Дело № 2-526/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 сентября 2013 года г.Макаров
Макаровский районный суд Сахалинской области
в составе
председательствующего судьи Мариловой Т.В.
с участием
помощника прокурора Макаровского района Сахалинской области Жолдошева Р.Б.
при секретаре Чернякиной А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Макаровского района Сахалинской области об оспаривании бездействия муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Макаровский городской округ»
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Макаровского района Сахалинской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском о признании незаконным бездействия муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Макаровский городской округ», выразившегося в непринятии мер по привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде штрафа, назначенного муниципальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Макаровский городской округ», ссылаясь на следующее.
В соответствии с ч.1 ст. 23.2 КоАП РФ, районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетни_ми, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 КоАП РФ.
В силу ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ за неуплату административного штрафа в срок, установленный настоящим Кодексом, предусмотрена административная ответственность.
Согласно ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов, вынесших постановление о наложении административного штрафа, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
<<ДАТА ИЗЪЯТА>> прокуратурой Макаровского района Сахалинской области из Администрации МО «Макаровский городской округ» истребованы сведения о лицах, уклоняющихся от исполнения административного штрафа, назначенного муниципальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Макаровский городской округ».
<<ДАТА ИЗЪЯТА>> из Администрации МО «Макаровский городской округ» поступил ответ за № *** о том, что в 2013 году 19 лиц уклонились от исполнения административного наказания в виде штрафа, назначенного муниципальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Макаровский городской округ». В том числе постановлениями муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Макаровский городской округ» № *** от <<ДАТА ИЗЪЯТА>> и № *** от <<ДАТА ИЗЪЯТА>> Д. за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, назначены административные наказания в виде штрафа. Указанные постановления вступили в законную силу <<ДАТА ИЗЪЯТА>>, сроки уплаты административных штрафов истекли <<ДАТА ИЗЪЯТА>>.
Однако, протоколы об административном правонарушении по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ за уклонение от исполнения административного наказания муниципальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Макаровский городской округ» в отношении Д. не составлены, а двухмесячный срок привлечения ее к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в настоящее время не истек.
Ранее, <<ДАТА ИЗЪЯТА>> прокуратурой Макаровского района Сахалинской области в связи с выявленными нарушениями закона было внесено представление в администрацию МО «Макаровский городской округ» о принятии Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав мер по привлечению к административной ответственности лиц, уклонившихся от исполнения административного штрафа. Данное представление администрацией МО «Макаровский городской округ» рассмотрено и оставлено без удовлетворения со ссылкой на анализ действующего законодательства, не наделяющего председателя или членов муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав полномочиями по составлению протоколов по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.
Прокурор просит признать незаконным бездействие муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Макаровский городской округ», выразившиеся в непринятии мер по привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде штрафа, назначенного муниципальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Макаровский городской округ» и возложить на муниципальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Макаровский городской округ» обязанность в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, принять меры для привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ Д. за уклонение от уплаты административных штрафов по постановлениям № *** и № ***.
Помощник прокурора Макаровского районо Сахалинской области Жолдошев Р.Б. в судебном заседании исковые требования поддержал и уточнил, что прокурор Макаровского района Сахалинской области обратился в суд в интересах муниципального образования «Макаровский городской округ», поскольку штрафы, назначенные муниципальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Макаровский городской округ» в качестве наказания за совершение административного правонарушения, зачисляются в бюджет муниципального образования «Макаровский городской округ».
Представитель муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Макаровский городской округ» ФИО1, действующая на основании доверенности от <<ДАТА ИЗЪЯТА>> и представитель Администрации муниципального образования «Макаровский городской округ» ФИО2, действующая на основании доверенности от <<ДАТА ИЗЪЯТА>>, исковые требования прокурора не признали и пояснили, что председатель или члены муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, согласно ст. 23.2 КоАП РФ, рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела, предусмотренные ст. 5.35, 5.36, 5.37, 6.10 КоАП РФ.
Часть 5 ст. 32.2 КоАП РФ закрепляет, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в установленный законом срок помимо направления материалов судебному приставу-исполнителю должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав не является федеральным органом исполнительной власти или иным государственным органом, а КоАП РФ не регулирует вопрос о порядке наделения соответствующими полномочиями членов коллегиального органа.
На сегодняшний день отсутствует правовое регулирование порядка наделения членов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.20.25 КоАП РФ. Данный вопрос не урегулирован в законе Сахалинской области.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав - это коллегиальный орган, который не относится к какой-либо ветви власти, это орган системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а полномочия председателя и членов Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав реализуются на общественных началах. Члены Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются должностными лицами по роду своей основной деятельности, а не по общественной деятельности в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Пункты 1 и 2 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ закрепляют право и исчерпывающий перечень составов, протоколы по которым могут составлять члены коллегиальных органов.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ члены Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав обладают правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35 - 5.37, 6.10 КоАП РФ. Отсюда следует, что если законодатель отдельно выделил членов Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в п. 2 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ, то положения п. 12 указанной нормы на членов Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав не распространяются.
Председатель Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не является должностным лицом данного органа в том понимании, как это заложено в п. 12 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ с точки зрения выполняемых им в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав функций, так как лично не формирует состав Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, члены Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не находятся у председателя в служебном подчинении, а следовательно, председатель не является их непосредственным руководителем, обладающим правом назначения на должности либо применения мер поощрения или ответственности, также председатель Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не распоряжается ее имуществом и денежными средствами и у председателя Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав нет властных полномочий по отношению к субъектам, которые не находятся у него в подчинении. Полномочия председателя Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав можно, скорее, охарактеризовать как организационные, направленные на организацию эффективного функционирования Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как коллегиального органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Таким образом, председатель или члены Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не имеют права составлять протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Выслушав лиц, участвующих по делу, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом об административных правонарушениях РФ, влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
Общий порядок исполнения наказания в виде административного штрафа предусмотрен ст. 32.2 КоАП РФ.
В частности, согласно ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Перечень же должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается статьей 28.3 КоАП РФ.
Так, согласно ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются, прежде всего, должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела о данных административных правонарушениях, указанных в главе 23 КоАП РФ (часть 1). Помимо этого протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, и должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора (часть 2).
При этом в силу ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ, перечень этих должностных лиц устанавливается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав данными перечнями не предусмотрены.
В связи с этим в качестве исключения из указанных в ч. 1 и ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ общих правил часть 5 ст. 28.3 КоАП РФ устанавливает перечень лиц, которые не относятся к должностным лицам органов исполнительной власти, но в силу возложенных на них задач и функций вправе составлять протоколы об административных правонарушениях по конкретным статьям особенной части КоАП РФ.
Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии со ст. 23.2 КоАП РФ рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 КоАП РФ,
Следовательно, в силу ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, как коллегиальный орган, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данными статьями.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35 - 5.37, 6.10 КоАП РФ.
Тогда как пункт 12 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ наделяет правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, должностных лиц органов, вынесших постановление о наложении административного штрафа (но не уполномоченных лиц коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении).
Таким образом, статья 28.3 КоАП РФ, декларирующая полномочия на составление протоколов об административных правонарушениях, не наделяет членов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав полномочиями на составление протоколов об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Кроме того, в силу ст. 4, ст. 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 №120-ФЗ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, наряду с иными органами и учреждениями, входят в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и координируют деятельность всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Согласно ст. 2 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 №120-ФЗ основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 №120-ФЗ порядок осуществления деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется законодательством субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Закона Сахалинской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Сахалинской области» от 27.06.2013 №63-З0 муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Сахалинской области создаются органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Как следует из ст. 5 Положения о муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Макаровский городской округ», утвержденного постановлением мэра муниципального образования «Макаровский городской округ» № *** от <<ДАТА ИЗЪЯТА>>, основными задачами комиссии являются:
- организация работы по выявлению и социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, установлению родителей и иных законных представителей, которые не исполняют своих родительских обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию несовершеннолетних, охране их жизни и здоровья, а также отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних или жестоко обращаются с ними;
- рассмотрение жалоб и заявлений несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и других лиц, связанных с нарушением или ограничением прав и законных интересов несовершеннолетних;
- принятие мер по обеспечению защиты несовершеннолетних от физического и психического насилия, от всех форм дискриминации, сексуальной или иной эксплуатации, а также от вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий.
Таким образом, из анализа изложенных правовых норм следует, что основной задачей деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав является непосредственно охрана прав и законных интересов несовершеннолетних, тогда как объектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ являются отношения, складывающиеся в процессе контроля и надзора за исполнением административных наказаний, то есть общественные интересы.
Следовательно, привлечение к административной ответственности лиц, уклонившихся от исполнения административных наказаний в виде штрафа, не входит в задачи и компетенцию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Как следует из материалов дела, постановлениями муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Макаровский городской округ» № *** от <<ДАТА ИЗЪЯТА>> и № *** от <<ДАТА ИЗЪЯТА>> Д. за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, назначены административные наказания в виде штрафа.
Указанные постановления вступили в законную силу <<ДАТА ИЗЪЯТА>>, сроки уплаты административных штрафов истекли <<ДАТА ИЗЪЯТА>>.
Согласно сообщению Администрации МО «Макаровский городской округ» № *** от <<ДАТА ИЗЪЯТА>>, постановления муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Макаровский городской округ» № *** от <<ДАТА ИЗЪЯТА>> и № *** от <<ДАТА ИЗЪЯТА>> о наложении на Д. административных штрафов направлены в ОСП по Макаровскому району УФССП по Сахалинской области, что и предусмотрено ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ.
Таким образом, судом установлено, что муниципальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Макаровский городской округ» не было допущено незаконного бездействия по непринятию мер по привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ Д., уклоняющейся от исполнения административных наказаний в виде штрафа, назначенных постановлениями муниципальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Макаровский городской округ» № *** от <<ДАТА ИЗЪЯТА>> и № *** от <<ДАТА ИЗЪЯТА>>
На основании изложенного суд отказывает прокурору в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 196-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований прокурора Макаровского района Сахалинской области об оспаривании бездействия муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Макаровский городской округ» отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Макаровский районный суд Сахалинской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.В.Марилова
Мотивированное решение составлено в 17-00 часов 07 октября 2013 года.
Судья: Т.В.Марилова