ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-527/2021 от 17.11.2021 Белоярского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ)

Дело №__

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 ноября 2021 года г. Белоярский.

Белоярский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Лаврова И.В., при секретаре Нензеловой А.Р., истца ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к акционерному обществу «Югра-Экология» о признании действий по начислению платежей незаконными,

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратился в суд с иском к акционерному обществу «Югра-Экология» о признании действий по начислению платежей незаконными.

Исковые требования мотивированы тем, что истцу ответчиком с августа 2020 года по настоящее время осуществляется начисление платы за твердые коммунальные отходы в связи с наличием на праве собственности гаража.

Истцу, как собственнику объекта гаражного назначения, расположенного по адресу: <...> г. Белоярский начисляется плата за твердые коммунальные отходы, при этом расчет осуществляется исходя из установленных администрацией городского поселения Белоярский нормативов накопления твердых коммунальных отходов для предприятий транспортной инфраструктуры (гаражей).

Прокуратурой города указанные выше нарушения выявлены в ходе рассмотрения обращения истца в декабре 2020 года, в этой связи в адрес руководителя АО «Югра-Экология» внесено представление об устранении нарушений закона.

Однако, 16.03.2021 в прокуратуру города поступил ответ АО «Югра- Экология» об отказе в удовлетворении акта прокурорского реагирования.

Истцом заявлены требования: признать действия АО «Югра-Экология» по начислению истцу платы за оказание услуги «Обращение с ТКО» в связи с наличием в собственности объекта гаражного назначения, расположенного по вышеуказанному адресу; обязать АО «Югра-Экология» прекратить начисление истцу платы за оказание услуги «Обращение с ТКО» на объект гаражного назначения, расположенный по вышеуказанному адресу; взыскать с АО «Югра-Экология» в пользу истца судебные расходы в размере 300 рублей.

Истец ФИО2 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении (л.д. 6-8).

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела ответчик извещён надлежащим образом (л.д. 168), об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, о причинах неявки суд не уведомил, представил в суд письменные возражения на исковое заявление, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать (л.д. 88-91).

Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ счёл возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав истца, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования ФИО2 обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту - Федеральный закон об отходах).

Под твердыми коммунальными отходами в ст. 1 Федерального закона об отходах понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Согласно п. 4 ст. 24.7 Федерального закона об отходах собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Таким образом, твердыми коммунальными отходами являются отходы, образующиеся у физических лиц в жилых помещениях (жилом доме, части жилого дома), а также у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в процессе их деятельности, соответственно, именно на физических лиц, образующих отходы в жилых помещениях, а также индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, образующих в процессе своей деятельности отходы, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, возложена обязанность заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Кроме того, определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации (ст. 24.7 Федерального закона об отходах).

В определенных Правительством Российской Федерации случаях объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, которые могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В судебном заседании установлено, что истец является собственником недвижимого имущества – гаража, расположенного по адресу: расположенного по адресу: ХМАО – Югра, г. Белоярский, №__.

Согласно платёжному документу № 11-2020-29810 истцу по лицевому счету №__ начислялась плата за оказание услуги «Обращение с ТКО» (л.д. 15).

Согласно п.п. «а» п. 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.

В соответствии с п.п. «б» п. 4 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016 года № 269, нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц.

В силу п. 5, 6 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов.

Исходя из буквального толкования положений Федерального закона от 24.06.1998 года № 98-ФЗ, перечень объектов, на которых у потребителей услуги – физических лиц, образуются отходы, не определен.

Согласно Закону Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.11.2016 года № 79-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа -Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» администрации Белоярского района переданы отдельные государственные полномочия в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

На основании постановления администрации городского поселения Белоярский Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, от 10.08.2020 года № 134 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в городском поселении Белоярский», утверждены нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов в городском поселении Белоярский (л.д. 157).

При этом, согласно приложению к вышеназванному постановлению администрации городского поселения Белоярский Ханты-Мансийского автономного округа – Югры нормативы накопления твердых коммунальных отходов для физических лиц – собственников объектов гаражного назначения и земельных участков не определен.

Между тем, согласно п. 2 ст. 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.11.2016 года № 79-оз перечень переданных полномочий строго определён и заключается в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) твердых коммунальных отходов и организации деятельности по транспортированию твердых коммунальных отходов.

Таким образом, начисления за услугу «Обращение с ТКО» на объект гаражного назначения, расположенный по адресу: ХМАО – Югра, г. Белоярский, <...>, суд признает незаконным.

Учитывая изложенное, исковые требования ФИО2 подлежат удовлетворению в полном объёме.

В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования ФИО2 удовлетворить.

Признать действия АО «Югра-Экология» по начислению платы за оказание услуги «Обращение с ТКО» ФИО2 в связи с наличием у него в собственности объекта гаражного назначения, расположенного по адресу: ХМАО – Югра, г. Белоярский, <...>, незаконными.

Обязать АО «Югра-Экология» прекратить начисление платы за оказание услуги «Обращение с ТКО» ФИО2 на объект гаражного назначения, расположенный по адресу: ХМАО – Югра, г. Белоярский, <...>, обязать произвести перерасчет ранее начисленной платы.

Взыскать с АО «Югра-Экология» в пользу ФИО2 расходы по уплате госпошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение одного месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Белоярский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 19.11.2021.

Председательствующий И.В. Лавров