ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-526/16 от 29.07.2016 Норильского городского суда (Красноярский край)

Дело № 2-526/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июля 2016 года город Норильск

Норильский городской суд в районе Кайеркан г. Норильска Красноярского края

в составе председательствующего судьи Бурхановой Ю.О.,

при секретаре судебного заседания Турянской В.В.,

с участием прокурора Кузнецовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Норильска в интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Джавадову А.М. о признании незаконной деятельности по организации перевозок пассажиров, запрете эксплуатации транспортных средств до устранения нарушений,

установил:

Прокурор г. Норильска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Джавадову А.М. о признании незаконной деятельности по организации перевозок пассажиров, запрете эксплуатации транспортных средств до устранения нарушений, в обоснование заявленных требований указав, что по обращению ОГИБДД ОМВД России по г. Норильску о нарушении требований действующего законодательства при перевозках пассажиров, организуемых ИП Джавадовым А.М., прокуратурой <адрес> была проведена проверка, в ходе которой установлено, что Джавадов А.М. осуществляет перевозки пассажиров на коммерческой основе между районами Кайеркан и Центральный г. Норильска транспортными средствами категории МЗ с нарушением требований действующего законодательства: в нарушение требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года – без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную связь, некоррекционную регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств; в нарушение требований Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта – без правоустанавливающих документов, регламентирующих оказание услуг перевозки пассажиров по заказам, на регулярных маршрутах. Для перевозки пассажиров ответчик использует 16 транспортных средств, одно из которых принадлежит ему, 15 транспортных средств используются на праве аренды, имеет лицензию на регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении от 30 июня 2011 года, заявку от руководства Надеждинского металлургического завода от 15 мая 2015 года об организации перевозок работников в направлениях ЦБК, ЮБК-Кайеркан и в обратном направлении. Из указанных транспортных средств только 8 оснащены тахографами, однако, будучи не подключенными в соответствии с требованиями Порядка оснащения транспортных средств тахографами, утвержденного приказом Минтранс России № 273 от 21 августа 2013 года, установленные тахографы не обеспечивают непрерывной связи, некоррекционной регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств. Также установлено, что у Джавадова А.М. отсутствуют документы для организации перевозок пассажиров как по заказам, так и по регулярным маршрутам, в частности отсутствуют предусмотренные Правилами перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 112 от 14 февраля 2009 года, договор фрахтования на организацию перевозок пассажиров по заявкам, договор об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по муниципальному маршруту, карта утвержденного маршрута при осуществлении перевозок пассажиров на регулярном муниципальном маршруте, предусмотренные Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического хозяйства, Законом Красноярского края «О транспортном обслуживании населения и некоторых вопросах обеспечения безопасности дорожного движения в Красноярском крае» № 11-5424 от 9 октября 2010 года.

Поскольку вышеуказанные действия ответчика при перевозке пассажиров нарушают требования безопасности дорожного движения, не обеспечивают безопасные условия и охрану труда, нарушают правила эксплуатации автотранспортных средств и могут повлечь аварийную ситуацию, в том числе причинение вреда жизни и здоровью людей, нанести ущерб имуществу неопределенного круга лиц и иных участников дорожного движения, истец с учетом уточнения исковых требований просит суд признать деятельность индивидуального предпринимателя Джавадова А.М. по организации перевозок пассажиров транспортными средствами категории М3 без технических средств контроля, обеспечивающих непрерывную связь, некоррекционную регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств и договоров фрахтования, без договора об организации регулярных пассажирских перевозок на муниципальных маршрутах незаконной; запретить Джавадову А.М. при осуществлении перевозок по заявкам до обеспечения их техническими средствами контроля (тахографами) эксплуатацию транспортных средств с государственными регистрационными номерами ; запретить Джавадову А.М. эксплуатацию вышеуказанных транспортных средств на регулярных перевозках до заключения в установленном порядке договора об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по муниципальному маршруту.

В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования в части признания незаконной деятельности по организации перевозок пассажиров транспортными средствами на муниципальных маршрутах, просит суд признать деятельность индивидуального предпринимателя Джавадова А.М. по организации перевозок пассажиров транспортными средствами категории М3 на муниципальных маршрутах без свидетельства об осуществлении перевозок по регулярным маршрутам незаконной, запретить Джавадову А.М. осуществлять перевозки пассажиров на регулярных муниципальных маршрутах транспортными средствами категории МЗ, указанными в исковом заявлении, до получения в установленном порядке свидетельства об осуществлении перевозок по регулярным пассажирским маршрутам.

В судебном заседании представитель истца прокурор Кузнецова Н.А. исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям.

Ответчик ИП Джавадов А.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил, представил заявление о допуске к участию в деле в качестве его представителя адвоката Демьяненко И.Н.

Представитель ответчика адвокат Демьяненко И.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснив, что изложенные в исковом заявлении прокурора нарушения требований законодательства ответчиком устранены. Эксплуатируемые им транспортные средства оснащены техническими средствами контроля, тахографы в автобусах установлены, на водителей получены карточки. В настоящее время Джавадов А.М. не осуществляет деятельности по перевозке пассажиров по заявкам и на регулярных маршрутах, приостановил перевозки с апреля 2016 года, выполняет разовые заявки частных лиц. Единственный автобус, который он продолжает эксплуатировать - с государственным регистрационным знаком , данный автобус тахографом оборудован, карточка водителя имеется. В настоящее время Джавадовым А.М. собран полный пакет документов, необходимый для получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок на регулярных пассажирских муниципальных маршрутах, поскольку конкурса до настоящего времени не проведено, свидетельство не получено.

Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В силу ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года к числу основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения отнесены приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ.

Перевозка грузов, пассажиров и багажа согласно ст. 784 ГК РФ осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В силу ст. 1 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» № 259-ФЗ от 8 ноября 2007 года отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, регулируются настоящим Федеральным законом, который определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур, а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 112 от 14 февраля 2009 года.

В силу ст. 5 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и вышеназванных Правил перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования и осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок (ч.ч. 1, 2 ст. 19 Устава, раздел 2 Правил).

Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме (в том числе в форме заказ-наряда), условия которого определяются соглашением сторон (ч. 1 ст. 28 Устава, раздел 3 Правил).

Согласно пп. 12 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» № 184-ФЗ от 6 октября 1999 года решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Отношения, связанные с транспортным обслуживанием населения автомобильным транспортом на территории Красноярского края, регулируются Законом Красноярского края «О транспортном обслуживании населения в Красноярском крае» № 11-5424 от 9 декабря 2010 года.

В соответствии со ст. 2 названного Закона под регулярными пассажирскими перевозками понимаются перевозки пассажиров и багажа транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок, при этом маршруты регулярных перевозок автомобильным транспортом в пределах установленных границ одного муниципального образования являются муниципальными маршрутами.

В силу ст. 8 названого Закона регулярные пассажирские перевозки осуществляются перевозчиками в соответствии с заключенными с ними уполномоченным органом договорами об организации пассажирских перевозок. Привлечение перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок проводится на конкурсной основе. Договор об организации пассажирских перевозок заключается между уполномоченным органом и перевозчиком по результатам открытого конкурса на 5-тилетний срок (ст. 11 Закона).

С 11 января 2016 года вступили в силу положения Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 220-ФЗ от 13 июля 2015 года, согласно которым регулярные перевозки на муниципальных маршрутах могут осуществляться по регулируемым тарифам и по нерегулируемым тарифам (Глава 3 Закона).

Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом местного самоуправления муниципального контракта в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего закона (ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 220-ФЗ от 13 июля 2015 года), на срок действия контракта перевозчику выдаются карты маршрута регулярных перевозок в соответствии с максимальным количеством транспортных средств, необходимых для исполнения соответствующего контракта (ч. 8 ст. 14 Закона).

Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок согласно ч.ч. 2, 3 ст. 17 Федерального закона № 220-ФЗ от 13 июля 2015 года подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (выдаваемыми на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту). Указанные свидетельство и карты выдаются уполномоченным органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (ст. 19 названного Федерального закона).

Таким образом, действующее нормативно-правовое регулирование предусматривает необходимость заключения договора об организации пассажирских перевозок на регулярном пассажирском маршруте (получение свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту и карты маршрута) на конкурсной основе, а также заключение договора фрахтования для осуществления перевозок пассажиров по заказу (заявке).

Кроме того, в соответствии со ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе, организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1213 от 23 ноября 2012 года Приказом Минтранс России № 36 от 13 февраля 2013 года утверждены требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, правила использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства.

Согласно Приложению № 2 к указанному Приказу тахографами оснащаются в том числе транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория М3), за исключением транспортных средств, осуществляющих городские регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 112 от 14 февраля 2009 года.

Порядок оснащения транспортных средств тахографами утвержден Приказом Минтранс России № 273 от 21 августа 2013 года. Настоящий порядок применяется к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств при перевозках пассажиров и грузов, независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании в целях повышения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, защиты жизни и здоровья граждан, усиления контроля за соблюдением водителями установленных режимов труда и отдыха.

В силу п. 4 указанного Порядка оснащение транспортного средства тахографом обеспечивается владельцем транспортного средства и осуществляется специализированной мастерской.

Оснащение транспортного средства тахографом включает в себя установку тахографа, активизацию тахографа и блока СКЗИ тахографа, калибровку тахографа, завершающей стадией оснащения транспортного средства тахографом является его опломбирование (п.п. 6-11 Порядка).

Таким образом, для осуществления пассажирских перевозок по заказам используемые транспортные средства должны быть в установленном законом порядке оснащены тахографами.

Как следует из материалов дела, Джавадов А.М. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной ИФНС № 25 по Красноярскому краю 13 февраля 2006 года и осуществляет деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию.

30 июня 2011 года Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Минтранс России ИП Джавадову А.М. выдана лицензия на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), в составе лицензируемого вида деятельности указаны регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении.

27 января 2016 года в прокуратуру г. Норильска поступило обращение ГАИ Отдела МВД России по г. Норильску о нарушении ИП Джавадовым А.М. требований действующего законодательства при осуществлении деятельности по пассажирским перевозкам.

Как следует из указанного обращения, в январе 2016 года ГИБДД по г. Норильску были выявлены факты нарушения ИП Джавадовым А.М. требований Постановления Правительства РФ № 1213 от 23 ноября 2012 года «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы»: 13 января 2016 года в 08-00 часов на <адрес>, в г. Норильске водитель ФИО1, управляя автобусом ПАЗ 32040101 г/н , осуществлял перевозку пассажиров по путевому листу от 13 января 2016 года, выданному ИП Джавадовым А.М., водитель ФИО2 13 января 2016 года в 08-10 часов там же, управляя автобусом ПАЗ 4234 г/н , осуществлял перевозку пассажиров по путевому листу от 13 января 2016 года, выданному ИП Джавадовым А.М., без установленного на транспортном средстве технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения. Не смотря на привлечение водителей и должностных лиц ИП Джавадова А.М. к административной ответственности и внесение ИП Джавадову А.М. предписания от 14 января 2016 года об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, 15, 18 и 25 января текущего года ГИБДД по г. Норильску факты перевозки людей автобусами с путевыми листами, выданными ИП Джавадовым А.М., были выявлены вновь.

Изложенные в обращении факты подтверждаются представленными суду копиями материалов об административных правонарушениях в отношении водителей ФИО1, ФИО2, ФИО3 и иных лиц; копиями путевых листов на транспортные средства с г/н , , , на осуществление перевозок по маршруту Кайеркан-Норильск, удостоверенных печатью ИП Джавадова А.М., иными представленными суду материалами, а также показаниями в судебном заседании свидетеля ФИО4, старшего государственного инспектора отдела технического надзора ГИБДД Отдела МИВД России по г. Норильску, подтвердившего факт осуществления ИП Джавадовым А.И. деятельности по перевозке пассажиров по маршруту Норильск-Кайеркан без договора об осуществлении пассажирских перевозок на регулярном маршруте, без договора фрахтования транспортного средства, на автобусах, не оснащенных тахографами, и выявление вышеуказанных нарушений сотрудниками ГАИ вплоть до марта 2016 года.

Проверка по факту соблюдения ИП Джавадовым А.М. требований законодательства о безопасности дорожного движения проводилась и Межрегиональным управлением государственного дорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (МУГАДН).

В ходе данной проверки надзорной службой были выявлены факты осуществления ИП Джавадовым А.М. в декабре 2015 года, 13 января 2016 года деятельности по перевозке пассажиров по маршруту «Норильск-ЦБК-ЮБК-Кайеркан» автобусом ПАЗ 4234 г/н , автобусом ПАЗ 32040101 г/н , не оснащенными техническим средством контроля (тахографом), 15 января 2016 года к перевозке пассажиров по маршруту «Кайеркан-Норильск» ИП Джавадовым А.М. допущен автобус ПАЗ 3205 г/н .

Данные обстоятельства подтверждаются актами проверки индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, от 27, 28 января 2016 года, послужили основанием к внесению в адрес ИП Джавадова А.М. предписаний об оснащении используемых им для осуществления пассажирских перевозок транспортных средств тахографами, а также основанием к привлечению ИП Джавадова А.М. к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ (т.е. за управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации), что подтверждается копией соответствующих протоколов об административном правонарушении и постановлений по делу об административном правонарушении.

Из показаний свидетеля ФИО5, государственного инспектора Заполярного отдела автотранспортного и автодорожного надзора МУГАДН, данных в судебном заседании 12 мая 2016 года и исследованных судом с согласия представителя ответчика, не настаивавшего на непосредственном допросе свидетеля в судебном заседании, следует, что неоднократно сотрудниками службы транспортные средства, используемые ИП Джавадовым А.М. (что подтверждалось оформленными ответчиком путевыми листами, предъявляемыми к проверке водителями транспортных средств), выявлялись на маршруте Норильск-Кайеркан на остановочных пунктах регулярного городского маршрута. Водители транспортных средств утверждали, что осуществляют перевозку пассажиров по заказам, однако, никаких опознавательных знаков, позволяющих установить, являются ли перевозки заказными или регулярными, на автобусах не было, автобусы были оборудованы табличками с указанием маршрута движения Норильск-Кайеркан, автобусами ИП Джавадова А.М. для проезда по маршруту Норильск-Кайеркан мог воспользоваться любой желающий. Используемые ИП Джавадовым А.М. транспортные средства в нарушение требований законодательства не оборудованы техническими средствами контроля (тахографами). На ряд транспортных средств тахографы установлены, однако, они не подключены и фактически не используются.

В ходе проведенной прокуратурой г. Норильска проверки был опрошен ИП Джавадов А.М., который в объяснениях указал, что он осуществляет перевозки пассажиров 16 транспортными средствами, 15 из которых арендует, 1 транспортное средство принадлежит ему. Перевозки осуществляет на основании заявки на организацию перевозок от 15 мая 2015 года от Надеждинского металлургического завода. Договор с заказчиком не заключал. На 8 транспортных средствах установлены тахографы, однако, карты на них не получены.

Аналогичные объяснения об осуществлении деятельности по перевозке пассажиров за наличный расчет по маршруту «Норильск АДЦ-ЮБК-Кайеркан» Джавадов А.М. давал при проведении проверки МУГАДН.

Как следует из вышеприведенных объяснений Джавадова А.М. и представленного им письма, пассажирские перевозки осуществляются ответчиком на основании письма зам. директора по общим вопросам ФИО6 от 15 мая 2015 года «Об организации перевозок» с просьбой об организации перевозки работников НМЗ на постоянной основе в направлении Норильск, ЦБК-ЮБК Кайеркан и обратно в период с 07-часов до 08-30 часов, с 15-30 часов до 17-30 часов. Вместе с тем, из ответа на запрос суда директора Департамента безопасности ЗФ ПАО «ГМК Норильский никель» следует, что НМЗ ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель» услугами ИП Джавадова А.М. для организации перевозок своих работников по маршруту Кайеркан-Норильск-Кайеркан не пользовался.

Из ответа за запрос суда Управления городского хозяйства Администрации г. Норильска следует, что в реестр маршрутов регулярных перевозок по направлению Норильск-Кайеркан включены 6 маршрутов, по 5-ти из которых перевозку пассажиров и багажа осуществляют МУП «НПО ПАТ» и ИП ФИО8, на одном из муниципальных маршрутов в настоящее время перевозчик не определен, разрабатывается документация на проведение открытого конкурса на осуществление перевозок пассажиров по данному маршруту. ИП Джавадов А.М. договорных отношений с Администрацией г. Норильска на организацию перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам не имел и не имеет, обращался с заявлениями о заключении договора организации перевозок пассажиров по маршруту , однако, в заключении данных договоров и выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карт соответствующего маршрута ответчику было отказано до проведения открытого конкурса. В настоящее время разрабатывается Порядок проведения такого конкурса, после чего будет разработана конкурсная документация и распоряжение Администрации г. Норильска о проведении открытого по маршруту , информация о проведении которого будет опубликована в газете «Заполярная правда».

В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что в настоящее время Джавадов А.М. приостановил деятельность по осуществлению пассажирских перевозок на муниципальном маршруте, разово осуществляет перевозки по заявкам частных лиц. Вместе с тем, каких-либо объективных доказательств, свидетельствующих о приостановлении деятельности индивидуального предпринимателя, стороной ответчика суду не представлено.

Как усматривается из представленных ответчиком документов (списка транспортных средств ИП Джавадова А.М.), в настоящее время в его владении и пользовании находятся следующие автотранспортные средства категории «D» (М3):

- автобус ПАЗ 320401-01 с г/н вместимостью 25/45 пассажиромест (принадлежит Джавадову А.М. на праве собственности, что подтверждается копией свидетельства о регистрации транспортного средства и копией ПТС.),

а также арендуемые транспортные средства:

- автобус ПАЗ 320401-01 с г/н вместимостью 25/45 пассажиромест,

- автобус ПАЗ 4234 с г/н вместимостью 30/50 пассажиромест,

- автобус ПАЗ 4234 с г/н вместимостью 30/52 пассажироместа,

- автобус YTONGZK 6737D с г/н вместимостью 23/33 пассажироместа,

- автобус ПАЗ-4234 с г/н вместимостью 30/50 пассажиромест,

- автобус ПАЗ 4234 с г/н вместимостью 30/50 пассажиромест,

- автобус ПАЗ 3205407 с г/н вместимостью 25/32 пассажироместа,

- автобус ПАЗ 4234-05 с г/н вместимостью 30/50 пассажиромест,

- автобус ПАЗ 340402-05 с г/н вместимостью 25/45 пассажиромест,

- автобус ПАЗ 4234-05 с г/н вместимостью 30/50 пассажиромест,

- автобус ПАЗ 320402-03 с г/н вместимостью 25/45 пассажиромест,

- автобус ПАЗ 320402-05 с г/н вместимостью 25/45 пассажиромест,

- автобус ПАЗ 320402-03 с г/н вместимостью 25/45 пассажиромест,

- автобус ПАЗ 4234-05 с г/н вместимостью 30/50 пассажиромест,

- автобус ПАЗ 4234-05 с г/н вместимостью 30/50 пассажиромест.

На каждое из вышеперечисленных транспортных средств ответчиком представлены суду копии договоров аренды, свидетельства о государственной регистрации транспортного средства и ПТС.

Из представленных суду материалов также усматривается, что 14 января 2016 года ИП Джавадовым А.М. заключен с ООО «ПКФ «Энергия» договор на приобретение и установку на транспортные средства ИП Джавадова А.М. цифровых технических средств контроля за соблюдением водителями режимов труда и отдыха (тахографов), в соответствии с которым оснащению тахографами подлежали 9 транспортных средств: автобусы ПАЗ 320401 с г/н , , ПАЗ 3320401 с г/н , ПАЗ 33205401 с г/н , ПАЗ 4234 с г/н , , , , YUTONGZK6737D с г/н .

Суду представлены сертификаты о проведении настройки контрольного устройства, выданные ООО «ПКФ «Энергия», из которых следует, что 31 января 2016 года прошли проверку и были опломбированы тахографы, установленные на автобусах ПАЗ 3205407 с г/н , ПАЗ 320401-01 с г/н , , ПАЗ 4234 с г/н , ; 2 февраля 2016 года – на автобусы YUTONGZK6737D с г/н , ПАЗ 4234-05 с г/н , .

Из дополнительно представленных суду в настоящем судебном заседании материалов усматривается, что 22 декабря 2014 года между ИП ФИО7 (собственником транспортного средства ПАЗ 320402-05 г/н , переданного ИП Джавадову А.М. по договору аренды от 1 января 2016 года) и АО «Норильск-Телеком» был заключен договор на поставку и установку на данное транспортное средство тахографа, актом выполненных работ подтверждается факт установки и калибровки цифрового тахографа в автобусе ПАЗ 320402-05 г/н .

Также ответчиком представлены сертификаты калибровки тахографа, из которых следует, что на транспортном средстве ПАЗ 4234-05 г/н тахограф установлен и откалиброван 13 февраля 2016 года ООО «Тахограф», на транспортном средстве ПАЗ 32040205 г/н тахограф установлен и откалиброван 5 мая 2015 года ООО «НТЦ Измеритель», на транспортном средстве ПАЗ ПАЗ 423405 г/н тахограф установлен и откалиброван 5 мая 2015 года ООО «НТЦ Измеритель».

Таким образом, представленными суду доказательствами подтвержден факт оснащения 12-ти из 16-ти эксплуатируемых ответчиком автобусов средствами технического контроля – тахографов.

Вместе с тем, доказательств оснащения тахографами всех используемых им транспортных средств, а именно автобусов ПАЗ 4234 г/н , ПАЗ 320402-03 г/н , ПАЗ 320402-03 г/н , ПАЗ-4234-05 г/н , ответчиком суду не представлено. Представленные суду приложения в акту ввода тахографа «<данные изъяты>» в эксплуатацию на тахографы с серийными номерами , не содержат достоверных сведений об установке данных тахографов на транспортных средствах ИП Джавадова А.М., а потому не могут быть признаны судом относимыми и допустимыми доказательствами.

С учетом изложенного, оценив всю совокупность представленных и исследованных доказательств, суд приходит к выводу о доказанности факта осуществления ИП Джавадовым А.М. пассажирских перевозок по маршруту Норильск-Кайеркан с использованием транспортных средств категории «М3».Фактически пассажирские перевозки, осуществляемые ИП Джавадовым А.М., производятся по муниципальному регулярному маршруту с предусмотренными им остановочными пунктами, в течение всего рабочего дня, услуги по перевозке пассажиров оказываются ответчиком неопределенному кругу лиц. Также Джавадовым А.М. осуществляются перевозки пассажиров по заявкам, что не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика. При этом в судебном заседании установлено, что ответчик не имеет надлежащих правоустанавливающих документов на осуществление пассажирских перевозок как по заказам (отсутствуют соответствующие договоры фрахтования транспортных средств), так и регулярных перевозок (отсутствуют договоры об организации пассажирских перевозок на регулярном маршруте, свидетельства об осуществлении данных перевозок, карты маршрутов и иные документы). Изложенное свидетельствует о нарушении ИП Джавадовым А.М. требований Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и иных нормативных актов, регулирующих отношения, возникающие при оказании услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом. Использование ИП Джавадовым А.М. транспортных средств категории МЗ, не оснащенных подключенными в установленном законом порядке и действующими техническими средствами контроля (тахографами), при осуществлении перевозок пассажиров по заказам является нарушением требований ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

При изложенных обстоятельствах эксплуатация ИП Джавадовым А.М. транспортных средств при осуществлении пассажирских перевозок влечет за собой нарушение требований безопасности дорожного движения, создает угрозу для жизни и здоровья водителей, не обеспечивает безопасности дорожного движения и может повлечь за собой дорожно-транспортные происшествия, в том числе, связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц, являющихся как пассажирами используемых ответчиком транспортных средств, так и иными участниками дорожного движения, что является в силу ст. 1065 ГК РФ достаточным основанием для признания указанной деятельности незаконной и ее запрета до устранения выявленных нарушений (т.е. до оснащения всех используемых им транспортных средств тахографами для осуществления перевозок по заказам, а также до получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок) и дает основание для частичного удовлетворения заявленных прокурором требований.

В соответствии п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с удовлетворением заявленных прокурором исковых требований государственная пошлина в размере 300,00 рублей (п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ) подлежит взысканию с доход местного бюджета с ответчика ИП Джавадова А.М.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Норильска удовлетворить частично.

Признать незаконной деятельность индивидуального предпринимателя Джавадова А.М. по организации перевозок пассажиров транспортными средствами категории М3 без технических средств контроля, обеспечивающих непрерывную связь, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств и договоров фрахтования, на муниципальных маршрутах – без свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок.

Запретить индивидуальному предпринимателю Джавадову А.М. при осуществлении перевозок по заказам эксплуатацию транспортных средств: автобуса ПАЗ 4234 с государственным регистрационным знаком , автобуса ПАЗ 320402-03 с государственным регистрационным знаком , автобуса ПАЗ 320402-03 с государственным регистрационным знаком , автобуса ПАЗ 4234-05 с государственным регистрационным знаком , до обеспечения их техническими средствами контроля (тахографами).

Запретить индивидуальному предпринимателю Джавадову А.М. эксплуатацию транспортных средств: автобуса ПАЗ 320401-01 с государственным регистрационным знаком , автобуса ПАЗ 320401-01 с государственным регистрационным знаком , автобуса ПАЗ 4234 с государственным регистрационным знаком , автобуса ПАЗ 4234 с государственным регистрационным знаком , автобуса YTONGZK 6737D с государственным регистрационным знаком , автобуса ПАЗ-4234 с государственным регистрационным знаком , автобуса ПАЗ 4234 с государственным регистрационным знаком , автобуса ПАЗ 3205407 с государственным регистрационным знаком , автобуса ПАЗ 4234-05 с государственным регистрационным знаком , автобуса ПАЗ 340402-05 с государственным регистрационным знаком , автобуса ПАЗ 4234-05 с государственным регистрационным знаком , автобуса ПАЗ 320402-03 с государственным регистрационным знаком , автобуса ПАЗ 320402-05 с государственным регистрационным знаком , автобуса ПАЗ 320402-03 с государственным регистрационным знаком , автобуса ПАЗ 4234-05 с государственным регистрационным знаком , автобуса ПАЗ 4234-05 с государственным регистрационным знаком , на регулярных перевозках до получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Джавадова А.М. государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 (триста) рублей.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы, представления через Норильский городской суд в районе Кайеркан г. Норильска Красноярского края.

Судья Ю.О. Бурханова

Решение суда в окончательной форме принято 9 сентября 2016 года.

Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-526/2016 в Норильском городском суде в районе Кайеркан г. Норильска Красноярского края.