ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-526/17 от 17.04.2017 Сургутского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2-526/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 апреля 2017 года г. Сургут

Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в составе председательствующего судьи Алешкова А.Л., при секретаре Асинсковой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Территориально объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения » муниципального образования <адрес> об устранении нарушений природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенной проверки было выявлено, что на основании свидетельства л государственной регистрации права хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ МУП «ТО УТВиВ » МО <адрес> осуществляет эксплуатацию канализационных очистных сооружений мощностью 500 куб. метров/сутки (КОС – 500 куб.м./сут.), расположенных в с.<адрес> ХМАО-Югры. В процессе эксплуатации КОС – 500 куб.м./сут. МУП «ТО УТВиВ » МО <адрес>, осуществляет незаконный сброс сточных вод, содержащих такие загрязняющие вещества, как ион аммония, нитрит-ион, нитрат-ион, хлориды, сульфаты, железо, нефтепродукты и другие вещества в болото без названия (координаты водовыпуска <данные изъяты>.). Только за ДД.ММ.ГГГГ год в водный объект, сброшено свыше <данные изъяты> сточных вод.

Согласно ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Вместе с тем, ответчик осуществляет сброс сточных вод с КОС – 500 куб.м./сут. в болото в отсутствие согласованных и утвержденных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов.

В соответствии со ст. 23 ФЗ « Об охране окружающей среды» сбросы химических веществ и микроорганизмов в окружающую среду допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Уполномоченным органом в ХМАО-Югре на выдачу разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ) в водные объекты для водопользователей, в соответствии с п. 4.27 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре, утвержденного Министерством природных ресурсов и экологии РФ от 25.08.2016 года № 549, является Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре.

Вместе с тем, установлено, что действующее разрешение на сброс загрязняющих веществ в болото, в результате эксплуатации КОС – 500 куб.м./сут., у ответчика отсутствует.

Согласно с ч. 2, ст. 21, п 1 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенные на территории субъектов РФ, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется органами государственной власти субъектов РФ.

Уполномоченных органом в ХМАО-Югре на выдачу указанного разрешения на право пользования болотом без названия, в соответствии с п. 6.8.1 Положения о Департаменте недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры, утвержденного Постановлением Губернатора ХМАО-Югры от 22.12.2016 года № 157, является Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры.

Однако в ходе проверки установлено, что ответчик осуществляет сброс сточных вод с Кос – 500 куб.м./сут. в болото в отсутствие решения Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры о предоставлении права пользования указанным водным объектом.

Перечисленные нарушения закона, выразившиеся в незаконном пользовании МУП «ТО УТВиВ » МО <адрес> водным объектом и бесконтрольном сбросе сточных вод в болото, напрямую затрагивают интересы РФ в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие в ХМАО-Югре, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.

На основании изложенного истце просил: обязать МУП «ТО УТВиВ » МО <адрес> в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ обеспечить сброс сточных вод с КОМ-500 куб.м./сут., расположенных в с.<адрес> ХМАО-Югры, в болото без названия (координаты водовыпуска <данные изъяты>.), на основании решения о предоставлении в пользование водного объекта; обязать МУП «ТО УТВиВ » МО <адрес> в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ обеспечить сброс сточных вод с КОМ-500 куб.м./сут., расположенных в с.<адрес> ХМАО-Югры, в болото без названия (координаты водовыпуска <данные изъяты>.), на основании разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект; обязать МУП «ТО УТВиВ » МО <адрес> в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ обеспечить сброс сточных вод с КОМ-500 куб.м./сут., расположенных в с.<адрес> ХМАО-Югры, в болото без названия (координаты водовыпуска <данные изъяты> в соответствии с утвержденными и согласованными в установленном порядке нормативами допустимых сбросов.

