78RS0002-01-2021-003443-16
Дело № 2-5284/2021 25 мая 2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Николаевой А.В.,
при секретаре Прохорихиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО, к администрации Выборгского района Санкт-Петербурга об оспаривании бездействия, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным и дискриминационным бездействие администрации Выборгского района Санкт-Петербурга в решении вопроса устройства несовершеннолетнего ФИОДД.ММ.ГГГГ года рождения, в группе полного дня в дошкольном образовательном учреждении, находящемся в доступной близости от места проживания; обязать реализовать право несовершеннолетнего на бесплатное дошкольное образование, предусмотренное ст.43 Конституции РФ, путем создания и предоставления в течение 1 месяца со дня вступления в силу решения суда места в группе полного дня ГБДОУ № 11 Выборгского района Санкт-.
В обоснование заявленных требований указала, что 18.11.2020 года обратилась с заявлением о постановке ребенка на учет для получения места в дошкольном образовательном учреждении в порядке перевода в связи с переездом из <адрес>, в качестве приоритетного <данные изъяты>; 08.12.2020 года обратилась с заявлением в отдел образования, на которое 22.12.2020 года получен ответ об отказе в предоставлении места в связи с необходимостью ожидания в очереди и отсутствием мест.
Поскольку заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, с учетом части 5 статьи 16.1 КАС РФ, исковое заявление ФИО1 было принято к производству по правилам гражданского судопроизводства.
В судебное заседание истец не явилась, направила в суд ходатайство об отложении судебного заседания, в удовлетворении которого отказано; будучи опрошенной ранее, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом; ответчик представил письменные возражения.
Изучив материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований, принимая во внимание следующее.
В статье 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года и вступившей в силу для СССР 15.09.1990 года, отмечено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность, в том числе, дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.
В статье 5 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены положения о том, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе, дошкольного образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.
В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.
Данная позиция согласуется с мнением Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении от 15.05.2006 года № 5-П, в котором указано, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
В силу части 2 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере образования, в том числе по закреплению образовательных организаций субъектов Российской Федерации за конкретными территориями, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
При этом Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.04.2016 года № 286 «Об определении границ территории для закрепления государственных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга» определены границы территории для закрепления государственных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, равными границам территории субъекта Российской Федерации – города федерального значения Санкт-Петербурга.
Порядок комплектования воспитанниками государственных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, утвержден Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 03.02.2016 года № 273-р.
В соответствии с пунктом 1.4 указанного Порядка комплектование образовательных организаций осуществляется в текущем году в период с 1 февраля по 30 июня с учетом даты постановки на учет и права на внеочередное или первоочередное зачисление ребенка в образовательную организацию. После окончания периода комплектования проводится доукомлектование образовательных организаций при наличии свободных мест (освободившихся, вновь созданных) в период с 1 сентября текущего года по 1 февраля следующего года.
Пунктом 1.5 Порядка установлены следующие сроки комплектования для детей, зарегистрированных по месту жительства или по месту пребывания на территории Санкт-Петербурга:
- имеющих внеочередное или первоочередное право на зачисление в образовательную организацию, с 1 февраля по 1 марта текущего года;
- стоящих на учете по переводу из образовательной организации одного района Санкт-Петербурга в образовательную организацию другого района Санкт-Петербурга, из списка «очередников» и получивших вариативные формы дошкольного образования временно, с 1 марта по 1 апреля текущего года;
- стоящих на учете и на учете по переводу из одной образовательной организации в другую одного района Санкт-Петербурга, в том числе в группы компенсирующей и оздоровительной направленностей, с 1 апреля текущего года.
Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 09.04.2018 года № 1009-р также утвержден Административный регламент администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по комплектованию государственных образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 3.1.4.2 указанного регламента заявитель имеет право после получения уведомления о постановке ребенка на учет внести следующие изменения в заявление с сохранением даты постановки ребенка на учет:
- изменить ранее выбранный год поступления ребенка в ОУ;
- изменить ранее выбранный район Санкт-Петербурга с обязательным изменением ОУ;
- изменить ранее выбранные ОУ в указанном районе Санкт-Петербурга;
- изменить ранее выбранную направленность группы;
- изменить или добавить сведения о преимущественном праве зачисления в ОУ;
- изменить сведения о месте регистрации и месте жительства ребенка.
Заявитель может внести изменения в заявление только по месту его первичной подачи в зависимости от способа подачи.
Согласно положениям пункта 3.1.5.3 дети, родители которых заполнили заявление о постановке ребенка на учет, внесли изменения в заявление после установленной даты (после 30 июня текущего года) или после 2 августа текущего года – для имеющих право внеочередного или первоочередного приема в ОУ, включаются в список будущих воспитанников ОУ на следующий учебный год.
В силу пункта 3.1.6.4 в случае отсутствия свободных мест в ОУ, указанных заявителем в заявлении о постановке ребенка на учет, комиссия предлагает:
- место в другом(-их) ОУ согласно приложению № 8 к настоящему Административному регламенту. В случае согласия заявитель вправе после зачисления ребенка в ОУ подать заявление о постановке ребенка на учет по переводу;
- вариативные формы получения дошкольного образования временно, начиная с желаемой даты поступления до появления свободного места в ОУ или следующего периода комплектования, согласно приложению № 8 к настоящему Административному регламенту.
В случае отказа или отсутствия отказа/согласия в течение 15 календарных дней с даты выдачи уведомления при надлежащем исполнении заявление о постановке ребенка на учет переходит в список будущих воспитанников ОУ следующего года в указанные ОУ с сохранением даты постановки на учет и рассматривается в списке «очередников», который составляется в соответствии с пунктом 3.2 настоящего Административного регламента в период доукомплектования в соответствии с пунктом 3.3 настоящего Административного регламента. Заявитель получает уведомление согласно приложению № 25 к настоящему Административному регламенту.
В случае отсутствия до 1 февраля следующего года свободных мест в ОУ, указанных заявителем в заявлении о постановке ребенка на учет, заявление рассматривается в списке «очередников» в период комплектования ОУ следующего года в соответствии с пунктом 3.1.6 настоящего Административного регламента.
При зачислении ребенка в ОУ временно заявитель имеет право внесения изменений в заявление в соответствии с пунктами 3.1.4.2-3.1.4.4 Административного регламента. До начала комплектования ОУ (1 февраля текущего года) заявления временно зачисленных детей восстанавливаются по дате подачи заявления в списке будущих воспитанников ОУ на текущий год.
Как усматривается из представленных в материалы дела документов и не оспаривалось участвующими в деле лицами, ФИО1 является матерью несовершеннолетнего ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО1 и несовершеннолетний зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>.
18.11.2020 года ФИО1 обратилась с заявлением о постановке несовершеннолетнего на учет по переводу из <адрес> в <адрес>, без указания льгот, в качестве приоритетных указала ОУ №№ 11, 9, 8; указав адрес регистрации несовершеннолетнего в <адрес>.
08.12.2020 года ФИО1 обратилась с заявлением в отдел образования Выборгского района Санкт-Петербурга, на которое 22.12.2020 года дан ответ с разъяснением порядка рассмотрения заявления в период комплектования на 2021-2022 учебный год.
Аналогичный ответ дан администрацией Выборгского района Санкт-Петербурга 19.02.2021 года на обращение ФИО1 в Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан.
В соответствии с п.3.1.5.3 Административного регламента дети, родители которых заполнили заявление о постановке ребенка на учет, внесли изменения в заявление после установленной даты (после 30 июня текущего года) или после 2 августа текущего года – для имеющих право внеочередного или первоочередного приема в ОУ, включаются в список будущих воспитанников ОУ на следующий учебный год.
Соответственно заявление ФИО1, зарегистрированное после установленной даты, находится на рассмотрении Комиссии в 2021 году.
При таких обстоятельствах, учитывая, что у несовершеннолетнего отсутствует регистрация по месту жительства или пребывания на территории Санкт-Петербурга, суд соглашается с доводами ответчика о том, что несовершеннолетнему может быть предоставлено место в ДОО Выборгского района Санкт-Петербурга после предоставления мест в ДОО детям, зарегистрированным по месту жительства или пребывания на территории Санкт-Петербурга, то есть после 01 сентября.
Одновременно суд принимает во внимание положения пункта 3.1.4.2 административного регламента, в соответствии с которым при внесении изменений, в том числе, в случае изменения ранее выбранного года поступления ребенка в ОУ, ранее выбранного района Санкт-Петербурга с обязательным изменением ОУ, ранее выбранных ОУ в указанном районе Санкт-Петербурга, дата постановки ребенка на учет сохраняется, в связи с чем лица, ранее заявителя подавшие соответствующие заявления о зачислении в другие образовательные учреждения, в случае внесения изменений в свои заявления путем указания в них заявленных истцом, автоматически распределяются в очереди в такое учреждение в зависимости от даты и времени подачи первоначального заявления.
Оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что в действиях ответчика отсутствует незаконное бездействие, выразившееся в непредставлении ребенку истца места в дошкольном образовательном учреждении, поскольку реализация ребенком истца конституционного права на получение образования не может нарушать права других детей, поставленных на очередь ранее либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях, учитывая, что в указанных истцом ДОУ отсутствуют вакантные места; при таких обстоятельствах требования истца подлежат отклонению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении искового заявления ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО, к администрации Выборгского района Санкт-Петербурга об оспаривании бездействия, обязании совершить определенные действия, – отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.
Судья (подпись) А.В. Николаева
Решение принято в окончательной форме 04.06.2021 года
Копия верна. Судья: