Дело № 2-526/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Нижний Ломов 12 декабря 2013 года
Нижнеломовский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Суховой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Фоминой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к администрации Нижнеломовского района Пензенской области, Управлению жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области о признании факта проживания, признании незаконным отказа во включении в список граждан, пострадавших в результате паводка, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, и в список граждан, пострадавших в результате паводка, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, о возложении обязанности включения в списки граждан, имеющих право на получение компенсационных выплат, и возложении обязанности предоставить компенсационные выплаты,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 в лице своего представителя ФИО5 обратилась в суд с иском к администрации Нижнеломовского района Пензенской области, Управлению Жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области о признании факта проживания, признании незаконным отказа во включении в список граждан, пострадавших в результате паводка, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, и в список граждан, пострадавших в результате паводка, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, о возложении обязанности включения в списки граждан, имеющих право на получение компенсационных выплат и о предоставлении компенсационных выплат, указав, что она является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданного нотариусом ФИО1, зарегистрированного в МУП «БТИ» ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, истец является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи земельного участка несельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ №, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <данные изъяты>. В апреле 2012 года в результате значительного подъема уровня воды в реке Ломовка произошло частичное подтопление жилых домов по <адрес>, в том числе и дома №, принадлежащего ей (ФИО4). Постановлением Администрации Нижнеломовского района была создана комиссия по обследованию жилых домов, пострадавших во время паводка 2012 года. На основании заявлений граждан комиссия обследовала подтопленные жилые дома. Истец обратился с соответствующим заявлением о предоставлении финансовой помощи в связи с утратой имущества в Администрацию Нижнеломовского района Пензенской области. На указанное заявление был получен ответ № от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которого истцу было разъяснено, что был составлен общий список пострадавших с указанием паспортных данных и данный список направлен в Управление ЖКХ Пензенской области для определения компенсационных выплат за ущерб, причиненный домовладениям после весеннего паводка 2012 года.
Управление ЖКХ Пензенской области в своем ответе № от ДД.ММ.ГГГГ разъяснило ей (ФИО4), что Губернатор Пензенской области обратился в Правительство РФ с просьбой об оказании финансовой поддержки бюджету области для обеспечения компенсационных выплат населению, пострадавшему в паводковый период 2012 года и информировало о том, что она включена в список граждан Нижнеломовского района, пострадавших в результате весеннего паводка 2012 года. Однако компенсационные выплаты она не получила.
В ДД.ММ.ГГГГ она (ФИО4) повторно обратилась с заявлением о предоставлении финансовой поддержки в Администрацию Нижнеломовского района Пензенской области, на которое ДД.ММ.ГГГГ получен ответ за №, в котором администрация Нижнеломовского района разъяснила, что финансовую помощь в связи с утратой имущества могут получить только граждане, зарегистрированные на занимаемой площади, а ФИО4 в домовладении по адресу: <адрес>, не зарегистрирована.
Управление ЖКХ Пензенской области в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ № разъяснило ФИО4, что в связи с отсутствием ее регистрации по адресу: <адрес>, администрация Нижнеломовского района не имела правовых оснований для ее включения в список пострадавших, так как на основании Постановления Правительства РФ от 13.12.2008 года №750, а также утвержденных МЧС России правил оформления документов для получения единовременной материальной помощи, в список пострадавших в паводковый период могут быть включены граждане, только при наличии их регистрации на занимаемой площади жилого дома, пострадавшего в паводковый период.
Указанные сообщения она (ФИО4) расценивает, как отказ со стороны администрации Нижнеломовского района во включении ее в список граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, отказ со стороны Управления жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области в предоставлении компенсационных выплат.
Данные отказы, по ее мнению, являются незаконными, поскольку, согласно положениям ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года N 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
В соответствии с данными Правилами федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
При обращении, предусмотренном пунктами 2 и 3 настоящих Правил, должны быть указаны данные о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, последствий террористического акта или операции по пресечению террористического акта правомерными действиями расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункты 2, 4).
Постановлением Правительства Пензенской области от 25.12.2012 года №942-пП был утвержден Порядок предоставления единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Пензенской области, согласно которому для граждан, пострадавших в результате паводка, устанавливаются следующие компенсационные выплаты:
а) единовременная материальная помощь в размере 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью;
б) финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости, из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на держателя лицевого счета от каждого домовладения.
Компенсационные выплаты выплачиваются гражданам, включенным в список граждан, пострадавших в результате паводка, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, и в список граждан, пострадавших в результате паводка, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, сформированные Управлением жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области в установленном порядке на основании следующих документов:
а) акт обследования жилого помещения, поврежденного в результате паводка, подписанный членами местной паводковой комиссии и утвержденный администрацией соответствующего муниципального района Пензенской области (при возникновении оснований для оказания
единовременной материальной помощи);
б) акт обследования имущества граждан Российской Федерации, подтверждающий степень утраты имущества первой необходимости, подписанный членами местной паводковой комиссии и
утвержденный администрацией соответствующего муниципального района Пензенской области (при возникновении оснований для оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости).
К актам прилагаются копии документов, подтверждающих факт постоянного проживания в период прохождения паводка в апреле 2012 года в населенном пункте, пострадавшем в результате паводка, номер счета, открытого в кредитной организации, для последующего перечисления компенсационных выплат, копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи.
Выплата единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости производится Управлением жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области в течение 30 рабочих дней со дня поступления денежных средств на лицевой счет администратора доходов путем зачисления денежных средств на счета граждан, открытые в финансово-кредитных организациях.
Таким образом, доводы ответчиков о невозможности включения в списки пострадавших и невозможности предоставления финансовой поддержки при отсутствии регистрации в жилом доме по адресу: <адрес>, со ссылкой на Методические рекомендации по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий МЧС России, утвержденных зам. министра МЧС России от 02.11.2010 г. считает необоснованными, поскольку данные методические рекомендации не опубликованы и противоречат Порядку предоставления единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Пензенской области, утвержденному Постановлением Правительства Пензенской области от 25.12.2012 года №942-пП.
Кроме того, защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также проводимые государством мероприятия по ликвидации данных чрезвычайных ситуаций не могут быть поставлены в зависимость от наличия либо отсутствия регистрации граждан в зоне чрезвычайной ситуации.
Ущерб в результате весеннего паводка был причинен имуществу ФИО4, что подтверждается правоустанавливающими документами на жилой дом и земельный участок. Она постоянно с ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и в период весеннего паводка 2012 года проживала по адресу: <адрес>, что подтверждается следующими доказательствами:
она производила оплату за предоставление коммунальных услуг в жилом доме, в частности оплачивала потребление электроэнергии, воды, газа по показаниям счетчика; содержала на территории домовладения крупный рогатый скот - корову. Указанный крупный рогатый скот был застрахован в ООО «Росгосстрах», что подтверждается полисом серии <данные изъяты> № (период страхования - ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), полисом серии <данные изъяты> № (период страхования - ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). В указанных полисах указано место содержания КРС - сарай по адресу: <адрес>. Факт ее (ФИО4) проживания в течение 2012 года по адресу: <адрес>, могут подтвердить свидетели.
С учётом изложенного полагает, что у администрации Нижнеломовского района Пензенской области отсутствовали основания для исключения ФИО4 из списка граждан, пострадавших в результате паводка, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, и из списка граждан, пострадавших в результате паводка, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, а у Управления ЖКХ Пензенской области отсутствовали основания для отказа в выплате ей (ФИО4) единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
Просила установить факт проживания на момент паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Пензенской области по адресу: <адрес>; признать недействительным отказ администрации Нижнеломовского района Пензенской области во включении в список граждан, пострадавших в результате паводка, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, и в список граждан, пострадавших в результате паводка, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости; обязать администрацию Нижнеломовского района Пензенской области включить её в список граждан, пострадавших в результате паводка, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, и в список граждан, пострадавших в результате паводка, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости; обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области предоставить единовременную материальную и финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости, произошедшей в результате паводка в апреле 2012 года.
Определением Нижнеломовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Пензенской области.
Определением Нижнеломовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ принято заявление ФИО4 об увеличении исковых требований о признании недействительным отказа Управления ЖКХ Пензенской области во включении в список граждан, пострадавших в результате паводка, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, и в список граждан, пострадавших в результате паводка, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и включении в указанный список.
