дело № 2-526/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Благовещенск 24 августа 2018 года
Благовещенский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Комогорцева И.Ю.,
при секретаре Умец О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Благовещенского района Амурской области к ФИО1 о взыскании суммы социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Благовещенского района Амурской области обратилась в суд с иском к ФИО1, указав, что ФИО1 является участником программы по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 и на период до 2020 года» и ему в соответствии с условиями программы предоставлены средства в размере 514 266 рублей. Однако ФИО1 не исполнены условия федеральной программы - п. 11 приложения № 3 к программе, обязывающие получателя социальной выплаты оформить жилое помещение в собственность не позднее трех месяцев с момента окончания срока действия свидетельства. Просит суд взыскать с ФИО1 в пользу администрации Благовещенского района сумму социальной выплаты в размере 514 266 рублей.
Представитель истца администрации Благовещенского района Амурской области ФИО2 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ФИО1 иск не признал, пояснил суду, что полученная социальная выплаты была израсходована им на цели строительства дома. В августе 2015 года начал оформлять документы на дом, однако по причине избрания в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу и дальнейшего осуждения, закончить оформление документов не смог. ДД.ММ.ГГГГ он освободился из мест лишения свободы. С ДД.ММ.ГГГГ вновь был заключен под стражу и впоследствии осужден судом к наказанию в виде лишения свободы, которое в настоящее время отбывает в ФКУ ИК-3 УФСИН России по <адрес>. Обязуется в течение шести месяцев выдать доверенность представителю в целях оформления права собственности на построенный дом.
В письменном отзыве на иск представитель третьего лица министерства сельского хозяйства Амурской области исковые требования администрации Благовещенского района поддержал в полном объеме и указал, что между министерством сельского хозяйства Амурской области и администрацией Благовещенского района заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ<номер>, предметом которого является предоставление в 2015 году бюджету Благовещенского района из областного бюджета субсидий на осуществление мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе и на осуществление мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности. В соответствии с п.п. 2.2.8, ДД.ММ.ГГГГ Соглашения, администрация обеспечивает целевое и эффективное использование средств субсидии, а также осуществляет контроль за их целевым использованием, в том числе выявляет основания для отказа в перечислении средств или для возврата предоставленной социальной выплаты в случае не соблюдения условий для ее получения.
В письменном ходатайстве представитель третьего лица Финансового управления администрации Благовещенского район указал, что требования администрации Благовещенского района являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В судебное заседание не явились: представители третьих лиц – министерства сельского хозяйства Амурской области, Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, министерства финансов Амурской области, Финансового управления администрации Благовещенского района, будучи извещены о времени и месте судебного разбирательства. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 598 от 15.07.2013 была утверждена федеральная программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", которой было предусмотрено финансирование улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Действие Федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 12.10.2017 N 1243. Реализация мероприятий данной программы осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.
Приложением № 4 к федеральной целевой программе был установлен порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
В силу п. 12 Приложения право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, выдача которого осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между министерством сельского хозяйства Амурской области и администрацией Благовещенского района Амурской области заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования на улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в соответствии с условиями которого министерство направляет району денежные средства, выделяемые из федерального, областного бюджетов на софинансирование мероприятий программ в форме субсидий, а администрация использует субсидии в установленном законом порядке, п. ДД.ММ.ГГГГ которого на администрацию Благовещенского района Амурской области возложены обязанности по осуществлению контроля за целевым использованием социальных выплат, в частности выявление оснований для возврата предоставленной социальной выплаты в случаях несоблюдения условий для предоставления социальных выплат.
ФИО1 включен в число участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», с условиями программы был ознакомлен и обязался их выполнять, что заявлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 министерством сельского хозяйства Амурской области выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в <адрес> на сумму 514 266 рублей, из которых 250 429 рублей – средства федерального бюджета, 222 702 рубля – средства субъекта РФ, 11 135 рублей – средства местного бюджета. Указанные денежные средства были перечислены ФИО1 платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено и подтверждается сторонами, что предоставленная ответчику социальная выплата была использована в соответствии с целевым назначением - на строительство жилого дома в <адрес>.
Пунктом 30 Приложения № 4 к ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" предусматривалось, что жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность.
Аналогичное положение содержится в п. 29 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам российской федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, являющегося Приложением № 4 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.
Постановлением Правительства Амурской области от 11.12.2013 N 629 (в ред. от 07.04.2014) "Об организации работы по реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов" утвержден порядок выдачи свидетельств о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
В соответствии с п. 14 Порядка выдачи свидетельств построенное (приобретенное) жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, не позднее трех месяцев с момента окончания срока действия свидетельства о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья.
Пунктом 1 названного порядка установлено, что срок действия свидетельства составляет один год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.
Как следует из материалов дела, свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности было выдано ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, построенное с использованием социальной выплаты жилое помещение должно было быть оформлено ответчиком в собственность не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Сведения о зарегистрированных правах ФИО1 на жилые помещения, расположенные в <адрес>, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. В судебном заседании ответчик подтвердил тот факт, что обязанность по оформлению в собственность построенного жилого дома в установленный срок им не исполнена. Доказательств уважительности причин неисполнения указанной обязанности ответчиком не представлено. То обстоятельство, что ответчик содержался под стражей и отбывал наказание по приговору суда, в данном случае не может быть расценено в качестве уважительной причины, поскольку ответчик имел достаточно времени с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ для обращения в орган регистрации прав для оформления своих прав на построенный жилой дом.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства и пояснения сторон в их совокупности, суд, установив, что ФИО1 не соблюден срок, установленный для оформления жилого помещения в собственность, тем самым нарушены условия предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, приходит к выводу о законности и обоснованности требований истца и взыскании с ответчика суммы представленной социальной выплаты.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск администрации Благовещенского района Амурской области к ФИО1 о взыскании суммы социальной выплаты - удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу администрации Благовещенского района Амурской области сумму социальной выплаты в размере 514 266 (пятьсот четырнадцать тысяч двести шестьдесят шесть) рублей 00 копеек.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 8 342 рубля 66 копеек.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: