РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 октября 2012 г. г. Дербент
Дербентский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Сурхаева М.Р.
при секретаре Алибековой Ч.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Дербентского района, УСЗН в МО «Дербентский район» и Министерство труда и социального развития РД о признании недействительным и отменить постановление главы администрации Дербентского района от 27.06.2012 года № 294 в части снятия его с учета как нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании незаконными бездействия УСЗН в МО «Дербентский район» и Министерство труда и социального развития РД по выдаче ему жилищного сертификата по целевой федеральной программе «Жилье» и об обязании УСЗН в МО «Дербентский район» и Министерство труда и социального развития РД выдать ему жилищный сертификат по целевой федеральной программе «Жилье», согласно нормативу обеспечения общей жилой площадью в зависимости от состава его семьи, вне очереди.
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Дербентского района, УСЗН в МО «Дербентский район» и Министерство труда и социального развития РД (далее МТ и СР РД) о признании недействительным, и отменить постановление главы администрации Дербентского района от 27.06.2012 года № 294 в части снятия его с учета как нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании незаконными бездействия УСЗН в МО «Дербентский район» и Министерство труда и социального развития РД по выдаче ему жилищного сертификата по целевой федеральной программе «Жилье» и об обязании УСЗН в МО «Дербентский район» и Министерство труда и социального развития РД выдать ему жилищный сертификат по целевой федеральной программе «Жилье», согласно нормативу обеспечения общей жилой площадью в зависимости от состава его семьи, вне очереди.
Мотивируя доводы тем, что состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий с 1996 г. и является инвалидом второй группы вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Законность его права на улучшение жилищных условий подтверждена Решением Дербентского районного суда от 28.05.2009 г., которое было оставлено в силе кассационной инстанцией и Постановлением Верховного суда РД от 29.10.2009 г.
Однако Постановлением главы администрации Дербентского района от 27.06.2012 г. № 294, на основании обращения начальника УСЗН Дербентского района его сняли с учета как нуждающегося в улучшении жилищных условий. Данное Постановление считает незаконным, по тем основаниям, что его поставили на очередь по улучшению жилищных условий судебным решением и только судебным решением можно снять его с учета. Судом было установлено, что он проживает на жилой площади его отца. Своего жилья не имеет. Отец не является членом его семьи. И поэтому основанию он был принят на учет. Нарушены требования жилищного законодательства. Статья 56 ЖК РФ регламентирует правила снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В шести пунктах данной статьи указаны причины, по которым можно снять гражданина с жилищного учета. Разъяснения, по какому из этих пунктов его сняли с учета, нет.
В разделе 2 данной статьи говорится: Решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно содержать основание снятия с такого учета, с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 вышеуказанной статьи. Решение о снятии с учета граждан выдаются или направляются им в течении трех рабочих дней.
Такое решение ему не выдавалось и не направлялось по почте, об этом узнал случайно.
Акт обследования материально-бытовых условий, составленный специалистом Управления социальной защиты населения, который якобы стал основанием для снятия его с учета, юридической силы не имеет, так как из четырех членов комиссии, которые в нем указаны, его подписали только специалист УСЗН и начальник УСЗН. Подписи работников администрации села Деличобан в акте отсутствуют.
Комиссия обследовала жилищные условия дома, в котором он проживает, однако данный дом на праве собственности ни ему, ни членам его семьи не принадлежит. Согласно похозяйственной книге данный дом принадлежит его отцу. Отец ведет общее хозяйство и является членом семьи его брата, они проживают отдельно.
На момент постановки его на квартирный учет действовал ст. 14 ФЗ РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с последующими дополнениями и изменениями. Гражданам, указанных в п. 1 и 2 части первой статьи 13 указанного Закона было гарантировано, в частности, одноразовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий. Так как государством не выполнены взятые на себя обязательства вовремя, то у него есть право на улучшение жилищных условий по законодательству, которое действовало на момент постановки его на жилищный учет. Из вышеуказанного видно, что нарушено его конституционное право на улучшение жилищных условий, гарантированное вышеуказанным законом и жилищным законодательством. Считает, что УСЗН Дербентского района и Министерство труда и социального развития РД предвзято и необъективно относится к его праву на улучшение жилищных условий.
УСЗН Дербентского района и Министерство труда и социального развития пытались обжаловать Решение Дербентского районного суда до высшей инстанции, требуя бесконечное обновление документов. В очередной раз незаконно сняли его с учета. Считает, что это делается намеренно. Граждане, ставшие на учет в более позднее время, уже получили жилищный сертификат. Такое положение дел создает неблагоприятную и нервозную обстановку для него, подрывает и без того слабое здоровье.
Определением Дербентского районного суда исковые требования ФИО1 в части признании недействительным и отменить постановление главы администрации Дербентского района от 27.06.2012 года № 294 в части снятия его с учета как нуждающегося в улучшении жилищных условий, прекращены.
В судебном заседании ФИО1 исковые требования уточнил, просил признать незаконными бездействия УСЗН в МО «Дербентский район» и Министерство труда и социального развития РД по выдаче ему жилищного сертификата по целевой федеральной программе «Жилье» и обязать Министерство труда и социального развития РД выдать ему жилищный сертификат по целевой федеральной программе «Жилье», согласно нормативу обеспечения общей жилой площадью в зависимости от состава его семьи. Пояснил, что с 1996 года состоит на учете в администрации Дербентского района как нуждающийся в улучшении жилищных условий. УСЗН Дербентского района ее учетное дело неоднократно представлялось в Министерство труда и социального развития РД для произведения социальных выплат на приобретение жилья, однако субсидии ему не выплачены до сих пор, причину отказа не сообщают, ограничиваясь непонятными намеками. Считает, что действиями Минтруда РД его права грубо нарушены, его обращения с письменным заявлением к ответчику остаются без реагирования, другие участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшие на учет позже него получили выплаты на приобретение жилья, он до сих пор их не получил по вине и бездействию Минтруда РД. Просит признать их бездействия незаконными и обязать выдать жилищный сертификат и социальные выплаты на приобретение жилья.
Представитель УСЗН в МО «Дербентский район» по доверенности от 11 января 2012 года ФИО2 и он же представитель Министерства труда и социального развития РД по доверенности от 01.10.2012 года № 060 исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, по тем основаниям, что истец в своём заявление указывает на то, что дом, в котором он проживает, на праве собственности ни ему, ни членам его семьи не принадлежит. Согласно похозяйственней книги дом принадлежит его отцу. Отец ведёт общее хозяйство и является членом семьи его брата, они проживают отдельно.
Данное утверждение истца не обоснованно, голословно, не подтверждено законодательно и крайне не корректно. ФИО1, является сыном ФИО3, то есть членом семьи собственника жилого помещения, в котором он проживает.
Если ФИО1 не является членом семьи ФИО3, то в таком случае истец должен представить суду доказательства прекращения семейных отношений, в том случае для истца наступают последствия, предусмотренные ч. 4 ст. 31ЖК РФ. Дом, в котором проживает ФИО1 принадлежит на праве собственности ФИО3, переход права собственности к другому лицу не зарегистрирован. Утверждения истца о том, что он проживает в доме, который принадлежит его отцу и что отец не является членом его семьи и проживает отдельно, опровергается вышеизложенным. ФИО1, его супруга и дети являются членами семьи ФИО3. Так же не соответствует действительности утверждение истца о том, что Акт обследования материально-бытовых условий, составленный специалистом УСЗН не подписан работником администрации села Деличобан. Считает, что истцом не были доказаны факты, изложенные в исковом заявлении, а потому просит суд отказать заявителю в его требованиях.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит уточненные исковые требования обоснованным и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно удостоверения № участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и справки об инвалидности ФИО1 является инвалидом 2-ой группы вследствие радиации на Чернобыльской АЭС.
В силу части 3 статьи 40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение, которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии со ст. 14 Закона РФ от 15.05.91г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, являющимся инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы гарантируется (п.2) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1996 г. N 505 «Об обеспечении жилищными сертификатами граждан Российской Федерации, ставших инвалидами, и семей граждан, умерших (погибших) вследствие Чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий» в целях ускорения обеспечения благоустроенной жилой площадью нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей граждан, умерших (погибших) вследствие чернобыльской катастрофы, повышения эффективности использования средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели, Правительство Российской Федерации постановило принять предложение Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства экономики Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации о введении жилищных сертификатов для граждан Российской Федерации, ставших инвалидами, и семей граждан, умерших (погибших) вследствие чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий и поручило Министерству финансов Российской Федерации и Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предусматривать начиная с 1996 года средства на погашение жилищных сертификатов, выдаваемых указанной в пункте 1 настоящего Постановления категории граждан, за счет средств федерального бюджета, выделяемых для финансирования Федеральной целевой программы по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1995 -1997 годах, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 1995 г.
В соответствии с подпунктом «е» п.5 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы") граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающиеся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, имеют право на участие в данной подпрограмме.
Из материалов дела и в соответствии с вышеуказанными требованиями законов и подзаконных актов усматривается право ФИО1 как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и инвалида вследствие этого, на получение жилищного сертификата, а также его статус участника подпрограммы.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" формирование списков граждан-получателей государственных жилищных сертификатов о выделении социальных выплат на приобретение жилья осуществляется органами местного самоуправления, в которых эти граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.
В соответствии с п. 26 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане-участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.
В соответствии с п. 36 этих же Правил оформление и выдача сертификатов должна осуществляться - органами исполнительной власти в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке получателей государственных жилищных сертификатов по данной категории.
Из материалов дела следует, что решением Дербентского районного суда РД от 28 мая 2009 года, оставленного без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 22 июля 2009 года и постановлением Президиума Верховного суда Республики Дагестан от 29 октября 2009 года ФИО1 признан принятым на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 25 февраля 1996 года.
13 августа 2009 года постановлением администрации Дербентского района за № 188, ФИО1 признан принятым на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 25 февраля 1996 года.
УСЗН в МО Дербентский район 13 июня 2012 года обратился письмом за № 6225 к главе администрации Дербентского района с просьбой о снятии с учета граждан, согласно приложения № 1, в котором указаны 26 человек, в том числе под № 4 указан истец ФИО1 по тем основаниям, что ими проверены и уточнены сведения по ликвидаторам последствий аварии на ПО «МАЯК» и на ЧАЭС, претендующих на получение сертификатов, на улучшение жилищных условий.
Указанное обращение УСЗН в МО Дербентский является незаконным по следующим основаниям:
Согласно статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 указанного Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Что касается граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., то основания прекращения их права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлены статьей 6 (часть 2) Вводного закона.
Суд считает, что незаконное обращение УСЗН в МО Дербентский район, в администрацию Дербентского района для снятия истца с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, без учета оснований предусмотренных 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, привели к нарушению жилищных прав истца.
Из представленных в суд ответчиком сведений граждан, пострадавших вследствие радиационных аварий и катастроф, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Дербентскому району, утвержденных главой администрации Дербентского района от 23 апреля 2002 года следует, что в список включены 26 человек и указана дата постановки их всех на учет «2001 год». Из представленных в суд ответчиком сведений граждан, получивших в 2009 и 2012 годах государственные жилищные сертификаты, по Дербентскому району видно, что из данного списка жилищные сертификаты получили 10 лиц, которые состояли в очереди после ФИО1.
Так, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 и другие состояли на учете с 2001 года. Все указанные лица, получившие ГСЖ, по данным списка состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2001 года, т.е. позже ФИО1, который стал на учет с 26 февраля 1995 года.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что уточненные исковые требования ФИО1 о признании незаконными бездействия УСЗН в МО «Дербентский район» и Министерство труда и социального развития РД по выдаче ему жилищного сертификата по целевой федеральной программе «Жилье» и об обязании Министерство труда и социального развития РД выдать ему жилищный сертификат по целевой федеральной программе «Жилье», согласно нормативу обеспечения общей жилой площадью в зависимости от состава его семьи, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточенные исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконными бездействия УСЗН в МО «Дербентский район» и Министерство труда и социального развития РД по выдаче ФИО1, жилищного сертификата по целевой федеральной программе «Жилье».
Обязать Министерство труда и социального развития РД выдать ФИО1, жилищный сертификат по целевой федеральной программе «Жилье», согласно нормативу обеспечения общей жилой площадью в зависимости от состава его семьи.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд, через Дербентский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Сурхаев М.Р.
Решение в окончательной форме принято 23 октября 2012 г.
Судья Сурхаев М.Р.