дело № 2-526/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 ноября 2017 года пос. Первомайский Первомайского района Оренбургской области
Первомайский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Тюриной Т.А.,
при секретаре Зобниной О.Е.,
с участием старшего помощника прокурора Первомайского района Оренбургской области Алексеевой О.В.,
представителя ответчика – директора ООО «УК «Коммунальник» ФИО1, действующего без доверенности на основании Устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Коммунальник» об обязании разработать и принять меры по предупреждению коррупции,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Первомайского района Оренбургской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Коммунальник» (далее ООО «УК «Коммунальник») об обязании разработать и принять меры по предупреждению коррупции.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Первомайского района в рамках исполнения задания прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в системе жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой в деятельности ООО «УК «Коммунальник» выявлены нарушения Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ « О противодействии коррупции».
Проверкой установлено, что ООО «УК «Коммунальник», являясь юридическим лицом, согласно Уставу осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами, расположенными на территории <данные изъяты>. ООО «УК «Коммунальник» имеет выданную в установленном порядке лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами.
Решением учредителя на должность директора общества назначен ФИО1
Проведенной проверкой выявлен факт неисполнения ООО «УК «Коммунальник» обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции, что подтверждается информацией директора общества.
Таким образом, установлено, что ООО «УК «Коммунальник» в нарушение требований ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ не разработаны и не приняты меры по предупреждению коррупции, в результате чего цель - создание эффективной системы противодействия коррупции в организации не достигается, а задачи по обеспечению правовых и организационных мер, направленных на противодействие коррупции не исполняются. Отсутствие в организации системы вышеприведенных мер свидетельствует о несоблюдении ООО «УК «Коммунальник» антикоррупционного законодательства.
Прокурор Первомайского района Оренбургской области просит суд обязать ООО «УК «Коммунальник» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять меры по предупреждению коррупции в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции».
В судебном заседании старший помощник прокурора Первомайского района Алексеева О.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика – директор ООО «УК «Коммунальник» ФИО1, действующий на основании Устава, исковые требования признал в полном объеме.
Представителю ответчика – директору ООО «УК «Коммунальник» ФИО1 разъяснено положение ч.3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) о том, что при принятии судом признания иска ответчиком выносится решение об удовлетворении иска.
Исследовав материалы дела, заслушав старшего помощника прокурора, представителя ответчика, суд принимает признание иска представителем ответчика, поскольку оно не противоречит требованиям закона, не нарушает чьих- либо прав и законных интересов и считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст.1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов действующих на территории Российской Федерации.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, соответствием законам издаваемых ими правовых актов, а также надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданин органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее также Федеральный закон № 273-ФЗ).
Согласно ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
В соответствии с ч.6 ст.5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В соответствии с Федеральным законом от 08 марта 2006 года № 40-ФЗ Российской Федерацией ратифицирована Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года, подписанная от имени Российской Федерации в городе Мерида (Мексика) 09 декабря 2003 года
В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2006 года № 125-ФЗ Российской Федерацией ратифицирована Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, подписанную от имени Российской Федерации в городе Страсбурге 27 января 1999 года.Ратификация Российской Федерацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, требуют исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции, а также создания необходимых организационных предпосылок для этого.
Цели Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принятой Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.) заключаются в содействии принятию и укреплению мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней.
Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 231-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» Федеральный закон № 273-ФЗ дополнен ст. 13.3, вступившей в силу с 01 января 2013 года.
Согласно ч.1 ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
В соответствии с ч.2 ст. 13.3 указанного Федерального закона № 273-ФЗ меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
сотрудничество организации с правоохранительными органами;
разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов (часть 2 статьи 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ).
По смыслу приведенных положений закона, указанные обязанности возлагаются на любые организации независимо от организационно-правовой формы собственности.
Согласно Уставу ООО «УК «Коммунальник», принятому решением единственного учредителя Первомайского МУП «<данные изъяты>», общество является коммерческой организацией. Согласно п. 3.1 Устава целями деятельности общества являются удовлетворение общественных потребностей в услугах, работах, товарах, связанных с организацией управления жилищным фондом, обеспечением технической эксплуатации жилого и нежилого фонда, объектов инженерной инфраструктуры населенных пунктов, предоставление коммунальных услуг, строительство объектов жилищно-коммунального назначения, решение вопросов, отнесенных пунктами 15.1. и 17 части 1 статьи 15 Федерального закона №131-ФЗ к компетенции администрации МО <данные изъяты> сельский совет, а также извлечение прибыли.
Во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 года № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» утверждены «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции».
Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции (далее Методические рекомендации) в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
Согласно п. 1 раздела IV «Антикоррупционная политика организации» указанных методических рекомендаций антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела прокуратурой Первомайского района в рамках исполнения задания прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в системе жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой в деятельности ООО «УК «Коммунальник» выявлены нарушения Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ « О противодействии коррупции».
В результате проведенной проверки установлено, что ООО «УК «Коммунальник» в нарушение требований ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ не разработаны и не приняты меры по предупреждению коррупции.
Так, из письма директора ООО «УК «Коммунальник» от <данные изъяты> года № <данные изъяты> следует, что локальные правовые акты, необходимые для реализации требований ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ в ООО «УК «Коммунальник» находятся в стадии разработки, нормативно-правовая база, документально оформленная в ООО «УК «Коммунальник» отсутствует.
Таким образом, суд соглашается с доводом прокуратуры Первомайского района о том, что в результате отсутствия принятых мер по предупреждению коррупции эффективная система противодействия коррупции в ООО «УК «Коммунальник» не создана, а задачи по обеспечению правовых и организационных мер, направленных на противодействие коррупции не исполняются.
Отсутствие в организации системы мер по предупреждению коррупции свидетельствует о несоблюдении ООО «УК «Коммунальник» требований антикоррупционного законодательства.
Кроме того, представитель ответчика исковые требования признал, в связи с чем, в соответствии со ст. 173 ГПК РФ, данное обстоятельство также является основанием для удовлетворения требований истца.
Как следует из статьи 206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Срок, который заявлен прокурором - в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, является разумным. В течение указанного срока, ответчик имеет реальную возможность исполнить требования федерального законодательства по противодействию коррупции.
С учётом того, что государственная пошлина при подаче иска не уплачивалась, с ответчика ООО «УК «Коммунальник» в бюджет муниципального образования <данные изъяты> район подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в силу ст. 333.19 ч.1 пп.3 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования прокурора Первомайского района Оренбургской области.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Коммунальник» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять меры по предупреждению коррупции в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции».
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Коммунальник» в доход бюджета муниципального образования <данные изъяты> район <данные изъяты> области государственную пошлину в сумме 300 ( триста) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Первомайский районный суд Оренбургской области.
Судья: Т.А.Тюрина Решение в окончательной форме принято 23 ноября 2017 года
Судья: Т.А.Тюрина