ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5264/19 от 18.10.2019 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело №2-5264/2019

Изготовлено 18 октября 2019 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

03 октября 2019 года Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе: председательствующего - судьи Матвеевой О.Н.

при секретаре Саакян Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску акционерного общества «Мурманэнергосбыт» к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

АО «Мурманэнергосбыт» обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО2 является собственником 1/2 доли нежилого помещения, расположенного по <адрес>.

Исполнителем коммунальных услуг на снабжение тепловой энергией в горячей воде в отношении указанного выше многоквартирного дома является АО «Мурманэнергосбыт». Договорные отношения между истцом и ООО «Севжилсервис» с 01 октября 2015 года прекращены, ресурсоснабжающая организация АО «Мурманэнергосбыт» в отсутствие прямого договора ресурсоснабжения является исполнителем коммунальной услуги, в связи с чем выставлены счета на оплату коммунальных услуг ответчику.

22.06.2017 письмом АО «Мурманэнергосбыт» направило в адрес ответчика требование о предоставлении собственником документов для заключения договора на снабжение тепловой энергией в горячей воде, однако, ответчик не направил в адрес истца необходимых документов.

За период с октября 2015 года по март 2018 года общая стоимость по оплате коммунальной услуг на снабжение тепловой энергии в горячей воде составляет 81.539 рублей 32 копейкии рассчитана соразмерно доле ответчика в праве собственности.

Ссылаясь на положения статьи 309, 310 ГК РФ просит взыскать с ответчика в пользу истца задолженность по оплате коммунальных услуг за период с октября 2015 года по март 2018 года в размере 81.307 рублей 88 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2.639 рублей.

Представитель истца АО «Мурманэнергосбыт» ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Кроме того, указала, что ответчиком документально не подтвержден факт перехода на альтернативный источник отопления. Ответчиком было получено разрешение на перевод жилого помещения в нежилое, однако разрешение на демонтаж системы отопления получено не было. Поставленные перед ответчиком условия для перевода на электрообогрев, изложенные в соответствующем распоряжении, им выполнены не были.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, в обоснование своих возражений указал, что в апреле 2018 года им, а также другим собственником помещения были получены счета от АО «МЭС» на сумму 81.307 рублей 88 копеек в каждого. Вместе с тем, в 2003 году было произведено отключение нежилого помещения от центрального отопления. Отключение произведено не самовольно, а по согласованию с органом местного самоуправления и на основании выданного разрешения на демонтаж системы отопления. Строительно-монтажные работы по демонтажу радиаторов производились ПК «<данные изъяты>» по рабочему проекту, разработанному ООО «<данные изъяты>», предусматривающему электроотопление нежилого помещения. В указанном проекте в части электроотопления произведены согласования с ГОУЭП «Мурманская горэлектросеть», Госэнергонадзором, ММУП «Севжисервис». Согласно акту ГОУТП «ТЭКОС» в принадлежащем ему помещении приборы отопления отсутствуют, а стояки изолированы и зашиты в короба, и в дальнейшем ГОУТП «ТЭКОС» не выставлялись счета на коммунальную услугу «отопление помещения». Кроме того, из технического паспорта ГУПТИ по состоянию на 2004 год исключено указание на отопление. 25.03.2004 распоряжением администрации г.Мурманска утвержден акт приемки в эксплуатацию объекта «Предприятие розничной торговли по <адрес>». Также отметил, что ранее судом рассматривалось гражданское дело по иску ООО «Севжилсервис» к нему и ФИО1 Решением суда отказано во взыскании за предоставление услуги «Тепловая энергия». В данном решении суда указано, что произведено законное изменение функционального назначения помещения, в том числе демонтаж систем центрального отопления. Также находит необоснованными доводы стороны истца, о том, что отопление помещения может осуществляться и при отсутствии приборов отопления за счет передачи излучения от батарей, поскольку согласно акту от 13.11.2003 стояки заизолированы, приборы отопления отсутствуют. Технологические потери тепловой энергии транзитных труб во внутридомовых сетях жилого дома включаются в общедомовые нужды собственников жилых и нежилых помещений, которые он как собственник оплачивает. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представители третьих лиц администрации города Мурманска, ООО «Севжилсервис» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, мнения относительно заявленных требований не представили.

