического лица.

Как следует из устава новой редакции, вышеназванного решения Калининского районного суда г. Чебоксары, такие сведения были представлены кооперативом.

Доводы ИФНС по г. Чебоксары в суде о ненадлежащем заполнении заявителем сообщения формы № Р17001 - отсутствия в ней данных об ИНН и ОГРН учредителя - юридического лица Калининского районного совета ВДОАМ и ИНН физических лиц -учредителей не могут быть приняты во внимание, поскольку на момент подачи сообщения такое юридическое лицо отсутствует, а что касается ИНН физических лиц, то они подлежат указанию при их наличии. Как пояснила суду Арефьева А. М., у учредителей - физических лиц ИНН на момент подачи сообщения ИНН отсутствует.

Отсутствие ИНН у заявителя объясняется многолетними (начиная с 2007 года) тяжбами заявителя с налоговым органом по вопросу внесения в ЕГРЮЛ сведений о кооперативе как о юридическом лице.

Таким образом, налоговый орган не вправе был требовать у заявителя указания названных сведений.

Кроме того, в тексте уведомления об оставлении документов без рассмотрения № 6972 от 31.08.2011 года отсутствует указание на неправильное оформление заявителем сообщения по форме № Р17001 как на основание оставления документов без рассмотрения.

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года № 438 «О едином государственном реестре юридических лиц» утверждены Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений.

В соответствии с п. 5 названных Правил основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица.

Заявитель указал на регистрацию ГСК «Тракторостроитель-1» 11 июня 1982 года решением исполнительного комитета Калининского районного Совета народных депутатов г.Чебоксары от 11 июня 1982 г. № 228, о чем указал в Разделе 4 Сообщения по форме Р 17001. В подтверждение данного обстоятельства заявитель представил решение Калининского районного суда г.Чебоксары от 16 марта 2011 года по гражданскому делу № 2-621/2011, вступившее в законную силу 1 апреля 2011 года об установлении факта государственной регистрации Калининским районным Советом народных депутатов г.Чебоксары ЧАССС решением от 11 июня 1982 года № 228 юридического лица - кооператива по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев «Тракторостроитель-1» по ул. Тракторостроя, переименованной в улицу Ленинского Комсомола г.Чебоксары.

Статья 26 Гражданского кодекса РСФСР (1964 года), действовавшего на 11 июня 1982 года, предусматривала, что правоспособность юридического лица возникала с момента утверждения его устава или положения, а в случаях, когда оно должно было действовать на основании общего положения об организациях данного вида, - с момента издания компетентным органом постановления о его образовании. Если устав подлежал регистрации, правоспособность юридического лица возникала в момент регистрации.

Пункт 5 Примерного устава кооператива по строительству и эксплуатации коллективных гаражей - стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР «Об организации кооперативов по строительству и эксплуатации коллективных гаражей - стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев» от 24 сентября 1960 г. № 1475, предусматривал, что кооператив со времени регистрации его устава в исполкоме местного Совета народных депутатов приобретает права юридического лица.

Таким образом, с моментом возникновения правоспособности юридического лица - ГСК «Тракторостроитель-1» является момент его государственной регистрации 11 июня 1982 года, установленный вышеназванным решением Калининского районного суда г. Чебоксары.

Доводы представителей ИФНС по г. Чебоксары о том, что названное решение суда не создало преюдиции по рассматриваемому делу по основанию того, что ИФНС по г. Чебоксары не являлась участником процесса по делу № 2-621/2011 в Калининском районном суде г. Чебоксары, не могут быть приняты во внимание. Как регистрирующий орган ИФНС по г. Чебоксары не вправе оспаривать названное решение суда, в том числе и по основанию непривлечения к участию в деле, так как пунктом 4.1 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ установлено, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

К числу исключений названное решение Калининского районного суда г. Чебоксары не относится, и ревизия его содержания в полномочия ИФНС по г. Чебоксары как регистрирующего органа не входит.

Доводы ИФНС по г. Чебоксары о том, что кооператив мог быть ликвидирован либо реорганизован после своей регистрации не могут быть приняты во внимание вследствие их недоказанности. Напротив, заявителем суду представлены доказательства, опровергающие это обстоятельство - доказательства осуществления кооперативом деятельности после 11 июня 1982 года: решение исполкома Чебоксарского городского Совета народных депутатов от 18 ноября 1988 года о предоставлении кооперативу земельного участка во временное пользование; материалы инвентаризации земельного участка, используемого ГСК «Тракторостроитель-1» под гаражи для индивидуального транспорта от 17 декабря 2001 года, данные об уплате налогов на землепользование. Доводы представителей заявителя о том, что кооператив с момента регистрации продолжает уставную деятельность - эксплуатацию металлических гаражей для индивидуального транспорта, ИФНС по г. Чебоксары не опровергнуты.

Таким образом, уклонение ИФНС по г. Чебоксары от внесения в ЕГРЮЛ сведений о ГСК «Тракторостроитель-1» ЕГРЮЛ как о юридическом лице является незаконным и требование заявителя о возложении на Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары обязанности внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о юридическом лице - Кооперативе по строительству и эксплуатации коллективных гаражей - стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев «Тракторостроитель-1» подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление кооператива по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев «Тракторостроитель-1» о признании уклонения ИФНС по г. Чебоксары от внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о юридическом лице - Кооперативе по строительству и эксплуатации коллективных гаражей - стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев «Тракторостроитель-1» незаконным, возложении обязанности внести эти сведения удовлетворить.

Признать уклонение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары от внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о юридическом лице - Кооперативе по строительству и эксплуатации коллективных гаражей - стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев «Тракторостроитель-1» незаконным.

Возложить на Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары обязанность внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о юридическом лице - Кооперативе по строительству и эксплуатации коллективных гаражей - стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев «Тракторостроитель-1».

На решение может быть подана кассационная жалоба и представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.

Мотивированное решение суда изготовлено 2 января 2012 года.

Председательствующий судья Шопина Е. В.