В судебное заседание истец ФИО4 и её представитель ФИО5 не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, о чем представили заявления.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО4 и представитель истца ФИО5, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования поддержали, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, дополнительно уточнили размер компенсационных выплат, просили обязать Управление ЖКХ Пензенской области предоставить ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как пострадавшей в результате весеннего паводка 2012 года, единовременную материальную помощь в размере <данные изъяты> рублей и финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости, из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости, - в размере <данные изъяты> рублей. Кроме этого, истец ФИО4 пояснила, что она с семьей проживала по адресу: <адрес>, её родители проживали по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ у неё умер отец, и она с семьей переехала в дом родителей, так как за больной матерью требовался постоянный уход. Затем они с мужем расторгли брак, и он вернулся в квартиру. В ДД.ММ.ГГГГ умерла её мать, она (истец) вторично вышла замуж и вместе с мужем постоянно проживала в доме. После смерти мужа в ДД.ММ.ГГГГ проживает в доме одна. В 2012 году во время весеннего паводка вода в течение нескольких дней стояла в доме, в результате этого треснул и просел фундамент, покоробился линолеум, намокли и отошли от стен обои, испортились мебель, одежда, и пр.
Представитель ответчика - администрации Нижнеломовского района Пензенской области ФИО6, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признал, пояснив, что в апреле 2012 года на территории Нижнеломовского района был введен режим чрезвычайной ситуации в связи с неблагоприятной паводковой обстановкой и была создана комиссия по обследованию жилых домов. Пострадавшие жители обращались с заявлением об оказании помощи в администрации Нижнеломовского района и г. Нижний Ломов. На основании заявлений граждан комиссия обследовала подтопленные домовладения и составляла акты. Таким образом, был сформирован список пострадавших. В мае 2012 г. акты обследования вместе со списком, куда была включена и ФИО4, были направлены в Управление ЖКХ по Пензенской области для определения компенсационных выплат за ущерб, причиненный домовладениям после весеннего паводка 2012г. Позже управлением ЖКХ Пензенской области список пострадавших был направлен в <адрес>, при этом ФИО4 Управлением ЖКХ была исключена из списка на том основании, что у неё отсутствовала регистрация по адресу: <адрес>. Денежные средства на возмещение ущерба лицам, пострадавшим от наводнения 2012г. выделялись из федерального бюджета на основании постановления Правительства РФ от 13.10.2008г. №750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Администрация Нижнеломовского района со своей стороны провела все необходимые мероприятия для получения выплат пострадавшим от весеннего паводка, в том числе ФИО4, и считает, что оснований для удовлетворения иска не имеется.
Представитель ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть иск ФИО4 в его отсутствие и отказать в удовлетворении ее требований, по следующим основаниям. Согласно постановлению Правительства РФ от 13.12.2008г. №750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», а также утвержденными МЧС России Методическими рекомендациями по оформлению документов для получения гражданами единовременной материальной помощи определен порядок включения граждан в список пострадавших в паводковый период. В соответствии с установленным порядком, список пострадавших в период паводка граждан Пензенской области и другие документы, необходимые для перечисления финансовой помощи областному бюджету, были представлены на экспертизу в УФМС России по Пензенской области, в МЧС России и Министерство финансов РФ. Причиной исключения из списка пострадавших в период паводка ФИО4 стало отсутствие ее регистрации по адресу: <адрес> (по информации УФМС России по Пензенской области). В настоящее время, выделенные Минфином России бюджетные ассигнования, предназначенные для выплаты единовременной материальной помощи и материальной помощи за частично утраченное имущество, полностью перечислены на лицевые счета граждан, признанным пострадавшими во время паводка в 2012г. Других дополнительных выплат не предусмотрено. Основанием к выплате государственной помощи за частично или полностью утраченное имущество является акт комиссии, созданной при администрации муниципального образования. Считаются утратившими имущество те граждане, которые потеряли в результате паводка предметы домашнего обихода первой необходимости по месту своего жительства; имущество, находящееся в сараях, временных помещениях и др. не может быть имуществом первой необходимости. Поскольку законодательством предусмотрена выплата государственной помощи за частично или полностью утраченное имущество из расчета на семью, учитывается порядок пользования домовладением, ведения раздельного хозяйства, наличие отдельных входов, раздельного имущества в конкретном домовладении. Содержание на территории домовладения крупного рогатого скота еще не означает, что ФИО4 постоянно проживает в домовладении, а подтверждает только тот факт, что домовладение используется для ведения подсобного хозяйства. Соответственно, потребление и оплата электроэнергии и других коммунальных ресурсов использовались истцом с целью осуществления ухода за скотом. В связи с чем, ставится под сомнение довод истца о том, что по указанному адресу находились вещи первой необходимости.
Представитель третьего лица Министерства финансов Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие и отказать в удовлетворении требований ФИО4, по следующим основаниям.
В силу статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в статье 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 750 (с последующими изменениями) утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Пунктом 4 Правил предусмотрена необходимость указания данных о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах расходов, направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации.
Данные о количестве граждан, пострадавших в результате паводка, произошедшего на территории Пензенской области в апреле 2012 года, собирались администрацией г. Нижний Ломов Пензенской области и выверялись совместно с Управлением ЖКХ Пензенской области. Министерство финансов Пензенской области не являлось участником сложившихся правоотношений по сбору данных о количестве граждан, пострадавших от паводка.
В соответствии с подпунктами «г» и «д» пункта 9 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), а также финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
В связи с паводком, произошедшим на территории Пензенской области в апреле 2012 года, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 2480-р Правительству Пензенской области из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка в 2012 году были выделены бюджетные ассигнования в размере <данные изъяты> рубля, в том числе <данные изъяты> рублей на оказание гражданам единовременной материальной помощи, <данные изъяты> рублей на оказание финансовой помощи гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости и <данные изъяты> рублей на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ.
Указанные бюджетные ассигнования в соответствии с Законом Пензенской области от 21.12.2011 №2173-3ПО «О бюджете Пензенской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (с последующими изменениями) в сумме <данные изъяты> рублей были предусмотрены в ведомственной структуре расходов по Управлению ЖКХ Пензенской области.
В бюджет Пензенской области средства из федерального бюджета поступили в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ., из которых кассовые расходы в 2012 году составили <данные изъяты> рублей, в том числе <данные изъяты> рублей на оказание гражданам единовременной материальной помощи, <данные изъяты> рублей на оказание финансовой помощи гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости.
На основании постановления Правительства Пензенской области от 25.12.2012 № 942-пП был утвержден Порядок предоставления единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Пензенской области (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка для граждан, пострадавших в результате паводка, была установлена единовременная материальная помощь в размере 10 тыс. рублей на человека и финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости, из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на держателя лицевого счета от каждого домовладения.
Компенсационные выплаты выплачивались гражданам, включенным в список граждан, пострадавших в результате паводка, имеющих право на получение такой помощи, и в список граждан, пострадавших в результате паводка, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, сформированные Управлением ЖКХ Пензенской области в установленном порядке на основании актов обследования. К данным актам прилагались копии документов, подтверждающих факт постоянного проживания в период прохождения паводка в апреле 2012 года в населенном пункте, пострадавшем в результате паводка.
По рассматриваемому делу истцу отказано в получении единовременной материальной помощи. Отказ уполномоченных органов в выплате материальной помощи был мотивирован тем, что ФИО4 не имела постоянной регистрации по месту жительства в доме по адресу: <адрес>. Считают данные действия Управления ЖКХ и администрации г. Нижний Ломов законными и обоснованными, поскольку перечень и содержание документов, обосновывающих размер единовременной материальной помощи пострадавшим гражданам, закреплен в пунктах 8.1 и 9.1 Методических рекомендаций по оформлению документов для выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных 2 ноября 2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Данными пунктами предусмотрено составление Списка граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации. В частности, в Списках, дающих право на получение данного вида материальной помощи, указываются «только те граждане, которые имеют постоянную регистрацию по месту постоянного проживания (из резервного фонда производится только частичное финансирование ликвидации последствий стихийных бедствий)». Данные списки должны быть опечатаны печатью паспортно-визовой службы.
Однако, на момент стихийного бедствия, ФИО4 хотя и проживала по адресу: <адрес>, но не была зарегистрирована по данному адресу, поэтому не была включена в вышеуказанные списки.
Отмечает, что выплачиваемая гражданам, пострадавшим в результате паводка 2012 года, единовременная материальная помощь носила компенсационный характер и была направлена на удовлетворение первичных потребностей. Только посредством ведения регистрационного учета органы местного самоуправления могли определить круг лиц, нуждающихся в единовременной материальной помощи, в связи с этим регистрация не может рассматриваться как основание ограничения прав и свобод граждан. ФИО4, не исполнив обязанность по регистрации по месту фактического проживания, обратилась в суд с требованием о признании за ней права на получение единовременной материальной помощи и ее выплате, что свидетельствует о злоупотреблении правом с её стороны.
Таким образом, считают, что оснований для удовлетворения исковых требований ФИО4 не имеется.
Статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены принципы самостоятельности бюджетов, к числу которых отнесены недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти изменений бюджетного законодательства Российской Федерации, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы, (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов.
Действующее законодательство не относит к полномочиям органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Российской Федерации возмещение гражданам убытков, возникших в результате чрезвычайных ситуаций природного характера.
В то же время, в силу статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Так, материальная помощь вышеуказанным пострадавшим гражданам установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 №.750 и производилась путем выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Поскольку к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Пензенской области не отнесены выплаты гражданам убытков, возникших в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, законодательством Пензенской области проведение указанных выплат органами исполнительной власти за счет средств казны Пензенской области не предусмотрено.
Представитель третьего лица УФМС России по Пензенской области в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, вынесение решения оставляет на усмотрение суда.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца ФИО4, представителя истца ФИО5, представителя ответчика Управления ЖКХ Пензенской области, представителей третьих лиц - Министерства финансов Пензенской области, УФМС России по Пензенской области.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, заслушав показания свидетелей, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При этом согласно ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение, в частности, вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.
В силу ч. 1 статьи 18 ФЗ от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Как видно из материалов дела, истец на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, договора купли-продажи земельного участка несельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ № является собственником жилого дома и земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных по адресу: г<адрес> (свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок, выдано Управлением Федеральной регистрационной службы по Пензенской области ДД.ММ.ГГГГ.).
Согласно паспорту серии <данные изъяты>, выданному ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ., ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ - по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации Нижнеломовского района от ДД.ММ.ГГГГ № на территории Нижнеломовского района Пензенской области был введен режим чрезвычайной ситуации.
Основанием введения режима чрезвычайной ситуации явился значительный материальный ущерб, причиненный населению, социальной сфере и экономике Нижнеломовского района, вызванный прохождением весеннего половодья 2012 года по территории Нижнеломовского района.
Указанным постановлением была создана комиссия по обследованию жилых домов, пострадавших во время паводка 2012г. Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижнеломовского района обязана провести мероприятия по оценке размеров материального ущерба по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратилась в администрацию г. Нижний Ломов с заявлением о возмещении ущерба, причиненного во время весеннего паводка (заявление от ДД.ММ.ГГГГ).
В этот же день комиссией было обследование домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее истцу.
Из акта обследования следует, что в результате паводка пострадали жилой дом и имущество истца. Так, в жилом доме повреждены: фундамент - <данные изъяты>, полы - <данные изъяты>, стены - <данные изъяты>; надворные постройки (сарай и баня) - <данные изъяты>; имущество: сервант - <данные изъяты>, шифоньер - <данные изъяты>, диван - <данные изъяты>, стол кухонный, уголок - <данные изъяты>, сено - <данные изъяты> тюков.
Указанные обстоятельства ответчиками не оспариваются и сомнения не вызывают.
Как видно из списка граждан на получение единовременной материальной помощи пострадавших в результате паводка, произошедшего в Нижнеломовском районе Пензенской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., составленного администрацией Нижнеломовского района, под номером № значится ФИО4 (адрес места жительства: <адрес>).
Из объяснений представителя администрации Нижнеломовского района и возражений Управления ЖКХ Пензенской области следует, что указанный список (со всеми необходимыми документами) был направлен в Управление ЖКХ для определения компенсационных выплат за ущерб, причиненный после весеннего паводка 2012 года.
Данное обстоятельство подтверждается также ответом, данным ДД.ММ.ГГГГ за № администрацией Нижнеломовского района Пензенской области ФИО4 на её заявление.
Управление ЖКХ Пензенской области в своем ответе № от ДД.ММ.ГГГГ также разъяснило ФИО4, что Губернатор Пензенской области обратился в Правительство РФ с просьбой об оказании финансовой поддержки бюджету области для обеспечения компенсационных выплат населению, пострадавшему в паводковый период 2012 года и информировало о том, что она включена в список граждан Нижнеломовского района, пострадавших в результате весеннего паводка 2012 года.
Таким образом, администрацией Нижнеломовского района исполнена обязанность по проведению мероприятий, необходимых для получения пострадавшими от весеннего паводка компенсационных выплат.
Как установлено в судебном заседании, в ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 в связи с тем, что компенсационные выплаты не были ей произведены, повторно обратилась с заявлением в Администрацию Нижнеломовского района Пензенской области.
ДД.ММ.ГГГГ Киреевой направлен ответ за №, в котором администрация Нижнеломовского района разъяснила, что финансовую помощь в связи с утратой имущества могут получить только граждане, зарегистрированные на занимаемой площади, а ФИО4 в домовладении по адресу: <адрес>, не зарегистрирована.
Управление ЖКХ Пензенской области в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ № также разъяснило ФИО4, что в связи с отсутствием ее регистрации по адресу: <адрес>, администрация Нижнеломовского района не имела правовых оснований для ее включения в список пострадавших, так как на основании Постановления Правительства РФ от 13.12.2008 года №750, а также утвержденных МЧС России правил оформления документов для получения единовременной материальной помощи, в список пострадавших в паводковый период могут быть включены граждане, только при наличии их регистрации на занимаемой площади жилого дома, пострадавшего в паводковый период.
В списке граждан, пострадавших от наводнения весной 2012 года, сформированного Управлением жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области, истец ФИО4 отсутствует.
При этом, в списке значатся собственники жилых домов по <адрес>, включая дома № и т.д.
Между тем, исключение ФИО4 из списка граждан, пострадавших в результате произошедшего в Нижнеломовском районе Пензенской области паводка в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., на получение компенсационных выплат, нельзя признать обоснованным.
Так, согласно п. "3" ст. 10 ФЗ от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 750 (в редакции от 22.11.2011г.) утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункт «г» п. 9 Правил предусматривает, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. руб. на человека, но не более 50 тыс. руб. на семью).
В силу ст. 10, 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
При этом финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Данное обстоятельство также следует из ст.23 Закона Пензенской области от 12.07.1999г. №162-ЗПО (в ред. от 02.04.2013г.) «О защите населения и территории Пензенской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в которой указано, что финансовое обеспечение установленных названным Законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Пензенской области регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством Пензенской области.
В соответствии с п. 1.1 Постановления Правительства Пензенской области от 25.12.2012 N 942-пП (ред. от 12.03.2013) «Об утверждении Порядка предоставления единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Пензенской области, и Порядка предоставления бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах, пострадавших в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Пензенской области» утвержден Порядок предоставления единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Пензенской области.
Согласно п. 1 указанного Порядка настоящий Порядок определяет механизм предоставления единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Пензенской области (далее - паводок).
Пунктом 2 настоящего Порядка для граждан, пострадавших в результате паводка, устанавливаются следующие компенсационные выплаты: а) единовременная материальная помощь в размере 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью; б) финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости, из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на держателя лицевого счета от каждого домовладения.
Компенсационные выплаты выплачиваются гражданам, включенным в список граждан, пострадавших в результате паводка, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, и в список граждан, пострадавших в результате паводка, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, сформированные Управлением жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области в установленном порядке на основании следующих документов:
а) акт обследования жилого помещения, поврежденного в результате паводка, подписанный членами местной паводковой комиссии и утвержденный администрацией соответствующего муниципального района Пензенской области (при возникновении оснований для оказания единовременной материальной помощи);
б) акт обследования имущества граждан Российской Федерации, подтверждающий степень утраты имущества первой необходимости, подписанный членами местной паводковой комиссии и утвержденный администрацией соответствующего муниципального района Пензенской области (при возникновении оснований для оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости).
К актам прилагаются копии документов, подтверждающих факт постоянного проживания в период прохождения паводка в апреле 2012 года в населенном пункте, пострадавшем в результате паводка, номер счета, открытого в кредитной организации, для последующего перечисления компенсационных выплат, копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи (п. 3 указанного Порядка).
Как установлено в судебном заседании, все необходимые документы истцом были представлены.
Постановлением Правительства Пензенской области от 25.12.2012г. №942-пП обязанность по осуществлению выверки списков граждан, пострадавших в результате паводка, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, и граждан, пострадавших в результате паводка, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости возложена на Управление жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области (во взаимодействии с администрациями муниципальных районов Пензенской области, пострадавших в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года).
На Управление жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области также возложена обязанность произвести выплаты гражданам, путем зачисления денежных средств на счета граждан, открытых в финансово-кредитных организациях, на оказание единовременной материальной помощи и на оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в пределах бюджетных ассигнований, выделенных Пензенской области из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в соответствии со списками граждан, пострадавших в результате паводка, имеющих право на получение единовременной материальной помощи и граждан, пострадавших в результате паводка, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 22.12.2012г. №2480-р Правительству Пензенской области из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка, произошедшего в апреле 2012 года, в 2012 году были выделены бюджетные ассигнования в размере <данные изъяты> рублей, в том числе <данные изъяты> рублей на оказание гражданам единовременной материальной помощи, <данные изъяты> тыс. рублей на оказание финансовой помощи гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости и <данные изъяты> рублей на проведение неотложных аварийно - восстановительных работ.
Указанные бюджетные ассигнования в соответствии с Законом Пензенской области от 21.12.2011г. №2173-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов в сумме <данные изъяты> рублей были предусмотрены в ведомственной структуре расходов по Управлению жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области.
Исходя из изложенного следует, для включения в списки на получение единовременной финансовой помощи необходимо наличие одновременно трех условий: пострадавший должен быть гражданином Российской Федерации; он должен проживать на территории Нижнеломовского района в жилом помещении, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации; в результате чрезвычайной ситуации должно быть полностью или частично утрачено имущество первой необходимости.
В силу ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, в том числе факты, имеющие юридическое значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где он постоянно и преимущество проживает.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Факт проживания истца по адресу: <адрес> (в жилом помещении, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации) во время весеннего паводка 2012 года, подтверждается следующим.
ФИО4 по квитанциям, оформленным на её имя, производила оплату за предоставление коммунальных услуг в жилом доме, в частности оплачивала потребление электроэнергии (счет-квитанция за январь, февраль, март, апрель, май 2012г.), воды (квитанции за февраль, март, апрель, май, июнь 2012г.), газа (квитанции за февраль, март, апрель, май, июнь 2012 года), по показаниям счетчика.
Кроме того, содержала на территории домовладения крупный рогатый скот - корову. Указанный крупный рогатый скот был застрахован в ООО «Росгосстрах», что подтверждается полисом серии <данные изъяты> № (период страхования - ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), полисом серии <данные изъяты> № (период страхования - ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). В указанных полисах указано место содержания КРС - сарай по адресу: <адрес>.
Ответчик - Управление ЖКХ Пензенской области полагает, что домовладение по адресу: <адрес>, используется истцом для содержания крупного рогатого скота в качестве подсобного хозяйства.
Однако доказательства этому не представил.
Между тем, допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО2 и ФИО3, более 30-ти лет проживающие соответственно по адресу: <адрес> и <адрес>, пояснили, что ФИО4 более 20-ти лет постоянно проживает на одной с ними улице по адресу: <адрес>, в том числе и в период весеннего паводка 2012 года. Первоначально в доме проживали родители ФИО4, но когда умер её отец, ФИО4 с семьей переехала в этот дом и ухаживала за больной матерью, а после её смерти так и осталась проживать в доме.
Проживание указанных свидетелей по улице <адрес> подтверждается сведениями об их регистрации, содержащимися в представленных суду паспортах.
Кроме того, истцом представлены телеграммы, открытки за период с ДД.ММ.ГГГГ адресованные ФИО4 по месту её жительства - <адрес>.
Таким образом, суд считает, что факт постоянного проживания ФИО4, в том числе в период весеннего паводка 2012 года, по адресу: <адрес>, нашел свое подтверждение в судебном заседании.
Доказательств обратного ответчиками не предоставлено.
В возражение заявленных требований ответчик и третье лицо указывают на отсутствие регистрации истца в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, ссылаясь при этом на Методические рекомендации по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий МЧС России, утвержденные 02.11.2010г. заместителем Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Однако данный документ официально опубликован не был, к тому же он носит рекомендательный характер. Кроме того, он противоречит Порядку предоставления единовременной материальной и финансовой помощи…, утвержденному Постановлением Правительства Пензенской области от 25.12.2012г. №942-пП, предусматривающему необходимость подтверждения факта постоянного проживания в период прохождения паводка в апреле 2012 года в населенном пункте, пострадавшем в результате паводка.
Произвольное расширительное толкование данного пункта противоречит Конституции Российской Федерации, закрепляющей право гражданина на свободу передвижения и выбор места жительства, лишает его права на получение единовременной материальной помощи в рамках гарантий, закрепленных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 1996 г. N 9-П и 02 февраля 1998 г. N 4-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2000 г. N 185-О и 06 октября 2008 г. N 619-О-П).
Следовательно, отсутствие регистрации ФИО4 по месту проживания не может являться препятствием в реализации прав на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
С учётом изложенного суд полагает установленным факт того, что истец является лицом, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации - паводка в апреле 2012 года в г. Н-Ломов (актом и показаниями свидетелей подтверждено, что принадлежащее ей жилое помещение пострадало в результате чрезвычайной ситуации, а также частично утрачено имущество первой необходимости), при этом не имеет правового значения то обстоятельство, что на момент паводка она не была зарегистрирована в пострадавшем доме по адресу: <адрес>, поскольку установлен факт её постоянного проживания по данному адресу на момент затопления в апреле 2012 года.
При таких обстоятельствах требования истца о признании недействительным отказа Управления ЖКХ Пензенской области во включении ФИО4 в список граждан, пострадавших в результате паводка, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, и в список граждан, пострадавших в результате паводка, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, и о возложении обязанности по включению в названные списки и предоставлению компенсационных выплат, подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, предъявленных к ответчику - администрации Нижнеломовского района Пензенской области, поскольку администрацией Нижнеломовского района ФИО4 включена в список граждан, пострадавших в результате паводка, имеющих право на компенсационные выплаты; само по себе разъяснение, данное в ответе за №, о том, что финансовую помощь в связи с утратой имущества могут получить только граждане, зарегистрированные на занимаемой площади, нельзя расценить как отказ во включении в список, поскольку никаких действий по исключению ФИО4 из списка администрацией фактически не совершалось.
Как следует из ч.1 статьи 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии с ч.1 статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно статье 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
В силу ч.1 статьи 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истцом понесены следующие судебные расходы: при подаче иска оплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей (квитанция), оплачены услуги представителя в сумме <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> рублей - услуги по составлению искового заявления) и <данные изъяты> рублей - за участие представителя в судебном заседании) (расписки).
Учитывая объём исполненной представителем истца работы (участие в беседе при подготовке дела к судебному разбирательству, участие в судебном заседании), сложности дела, продолжительности его рассмотрения, ценности подлежащего защите права, а также, учитывая требования разумности и справедливости, суд считает разумным снизить размер подлежащих возмещению судебных расходов по представлению интересов истца при рассмотрении дела - до <данные изъяты> рублей, по составлению искового заявления до <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей.
С учётом положений ч.1 ст.98 ГПК РФ с ответчика Управления ЖКХ Пензенской области в пользу истца также подлежит возврату государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования ФИО4 удовлетворить частично.
Установить факт постоянного проживания ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты> на момент паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Нижнеломовского района Пензенской области, по адресу: <адрес>.
Признать недействительным отказ Управления жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области во включении ФИО4 в список граждан, пострадавших в результате весеннего паводка 2012 года, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, и в список граждан, пострадавших в результате паводка, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области включить ФИО4 в список граждан, пострадавших в результате весеннего паводка 2012 года, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, и в список граждан, пострадавших в результате паводка, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области предоставить ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как пострадавшей в результате весеннего паводка 2012 года, единовременную материальную помощь в размере <данные изъяты> рублей и финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости, из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости, - в размере <данные изъяты> рублей.
ФИО4 в иске к администрации Нижнеломовского района Пензенской области о признании недействительным отказа во включении в список граждан, пострадавших в результате весеннего паводка 2012 года, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, и в список граждан, пострадавших в результате паводка, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, о возложении обязанности по включению в список граждан, пострадавших в результате весеннего паводка 2012 года, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, и в список граждан, пострадавших в результате паводка, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, отказать.
Взыскать с Управления жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области (<адрес>) в пользу ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, возврат государственной пошлины <данные изъяты> рублей и расходы по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Т.А. Сухова
В окончательной форме решение принято 17.12.2013г.
Судья Т.А. Сухова