Представитель третьего лица комитета имущественных отношений г.Мурманска в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, мнения относительно заявленных требований не представил, однако сообщил, что Комитет сведениями о переводе нежилого помещения, расположенного по <адрес>, на электрообогрев не располагает.

В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекс РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, обозрев гражданское дело , суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу части 3 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

На основании части 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии со статьями 539, 544 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления и производить оплату за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), которыми регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регламентируются вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Согласно подпункту «б» пункта 3, подпунктам «е» и «б» пункта 4 указанных Правил состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги: отопление – то есть подача по центральным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения №1 к настоящим Правилам; горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с абзацем 2 пункта 40 Правил с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 20 декабря 2018 г. № 46-П, потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.

Пунктом 42.1 Правил предусмотрено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Согласно пункту 3(6) Приложения №2 к Правилам объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно помещение (жилое или нежилое) не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, определяется по формуле 3(6), где объем равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство i-го жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

В силу части 1 статьи 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Положениями статьи 28 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав.

В судебном заседании установлено, что АО «МЭС» является исполнителем коммунальных услуг на снабжение тепловой энергией в горячей воде в отношении многоквартирного дома <адрес> в г.Мурманске, поскольку с 01.01.2015 договорные отношения между ресурсоснабжающей организацией АО «МЭС» и управляющей организацией ООО «Севжилсервис» прекращены.

Ответчик ФИО2 является собственником ? доли в праве собственности на нежилое помещение, расположенном по <адрес> (л.д.17-19).

Нежилое помещение, принадлежащее ответчику, располагается в многоквартирном доме, оборудованным центральным отоплением, что подтверждается сведениями, содержащимися в технического паспорте дома. Изменений в технический паспорт дома не вносилось (л.д.34-39).

22.06.2017 АО «МЭС» письмом обратилось к ФИО2 с запросом о предоставлении документов для заключения договора теплоснабжения. Запрашиваемые документы представлены не были.

04.05.2018 АО «МЭС» обратилось к ответчику с претензией с требованием об оплате задолженности за поставленную тепловую энергию (л.д.101). Претензия была оставлена без удовлетворения.

Проверяя обстоятельства является ли переустройство помещения разрешенным и фактически осуществленным ответчиком, суд исходит из следующего.

Из материалов дела также следует, что 17.07.2003 комиссией по приемке в эксплуатацию объектов законченного строительством, реконструкцией, изменением функционального назначения согласован акт на изменение функционального назначения указанного выше помещения (л.д.174-175).

Постановлением администрации г.Мурманска от 17.07.2003 согласован ФИО2 акт на изменение функционального назначения помещений квартир <адрес> под предприятие розничной торговли.

В соответствии с указанным постановлением, ФИО2 надлежало разработать проектную документацию и представить её в управление градостроительства администрации г.Мурманска. Работы по объекту вести после согласования проектной документации и получения разрешения на производство работ в УЖКХ администрации г.Мурманска в соответствии с постановлением администрации г.Мурманска от 29.05.1997 . По окончании работ необходимо предъявить объект для приемки в эксплуатацию приемочной комиссии, представить акт приемки, внести изменения в технический паспорт дома в ГУПТИ за счет собственных средств (л.д.166-167).

Согласно письму ФГУ «Управление государственного энергетического надзора по Карело-Кольскому региону» Кольского филиала ФКУ от 4.09.2003, Госэнергонадзор разрешает дополнительно применение электрической мощности 11,7 кВт в целях отопления и горячего водоснабжения магазина, расположенного по <адрес>. Предполагаемые к установке электроотопительные приборы должны иметь сертификаты соответствия органов Госстандарта РФ. Технические условия на присоединение дополнительной мощности необходимо запросить в энергоснабжающей организации; монтаж электроустановок провести по проекту специализированной организации. По окончании монтажных работ электроустановки должны быть предъявлены инспектору госэнергонадзора для допуска в эксплуатацию (л.д.138).

Постановлением администрации г.Мурманска от 29.09.2003 жилое помещение, расположенное по <адрес> переведено в нежилое (л.д.168).

После чего, ФИО2 обратился в Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Мурманска с заявлением по вопросу отключения приборов отопления в <адрес>.

24.10.2003 УЖКХ уведомило ответчика о том, что Управление согласовывает выполнение работ по отключению отопительных приборов центрального отопления при выполнении следующих условий: получения технических условий у энергоснабжающей организации; выполнения проекта на переоборудование и перепланировку указанных помещений лицензированной организацией и согласовании его в установленном порядке. После проведения работ необходимо заключить договор с энергоснабжающей организацией на теплоснабжение помещений по остаточному принципу (л.д.136).

Согласно акту от 13.11.2003, составленному ГОУТП «ТЭКОС» стояки отопления заизолированы и зашиты в коробах, приборы отопления отсутствуют (л.д.137).

Распоряжением Управления Ленинского административного округа г.Мурманска от 25.03.2004 утвержден акт приемки в эксплуатацию объекта «Предприятие розничной торговли (специализированный магазин непродовольственных товаров) по <адрес> (л.д.173).

Кроме того, из представленной проектной документации ООО «<данные изъяты>» следует, что 03.09.2003 ГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г.Мурманске» выдано заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы , в котором указано, что схема отопления остается без изменений.

Письмом ГОУЭП «Мурманская горэлектросеть» от 30.12.2002 ответчик уведомлен о том, что при суммарной мощности электрических отопительных и электрических водонагревательных приборов (установок) свыше 4 кВт, необходимо получить разрешение Госэнергонадзора на использование электроэнергии в целях отопления и водоподогрева.

В соответствии с проектом ООО «<данные изъяты>» предусмотрено отопление – существующие радиаторы. Температурный режим в магазине поддерживается за счет теплоотдачи магистральных трубопроводов отопления.

В ведомости спецификации отсутствует указание на проведение работ, связанных с отоплением.

В технический паспорт нежилого помещения, принадлежащего ответчику, изменения относительно отопления помещения не внесены, указано, что отопление осуществляется от ТЭЦ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ответчиком вопреки вышеприведенным документам, не представлено доказательств согласования выполненных работ по отключению отопительных приборов центрального отопления, ввода электроустановок в эксплуатацию в соответствии с требованиями Госэнергонадзора, также разработки проекта реконструкции системы отопления, то есть фактически процедура перепланировки и перевода помещения на электрообогрев фактически до завершения не доведена.

Комитетом имущественных отношений г.Мурманска, а также письмом комитета по жилищной политике администрации г.Мурманска от 26.03.2019 факт перевода нежилого помещения, принадлежащего истцу, не подтвержден.

При этом, доводы ответчика о том, что исковые требования ООО «МЭС» удовлетворению не подлежать, так как судебным решением от 13.06.2019 по гражданскому делу по иску ООО «Севжилсервис» к ФИО2, ФИО1 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, установлено, что собственниками помещения законно произведено изменение функционального назначения помещения, судом не принимаются, данное решение суда в рамках рассматриваемого спора преюдициального значения не имеет, в том числе, поскольку в рамках указанного дела АО «МЭС» к участию в деле не привлекалось, ООО «Севжилсервис» к взысканию заявлялась задолженность, в том числе за отопление, за иной период, судом при рассмотрении указанного спора применены сроки исковой давности..

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что АО «МЭС» производило начисление платы за отопление по спорному помещению в соответствии с действующим законодательством и технической документацией на многоквартирный дом, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

Определяя размер задолженности, суд исходит из представленного истцом расчета, который ответчиком не опровергнут, судом проверен и признан соответствующим требованиям закона, оснований считать его неправильным суд не усматривает.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность за период с октября 2015 года по март 2018 года в размере 81.307 рублей 88 копеек.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика подлежат взысканию понесенные истцом расходы по оплате государственной пошлины в размере 2.639 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

исковые требования акционерного общества «Мурманэнергосбыт» – удовлетворить.

Взыскать со ФИО2 в пользу акционерного общества «Мурманэнергосбыт» задолженность по оплате коммунальной услуги - тепловой энергии за период с октября 2015 года по март 2018 года в размере 81.307 рублей 88 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в размере 2.639 рублей, а всего 83.946 рублей 88 копеек.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: О.Н. Матвеева