ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 марта 2017 года г. Тайшет
Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Абрамчика И.М., при секретаре Кравец О.В., с участием представителя истца помощника Тайшетского межрайонного прокурора Склярова С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-527/17 по иску Тайшетского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Бирюсинка» о возложении обязанности произвести расчет платы за негативное воздействия на окружающую среду,
У С Т А Н О В И Л:
Тайшетский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Бирюсинка» о возложении обязанности произвести расчет платы за негативное воздействия на окружающую среду, в обоснование своих требований указывая, что была проведена проверка соблюдения ООО «Бирюсинка» законодательства при исчислении и взимании платы негативное воздействие на окружающую среду, пользование природными ресурсами. В ходе проведения проверки установлено.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лицООО «Бирюсинка» зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1133850026485Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области, является действующим юридическим лицом и состоит на налоговом учете в МИФНС № 6 с 10.03.2015 под идентификационным номером налогоплательщика 3808230522. Основным видом деятельности общества является лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность. Дополнительные виды деятельности: торговля оптовая непродовольственными потребительскими товарами, торговля оптовая прочими машинами, оборудованием и принадлежностями и т.д.
Как следует из информации Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области общество расчет платы не предоставляло и плату за негативное воздействие па окружающую среду не производило за 2015 г.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10января 2002 года №7-ФЗ«Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Обохране окружающей среды» определены основные принципы, охраны окружающей среды: соблюдение нрава человека на благоприятную окружающую среду, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду - это индивидуально-возмездный платеж, взимаемый с юридических лиц во исполнение их обязательств (обязанности) по компенсации негативного воздействия на окружающую среду, производимого в результате хозяйственной или иной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации. По истечении установленных сроков суммы: платежей взыскиваются с природопользователей в безакцептном порядке.
Согласно приказу Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору № 557 от 08 июня 2006 года «Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду», действовавшему до 21.08.2016, плата за негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется но итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
В соответствии с приказом, Ростехнадзора от 05.04.2007 г. № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду», действовавшим до 21.08.2016, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - расчет) заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (далее плательщики).
Расчет представляется плетельщиками в одном экземпляре в Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Федеральной службы: по экологическому, технологическому и атомному надзору, по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом: на хозяйствующий субъект.
Поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть внесена после произведенного ООО «Бирюсинка» расчета такой платы и его представления в Управление Росприроднадзора по Иркутской области, общество нарушает интересы Российской Федерации. Иркутской области и муниципального образования «Тайшетский район», которые заключаются в том, что бюджеты Российской Федерации, Иркутской области и муниципального образования «Тайшетский район» недополучают суммы, являющиеся статьей формирования соответствующих бюджетов. В связи с чем Российская Федерация, Иркутская область, муниципальное образование «Тайшетский район» не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды, выполнение природоохранных мероприятий.
Истец просит суд обязать ООО «Бирюсинка»произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 г. в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу и представить его в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области.
В судебном заседании представитель истца - помощник Тайшетского межрайонного прокурора Скляров С.С. поддержал заявленные требования по основаниям указанным в заявлении.
Представитель ответчика ООО «Бирюсинка»в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, об уважительных причинах неявки не сообщил, рассмотреть дело в его отсутствие не просил, доказательств произведения расчета платы и представление его в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области суду не представил.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области по доверенности ФИО1, надлежащим образом извещенная о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явилась, согласно представленному отзыву на исковое заявление, не возражала против удовлетворения заявленных требований, считает их законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2008 г. № 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции" при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований ст. 167 и 233 Гражданского процессуального кодекса РФ. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
Учитывая, что представитель ООО «Бирюсинка»в судебное заседание не явился, не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил об отложении рассмотрения дела, суд с согласия представителя истца рассмотрел дело по существу в его отсутствие в порядке заочного производства.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства, принимает решение об удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охране окружающей среды являются в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 16 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Статьи 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 25.01.2017 г. ООО «Бирюсинка» зарегистрировано в качестве юридического лица с 08.07.2013 г.. Основным видом деятельности ООО «Бирюсинка» является лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность. Дополнительные виды деятельности: торговля оптовая непродовольственными потребительскими товарами, торговля оптовая прочими машинами, оборудованием и принадлежностями, торговля оптовая древесным сырьем и необработанными лесоматериалами, торговля оптовая пиломатериалами, деятельность по предоставлению прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению и т.д.
Таким образом, ООО «Бирюсинка» осуществляя деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 г. № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду», в редакции, действующей на момент возникновения обязанности по предоставлению расчета и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору № 557 от 08 июня 2006 года «Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду» в редакции, действующей на момент возникновения обязанности по предоставлению расчета и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Согласно Приказу Ростехнадзора от 05.04.2007 г. № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду», в редакции, действующей на момент возникновения обязанности по предоставлению расчета и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, расчет представляется плательщиками в одном экземпляре в Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2010 г. № 780 Федеральной службе по надзору в сфере природопользования переданы функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы.
Согласно сведениям, предоставленным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области (письмо от 14.07.2016 года № 3/04-4699), ООО «Бирюсинка» не предоставило расчет платы и не произвело оплату за негативное воздействие на окружающую среду за 2014-2015 г.г. Таким образом, ООО «Бирюсинка» не исполнило свою обязанность по компенсации негативного воздействия на окружающую среду, производимого в результате хозяйственной или иной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
На основании изложенного ООО «Бирюсинка» надлежит исполнить данную обязанность и осуществить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 год и представить его в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области.
В силу указанного, суд находит исковые требования Тайшетского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 235-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тайшетского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Бирюсинка» о возложении обязанности произвести расчет платы за негативное воздействия на окружающую среду удовлетворить.
Обязать ООО «Бирюсинка»обеспечить произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 г. в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу и представить его в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения. Заявление должно содержать обстоятельства, свидетельствующие об уважительных причинах неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.
Заочное решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Тайшетский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение месяца со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: И.М. Абрамчик