ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-526/19 от 18.09.2019 Тальменского районного суда (Алтайский край)

Дело

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 сентября 2019 года р.п.Тальменка Тальменского района

Тальменский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Гомер О.А.,

при секретаре Берстеневой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Гульева Дмитрия Владимировича к Данилевскому Сергею Владимировичу о взыскание платы за хранение и перемещение транспортного средства,

УСТАНОВИЛ:

ИП Гульев Д.В. обратился в Егорьевский районный суд Алтайского края с иском, в котором с учетом уточненного требования, просил взыскать с Данилевского С.В. плату за хранение и перемещение транспортного средства в размере 600959 руб., а также судебных расходов по оплате госпошлины в размере 1727 руб. 09 коп.. В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с заключенным между ним и Межмуниципальным отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации «Рубцовский» б/н от ДД.ММ.ГГГГ договором «О взаимодействии по транспортировке, хранению и выдаче задержанных транспортных средств», который заключен во исполнение договора «О привлечении к участию в перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств» от ДД.ММ.ГГГГ, истец оказал услуги по хранению задержанного и помещенного на специализированную стоянку автомобиля <данные изъяты>, г.н. . Данный автомобиль задержан ДД.ММ.ГГГГ и помещен на специализированную стоянку на основании протокола задержания <адрес>, где находится по настоящее время. На момент задержания транспортного средства им управлял ответчик, находившийся в состоянии опьянения. Поскольку ответчик совершил административное правонарушение, повлекшее задержание транспортного средства, на нем лежит обязанность по оплате его нахождения на специализированной стоянке. ДД.ММ.ГГГГ и, повторно, ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направлялась претензия о необходимости оплаты услуги по хранению и перемещению, которая оставлена без удовлетворения.

Определением Егорьевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ дело по подсудности направлено в Тальменский районный суд Алтайского края.

В судебное заседание истец ИП Гульев Д.В., ответчик Данилевский С.В. не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. Истец посредством телефонограммы просил рассмотреть дело в его отсутствие.

На основании ч.ч. 1, 3-5 ст. 167, ч. 1 ст. 233 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон в порядке заочного производства.

Исследовав представленные доказательства, и оценив каждое доказательство в отдельности и в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу п. 7 ч. 1 ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации являются мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении, применяемыми в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

Согласно ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных, в частности, ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, применяется задержание транспортного средства.

Задержание транспортного средства включает его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания (ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ).

Частью 10 ст. 27.13 КоАП РФ предусмотрено, что перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, их хранение и возврат владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, оплата лицами, привлеченными к административной ответственности за административные правонарушения, повлекшие применение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации. Возврат задержанных транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляется незамедлительно после устранения причины их задержания.

Часть 11 указанной статьи предусматривает, что лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, за исключением случаев, указанных в части 9 настоящей статьи, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги). Обязанность лица, привлеченного к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства отражается в постановлении о назначении административного наказания.

На основании положений ст. 906 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) правила главы 47 названного Кодекса, регулирующей отношения, связанные с оказанием услуг по хранению вещей, применяются к обязательствам хранения, возникающим в силу закона, если законом не установлены иные правила.

Из содержания п.3 ст. 2 ГК РФ следует, что в случаях, предусмотренных законодательством, гражданское законодательство может применяться к административным правоотношениям.

Таким образом, исходя из положений приведенных выше правовых норм, следует, что при помещении задержанного транспортного средства на стоянку и его хранении возникают обязательства хранения в силу закона, на которые распространяются правила главы 47 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 886 ГК РФ, по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

Статьей 896 ГК РФ закреплено право требования хранителя с поклажедателя уплаты вознаграждения за оказание услуг хранения и обязанность поклажедателя оплатить хранителю сумму вознаграждения.

В соответствии со ст. 5 Закона Алтайского края от 04.06.2012 № 37-ЗС «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств» (далее - Закон АК № 37-ЗС), владелец транспортного средства информируется лицом, исполняющим решение о задержании транспортного средства, о месте хранения, размерах платы за перемещение и хранение задержанного транспортного средства при подписании акта приема-передачи задержанного транспортного средства.

Статьей 9 Закона АК № 37-ЗС установлено, что срок хранения задержанного транспортного средства исчисляется с момента его помещения на специализированную стоянку до момента возврата задержанного транспортного средства владельцу. Срок хранения исчисляется в часах.

В силу ст. 10 указанного Закона АК, оплате подлежат расходы на перемещение (включая погрузку и разгрузку) и хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке с момента помещения на специализированную стоянку до момента возврата транспортного средства владельцу на основании решения должностного лица о прекращении задержания транспортного средства. Расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства оплачиваются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее задержание транспортного средства, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Закона АК № 37-ЗС, возврат задержанного транспортного средства владельцу производится после устранения причин его задержания на основании отметки должностного лица, уполномоченного составлять протоколы об административных правонарушениях, в протоколе задержания транспортного средства об устранении причины задержания после оплаты расходов, связанных с перемещением задержанного транспортного средства на специализированную стоянку и его хранением. Подпись должностного лица, уполномоченного составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, на разрешении заверяется печатью соответствующего органа государственной власти либо его личной номерной печатью. Возврат задержанного транспортного средства осуществляется лицом, ответственным за хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке, после предъявления владельцем документа, удостоверяющего его личность, а также документов, подтверждающих право владения, пользования и распоряжения данным транспортным средством.

Таким образом, из приведенных положений закона следует, что обязанность по оплате услуг хранения и перемещения транспортного средства лежит на лице, совершившем административное правонарушение, послужившим основанием для применения меры обеспечения по делу об административном правонарушении в виде задержания транспортного средства.

Разрешая спор, суд установил, что постановлением мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Данилевский С.В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной <данные изъяты> КоАП РФ, за то, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в <адрес> управлял автомобилем марки <данные изъяты>, г.н. , в направлении <адрес> в районе дома в состоянии алкогольного опьянения, чем нарушил п. 2.7 Правил дорожного движения РФ.

В рамках указанного дела об административном правонарушении на основании протокола <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и протокола <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Данилевский С.В. был отстранен от управления автомобилем марки ВАЗ 2101, г.н. Т631МУ22, транспортное средство задержано и передано для транспортировки и помещения на специализированную стоянку ИП Гульева Д.В..

Согласно акту приема-передачи на хранение транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ, транспортное средство категории В - автомобиль марки <данные изъяты>, г.н. , был помещен на специализированную стоянку ИП Гульева Д.В., где находится по настоящее время.

Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГГГ, утратившим силу ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГГГ, установлен размер платы за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку на территории Алтайского края. Из приложения 1 к указанному решению, следует, что плата за перемещение транспортного средства категории «В» за первый километр составляет 755 руб., за каждый последующий – 75 руб.. Из приложения 2 к указанному решению следует, что размер платы за хранение транспортного средства категории «В» составляет 61 руб..

Согласно решению Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 01.06.2017 № 49 «Об утверждении размеров платы за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Алтайского края», действовавшего с 02.06.2017 по 31.12.2017, размер платы за хранение транспортного средства категории М1 - 68 руб./час., за перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку в размере 2348 руб. за одно транспортное средство.

Как следует из п. 2.1 Приложение № 1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), транспортное средство, используемое для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения - легковые автомобили, относятся к категории M1.

Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 07.12.2017 № 584 «Об определении базового уровня тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Алтайского края на 2018 год», действовавшим в период с 01.01.2018 по 31.12.2018, размер палаты за хранение транспортного средства категории М1 установлен 71 руб./час..

Как следует из содержания искового заявления и расчета истца, задолженность за хранение и перемещение транспортного средства - автомобиля марки <данные изъяты>, г.н. , в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 600959 руб.. Расчет задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец произвел с применением размера платы, установленной решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд не соглашается с данным расчетом, считает необходимым применение к периоду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размера платы, установленной решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГГГ, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 10 Закона АК № 37-ЗС, сроки и тарифы платы за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке в Алтайском крае устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги). Плата за хранение задержанного транспортного средства взимается за каждый полный час его нахождения на специализированной стоянке.

Согласно п. 7 Методических указаний по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты, утвержденных Приказом ФАС России от 15.08.2016 № 1145/16, перемещение и (или) хранение задержанных транспортных средств оплачивается по тарифам, установленным в соответствии с данными указаниями, лицом, привлеченным к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства. Срок оплаты перемещения и хранения задержанных транспортных средств определяется субъектом Российской Федерации, но предельный срок оплаты (отсрочки оплаты) не должен быть менее 30 дней со дня перемещения задержанного транспортного средства.

Решение Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 29.06.2016 № 91 признанно утратившим силу 04.10.2017, т.е. после возникновение спорного правоотношения. Однако, размер платы, установленной данным решением, определен в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 07.04.2006 № 37-а, который, в свою очередь, утратил силу 08.09.2016, т.е. до возникновения спорного правоотношения, в связи с принятием приказа Федеральной антимонопольной службой от 15.08.2016 № 1145/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств, установлению сроков оплаты», в соответствии с которой размер платы определен решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 01.06.2017 № 49.

Указанное свидетельствует о несоответствии решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 29.06.2016 № 91, на момент возникновения спорного правоотношения, нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу - приказу Федеральной антимонопольной службой от 15.08.2016 № 1145/16, что, на основании ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, ч. 3 ст. 5 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», с учетом разъяснений, данных в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», является основанием не применения его к существовавшим правоотношениям.

Судом с учетом приведенных нормативных актов судом произведен собственный расчет размера платы за перемещение и хранение транспортного средства на специализированной стоянке, который составил 612356 руб., из которых: плата за перемещение ДД.ММ.ГГГГ - 2348 руб., плата за хранение – 610008 руб.: (166 дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ * 24 часа * 68 руб/час) + (199 дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ * 24 часа * 71 руб/час).

В то же время, поскольку истцом заявлены требования о взыскании задолженности в меньшем размере, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования с учетом положений ст. 196 ГПК РФ - в пределах исковых требований 600959 руб..

О задержании транспортного средства и передаче его ИП Гульеву Д.В. для транспортировки и помещения на спецстоянку по адресу: <адрес>, ответчик осведомлен из протокола о задержания <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует его подпись в получении копии данного протокола.

Постановление мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Данилевского С.В. к административной ответственности, предусмотренной <данные изъяты> КоАП РФ, постановлено возложить оплату стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства на ответчика.

При установленных обстоятельствах, направление истцом претензий, в которых указано на место нахождения транспортного средства: <адрес>, и размер платы за перемещение и хранение автомобиля, не по адресу регистрации и проживания ответчика, не может являться основанием для освобождении последнего обязанности по оплате оказанных услуг.

На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные последним расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1727 руб. 09 коп., размер которых подтвержден документально чек-ордером от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, а также, с учетом результата рассмотрения дела, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 7482 руб. 59 коп. (9209 руб. 59 коп. – 1727 руб. 09 коп.).

Руководствуясь ст.ст.194-199, 235, 237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования индивидуального предпринимателя Гульева Дмитрия Владимировича к Данилевскому Сергею Владимировичу о взыскание платы за хранение и перемещение транспортного средства, удовлетворить.

Взыскать с Данилевского Сергея Владимировича в пользу индивидуального предпринимателя Гульева Дмитрия Владимировича расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 600959 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 1727 руб. 09 коп., всего взыскать 602686 руб. 09 коп.

Взыскать с Данилевского Сергея Владимировича в доход бюджета муниципального образования «Тальменский район» Алтайского края государственную пошлину в размере 7482 руб. 59 коп..

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Тальменский районный суд в течение 1 месяца в апелляционном порядке по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Гомер О.А.