ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-528 от 06.08.2010 Нижнеудинского городского суда (Иркутская область)

                                                                                    Нижнеудинский городской суд Иркутской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Нижнеудинский городской суд Иркутской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Нижнеудинск 06 августа 2010 года

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи - Татаринцевой Е.В.,

при секретаре - Куклиной С.С.,

с участием:

помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Левинской С.С.,

представителей ответчика - ФИО1, действующей на основании доверенности от ***** года, и ФИО2, действующей на основании доверенности от ***** года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-528/2010 по иску Нижнеудинского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области и муниципального образования «Нижнеудинский район», а также прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «.....» о возложении обязанности получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на каждый стационарный источник загрязнения - угольные котельные,

УСТАНОВИЛ:

Нижнеудинский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области и муниципального образования «Нижнеудинский район», а также прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью (далее ООО) «.....» о возложении обязанности получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на каждый стационарный источник загрязнения - угольные котельные.

В обоснование поданного иска он указал, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от ***** года № XX ООО «.....» осуществляет деятельность по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) как основной вид деятельности и деятельность по обеспечению работоспособности котельных как дополнительный вид. Указанная организация эксплуатирует XX объектов ЖКХ - котельных, которые были переданы обществу по договору аренды № XX от ***** года. Срок действия договора определен - до ***** года. Угольные котельные, переданные по указанному договору, в соответствии с информацией Комитета по управлению имуществом (далее КУИ) администрации Нижнеудинского муниципального образования (далее МО) от ***** года № XX, расположены на территории Нижнеудинского МО по адресам: ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ...... Факты эксплуатации обществом котельных, являющихся источником выбросов вредных веществ в атмосферу, подтверждаются актами проверок, объяснениями инженера-эколога и директора ООО «.....», информацией КУИ администрации Нижнеудинского МО. При эксплуатации котельных предприятием производятся выбросы вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения. Согласно ч.2 ст.16 Федерального закона (далее ФЗ) «Об охране окружающей природной среды» выброс вредных веществ в атмосферный воздух является видом негативного воздействия на окружающую среду. В соответствии со ст.14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей природной среды в порядке, определенном Правительством РФ. В соответствии с п.9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических действий на него, утвержденного постановлением Правительства РФ № 183 от 02.03.2000 года следует, что предельно допустимые и временно согласованные выбросы устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускается на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Вместе с тем, в нарушение указанных требований закона ООО «.....» при эксплуатации котельных осуществлялся выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения. Из информации Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от ***** года № XX следует, что за период с ***** года ООО «.....» за разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в Министерство не обращалось и разрешения не получало. ***** года ООО «.....» был заключен Договор № XX на выполнение работ по проведению «Инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников» и разработку «Проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» (пп.1.1.1 и 1.1.2 Договора). Срок выполнения указанных работ установлен до ***** года (п.2.1.1 Договора). Таким образом, ООО «.....» не исполняется обязанность, предусмотренная ст.14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», что влечет за собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью, окружающей природной среде. Не получая разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, ООО «.....» препятствует реализации таких принципов охраны окружающей природной среды как обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимое условие обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Поэтому Нижнеудинский межрайонный прокурор просит: обязать ООО «.....» получить разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на каждый стационарный источник загрязнения - угольные котельные, расположенные на территории Нижнеудинского МО по адресам: ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., а также установить ответчику разумный срок для совершения вышеуказанных действий.

В судебном заседании помощник Нижнеудинского межрайонного прокурора Левинская С.Н. в полном объеме поддержала заявленные исковые требования.

Представители ответчика ООО «.....» по доверенности ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании исковые требования Нижнеудинского межрайонного прокурора признали, о чем представили суду соответствующее заявление. Судом представителям ответчика разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ст.173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Кроме того, представитель ответчика по доверенности ФИО2 суду пояснила, что после заключения договоров аренды котельных они пытались переделать ранее полученное разрешение, выданное Муниципальному унитарному предприятию «Тепловодоканал» на их организацию, но им было отказано, поскольку разрешение выдается на предприятие, а не на источники выбросов. Инвентаризация источников выбросов будет завершена до конца ***** года, потом её необходимо согласовать, на что может уйти месяц.

Представитель ответчика ФИО1 суду пояснила, что ООО «.....» осуществляет свою деятельность по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) как основной вид деятельности и деятельность по обеспечению работоспособности котельных как дополнительный вид 14-стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ с ***** года. Стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух перешли в ведение ООО «..... по договору аренды № XX от ***** года. Ранее источники эксплуатировались предприятием МУП «.....» и на каждый источник имелось разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданное Прибайкальским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании утвержденного «Проекта нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу для МУП «.....» г.Нижнеудинск Иркутской области» Иркутским межрегиональным управлением Ростехнадзора № XX от ***** года, согласованного Плана мероприятий по снижению выбросов в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ от источников МУП «.....» Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области № XX от ***** года. ООО «.....» отравил заявление № XX от ***** года на переоформление разрешения на выброс вредных (загрязняющих веществ) в окружающую природную среду в Прибайкальское управление Ростехнадзора. Ростехнадзор письмом от XX от ***** года отказал в переоформлении разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ окружающую природную среду ввиду смены пользователя имущества. Для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду необходимо разработать и утвердить «Проект нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу для ООО «.....», согласовать план мероприятий по снижению выбросов в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ от источников для ООО «.....». На основании этого ООО «.....» заключил договор № XX от ***** года на проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу от стационарных источников, на разработку проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Срок действия договора с ***** года по ***** года. Разработчиком выбран ИП ФИО3, так как она уже работала со стационарными источниками г.Нижнеудинска. ООО «.....» в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области за период ***** годов не обращалось за разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающих среду. Предприятие действует с ***** года. Как только будет готов весь необходимый пакет документов для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду, ООО «.....» обратится с заявлением, оформленным в соответствии с Приложением 1 к Административному регламенту Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду, утвержденного приказом МПР и экологии от ***** года № XX, в Прибайкальское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела своего представителя в суд не направило. Просило рассмотреть дело в их отсутствие. Суд считает заявленное ходатайство подлежащим удовлетворению и рассматривает дело в отсутствие представителя третьего лица. В заявлении, направленном в адрес суда, министр природных ресурсов и экологии Иркутской области ФИО4 указала, что Министерство поддерживает исковые требования Нижнеудинской межрайонной прокуратуры. По существу исковых требований сообщает, что в соответствии со ст.14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим выдачу разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории Иркутской области, является Прибайкальское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от ***** года № XX. ООО «.....» не относится к объектам, включенным в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. Пункт 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ***** года № XX, определяет, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускается н6а основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Таким органом исполнительной власти на территории Иркутской области является министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области (пп.8 п.7 Положения о министерстве, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009 года № 392/171-пп). Статья 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусматривает обязанность юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. На основании проведенной инвентаризации и разработанных предельно допустимых нормативов осуществляется выдача разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником. Приказом министерства от 02.10.2008 года № 1-мпр утвержден административный регламент исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ атмосферный воздух стационарным источником. Срок выдачи разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ атмосферный воздух стационарным источником составляет 30 рабочих дней со дня выдачи заявления и документов, необходимых для выдачи разрешения на выбросы. ООО «.....» с заявлением о выдаче разрешения на выбросы в адрес Министерства не обращался.

Выслушав помощника Нижнеудинского межрайон6ного прокурора Полетаеву М.В., представителей ответчика по доверенности ФИО1 и ФИО2, исследовав представленные документы, суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению, а признание иска принятию судом, поскольку не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц по следующим основаниям.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ***** года № XX ООО «.....» осуществляет как основой вид деятельности производство пара и горячей воды (тепловой энергии) и как дополнительные - передачу пара и горячей воды (тепловой энергии), распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).

Из договора аренды имущества муниципальной собственности от ***** года № XX (далее - договор аренды), заключенного между КУИ администрации Нижнеудинского МО и ООО «.....», следует, что обществу было передано в аренду недвижимое имущество (отдельно стоящие здания, встроенно-пристроенные помещения) согласно приложению № XX (п.1.1. Договора). Срок действия договора аренды с ***** года по ***** года (п.1.3. Договора). Основание передачи имущества муниципальной казны Нижнеудинского МО в аренду - постановление администрации Нижнеудинского МО от ***** года № XX (п.1.4 Договора).

Как видно из приложения № XX к договору аренды ООО «Теплоресурс» были переданы котельные на твердом топливе.

Факт передачи имущества, в том числе котельных, подтверждается актом приема-передачи, являющимся приложением к договору аренды от ***** года.

В судебном заседании представители ответчика подтвердили факт эксплуатации котельных. Кроме того, данный факт подтверждается актами проверок от ***** года.

Согласно ч.2 ст.16 Федерального закона (далее ФЗ) «Об охране окружающей природной среды» выброс вредных веществ в атмосферный воздух является видом негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии со ст.14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей природной среды в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно п.4 Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1992 года № 545, нормативные объемы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду (предельно допустимые и временно согласованные), предельного использования (изъятия) природных ресурсов, размещения отходов устанавливаются конкретным предприятиям, учреждениям и организациям - природопользователям органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации, других специально уполномоченных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с их компетенцией. Проекты указанных нормативов разрабатываются предприятиями, учреждениями и организациями - природопользователями с учетом предложений органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных организаций и мнения населения.

Пунктом 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических действий на него, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 года № 183, предусмотрено, что предельно допустимые и временно согласованные выбросы устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускается на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно п.1 ст.30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

В соответствии с пп.8 п.7 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009 года № 392/171-пп Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет в сфере обеспечения охраны окружающей среды, радиационной безопасности, организации проведения экологической экспертизы, охраны озера Байкал функции по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником в соответствии с законодательством.

Согласно письму заместителя министра природных ресурсов и экологии Иркутской области ФИО5 «О получении предприятиями разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу» за период ***** года ООО «Теплоресурс» за разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в Министерство не обращалось и разрешения не получало.

В заключении по иску от ***** года № XX, представленном Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области, также указано, что ООО «Теплоресурс» с заявлением о выдаче разрешения на выбросы в адрес Министерства не обращалось.

Из договора на выполнение работ № XX от ***** года, заключенного между ООО «.....», именуемого в дальнейшем Заказчик, и ФИО3, именуемой в дальнейшем Подрядчик, следует, что Подрядчик принял на себя обязательства по проведению «Инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников» и разработку «Проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» (раздел I договора). Срок выполнения работ с ***** года по ***** года (п.2.1.1). Договор подписан сторонами и вступил в действие с момента подписания (п.8.1 Договора).

Согласно постановлению № XX о назначении административного наказания от ***** года директор ООО «.....» ФИО6 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в выбросе вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, и ему наложен административных штраф в размере XX рублей.

Поскольку ООО «.....» производит выбросы в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ стационарными источниками без получения на это разрешения, то требования Нижнеудинского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению. С учетом того, что срок договора аренды котельных заканчивается ***** года, договором на выполнение работ от ***** года определено, что работы по проведению инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников и разработке проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу будут выполнены к ***** года, с учетом 30-дневного срока рассмотрения заявления о получении разрешения на выбросы, разумным сроком в данном случае будет являться ***** года.

В соответствии с ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Нижнеудинский межрайонный прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подп.9. п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, государственная пошлина должна быть взыскана с ответчика - ООО «.....».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Принять от Общества с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» признание иска.

Иск Нижнеудинского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области и муниципального образования «Нижнеудинский район», а также прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «.....» о возложении обязанности получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на каждый стационарный источник загрязнения - угольные котельные удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «.....» получить разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на каждый стационарный источник загрязнения - угольные котельные, расположенные на территории Нижнеудинского МО по адресам: ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ......

Установить Обществу с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» срок для получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на каждый стационарный источник загрязнения - угольные котельные, расположенные на территории Нижнеудинского МО по адресам: ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., до ***** года.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «.....» государственную пошлину в размере XX (XX) рублей, перечислив ее на расчетный счет XX Управления Федерального казначейства в ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской области г.Иркутск БИК XX; получатель УФК по Иркутской области, Межрайонная ИФНС России № 6 по Иркутской области; ИНН XX; КПП XX; ОКАТО XX; КБК XX.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд в течение десяти дней.

Копия верна

Судья Е.В.Татаринцева