№ № РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 октября 2019 года Подольский городской суд Московской области В составе председательствующего судьи Невской Е.В. При секретаре Колесовой Е.А. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Городского округа Подольск о признании права собственности, - УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Городского округа Подольск, уточнив требования, просил признать за ним право собственности на жилой дом с кадастровым номером №, №-этажный с подвалом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Свои требования мотивирует тем, что он является собственником двух земельных участков: с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м,категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства; и с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенных по адресу: <адрес> На земельном участке с кадастровым номером № им был возведен индивидуальный жилой дом без разрешительной документации. Поскольку в настоящее время зарегистрировать право собственности на спорный объект недвижимости не представляется возможным, он (истец) вынужден обратиться в суд. Истец - ФИО1 а в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель в судебном заседании исковые требования поддержал. Ответчик - представитель Администрации Городского округа Подольск в судебном заседании против удовлетворения требований возражали. Суд, выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу статьи 35 Конституции РФ «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами». В судебном заседании установлено, что ФИО1 на основании свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ№ является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>. На основании свидетельства о праве на землю от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 также является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 27, 28, 40-48, 66-73,92). Земельные участки, принадлежащие истцу на праве собственности, являются смежными по отношению друг к другу, относятся к землям населенных пунктов, имеют разрешенный вид использования, позволяющий возводить на них жилые строения. На земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, без разрешительной документации истцом был возведен индивидуальный жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м. Спорный жилой дом поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, особые и дополнительные сведения отсутствуют(л.д.33). Согласно техническому заключению, спорный жилой дом расположен по адресу: <адрес>. Год постройки - ДД.ММ.ГГГГ, количество этажей №, в том числе подземных №, общая площадь - <данные изъяты> кв.м, в том числе жилая - <данные изъяты> кв.м (л.д. 57-65). Жилой домоснащен инженерными коммуникациями, истцом заключены договора на поставку коммунальных ресурсов с МУП «Водоканал», МУП «Подольская Теплосеть»; с ПАО «МОЭСК» (л.д. 20-26). Согласно градостроительному плану земельного участка №№, земельный участок расположен в территориальной зоне: Ж-2-зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами. Зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами Ж-2 установлена для обеспечения формирования жилых районов из отдельно стоящих индивидуальных жилых домов и блокированных жилых домов. Одним из основных видов разрешенного использования земельного участка является индивидуальное жилищное строительство. Предельное количество этажей постройки 3. Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий отсутствуют (л.д. 5-18). Статьей 106 Земельного кодекса РФ установлено, что обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории, а также к решению об изменении зоны с особыми условиями использования территории, предусматривающему изменение границ данной зоны, являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Форма графического описания местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, требования к точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если зона с особыми условиями использования территории возникает в силу федерального закона, принятие решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории не требуется. В этом случае уполномоченными в соответствии с федеральными законами органами государственной власти или органами местного самоуправления осуществляется подготовка предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи сведений о границах такой зоны с особыми условиями использования территории. Правообладатели земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в границах зоны с особыми условиями использования территории, должны быть уведомлены органом регистрации прав о внесении сведений о зоне с особыми условиями использования территории в Единый государственный реестр недвижимости или об изменении таких сведений в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". Зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются независимо от категорий земель и видов разрешенного использования земельных участков. Зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны с особыми условиями использования территорий считаются прекратившими существование, а ограничения использования земельных участков в таких зонах недействующими со дня исключения сведений о зоне с особыми условиями использования территории из Единого государственного реестра недвижимости, если иное не предусмотрено настоящей статьей, федеральным законом. Согласно ч. 1 п. 7 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ, до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в границах указанных в части 1 настоящей статьи приаэродромных территорий или указанных в части 2 настоящей статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов, зон санитарных разрывов аэродромов, не применяются в отношении объектов капитального строительства, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция которых согласованы с собственником соответствующего аэродрома и (или) уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим полномочия собственника соответствующего аэродрома, а также в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если эти ограничения установлены в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов. Статьей 4 Гражданского кодекса РФ установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Материалами настоящего гражданского дела подтверждается, что право собственности истца на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, на котором возведено спорное строение, возникло в ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до введения в действие Федерального закона. Из ответа Комитета по строительству и архитектуре Администрации городского округа Подольск от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО1 следует, что разрешительная документация на строительство (реконструкцию) и на соответствие построенного (реконструированного) индивидуального жилого дома на земельном участке с КН № по адресу: <адрес> Администрацией г.о. Подольск не оформлялась. Для оформления права собственности на дом, построенный без получения на то необходимых разрешений, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в суд в порядке, предусмотренном главой 12 ГПК РФ (л.д. 39). Для установления юридически значимых обстоятельств, по настоящему гражданскому делу была назначена и проведена судебная строительно-техническая экспертиза (л.д. 81-82). Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы, самовольно возведенное строение расположено в границах земельного участка с кадастровым №. Проведенные исследования показывают, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>соответствуетградостроительным, строительным, противопожарным, санитарно-гигиеническим, санитарно-эпидемиологическим, предъявляемым к вновь строящимся и реконструируемым жилым домам (объектам жилого фонда), предназначенным для постоянного проживания людей за исключениемнормативного требования по расстоянию от жилого дома до границы с соседним земельным участком с кадастровым номером №. Исследуемый жилой дом на земельном участке с кадастровым № адресу: <адрес> не нарушает права и охраняемые законом интересы смежных землепользователей и иных лиц, так как при его строительстве нормы инсоляции и естественного освещения окружающих зданий не нарушаются, жилой дом находится на земельном участке собственника участка, соблюдены противопожарные нормы, нормы инсоляции и естественного освещения окружающих зданий не нарушаются, размещение жилого дома не затрудняет доступ к соседним земельным участкам и зданиям, не препятствует движению транспортных средств. Также необходимо отметить, что несоответствие расположения жилого дома до границы земельного участка с кадастровым номером № значению в <данные изъяты>0 м не нарушает права и охраняемые законом интересы смежных землепользователей, так как собственником земельного участка с кадастровым номером № является истец - ФИО1 С учетом вышеизложенного, права и законные интересы смежных землепользователей, по мнению эксперта, не нарушены. Требования красной линии улицы, иные ограничения использования земельного участка, допустимый процент застройки земельного участка при строительстве жилого дома не нарушены. Исследуемый жилой дом соответствуеттребованиям безопасности зданий и сооружений согласно ФЗ №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Таким образом, проведенное исследование позволяет эксперту сделать вывод о том, чтоугрозы жизни и здоровью граждан при эксплуатации и пользовании помещениями жилого дома по адресу: <адрес>, не имеется (л.д. 97-135). Сомневаться в достоверности экспертного заключения и компетентности эксперта, суд оснований не имеет. Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из следующих оснований. В соответствии с частью 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Положениями пункта 3 указанной статьи также предусмотрено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (абзац 3 части 3 статьи 222 Гражданского кодекса РФ). Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что для признания постройки самовольной необходимо наличие определенных условий, а именно: возведение строения на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом; создание строения без получения на это необходимых разрешений; возведение постройки с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и Правил. Кроме того, юридически значимым обстоятельством также является установление факта, что возводимый объект недвижимости нарушает права и охраняемые законом интересы собственников, создает угрозу жизни и здоровью. Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности, к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. В силу пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса РФ, части 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Положениями статьи 40 Земельного кодекса РФ также предусмотрено, что собственник имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. При этом, положениями статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, статьи 3 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» также установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. Вместе с тем, в силу положений части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства. Из содержания части 1 статьи 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Кроме того, по смыслу статей 7, 85 Земельного кодекса РФ, 35 - 40 Градостроительного кодекса РФ, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли, либо вопреки правилам градостроительного зонирования. В частности, положениями статьи 7 Земельного кодекса РФ установлено, что земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Земли, указанные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. В соответствии с положениями статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Из материалов настоящего гражданского дела следует, что земельный участок, на котором расположен спорный дом, находится в собственности истца, относится к землям населенных пунктов и имеет разрешенный вид использования для индивидуального жилищного строительства, а потому возведение спорного строения соответствует назначению земельного участка. Судебной строительно-технической экспертизой установлено, что самовольно возведенное строение расположено в границах земельного участка принадлежащего истцу; соответствует градостроительным, строительным, противопожарным, санитарно-гигиеническим, санитарно-эпидемиологическим, предъявляемым к вновь строящимся и реконструируемым жилым домам (объектам жилого фонда), предназначенным для постоянного проживания людей; не нарушает права и охраняемые законом интересы смежных землепользователей и иных лиц, так как при его строительстве нормы инсоляции и естественного освещения окружающих зданий не нарушаются, соблюдены противопожарные нормы, нормы инсоляции и естественного освещения окружающих зданий не нарушаются, размещение жилого дома не затрудняет доступ к соседним земельным участкам и зданиям, не препятствует движению транспортных средств; права и законные интересы смежных землепользователей не нарушены; требования красной линии улицы, иные ограничения использования земельного участка, допустимый процент застройки земельного участка при строительстве жилого дома не нарушены; угрозы жизни и здоровью граждан при эксплуатации и пользовании помещениями жилого дома не имеется. Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан». Согласно части 1 статьи 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. В силу положений статьи 11 ГК РФ, статьи 3 ГПК РФ суд осуществляет защиту нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ представителем Администрации не представлено доказательств того, что жилой дом является самовольной постройкой, возводимой на земельном участке, не предоставленном для этих целей и с нарушением градостроительных норм. Не представлено и доказательств того, что спорный жилой дом нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и создает угрозу жизни и здоровью граждан. Статьей 2 Жилищного кодекса РФ, предусмотрено, что органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе стимулируют жилищное строительство. Статьей 55 Конституции Российской Федерации провозглашено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При таких обстоятельствах, поскольку установлено, что жилой дом расположен в границах земельного участка, который находится в собственности истца; земельный участок относится к землям населенных пунктов, имеет разрешенный вид использования: для индивидуального жилищного строительства, соответствует градостроительным, строительным, противопожарным, санитарно-гигиеническим, санитарно-эпидемиологическим, предъявляемым к вновь строящимся и реконструируемым жилым домам (объектам жилого фонда), предназначенным для постоянного проживания людей; не нарушает права и охраняемые законом интересы смежных землепользователей и иных лиц, так как при его строительстве нормы инсоляции и естественного освещения окружающих зданий не нарушаются, соблюдены противопожарные нормы, нормы инсоляции и естественного освещения окружающих зданий не нарушаются, размещение жилого дома не затрудняет доступ к соседним земельным участкам и зданиям, не препятствует движению транспортных средств; права и законные интересы смежных землепользователей не нарушены; требования красной линии улицы, иные ограничения использования земельного участка, допустимый процент застройки земельного участка при строительстве жилого дома не нарушены; угрозы жизни и здоровью граждан при эксплуатации и пользовании помещениями жилого дома не имеется, суд находит возможным заявленные требования удовлетворить. Принимая во внимание представленные доказательства, оценив их в совокупности и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать за ФИО1 право собственности на жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>). Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца. Председательствующий судья: подпись Е.В.Невская <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |