ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5268 от 28.12.2010 Ленинскогого районного суда г. Владивостока (Приморский край)

                                                                                    Ленинский районный суд г. Владивостока                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ленинский районный суд г. Владивостока — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  Дело № 2-5268/10г.  

РЕШЕНИЕ 

Именем Российской Федерации

28 декабря 2010 года

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:

судьи Дегтяревой Л.Б.,

при секретаре Рубан А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Грань ФИО4 к Управлению государственного пожарного надзора Главного Управления МЧС России по  о признании пунктов № Предписания № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности

УСТАНОВИЛ:

Грань Л.Н. обратилась в суд, в обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором ПК по пожарной безопасности было вынесено Предписание № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в помещениях встроено-пристроенного здания по  № в . Согласно п.№ Предписания уровень примыкания кровли встроено-пристроенной части к жилому дому выше отметки пола жилых помещений данного дома, что является нарушением п№ СНиП №, однако данный факт уже являлся предметом подробного исследования  городского суда при рассмотрении гражданского дела по иску прокурора  о возложении обязанности за свой счет устранить нарушение строительных норм и правил, допущенных при устройстве кровли на объекте – пристройке к дому № по  в . Кроме того, в п.№ Предписания указано, что в эвакуационных коридорах без естественного освещения в подвальном этаже здания отсутствует система дымоудаления. Этот довод инспектора является незаконным, так как для объекта по  системы дымоудаления не требуется, для торговых залов магазинов без естественного освещения площадью не более № м.кв. при расстоянии от наиболее удаленной части помещения до ближайшего эвакуационного выхода не более № м. удаление продуктов горения допускается предусматривать через примыкающие коридоры и рекриации. Пункт № Предписания - геометрические габариты встроено-пристроенной части не допускают возможности обеспечения доступа в некоторые помещения жилого дома личного состава пожарных подразделений для эвакуации и спасения жильцов, а также подачи средств пожаротушения к очагу пожара. Геометрические габариты встроено-пристроенной части здания были запроектированы с учетом наличия в пожарной части  подъемника АКП-№ В разделе проекта «Мероприятия по пожарной безопасности» отражена схема эвакуации жителей в верхних этажах здания, а также подачи средств пожаротушения к очагу возгорания при помощи подъемника АКП-№ с нескольких точек по периметру здания и его встроено-пристроенной части. В схеме указаны все точки стоянки подъемника с радиусами подъема и протяжения в плане согласно тактико-техническим характеристикам транспортного средства. Все балконные плиты верхних этажей оборудованы люками для спуска людей на нижерасположенные балконы, что также ведет к успешной эвакуации людей из квартир верхних этажей. Эвакуация жильцов квартир № и № возможна через окна со стороны боковых фасадов здания Выводы акта от ДД.ММ.ГГГГ не могут быть приняты во внимание, так как люлька не достала поскольку не доехала до точки установки № метров. Пункт № Предписания- ширина эвакуационного марша лестницы составляет №. №., что менее №. №., и является нарушением, однако ссылка инспектора на нарушение СНиП ДД.ММ.ГГГГ-№ не является правомерной, так как данный акт уже давно не применяется, более того,, названный инспектором эвакуационным маршем, выход на самом деле не является эвакуационным, а является техническим выходом для загрузки товара. В помещении всего три выхода, вместе с техническим выходом для загрузки товара. Просит признать Предписание государственной инспекции ПК по пожарной безопасности № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в части п. № незаконными.

В судебном заседании представители заявителя Грань Л.Н. поддержали доводы заявления, дополнительно пояснив, что для согласования земельного участка под планируемое строительство, государственному пожарному надзору был представлен акт обследования и выбора площадки под проектирование и строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, к акту прилагалась выкопировка из Генплана, в которой были указаны параметры проектируемой пристройки. В ходе создания проекта строительства пристройки, параметры проектируемой пристройки были увеличены заказчиком строительства и изменение геометрических параметров проектируемой пристройки было вновь согласовано с управлением архитектуры и градостроительства , что подтверждается изменениями в выкопировке из Генплана от ДД.ММ.ГГГГ Проект строительства был направлен для согласования в отдел госпожнадзора , который сообщил о целесообразности внесения изменений в Акт выбора площадки под строительство и проведении дополнительных согласований. Она направила заявление начальнику отдела госпожнадзора  о дополнительном согласовании с приложением акта обследования и выбора площадки под проектирование и строительство № от ДД.ММ.ГГГГ с уже уточненными (измененными) размерами испрашиваемого под строительство земельного участка и размерами объекта, подлежащего строительству. ДД.ММ.ГГГГ получила заключение № о пригодности земельного участка под строительство, в котором указаны согласованные этим органом размеры пристройки: № метра,  при условии обеспечения доступа пожарных подразделений в любую квартиру. С целью выполнения указанного условия, в состав представленного для проверки проекта строительства пристройки был включен альбом № об обеспечении пожарной безопасности здания. После рассмотрения отделом госпожнадзора  представленного проекта строительства пристройки она получила заключение № от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии проекта противопожарным нормам и правилам. После этого, строительство объекта было начато и здание возведено в полном соответствии с проектом, что подтверждается экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ Доказательств того факта, что пристройка построена не в соответствии с согласованным органами пожарного контроля проектом, не имеется, поэтому доводы инспектора о необходимости каких-либо дополнительных согласований не являются правомерными. Никаких дополнительных мероприятий, помимо согласованных при проектировании, органы пожарного контроля (надзора) требовать не имеют права. Также, на объекте выполнена автоматическая система пожарной сигнализации и пожаротушения, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ Относительно уровня примыкания кровли СНиП № применяемый инспектором носит рекомендательный характер и нарушений действующего законодательства либо технических регламентов при строительстве, в том числе и устройстве кровли не имеется. Пункт № предписания уже выполнен.

Представитель Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по ПК в судебном заседании заявленные требования не признал, пояснив, что по результатам внепланового мероприятия по контролю органа государственного пожарного надзора был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ и Грань Л.Н. вручено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ с требованием об устранении выявленных нарушений, составлен административный протокол и вынесено постановление о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности. Главная лестница, соединяющая оба этажа здания, имеет криволинейную (полувинтовую) форму, и на основании требований п. № СНиП № «Пожарная безопасность зданий и сооружений» устройство её на путях эвакуации не допускается. Выход, ведущий на эвакуационную лестницу, предназначенную для обеспечения безопасной эвакуации людей и при этом несоответствующую предъявляемым к ней требованиям, не может считаться эвакуационным. Эвакуационные выходы из подвальных и цокольных этажей следует предусматривать таким образом, чтобы они вели непосредственно наружу и были обособленными от общих лестничных клеток здания, а в данном случае криволинейная лестница находится в лестничной клетке, проходящей через всё здание и являющейся общей для всех этажей здания. Из этого следует, что подвальный (цокольный) этаж здания имеет один эвакуационный выход - в сторону , отвечающий предъявляемым требованиям. Геометрические габариты построенного здания отличаются от размеров указанных в согласованном органами ГПН проекте - Альбом № «Обеспечение пожарной безопасности здания». В ходе проведения проверки специалистами пожарной части Федеральной противопожарной службы по возможности спасения жильцов  в  с учётом габаритов здания пристройки, установлено, что не во все квартиры на №-ом этаже здания обеспечена возможность доступа. Не оспаривают, что Грань Л.Н. выполнена автоматическая система пожарной сигнализации, в связи с чем не требуется установка системы дымоудаления.

Суд, выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав и оценив представленные доказательства их совокупности, приходит к выводу, что требования Грань Л.Н. полежат удовлетворению в части признания незаконными п.п.№ оспариваемого предписания по следующим основаниям.

Как было установлено ДД.ММ.ГГГГ, на основании распоряжения главного государственного инспектора  по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором  по пожарному надзору, в здании по  и № в , принадлежащему Грань. Л.Н., была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности.

По результатам внепланового мероприятия по контролю органа государственного пожарного надзора ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт и Грань Л.Н. вручено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ с требованием об устранении выявленных нарушений : уровень примыкания кровли встроено-пристроенной части к жилому дому выше отметки пола жилых помещений данного дома ; в эвакуационных коридорах без естественного освещения в подвальном этаже здания отсутствует система дымоудаления ; в подвальном этаже здания отсутствует автоматическая система пожаротушения; геометрические габариты встроено-пристроенной части не допускают возможности обеспечения доступа в некоторые помещения (квартиры) жилого дома личного состава пожарных подразделений, для эвакуации и спасения жильцов, а также подачи средств пожаротушения к очагу пожара; ширина эвакуационного (из помещений подвального этажа) марша лестницы менее требуемого № метра № сантиметров ; геометрические размеры эвакуационного выхода расположенного на пути эвакуации из подвального этажа на лестницу менее требуемого.

В соответствии с требованиями ст. 34 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Согласно ст. 1 ФЗ "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами (- технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности) или уполномоченным государственным органом.

Частью 6 статьи 52 "Градостроительный кодекс Российской Федерации" N 190-ФЗ установлено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов…

Как следует из пункта № предписания, государственным инспектором указано на нарушение Грань Л.Н. требований п№ СНиП № «Здания жилые многоквартирные» - при наличии в жилом доме окон, ориентированных на встроено –пристроенную часть здания, уровень кровли в местах примыкания не должен превышать отметки пола выше расположенных жилых помещений основной части зданий.

Грань Л.Н. в материалы дела представлено Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное Администрацией Арсеньевского городского округа ДД.ММ.ГГГГ реконструкции нежилых помещений и пристройки по  в , что подтверждает, что она была выполнена в соответствии с проектной документацией, и требований технических регламентов.

Представленным экспертным заключением, выполненным ЗАО «» от ДД.ММ.ГГГГ строительно- технического обследования реконструкции нежилых помещений и пристройки по  в , имеющей соответствующую лицензию, цели которого – определение соответствия возведенных конструкций требованиям технических регламентов и проектной документации, также подтверждается, что …параметры возведенных конструкций, технологических и инженерных элементов здания соответствует проекту, техническим регламентам …

Следовательно, реконструкция объекта капитального строительства была выполнена заявителем в соответствии с проектной документацией и требованиями технических регламентов.

Кроме того, согласно решения  городского суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что устройство кровли пристройки по  в  выполнено с уклоном от ее внешнего края до края примыкания к стене, и поскольку п№ СНиП № регулирует уровень кровли в местах примыкания к стене, а не уровень всей кровли, это не является нарушением Градостроительного кодекса РФ и технических регламентов. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования о признании данного пункта предписания незаконным подлежит удовлетворению.

В пункте № предписания инспектор указал на нарушение п.№ СНиП № «Отопление, вентиляция и кондиционирование» - в здании высотой менее № этажей в коридорах без естественного освещения, предназначенных для эвакуации № и более человек, должно быть предусмотрено дымоудаление.

Как следует из п.№ предписания, на Грань Л.Н. также была возложена обязанность установить в подвальном этаже здания автоматическую систему пожаротушения. В судебном заседании было установлено, что данный пункт предписания заявителем исполнен, автоматическая система пожаротушения установлена, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривалось государственным инспектором  по пожарному надзору.

Согласно СП № «Отопление, вентиляция и кондиционирование» утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № п.№» требования по установке вытяжной притиводымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре в помещениях оборудованных автоматической системой пожаротушения не распространяются.

В судебном заседании государственный инспектор не оспаривал того обстоятельства, что при установке автоматической системой пожаротушения, не требуется установка системы дымоудаления. Следовательно, пункт № предписания не обязателен к исполнению Грань Л.Н., вместе с тем, учитывая что на момент проведения проверки и составления предписания автоматическая система пожаротушения отсутствовала, у суда нет основания для признания п.№ предписания незаконным.

Пунктом № предписания указано на нарушение п№ СНиП № «Пожарная безопасность зданий и сооружений» - в зданиях должны быть предусмотрены конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения, обеспечивающие в случае пожара возможность эвакуации людей независимо от их возраста и физического состояния наружу на прилегающую к зданию территорию до наступления угрозы их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара ; возможность спасения людей ; возможность доступа личного состава пожарных подразделений и подачи средств пожаротушения к очагу пожара, а также проведения мероприятий по спасению людей и материальных ценностей.

Как следует из представленных суду заключения к акту от ДД.ММ.ГГГГ составленного № ОФПС по , № ПЧ № ОФПС по  при исследовании возможности подъезда специального пожарного автомобиля АКП -№ к жилому дому по  № в  и его установке было установлено, что люлька не достает до окон и балкона квартир №.

По определению суда на Грань Л.Н. и № ОФПС по  была возложена обязанность проверить возможность подъезда специального пожарного автомобиля к жилому девятиэтажному дому по  № и спасению жильцов в случае возникновения пожара. Согласно письма № ОФПС по  от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что при рассмотрении двух вариантов установки АЛ -№ со стороны  для спасения жильцов девятого этажа дома, АЛ -№ не достает до девятого этажа.

Следовательно, возможность доступа личного состава пожарных подразделений и подачи средств пожаротушения к очагу пожара, а также проведения мероприятий по спасению людей – жильцов квартир № дому по  № отсутствует, п.4 предписания государственного инспектора по пожарному надзору является обоснованным.

Суд не принимает во внимание довод представителя заявителя в той части, что согласно Основным техническим требованиям, утвержденных приказом ГУГПЧС МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № параметры автолестниц пожарных - максимальный вылет стрелы от оси вращения подъемно –поворотного основания должна быть не менее № метров, АЛ -№ не достает до девятого этажа, так как так как ее тактико-технические характеристики не соответствуют эффективной работе. Как следует из раздела № параметоров автолестниц при нагрузке на вершине максимальный вылет стрелы девятого этажа – № метров, в то время как согласно представленному заявителем плану установки спецсредств АЛ-№ максимальный вылет стрелы рассчитан на № метров (со стороны ).

Пунктом № предписания указано на нарушение п.№ СНиП ДД.ММ.ГГГГ – № «Общественные здания и сооружения» - ширина лестничного марша в общественных зданиях должна быть не менее ширины выхода на лестничную клетку в наиболее населенного этажа, но не менее, № м. для зданий с числом пребывающих в наиболее населенном этаже более № человек, а также для кинотеатров, клубов и лечебных учреждений независимо от числа мест, для остальных зданий - № м.

Как следует из предписания, ширина эвакуационного (из помещений подвального этажа) марша лестницы составляет № м.

СНиП № «», введенных в действие с ДД.ММ.ГГГГ п№ предусмотрено, что ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного входа (двери) на нее, но не менее : № м. – для зданий с числом людей, находящимся на любом этаже, кроме первого, более № человек. Для всех остальных случаев – № кв.м.

Согласно Приложения к № «» ( п№ СП №), действующего на момент рассмотрения гражданского дела, для расчета путей эвакуации, число покупателей, одновременно находящихся в торговом зале, следует принимать из расчета на одного человека : для магазинов – № м.кв. площади торгового зала, включая площадь занятую оборудованием.

Учитывая, что площадь помещения цокольного этажа составляет № кв.м., число покупателей : № кв.м. : № кв.м. = № человек. Следовательно, действующим на момент рассмотрения гражданского дела нормативным актом, предусмотрена ширина лестничного марша менее № м. (№ кв.м.), в связи с чем имеющаяся ширина лестничного марша - № м. является достаточной для эвакуации людей.

Статьей ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества

Пунктом № предписания указано на нарушение – п.№ СНиП № «Пожарная безопасность зданий и сооружений» - высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее № м., ширина не менее № м.

Из предписания следует, что ширина эвакуационного выхода расположенного из подвального этажа на лестницу составляет № метр № сантиметров.

Указанные в предписании требования относятся к эвакуационным выходам, вместе с тем как следует из пояснений представителя заявителя и плана эвакуации, выход указанный в предписании предназначен для загрузки товара, для эвакуации людей он не предназначен.

В качестве эвакуационных выходов рассматриваются : выход на лестницу, ведущую непосредственно наружу и выход на главную лестницу, через нее в вестибюлю и наружу.

Согласно ст. 39 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» 123-ФЗ главная лестница является лестницей первого типа – внутренней лестницей, размещенной в лестничной клетке.

Пунктом № СНиП № предусмотрено, что выход является эвакуационным, если он ведет из помещения любого этажа, кроме первого : непосредственно в лестничную клетку или на лестницу третьего типа.

Пунктом № СП № » предусмотрено, что на путях эвакуации винтовые лестницы и забежные ступени, а также разрезанные лестничные площадки, как правило, предусматривать не следует. При устройстве криволинейных лестниц (кроме лечебных и амбулаторно-поликлинических учреждений), ведущих из служебных помещений с числом постоянно пребывающих в них людей не более № человек, а также криволинейных парадных лестниц ширина ступеней в узкой части этих лестниц должна быть не менее № м.

Учитывая, что эвакуационный выход на главную лестницу является криволинейным, что не запрещено сводом правил технического регламента, действующего на день рассмотрения гражданского дела, ширина проступи криволинейной парадной лестницы составляет не менее № см., указанный заявителем выход может рассматриваться в качестве эвакуационного.

Таким образом, учитывая что «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», действующий на день рассмотрения гражданского дела не содержит требований указанных инспектором в п. № предписания, суд приходит к выводу, что на Грань Л.Н. необоснованно возложена обязанность по их устранению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Грань ФИО5 на предписание № от ДД.ММ.ГГГГ Управления государственного пожарного надзора главного управления МЧС России по  – удовлетворить в части.

Признать пункты № предписания № от ДД.ММ.ГГГГ Управления государственного пожарного надзора главного управления МЧС России по  по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности выданного Грань ФИО6 незаконными.

Заявление Грань ФИО7 в части признания незаконными пунктов № предписания № от ДД.ММ.ГГГГ Управления государственного пожарного надзора главного управления МЧС России по  по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности выданного– оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г.Владивостока в течение 10 дней.

Судья Ленинского суда

г.Владивостока Дегтярева Л.Б.

.