В судебном заседании помощник Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора Жуков Р.А. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В судебном заседании установлено, что на основании свидетельства л государственной регистрации права хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ МУП «ТО УТВиВ » МО <адрес> осуществляет эксплуатацию канализационных очистных сооружений мощностью 500 куб. метров/сутки (КОС – 500 куб.м./сут.), расположенных в с.<адрес> ХМАО-Югры. В процессе эксплуатации КОС – 500 куб.м./сут. МУП «ТО УТВиВ » МО <адрес>, осуществляет незаконный сброс сточных вод, содержащих такие загрязняющие вещества, как ион аммония, нитрит-ион, нитрат-ион, хлориды, сульфаты, железо, нефтепродукты и другие вещества в болото без названия (координаты водовыпуска <данные изъяты>.). Только за ДД.ММ.ГГГГ год в водный объект, сброшено свыше 65 000м? сточных вод.

В соответствии со ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 1,2 ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

В статье 22 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду при хозяйственной или иной деятельности для юридических лиц – природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.

В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водный объекты.

В п. 2 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ закреплено, что критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливается санитарными правилами.

Согласно ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В соответствии с ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

Согласно п. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии со ст. 23 ФЗ « Об охране окружающей среды» сбросы химических веществ и микроорганизмов в окружающую среду допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Уполномоченным органом в ХМАО-Югре на выдачу разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ) в водные объекты для водопользователей, в соответствии с п. 4.27 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре, утвержденного Министерством природных ресурсов и экологии РФ от 25.08.2016 года № 549, является Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Водного кодекса РФ юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

На основании п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ осуществление сброса сточных вод возможно только на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Согласно с ч. 2, ст. 21, п 1 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенные на территории субъектов РФ, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется органами государственной власти субъектов РФ.

Уполномоченных органом в ХМАО-Югре на выдачу указанного разрешения на право пользования болотом без названия, в соответствии с п. 6.8.1 Положения о Департаменте недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры, утвержденного Постановлением Губернатора ХМАО-Югры от 22.12.2016 года № 157, является Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры.

В данном случае, в сходе проверки было установлено, что ответчик осуществляет сброс сточных вод в болото без названия (координаты водовыпуска <данные изъяты>.) в отсутствии решения Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры о предоставлении права пользования, указанным водным объектом и разрешения Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре на сброс загрязняющих веществ (сточных вод) в болото, а также в отсутствие согласованных и утвержденных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов.

В ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются поверхностные и подземные воды. При этом в соответствии с ч.2 ст. 16 указанного закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты.

Согласно ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких

принципов как:

- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей

среды и экологической безопасности;

- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

запрещение хозяйственной или иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям

окружающей среды.

В соответствии со ст. ст. 41,42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты нарушенного права является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В данном случае, учитывая, что сброс сточных вод в болото с канализационных очистных сооружений, создает угрозу возникновения негативных последствий для водного объекта, угрозу для жизни и здоровья людей, суд находит требования прокурора законными и обоснованными, в связи с чем, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Поскольку истец, освобожден от уплаты государственной пошлины по данному делу, поэтому в соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ, с учетом статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации сумма государственной пошлины за подачу иска, подлежащая взысканию с ответчика в доход местного бюджета муниципального образования городской округ город Сургут, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований составляет 18 000 рублей (по 6 000 рублей за каждое самостоятельное требование).

Руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Территориально объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения » МО <адрес> в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ обеспечить сброс сточных вод с КОМ-500 куб.м./сут., расположенных в с.<адрес> ХМАО-Югры, в болото без названия (координаты водовыпуска <данные изъяты>.), на основании решения о предоставлении в пользование водного объекта.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Территориально объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения » МО <адрес> в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ обеспечить сброс сточных вод с КОМ-500 куб.м./сут., расположенных в с.<адрес> ХМАО-Югры, в болото без названия (координаты водовыпуска <данные изъяты>.), на основании разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Территориально объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения » МО <адрес> в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ обеспечить сброс сточных вод с КОМ-500 куб.м./сут., расположенных в с.<адрес> ХМАО-Югры, в болото без названия (координаты водовыпуска <данные изъяты>.), в соответствии с утвержденными и согласованными в установленном порядке нормативами допустимых сбросов.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Территориально объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения » МО <адрес> в доход местного бюджета муниципального образования городской округ <адрес> государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Сургутский районный суд.

Председательствующий А.Л. Алешков